Главные вкладки

    Методическая разработка (5 класс) по теме:
    урок математики в 5 классе на тему "десятичная запись дробных чисел

    Это первый урок в 5 классе в разделе  "Десятичные дроби" по теме "Десятичная запись дробных чисел". К уроку предлагается презентация для лучшей иллюстрации изучаемого материала

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    01.02.2012_5_klass.doc398.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок математики в 5-м классе по теме "Десятичная запись дробных чисел"

    Тип урока: изучение нового материала.

    Оборудование урока: мультимедийный проектор с экраном для демонстрации презентации, карточки для устного счёта, карточки с цифрами для инсценировки.

    Цели и задачи:

    Образовательные: 

    изучить и закрепить  понятие "десятичная дробь", алгоритм записи десятичных дробей.

    научить читать, записывать десятичные дроби, заменять обыкновенную дробь десятичной.

    Развивающие:

    развивать у учеников математическую речь, способствовать развитию логического мышления, умению оценивать свою работу;

     развивать навыки самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке.

    Воспитательные:

    воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, толерантность, ответственное отношение к учебному труду,  ответственность не только за собственные знания, но и за успехи своих одноклассников.

    Ход урока

    1. Организационный момент. Включение в деловой ритм. Настрой на урок.

    Здравствуйте, ребята!                        
    Прошу занять свои места.
    Сегодня 1 февраля,
    День недели – среда.

    Сегодня проведём

    У вас урок такой,
    Который будет посвящён
    Интересной особе одной.
    Слушайте меня внимательно,
    На вопросы отвечайте,
    Всё, ребята, подмечайте,
    Ничего не забывайте,
    Меня, прошу, не подкачайте.

    2. Актуализация опорных знаний.(повторение ранее изученного)

    -Что же это за особа, о которой пойдёт речь? Узнаете,  если решите ребус.

    ,,            ,, Ь         ( дробь )            

                     

    -

    Да, конечно же, это дроби. -Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, вас ждут необычные задания, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили.

    А что вы уже знаете о дробях?

    Давайте с вами поработаем устно.

    Задание1.  Из предложных чисел назовите натуральные числа, обыкновенные дроби и смешанные числа.

    Задание2. Из предложенных дробей, назовите правильные дроби, а теперь неправильные дроби. Итак, ….Слайд

    Задание3. Слайд. Определите координаты точек на данном координатном луче: дан координатный луч с началом в точке и имеющий координату 0, единичный отрезок равен семи клеткам. Определите координаты точек А, В, С, и Е.

    Итак, точка А имеет координату …

              точка В имеет координату …

              точка С имеет координату…

              точка Е имеет координату…

    Задание 4.Выделите из неправильной дроби целую часть  37/10

    Представьте смешанное число в виде неправильной дроби  5 3/4= 23/4

    3.Устный счёт.

     -Приготовьте карточки для устного счёта, записываем только ответы. Слушайте внимательно.

    1. Представьте в виде неправильной          6.В классе 17 учеников . 9 человек участвовали в

     дроби  число 2 целых7/9                              соревнованиях. Какая часть класса участвовала в

                                                                              соревнованиях?

    2.Выделите целую часть из дроби 53/10    7.Миша съел 5 конфет, что составляет 1/3 всех конфет.

                                                                              Сколько всего конфет было?

    3.2целых3/7 увеличить на 4целых 2/7           8. В книге 140 страниц. Сколько страниц занимает    

                                                                               рассказ, если он занимает 5/7 книги?

    4.Найдите разность чисел 4целых 7/8 и    9.Площадь поля 15 гектаров. Вспахали 2/3.Сколько га    

        1 целой3/8.                                                   вспахали?

    5. Сколько минут в ¼ часа?                        10. Мальчик прочитал 2/3 книги, что составило 40  

                                                                                страниц. Сколько страниц всего в книге?

    (проводится взаимопроверка, выставляются оценки)

    4. Постановка цели урока. Объяснение нового материала.

    Переходим к изучению нового материала.

    С древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, массу, вести расчет за купленные ими товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части. Так появились дроби: они были известны ещё древнем Египте примерно 3000 лет тому назад. Дроби записывали в виде палочек – это были целая часть, а палочки в два раза меньше – означали дробные части. У людей возникла необходимость ввести числа более удобные для расчета и вычислений.

    -Что же это за числа? Знакомство с этими числами и будет темой нашего урока.

    Запишите в тетради число, тему урока.

    -А как вы думаете, можно ли по-другому записывать дробные числа? ( Десятичными дробями)

       Организация учащихся по принятию познавательной задачи

    - Какова цель нашего урока? (узнать, как можно по-другому записать дробные числа, уметь читать и записывать десятичные дроби)

    Проводится небольшой математический диктант (дети записывают дроби со знаменателями 10,100,1000 в виде смешанных чисел)

    Чем похожи эти числа? Что интересного заметили?

