Тьюторство в школе
статья по теме

Остроумова Елена Евгеньевна

Тьютор в предпрофильной и профильной школе, буклет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_tyutor_v_predprofile.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экспертно-аналитический отдел ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»

Муниципальная научная лаборатория МБОУ СОШ №33 г. Энгельса

Тьюторское сопровождение

обучающихся

в урочное и внеурочное время

Методические материалы

г. Энгельс

21 февраля 2012 г.


Тьюторское сопровождение учащихся на этапе предпрофильной подготовки и профильного обучения

Цель тьюторского сопровождения в профильном обучении: оказания учащемуся помощи в оформлении его образа будущего и построения наиболее адекватной программы по его достижению.

Задачи тьюторского сопровождения в профильном обучении:

  1. создание условий для становления субъектной позиции учащегося старшей школы (ответственность за собственное образование);
  2. создание условий для оформления, анализа и презентации учащимся его учебных и образовательных достижений;
  3. создание условий для самоопределения учащегося относительно своего дальнейшего образования;
  4. организация опыта построения программ своего образования, формирования соответствующих умений.

Тьюторское сопровождение как образовательная технология основной формой взаимодействия учащегося с тьютором предусматривает длительную индивидуальную работу в режиме периодических индивидуальных встреч.

Этапы работы тьютора:

1. Работа с образом будущего (очерчивание примерного контура образовательно-профессиональной идентичности).

2. Предложение ресурсов образовательного пространства.

3. Соотнесение образа будущего учащегося и ресурсов образовательного пространства.

4. Построение ИОП.

5. Организация осуществления пробы и обратной связи по поводу результативности и эффективности пробного действия.

6. Сравнение реальных достижений с образом будущего, коррекция ИОП, построение следующего шага.

Содержание деятельности тьютора:

  1. организация участия в образовательных событиях;
  2. организация встречи учащегося со специалистами, способными осуществлять предметное сопровождение;
  3. актуализация возможностей участия в различных олимпиадах, конкурсах;
  4. организация психологического консультирования;
  5. задание пространства проектной или исследовательской деятельности на разнообразном предметном материале;
  6. организация осознанного выбора элективных курсов;
  7. планирование и построение ИОП вместе с учащимися;
  8. рефлексия реализации учащимися ИОП с осмыслением результативности и построением следующего шага.

Тьюторское сопровождение учащихся 8-9 классов на этапе предпрофильной подготовки:

Тьюторское сопровождение учащихся 8-9 классов на этапе предпрофильной подготовки – это сопровождение, в ходе которого тьютор создает условия для осуществления и осмысления учащимся самообразовательных действий. Под самообразовательным действием понимается любое действие учащегося, направленное на достижение целей самообразования.

Сущностной характеристикой тьюторского сопровождения учащихся 8-9 классов в процессе самообразования является ориентация на становление цельного процесса самообразования учащегося, основанного на использовании институциональных форм образования как средств достижения индивидуальных самообразовательных целей и реализации индивидуальных планов самообразования.

Тьюторское сопровождение ученика осуществляется на двух уровнях:

1) индивидуальное сопровождение тьютором;

2) сопровождение класса в целом тьютором класса.

С классом тьюторского сопровождения работает тьютор, который осуществляет индивидуальное сопровождение каждого учащегося:

  1. работает над проблемами уточнения и осознания познавательного интереса;
  2. рефлексирует вместе с учеником способы, виды и эффективность его познавательной деятельности;
  3. обсуждает выявленную проблематику;
  4. курирует этап подготовки и реализации продуктных шагов (презентации, проекты и т.п.).

Тьютор класса удерживает общую образовательную ситуацию в классе как ситуацию открытого образования, в котором индивидуальная работа ученика с тьютором рассматривается как ресурс такого образования. Сохранение целостности образовательной ситуации в классе, в котором кроме программы тьюторского сопровождения, реализуются еще учебный план школьного обучения и программа социального проектирования - сфера компетентности тьютора класса.

Тьюторское сопровождение предполагает выход ученика на этап публичного действия (освоение новых социо-культурных реальностей, предъявление опыта такого освоения, демонстрация собственных идей и образов, относительно осваиваемых предметностей и др.). Тьютор класса отслеживает эффекты, проявляющиеся на классе в целом, а так же поддерживает решение организационных вопросов.

