Православные храмы Руси. урок для 9 -го класса.
методическая разработка (9 класс) по теме

Кушнарева Татьяна Анатольевна

Тема: православные храмы  Руси.

Цель: познакомить учащихся с русскими православными храмами, их историей; помочь осознать значимость материала; развивать творческие способности, умение выделять главное в познавательном объекте, коммуникативные способности, интерес к исследовательской деятельности; воспитывать любовь и гордость за свою Родину, прививать уважение и бережное отношение к историческим памятникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hram__word.rar242.94 КБ

Предварительный просмотр:

             

Свято - Ильинский  Храм г.  

Краснодара

                                              храм Рождества Христова г. Краснодара

                                                                                                                                   Георгиевский  собор

                                                                                                                                    г. Краснодара

                                                                                                                                         

Тема: православные храмы  Руси. 

Цель: познакомить учащихся с русскими православными храмами, их историей; помочь осознать значимость материала; развивать творческие способности, умение выделять главное в познавательном объекте, коммуникативные способности, интерес к исследовательской деятельности; воспитывать любовь и гордость за свою Родину, прививать уважение и бережное отношение к историческим памятникам.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, аудиозапись колокольного звона; песни «Колокола» Э Кузнецова, А.Кальварского; хронологическая таблица строительства храмов, фотографии храмов.

Эпиграф:                                                  Все свои помыслы и  представления

                                                                   о высшей красоте, любви и добре

                                                                   связывали наши предки с образом

                                                                   Храма – воплощением Царства

                                                                   Божия на земле.

                                                                                    Л.А.Рапацкая

Заранее класс был разделен на 4 группы: 1 группа готовила материал о древних храмах; 2 группа готовила выступление о храмах Московского Кремля; 3 группа – Белгородских храмах;

Ход урока

  1. Оргмомент

Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Настройте себя на рабочий лад. Улыбнитесь друг другу.

  1. Поверка пройденного материала:

Звучит колокольный звон, дети слушают. Вопросы классу:

- Какую музыку вы сейчас слышали?

(Колокольный звон)

- Что напомнил вам колокольный звон?

( Религия, служба, праздники, церковь)

- Вы сказали церковь, иначе говоря, храм. А что такое храм?

( Это место, предназначенное для молитвы, для общения каждого человека с Богом)

- Какими были первые русские храмы?

(Первые храмы строились из дерева, потому что на Руси было много лесов)

Слово учителя:  Мы знаем, что церкви строились на месте будущих поселений. Вот задумали люди построить город. Сначала ставили храм, а затем начиналось строительство.

- Скажите, когда люди еще строили церкви?

(Во время голода, мора, бедствий. Люди шли в лес, рубили бревна, строили храм, иногда за один день. Еще строили в честь военных побед, в память о близких)

- Ребята, вспомните,  какую форму имели храмы?

( Почти все храмы имеют форму корабля, но они также имеют форму креста, круга, восьмиугольника. Кто может объяснить, что это обозначает? Крест – основание спасения людей, круг – вечность церкви, восьмиугольник – символ Вифлеемской звезды)

- Что было отличительной чертой русских храмов?

(многокупольность)

-  Какую форму имели купола?

(форму «луковок» - подобие языка пламени над лампадой, Форму «маковок» - символ горящей свечи)

- Какого цвета были храмы?

(Белые. А белый цвет обозначает чистоту, ясность)

- Какую роль играл храм в жизни людей?

(Жизнь людей была связана с храмом. Все лучшее, что было в их жизни, они несли в храм. Всегда храмы строили на возвышенности, в красивом месте)

Слово учителя:

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что церкви играли очень важную роль в жизни людей. Возводя храм, русские мастера вкладывали в это святое дело свое художественное мастерство, природный талант, свою душу.

Обращение к эпиграфу (Нельзя не согласиться со словами Л.А.Рапацкой:…)

Послушайте песню о храме.

Звучание музыки

  1. Сообщение темы, целей урока:

Ребята сегодня на уроке мы с вами не просто повторили сведения о храмах, мы поговорим о наиболее известных храмах, проследим, какие храмы сохранились, какие стали памятниками архитектуры.