    Мы будем записывать дробные числа по-новому, но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись. Кто догадался к каким?

    Эти дроби перед вами.

    Полюбуйтесь ими сами.

    В знаменателе, смотри-

    Единица и нули.

    Числа со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя, такое число можно представить в виде десятичной записи, или, как говорят иначе, в виде десятичной дроби.

    Начнём изучение с вопроса: Как записать и прочитать десятичную дробь?

    Учитель работает на доске, а дети записывают решение в тетради.

    Дальше идет работа с алгоритмом

    Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой. Например, 5 7/10=5,7    42 52/100 = 42,52   4 382/1000 = 4,382

    Сделать вывод, что количество нулей в знаменателе совпадает с количеством цифр после запятой.

    Работа с алгоритмом

    - Итак, проблема была, как записать обыкновенные дроби, смешанные числа – по-новому.

    1.Записать целую часть (она может быть равна нулю), ставим запятую. 

    2.После запятой поставим столько точек, сколько нулей в знаменателе дробной части

    3.С последней точки записываем числитель, начиная с последнего знака

    4.В пустые места записываем нули. Так как эти числа равны, то десятичную дробь читают аналогично

    5. Первичное закрепление новых знаний.

    Работа с учебником. Откройте учебник на странице 180,  

    Прочитаем выделенные абзацы. Дети читают по очереди. Обратить их внимание на правило.

    Выполним №1144 . Класс выполняет в тетрадях, 2 учащихся работают у доски.

           6.Физкультминутка. Ребята, наверняка, вы устали. Прежде чем продолжить работу, давайте снимем усталость.

    Вверх рука и вниз рука.

    Потянули их слегка

    Быстро поменяли руки!

              Нам сегодня не до скуки.

    Приседания с хлопками

    Вниз - хлопок и вверх - хлопок

    Ноги, руки разминаем

    Точно знаем – будет прок

    Крутим – вертим головой

    Разминаем шею. Стой!

    И на месте мы шагаем

    Ноги выше поднимаем

    Потянулись, растянулись

    Вверх и в стороны, вперёд

    И за парты все вернулись-

    Вновь урок у нас идёт!

    Выполним устно №1145. Читаем дроби, начиная с первой парты по порядку.  (Дети читают дроби)

    С чтением дробей вы справились и теперь мы проведём игру «Прочитай слово». Я буду читать вам дроби, а вы записывать их в тетрадях в виде десятичной дроби, соотнести с буквой и прочитать получившееся слово. Записываем в столбик дроби, напротив соответствующую букву.

    1571г – Иоганн Кеплер - немецкий математик и астроном, предложил современную запись десятичных дробей, т.е. отделение целой части запятой. До него существовали другие варианты: 3,7 писали так 3(0)7 или разными чернилами целую и дробную части. 1592г – в записи дробей впервые встречается запятая. 1703г – в России учение о десятичных дробях М.В.Ломоносов.

    Пять целых две десятых

    5,02

    5,2

    5,002

    Т

    К

    Р

    Ноль целых восемь тысячных

    0,008

    0,08

    0,8

    Е

    О

    У

    Три целых двадцать пять тысячных

    3,25

    30,25

    3,025

    Д

    В

    П

    Шестнадцать целых пять сотых

    16,005

    16,5

    16,05

    С

    М

    Л

    Восемнадцать целых восемь сотых

    18,8

    18,08

    18,008

    И

    Е

    А

    Тридцать четыре целых сто пять тысячных

    34,0105

    34,105

    34,15

           В

          Р

            Ц

     Упражнение, направленное на формирование умения читать десятичные дроби.

    Инсценировка: Ученики примерно одинакового роста крепят на грудь бумажные плакаты с написанными на них цифрами. У того ученика, который ниже всех ростом, на плакате знак запятой. “Запятая” перебегает на различные места в ряду учеников - цифр, а сидящие в классе читают получившиеся числа. Например,

    5

    ,

    0

    2

    9

    1

    7. Обратная связь. Самостоятельная работа

    Наш урок скоро заканчивается.  Чему вы сегодня научились? (Мы с вами сегодня разобрали,  как читать, записывать десятичные дроби, на следующих уроках вы узнаете, как выполнять арифметические действия с десятичными дробями). А наш урок достиг целей? Это мы сейчас проверим.

    Самостоятельная работа: соотнести записи в правой и левой колонках (даётся на листочках)

    7. Итоги урока

    Это просто замечательно, что среди вас нет таких ребят, которым скучно, неинтересно на уроках математики. Я очень рада, что вы уйдёте с урока с прекрасным настроением, хорошими отметками и отличными знаниями.

    Вы все молодцы!
    Вы все удальцы!
    И пусть на года
    Любимой всегда
    Для вас математика будет!

    ОЦЕНКИ.

    8. Задание на дом.

