Слушаю колокольный звон. Урок, при внесении изменений можно провести классный час.
методическая разработка по теме

Кушнарева Татьяна Анатольевна

Урок по теме: Слушаю колокольный звон. Для учащихся 5-9 классов.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи. Как воспитывать???

 Азы этого процесса находятся в историческом прошлом Родины, народа. Чтобы почувствовать духовное богатство древней культуры и православия, необходимо взглянуть на них глазами современников, ощутить себя участником той жизни и тех событий.

Православие - часть действительности, оно занимает в истории народа определённое место и выполняет огромную общественную роль.

Путь к храму нелёгок. У каждого он свой. Длина его измеряется не вёрстами и даже не днями, а работой.

Урок православной культуры «Слушаю колокольный звон»  призван способствовать преодолению этого пути, вызвать гордость за свою Родину.

«Звон колокола считался голосом Родины. Он воспевал её силу и красоту, он напоминал о долге перед ней. А если колокол умолкал - это значило, что Родину постигло горе» - писал Ю. Пухначёв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_slushayu_kolokolnyy_zvon.rar19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: Слушаю колокольный звон

Духовно-нравственное воспитание молодёжи. Как воспитывать???

 Азы этого процесса находятся в историческом прошлом Родины, народа. Чтобы почувствовать духовное богатство древней культуры и православия, необходимо взглянуть на них глазами современников, ощутить себя участником той жизни и тех событий.

Православие - часть действительности, оно занимает в истории народа определённое место и выполняет огромную общественную роль.

Путь к храму нелёгок. У каждого он свой. Длина его измеряется не вёрстами и даже не днями, а работой.

Урок православной культуры «Слушаю колокольный звон»  призван способствовать преодолению этого пути, вызвать гордость за свою Родину.

«Звон колокола считался голосом Родины. Он воспевал её силу и красоту, он напоминал о долге перед ней. А если колокол умолкал - это значило, что Родину постигло горе» - писал Ю. Пухначёв.

Цель урока: познакомить учащихся с историей колоколов и колокольных звонов;

способствовать развитию умений анализировать произведения

искусства, слушать музыку;

воспитывать чувства патриотизма и интерес к историческому прошлому Родины

Оборудование: УМК «Православная культура 9 класс», грамзапись «Ростовские звоны», «Вечерний звон».

Место проведения урока: кабинет с компьютером, проектором, экраном.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

1. Оргмомент.

1.          Актуализация знаний учащихся "Мозговой штурм"

-              Запишите слова-ассоциации, которые у вас вызывает слово храм.

-              Какое понятие встретилось у каждого из вас?

-              Колокол.

2.          Вводное слово.

Храм - это образ преображённого мира, созидаемого по законам красоты и гармонии.

(Учащийся читает стихотворение М. Кравцова)

Есть красота несказанная, светлая,

Та, что святою не зря называется…

Тихо раскроется тайна заветная.

Русь белой лебедью в сердце останется.

Сном благодатным, радостью сбывшейся

Час созерцания, Богом подаренный,

Будто бы чудом с Небес опустившийся

Песней беззвучно - Храм белокаменный…

Дорога к храму нелегка. У каждого она своя. Длинная, но длина её измеряется не вёрстами и даже не днями, а работой. Душевной работой; потому что дорога к храму - это не только физический путь, но и духовное возрастание, преодоление зла в себе.

-              Как вы понимаете эти слова?

-              Сегодня мы попытаемся найти для себя путь к храму. Необычным, притягивающим, красивым является сам облик храма; но как прекрасен его «голос».

(Звучит запись)

Иногда, ещё не видя храма, находясь от него вдали, мы слышим звон его колоколов.

2. Знакомство с темой урока, постановка целей.

 3.     Изучение нового материала

Только в одной стране мира - в России, живёт колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством, вошёл в музыку, отразился в литературе, живописи.

В начале роль колоколов бала исключительно подсобной: созывать верующих на молитву в будни и праздники. Но постепенно они стали сопутствовать праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях, созывали на вече, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, в трагические для Отечества дни звали на защиту Родины.

-              Откуда же появились колокола?

Работа учащихся по учебному пособию страница 146-147

На Русь привезли колокола с Запада, пока не появились свои мастера колокольного звона. Ростовские звоны - замечательное творение русского народного эпоса. Самым большим колоколом, считали колокол, отлитый в1688 году Флором Терентьевым. Он весил 2000 пудов. Звук этого колокола узнавали за 20 километров за городом.

- А какой колокол является самым знаменитым?

-              Что вы о нём знаете?

К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун - в зависимости от звучания.

В России самая бедная церковь имела не менее трёх колоколов, а на колокольнях богатых церквей их было до десяти. Собрание всех колоколов называется звоном. О том, какие звоны используются в Русской Православной Церкви мы просмотрим видеолекцию.

Просмотр видеолекции «Колокольный звон Руси»

А теперь, поговорим о «вечном», теме вечернего звона. В 1960 году русский поэт Николай Михайлович Рубцов написал стихотворение, посвящённое художнику И. Левитану.

В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом

Собор звонит в колокола!

Какая же картина Левитана поразила Рубцова настолько, что душа отозвалась стихами?

Это картина «Вечерний звон». Репродукция этой картины в учебном пособии страница 147.

Что на ней изображено?

Какие чувства у вас вызывает картина?

Невозможно говорить о вечернем звоне и не вспомнить прекрасные строки, знакомые с детства.