Сообщение темы урока

История строительства храмов начинается со времени принятия христианства на Руси, т.е. с 988 года.

- Что же было до этого?

Согласно летописным источникам, к князю Владимиру прибыли представители разных стран, чтобы рассказать о своей религии, потому что он стоял у истока выбора религии для Руси.  Большое впечатление на него произвел рассказ о Библии.

Чтобы окончательно определиться в выборе для Руси новой веры, князь Владимир посылает десять человек из числа бояр и дружинников, чтобы те посмотрели, как проводится богослужение в храмах. На странников большое впечатление произвела служба в Софийском соборе. Вот как об этом пишет Нестор-летописец: «И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища  и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, - знаем мы только, что служба их лучше. Не можем мы забыть красоты той». После долгих мнений и разговоров было принято решение крестить Русь. Но до этого князь Владимир

 После крещения киевлян по указанию князя Владимира в Киеве начали возводить церкви. Князь Владимир построил в Киеве церковь в честь святого Василия Великого (своего Ангела Хранителя) на высоком холме. В 996 году он воздвиг 25-главый первый на Руси каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Строительство продолжалось 7 лет. Вот как о его создании повествует летописец Нестор: «Затем жил Владимир в христианском законе и задумал создать церковь Пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами». Когда собор был построен, князь Владимир сказал: «Даю церкви этой Святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». Поэтому собор и стал называться Десятинной Церковью. (показ изображения). Считается, что именно в Десятинной церкви писались первые летописи. Храмы быстро строились по всей Руси. С того времени прошло очень много лет. Построено большое количество церквей. Некоторые из них сгорели во время пожаров, многие были взорваны и разрушены в годы войн и революции. У каждого храма своя судьба. Вот сегодня  мы и окунемся в историю, поговорим о храмах Древней Руси, об известных храмах Московского Кремля, о храмах Белгородчины.

Заранее вам было дано задание по группам подготовить материал о наиболее знаменитых храмах. Начинаем нашу работу.

  1. Материал урока
  1. Словарная работа:

Архитектор – специалист по сооружению зданий

Келья – отдельная комната монаха в монастыре

Краеведческий музей – это место, где собраны и хранятся сведения об отдельной местности

Печенеги – кочевники, нападавшие на Русь

Реставрация – восстановление старых или разрушенных памятников искусств

Юродивый – безумец, обладающий даром прорицания

( словарные слова записать на листочках)

2. Обращение к хронологической таблице

Храмы Древней Руси

1036 –Спасо – Преображенский собор в Чернигове

1037 – Софийский собор в Киеве

1164 – храм Покрова Богородицы на Нерли

Храмы Московского Кремля

1326 – собор Успения Пресвятой Богородицы

1508 – Архангельский собор

1552 – храм Василия Блаженного

1883 – храм Христа Спасителя (разрушен и отстроен)

Святые храмы Белогорья

XV век – Свято – Троицкий подземный монастырь

1703 – Успенско – Николаевский собор

1727 – Смоленский собор

1813 Спасо – Преображенский собор

1992 – храм Петра и Павла (Прохоровка)

Физкульт минутка

3. Слово учителя: Храмы древней Руси являются свидетелями давних событий. Многие из них были уничтожены, но некоторые сохранились до наших дней. И не просто сохранились как памятники, в них проводятся богослужения.

Учитель: Мне хотелось бы прочитать отрывок из стихотворения А.Толстого «Благовест»:

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло…

- Как вы понимаете эти строки?

1 группа рассказывает о храмах Древней Руси:

1 ученик: Белые церкви исполнены кротости,

                 Ими доднесь освещается свет.

                 Сколько всего за века перевидели,

                 Белым церквям нынче 1000 лет.

2 ученик: (рассказ о Спасо – Преображенском соборе в Чернигове)

Спасо – Преображенский собор в Чернигове – самый древний храм, дошедший до нашего времени. Его строительство было начато в 1036 году. Его высота  около 30 метров. Этот храм очень похож на византийские храмы, но в нем присутствуют и элементы русского своеобразия.