Тьюторское сопровождение учащихся 10-11 классов на этапе профильного обучения:

Старшая школа занимает особое место в системе образования человека, поскольку, с одной стороны, является итогом школьного образования, а с другой стороны, подготавливает человека к самостоятельному продуктивному решению задач на следующих ступенях образования и в социальной деятельности.

Цель тьюторского сопровождения учащихся 10-11 классов на этапе профильного обучения: создание условий для индивидуальной образовательной активности учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных (жизненных) перспектив.

К таким условиям относятся:

  1. индивидуализация учебного процесса;
  2. расширение пространства социальной деятельности учащихся;
  3. организация пространства рефлексии.

1. Индивидуализация учебного процесса

Индивидуализация учебного процесса обеспечивается за счет возможности самостоятельного выбора учащимися вариантов изучения предметов (базовые, углубленные), выбора дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности.

2. Расширение пространства социальной деятельности учащихся

Расширение пространства социальной деятельности учащихся обеспечивается включением их в различные формы публичных презентаций (научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов), встраиванием учащихся в социально значимые программы регионального, федерального и международного уровня, обеспечением реализации социальных проектов учащихся, организацией учебных и предпрофессиональных стажировок и практик.

3. Организация пространства рефлексии

Организация пространства рефлексии обеспечивается, прежде всего, появлением в образовательном пространстве учащегося особой педагогической позиции «тьютор». Предметом тьюторских консультаций является обсуждение с учащимся его образовательных целей и перспектив, его образовательной истории и социального опыта, анализ образовательной деятельности, формулирование осознанного заказа к обучению и т.д. Средствами тьюторской деятельности являются также различные рефлексивные тексты учащихся: отчеты, дневники, портфолио и т.д.

Особое значение для организации процессов рефлексии имеют образовательные игры (деловые, имитационно-ролевые, организационно-деятельностные), психологические и оргуправленческие тренинги, методологические лекции и семинары (в том числе с участием представителей высшей школы), образовательные сессии.

Задачи тьюторского сопровождения учащихся 10-11 классов на этапе профильного обучения:

  1. передача учащимся 10-11 классов технологий успешного действия в различных жизненных ситуациях;
  2. развитие специфической человеческой способности делать собственную жизнедеятельность предметом своих преобразований.

Целью работы тьютора в 10-11 классе является персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве профильного обучения. В ходе этого сопровождения тьютор «увязывает», координирует различные направления профильного обучения (преподавание предметных и ориентационных курсов, информационной работы и профориентации), предоставляя ему возможности индивидуального выбора дальнейшего профиля обучения и самоопределения в профессиональном будущем.

Тьютор осуществляет персональное сопровождение каждого ученика в процессе становления у него ответственного выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тьюторство - как основной элемент управления профессиональным самоопределением личности обучающегося

Статья опубликована в сборнике "Непрерывное образование в Западной Сибири: материалы четвертой региональной научно-практической конференции (12-16 июля 2010 года)" [Текст] : сборник научных ...

Тьюторство в школе

Тьютор в предпрофильной и профильной школе, буклет...

Конспект урока по трудовому обучению в неделю нравственности в 7; 9 классах школы VIII вида Изготовление пижамных брюк (тьюторство)

Конспект урока по трудовому обучениюв неделю нравственностив 7; 9 классах школы VIII вида Изготовление пижамных брюк (тьюторство) метапредметные связи   Тема недели: Учи...

Межрайонный семинар-практикум «Инклюзивное образование в условиях интеграции детей с ОВЗ в ОУ» Доклад по теме: «Школа – территория для всех. Технология сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве» (тренинг тьюторства)

Вопрос оснащения школ и подготовки кадров поднимался президентом РФ В. В. Путиным в его послании Федеральному собранию. «Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный ро...

статья "Тьюторство и здоровьеориентированная деятельность школы"

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья учащихся находится на первом месте в иерархии запросов к резул...

К вопросу о тьюторстве в «нашей новой школе»

В статье рассматривается тьюторство в России, трудности и проблемы данного направления....

Размышления на тему тьюторства в современной школе

направление и внедрение тьюторства как системы перспективное направление, которое можно успешно и продуктивно развивать...