Учитель как ученик.Эссе
статья на тему

Громакова Людмила Николаевна

 

Учитель - профессионал? Что вкладывают в это понятие сам учитель, его собратья по педагогическому цеху, родители учащихся,   общественность и сами  обучающиеся?Учитель - профессионал? Что вкладывают в это понятие сам учитель, его собратья по педагогическому цеху, родители учащихся,   общественность и сами  обучающиеся?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_kak_uchenik2.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Громакова Людмила Николаевна,  филиал МБОУ Ржаксинской СОШ№1, в селе Лукино, Ржаксинского  района Тамбовской области (ljudmilagrmakva@rambler.ru).

Аннотация

Затронуты лишь некоторые аспекты деятельности учителя как ученика, на которые обращал внимание еще чешский мыслитель, педагог Я.А.Каменский: педагог должен учиться: «…пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высокорезультативой, а место учителя самым лучшим местом под солнцем».  

Час ученичества.

Общеизвестно, что учитель до тех пор имеет право называться учителем, пока учится сам.

Отбросим эмоции и создадим модель объекта Учитель как ученик.

Цель моделирования: Выявить признаки учителя как ученика и влияние степени его обученности на качество учебно- воспитательного процесса (УВП).

Среда существования:  школа 21 века.

Стандартный набор системы  активных действий этого объекта:

  1. изучение методической литературы;
  2. привлечение дополнительных источников;
  3. изучение опыта коллег;
  4. составление рабочих программ и программ дополнительного образования и строгое следование программам;
  5. участие в мастер - классах;
  6.  добровольное вхождение в дистанционное обучение;
  7. освоение роли сетевого учителя;
  8. беседа с родителями.

Риски: 

  1. Его Величество Результат может оказаться слишком неутешительным.
  2. Затраты личного времени  неоправданно велики.

Чего не хватает в указанном стандарте, чтобы уменьшить указанные риски?

 В динамично меняющейся модели школы учитель просто обязан резко повышать удельный вес теоретических знаний. Это необходимо для преодоления узости эмпирического мышления, которое опирается на чувственное познание. Теоретическое мышление оперирует не представлениями, а понятиями, посредством которых воспроизводится весь УВП и система его связей.

Ряд философов считает, что именно теоретическое мышление является ядром профессионализма, которое формируется в сфере неявных знаний. Профессионал знает, что считать основным при анализе проблемы, у него спонтанно формируются громадные блоки информации, способствующие  решению поставленной задачи. «Образованность - школа быстрейших ассоциаций. Ты схватываешь на лету, ты чувствителен к наметкам…»(Мандельштам).

Современному учителю надо быть в какой то мере жонглером, держащем одновременно в полете несколько булав: педагогика, психология, дидактика, технология, методика. И не одну из них ронять нежелательно.

Учителю также как и ученику важно создать условия для успешного обучения. Изобилие учебников, пособий, знакомство с педагогическими технологиями, общение с консультантом – это лишь  подручные средства для учителя как ученика. Час ученичества – это, прежде всего, перенятие навыков УЧИТЕЛЯ, схем его мышления, идеалов познания. Поэтому учитель тоже нуждается в хорошем учителе, наставнике. Без «повивального» искусства УЧИТЕЛЯ  его ученики лишаются мудрости. «Живое знание» не передается адресату, оно удваивается как новый возгорающийся от свечи огонь, как пробуждение в сознании стремления к пониманию.

Согласно  Шелеру, образовательное знание, приобретенное на одном или немногих хороших точных образцах, становится сущностным знанием - правилом созерцания и мерилом опыта.

Учителю необходимо изучать существующие педагогические технологии, чтобы выбрать наиболее близкую ему, его учащимся и тем условиям, в которых она будет функционировать. Только система работы учителя, органически вписанная в систему работы школы, способна дать оптимальный результат в УВП.

Технологии обучения изучены учителями в большей степени, чем технологии  воспитания. Наиболее полно дидактический аспект технологии обучения представлен в работах В.П.Беспалько, И.С.Дмитрик. Так под педагогической технологией И.С.Дмитрик понимает, систему педагогических знаний, признанную помочь учителю в решении как стратегических, так и тактических задач, и реализуемую на практике через систему оптимальных действий, производимую учителем и учениками в организованном учебном процессе.

Воспитание как явление, педагогические технологии  рассматривают с разных точек зрения: социальной, профессиональной, методической , процессуальной,..

Позиция

Основа

Позиция учителя

Позиция

ученика

социальная

Наличие комплекса ценностей, которые необходимо передать ребенку.

Умение оперировать этими ценностями, в идеале быть их носителем.

Объект, с которым работает специалист по передаче социально значимой информации.

профессиональная

Опора на личностные качества педагога, а также специальные знания и умения.

Иметь специальные знания, уметь их реализовывать на практике, реализация личностного потенциала.

Объект воздействия профессионала,

методическая

Выявление пути приобщения воспитанника к культуре.

Организация деятельности детей

Объект по желанию воспитателя, включающийся в предлагаемую деятельность.

процессуальная

Ведение дневника с описанием моментов прикосновения к личности ребенка

Уметь воздействовать на личность для включения ее в процесс взаимодействия и сотрудничества.

Субъект, который взаимодействует с окружающим миром, проживает и приумножает социально ценностные отношения.

 В индивидуальной карте знаний учителя вероятнее всего, в этой  сфере больше всего «белых пятен».   Однако нельзя  сбрасывать со счетов, что опыт, интуиция, ассоциации играют не последнюю роль в работе учителя.

Чешский педагог Я.А.Каменский(1592-1670) так сформулировал, чему должен учиться педагог: «…пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высокорезультативой, а место учителя самым лучшим местом под солнцем». Это не потеряло актуальность и в наше время.

Литература.

  1. Питюков В.Ю. Основы педагогической  технологии.  М., 1999.
  2. Математика в школе, №6, 2000
  3. Народное образование, №9,1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Учитель и ученик.Эссе.

Размышления о сути педагогического труда....

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...