3 ученик: (Софийский собор в Киеве)

Самым величественный и знаменитый из всех  русских храмов – Софийский собор в Киеве. Он построен в 1037 году в честь победы русских войск над печенегами. Поначалу он был 13-тикупольный. После реставрации их число уменьшилось. До нашего времени дошли настенные рисунки, украшавшие храм.

4 ученик: (Храм Покрова Богородицы на Нерли)

Храм Покрова Богородицы на  Нерли был построен в честь победы русских войск над болгарами, которые часто разоряли Русь. Когда во время боя болгары начали побеждать русское войско, на поле битвы появилась Богородица с платом в руках и закрыла наших защитников от врага. Многие воины увидели Покров Богородицы и вдохновленные   победили врага.

По приказу князя Андрея Боголюбского возле тихой речки Нерли был воздвигнут первый в России и самый прекрасный храм Покрова Богородицы. Белокаменный, одноглавый, издали он был похож на воина в шлеме.

Вопрос: Что показалось вам наиболее интересным?

Учитель: Храмы Московского Кремля. Пышные, гордые, величественные. Построенные в разное время, в честь разных событий и разных людей. Они удивляют всех своей красотой, своей знаменитой историей.

2 группа рассказывает о храмах Московского Кремля

1 ученик: Белые церкви плывут в бесконечности,

                 О кладенцы неземной чистоты,

                 Непокоренные граждане вечности,

                 Белые церкви, святые кресты.

2ученик: (рассказ о Патриаршем соборе Успения Пресвятой Богородицы)

Удивляют своей пышностью и величием  Храмы Московского Кремля.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле изначально был деревянным, в 1326 году собор был построен в том виде, в каком мы видим его сейчас. В этом соборе проходила коронация царей и другие важные события.

3 ученик: вызывает восхищение многих посетителей своей пышностью Архангельский собор Московского Кремля. Построен он был в 1505 – 1508 годах. Центральный купол позолочен, а боковые покрашены серебряной краской. Богата и внутренняя отделка. На стенах собора написаны портреты знаменитых людей. До 1712 года Архангельский собор был усыпальницей московских царей и князей. Сюда в старину перед военными походами и после успешных сражений приходили великие князья и цари. Чтобы поклониться праху предков.

  1. ученик: (рассказ о Храме Василия Блаженного)

Одним из красивейших храмов является Храм Василия Блаженного. Он был построен после взятия Казани (в 1552 году). Штурм проходил в праздник Покрова Божией матери, отсюда первоначальное название.

В XVII веке храм получил второе название по имени святого Василия,  известного московского юродивого, похороненного рядом с храмом.

  1. ученик (рассказ о храме Христа Спасителя)

Храм Христа Спасителя был построен в честь победы с Наполеоном. В1883 году храм, ставший самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России, начал действовать.

В 1931 году это величественное здание было взорвано, и на его месте образовалась огромная черная дыра.

В 1990 году было принято решение построить новый храм, а на Пасху в 1996 году состоялось первое Богослужение.

Вновь построенный храм  очень похож на старый. Строители использовали чертежи, эскизы того времени.

Вопрос: Что больше всего вас поразило?

Учитель: Святые храмы Белогорья…Так говорят о них поэты. Своя история и у храмов Белгородчины. Она богата, интересна, захватывающа. Послушайте рассказы о некоторых  наиболее знаменитых храмах Белгорода и области.

3 группа рассказывает о храмах Белгородчины

1 ученик: Святые храмы Белогорья…

                 Те, что стоят, и те, которых нет.

                 Окутаны вы Божьей Благодатью,

                 И излучаете священный свет.

2 ученик: Холки, монастырь

Белгородская земля славится своей культурой, историей. Особый интерес у нас вызывала история Свято – Троицкого  подземного монастыря. Точная дата его основания неизвестна, предположительно XV век. В земле были выкопаны пещеры. Там располагались кельи и подземный Троицкий храм. Со временем пещеры были засыпаны, храм разграблен, вход в него затерян. О подземном монастыре забыли. В 70-е годы интерес к пещерам проявили историки, было принято решение  о реставрации. В 1995 году в подземном   Свято – Троицком   храме начали совершаться  Богослужения. Сейчас это место посещают многие люди.