    Ваше домашнее задание будет таким с.180 читать, №1166(а)  и каждому в конвертике индивидуально (дифференцированные задания)

    Урок окончен, всем спасибо. До свидания.

    Самоанализ урока математики в 5 классе (учитель Виноградова В.В.)

            В 5 классе обучается 10 человек (4 девочки, 6 мальчиков). Ребята в основном со средними умственными способностями, словарный запас небольшой, связная речь развита слабо, поэтому многие учащиеся дают односложные ответы или отвечают по наводящим вопросам. У некоторых ребят плохо развита память, поэтому для лучшего запоминания приходится использовать комментирование заданий, проговаривание хором. В силу возрастных особенностей (ранний подростковый возраст) ребята быстро утомляются, не могут сосредоточиться. Есть импульсивные дети, не умеющие сдерживать свои эмоции, неадекватно ведут себя. Приходится применять на уроке частую смену видов деятельности, включать в урок игровые моменты,  динамические паузы или упражнения на релаксацию. Учитывая эти особенности, я и строила свой урок.

    Тема урока "Десятичная запись дробных чисел", это первый по счёту урок в теме «Десятичные дроби».

    Тип урока: изучение нового материала.

    Цели:

    Образовательные: 

    изучить и закрепить  понятие "десятичная дробь", алгоритм записи десятичных дробей.

    научить читать, записывать десятичные дроби, заменять обыкновенную дробь десятичной.

    Развивающие:

    развивать у учеников математическую речь, способствовать развитию логического мышления, умению оценивать свою работу;

     развивать навыки самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке.

    Воспитательные:

    воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, толерантность, ответственное отношение к учебному труду,  ответственность не только за собственные знания, но и за успехи своих одноклассников.

    Форма урока: традиционная с применением презентации, специально разработанной для этого урока.

     Для данного типа урока подходит следующая структура:

    1.Организационный момент. Включение в деловой ритм. Настрой на урок.

    2. Актуализация опорных знаний. (повторение ранее изученного)

    3.Изучение нового материала.

    4.Первичное закрепление

    5.Дифференцированное домашнее задание

    6.Контроль уровня понимания и итог урока.

    Все этапы связаны между собой. В соответствии с рабочей программой, тематическим планированием, требованиями методики, я использовала материал учебника на с. ??? и дополнительные задания, взятые из методической литературы, интернет - ресурсов.

    Главный этап урока – изучение нового материала («открытие нового знания». То, что дети могут делать сами, они делают сами). Цель главного этапа – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания. Объяснение нового материала провела в виде беседы с использованием иллюстраций, таблиц,  алгоритма действий,  постановкой проблемного вопроса.

    Все остальные этапы урока работали на главный этап.

    Оргмомент необходим для быстрого включения в деловой рабочий ритм, для мотивации к учению.

    Опорное повторение предполагало совершенствование знаний, умений и навыков и подготовило учащихся к изучению нового. В устный счёт были включены  упражнения для воспроизведения ранее пройденного, включения мыслительных процессов.

    В ходе урока сочетала различные формы работы: фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, взаимопроверку и самопроверку.

    Использовала различные  методы обучения:

    -по степени активности учащихся:

    ( репродуктивный - работа по алгоритму, частично-поисковый (проблемный вопрос, «Прочитай слово», инсценировка )

    -по источникам знаний использовала:

    (словесный, наглядный, практический)

    Также использовала метод стимулирования и мотивации к учению (игра  «Прочитай  слово», дифференцированная самостоятельная работа на карточках «Разложи по ящикам дроби»)

     Считаю, что ребята в целом материал усвоили. На уроке старалась установить контакт с учащимися, используя доброжелательный тон, жесты, мимику, словесные поощрения, создание ситуации успеха (для нерешительных детей  особенно), формировать положительные эмоции.

    План урока выполнен, считаю. Что урок цели достиг.

    1. Дана десятичная дробь 5946, 038. Укажите цифру, которая записана

    В разряде десятков –  

    В разряде десятых –  

    В разряде сотых –

    В разряде сотен –

    В разряде тысячных –

    В разряде тысяч –

     

    2. Укажите правильную запись десятичной дроби

    а) 0 целых 5 сотых

    0,5 -                            0,05 –                         0,005 –

    б) 40 целых 9 тысячных

    4,009 -                       40,09 -                        40,009 –

    в) 3 целых 17 десятитысячных

    3,1700 -                     3, 0170 -                     3,0017 -  

    3. Разложите по «ящикам» с обыкновенными дробями равные им десятичные дроби.

         0,017                                 1,07                                    10,7                          0,107

     107

     10

    107

    100

    107

    1000

    17

    1000

    4. Разложите по «ящикам» с обыкновенными дробями равные им десятичные дроби.

         203,1                          0,2031                        20,31                         2,031

    2031

    100

    2031

    10

    2031

    10000

    2031

    1000