(Учащийся читает отрывок из стихотворения «Вечерний звон»)

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я с ним, навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!…

Душа наполняется радостью и спокойствием, строки звучат плавно и торжественно.

Да, действительно, не найдётся в России человека, который не знал бы этих строк. Но не все знают автора этого стихотворения.

Им является Иван Иванович Козлов, замечательный русский поэт, современник Пушкина, Жуковского и Тютчева.

И познакомившись с биографией этого автора, стихи будут восприниматься по иному.

(Сообщение учащегося о биографии  И.И.Козлова)

И.И.Козлов родился в Москве, в богатой семье, получил хорошее домашнее образование, в совершенстве изучил французский, итальянский языки, блестяще знал литературу. Достигнув совершеннолетия, определился на военную службу, затем на гражданскую. О литературной деятельности и не помышлял. Однако в 1816 году Козлова внезапно поразила тяжёлая болезнь (паралич ног), а три года спустя он начал терять зрение и к 1821 году ослеп. От наследства у него в ту пору ничего не осталось, и он оказался в бедственном положении.

Слепота резко изменила образ жизни Козлова и определила его дальнейшую судьбу. Будучи слепым, он выучил английский и немецкий языки. Козлов начал переводить произведения иностранных поэтов и на сороковом году жизни начал писать стихи сам. Жизнь Козлова протекала в тяжёлых физических страданиях. Он терял речь и слух, но продолжал трудиться. «Уже не зреть мне светлых дней…». Зная биографию поэта, эти строки можно понимать буквально.

Вскоре это стихотворение превратилось в песню.

Теперь, когда мы знаем судьбу поэта и историю этого стихотворения, давайте ещё раз послушаем его.

(Звучит песня «Вечерний звон»)

К музыке колоколов нередко обращались русские композиторы. Для них колокольный звон не просто иллюстрация, бытовой фон, а нечто больше – колорит, душевный настрой.

Просмотр видеолекции «Колокольный звон в произведениях отечественных композиторов».

- Так, что же придают колокола музыкальным произведениям?

- Какие вызывают чувства?

Как и люди, колокола имеют свою судьбу. Отправимся в Новгород. В 12 веке в Новгороде для решения всех вопросов собиралось народное собрание – вече. А созывал новгородцев вечевой колокол. Он столетиями был символом новгородской вольности. Легенда рассказывает, что, покорив свободный город Новгород, царь Иван Грозный приказал снять вечевой колокол и доставить в Москву, чтобы звенел в лад с московскими.

Но когда везли вечевой колокол через Валдай, на одном из склонов опрокинулись сани, и колокол свалился в овраг.

Поэт К. Случевский так пересказал эту легенду.

(Учащийся читает стихотворение)

Холмы и топи! Глушь лесная!

И царь, добравшись до Валдая,

Приказ дал; колокол, разбить.

Разбили колокол, разбили!

Сгребли валдайцам медный сор,

И колокольчики отлили,

И отливают до сих пор.

И, быль старинную вещая,

В тиши степей, в глуши лесной,

Тот колокольчик, изнывая,

Гудит и бьётся под дугой!..

Другой царь – Борис Годунов – приказал высечь плетьми и отправить в ссылку в Сибирь колокол из города Углича, который поднял народ на бунт после убийства царевича Дмитрия

Не обошлось без историй о колоколах и в царствование Петра первого.

Когда для молодой российской армии понадобились пушки, по приказу царя с многих церквей были сняты колокола и отправлены на переплавку.

А в 1771 году уже императрица Екатерина вторая приказала вырвать язык у московского колокола, который призвал народ к бунту.

А как производилась отливка колоколов?

(Сообщение учащегося)

4. Закрепление нового материала

Выполнение тренировочных тестов, демонстрируемых на экране.

5. Подведение итогов урока

5. Задание на дом

Написать сочинение-эссе на тему «Мой путь к храму»

6. Рефлексия

На уроке я услышал…

 Только в одной стране мира - России - живёт колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошёл в музыку, отразился в литературе, живописи. Данный урок имеет целью продемонстрировать эти связи.

 Библиографический список

1)   Скоробогатов, В.Д. Учебно-методический комплект для средней школы. Православная культура, 9 класс./В.Д. Скоробогатов – Инфофонд. Ульяновск. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и православной культуры "Колокольный звон Руси" в 9 классе.

Урок повторения сложных вопросов различных разделов языкознания, обобщения знаний по теме "Публицистический стиль" на основе интегративного метода познания традиций православной культуры, духовной жиз...

УРОК: «ВЕЛИКИЙ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН»

 урок в 5 классе по программе Критской в 4 четверти...

Урок музыкальной литературы "Колокольные звоны в русской музыке"

Колокол Колокольные звоны всегда были неотъемлемой частью культуры русского народа. Поэтому колокольность в русской музыке представлена широко и разносторонне. Урок обобщает образы колоколь...

урок музыки, 2 класс, по теме "Великий колокольный звон"

Урок музыки для 2 класса разработан с учетом ФГОС 2 поколения. Во время урока обучающиеся занимаются не только традиционными видами деятельности, они также являются исследователями....

Классный час "России колокольный звон"

Материал посвящен храмам и монастырям, которые есть в России. Классный час содержит презентацию, которую можно найти в разделе "Внеклассная работа"....

урок музыки во 2классе "Колокольные звоны России" 1 урок 2 четверть

разработка урока музыки во 2классе по программе Е.Критской 1урок 2 четверти. Тема урока "Колокольные звоны России"....

"Великий колокольный звон"- урок музыки

"Великий колокольный звон"- урок музыки...