3 ученик: Успенско – Николаевский собор – самый древний каменный храм, сохранившийся на Белгородской земле. Его строительство относится к 1692 – 1703 г. Длительное время в храме хранилась записка, свидетельствующая о том, что на его возведение сам Петр I выделил денежные средства. В 1759 году храм сильно пострадал от пожара, но был отстроен. В 30-е годы его закрыли, здание использовали под хлебозавод.

В 1986 году храм взят под охрану государства как памятник архитектуры XVII века. В настоящее время в нем ведутся реставрационные работы.

4 ученик: Смоленский собор в г. Белгород

На святой Белгородской земле построено и строится большое количество храмов.

Смоленский собор в Белгороде был заложен в 1727 году. Имел два яруса нижний и верхний . На средства местного купца верхний ярус был отделан мрамором. В 20-е годы храм был закрыт и использовался как склад. В годы Великой Отечественной войны получил сильные повреждения. В 80-е годы храм восстановили. Он был открыт.

5 ученик: Спасо – Преображенский собор в г. Белгород

Храм Преображения Господня был построен на средства прихожан в 1813 году. Очень многие горожане посещали службу. В 1962 году он был закрыт. Здание передали  областному краеведческому музею.

Спустя много лет, в 1990 году в храме начались богослужения. В 1991 году туда были перенесены мощи святителя Иоасафа, которые сегодня являются главной святыней нашей земли.

  1. ученик: храм Петра и Павла

Нас интересуют не только старинные сооружения, но и храмы, построенные в настоящее время. Храм Апостолов Петра и Павла построен в память о танковом сражении под Прохоровкой, которое состоялось 12 июня 1943 года, в день Петра и Павла, и закончилось победой советских войск. В 1992 году  был освящен   камень на месте строительства будущего храма. В храме на белых мраморных плитах высечены имена героев, погибших под Прохоровкой.  

Вопрос: Какая история произвела на вас сильное впечатление?

Учитель: Славится своей историей и Ивнянская земля. Много было построено храмов, много разрушено. Мы должны беречь и сохранять то, что имеем. Мы должны сделать так, чтобы достояние нашей земли видели и знали наши дети, внуки, правнуки.

Вывод учителя: Сегодня мы провели большую работу. На мой взгляд, узнали много нового и интересного. Можно сделать вывод, что каждый храм имеет свою историю, свою тайну или загадку. Все они являются не только памятниками архитектуры, но и памятниками человеческой души.

4. Творческая работа

А сейчас я предлагаю вам выполнить задание творческого характера. Напишите небольшое сочинение-рассуждение «Если бы я был архитектором…». Представьте себе, что вы в будущем станете архитекторами. Какой храм вы хотели бы построить?

V. Подведение итогов урока

Вот и подходит к концу сегодняшний урок. Я надеюсь, что он  оставил в душе каждого из вас хороший след.

Подводя итог урока, я прошу вас закончить предложение:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Сегодня на уроке я вспомнил…

- Сегодня на уроке я повторил…

Выставление оценок

  1. Домашнее задание

Нарисовать  храм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"

урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...

Крещение Руси. Урок в 6 классе.

На уроке использован прием расшифровки цитаты князя Святослава" Иду на Вы" ( зашифрована при помощи букв алфавита). В урок включен фрагмент из фильма " Князь Владимир. Крещение Руси." Создается ...

Интегрированное внеклассное мероприятие по модулю «Основы православной культуры» и по предмету «Немецкий язык» в 4-5 классах "История создания Православного храма архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области"

Интегрированное внеклассное мероприятие «История создания Православного храма Архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области», соединяющее два предмета: модуль «Основы православной ку...

Политическая раздробленность на Руси. Урок для 6 класса.

Методическая разработка обобщающего урока по данной теме....

"Причины распада Киевской Руси" урок в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Традиционное обучение. общая направленность в работе - получение учениками определенного объема предметных знаний, запоминая их....

Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма"

Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма" для 8 класса...

Конспект урока по теме "Православный храм", предметная область ОДНКНР, 5 класс

Тема урока «Православный храм» является важной в духовно – нравственном образовании подрастающего поколения. Храм – центр духовной жизни. В нем происходит рождение и преображен...