Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ
методическая разработка (5 класс) по теме

Данный материал поможет при подготовке к уроку учителю, преподающему курс ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pritchi_2.docx502.66 КБ

Предварительный просмотр:

Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ

В силу своей специфики притчи могут стать важным опорным материалом в ходе преподавания курса ОРКСЭ в 4-5 классе материалом

Притча - дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (глубинную премудрость). Греческое слово paraboly означает соположение разных вещей друг с другом с целью их сравнения. Это был технический термин для обозначения фигуры речи в древнем ораторском искусстве.

Функции притч

  1. 1. Функция зеркала.

Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.

  1. 2. Функция модели.

Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.

  1. 3. Функция опосредования.

Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

  1. 4. Функция хранения опыта.

Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции.

Поскольку основными стилистическими приемами в притче являются сравнение, метафора, аллегория – именно этот жанр представляет собой наибольшую сложность при анализе младшими школьниками. Несмотря на то, что школьники часто интуитивно улавливают аллегорический и метафорический характер притч, тем не менее, им бывает трудно раскрыть их смысл и значение. Кроме того, все сакральные тексты используют аллегорию и метафору, поэтому, когда, например, в рамках модуля «Основы мировых религиозных культур» или «Основы иудейской культуры» учитель рассказывает о переходе иудеев по дну Красного моря, учащиеся нередко начинают спорить: что это – обычная легенда или образное описание необычайно сильного отлива, позволившего древним иудеям пройти по дну, тогда как гнавшихся за ними египтян уже захлестнуло наступающей волной. При этом главное символическое значение исхода из Египта как избавление от рабства (не только физического, но и духовного) остается на втором плане.

Еще одним существенным моментом при работе с притчами является воссоздание культурного и исторического контекста, в котором созданы эти притчи. В качестве примера, рассмотрим известную христианскую притчу о мытаре и фарисее.

«Сказал же и некоторым, уверенным в собственной праведности и уничижавшим остальных, такую притчу. Два человека вошли в храм помолиться: один – фарисей, а другой – мытарь. Фарисей, став, молился про себя так: «Боже, благодарю Тебя, что я не как прочие люди: грабители, обманщики, прелюбодеи, или даже как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятину от всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже глаз поднять на небо, но бил себя в грудь и говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». Говорю вам: этот пришел в дом свой оправданным, а не тот. Ибо всякий, возносящий себя, смирён будет, а смиряющий себя вознесён будет» (Лк. 18,10-14)9.

Глубинный смысл этой притчи останется закрытым для детей, если учитель не объяснит им характер исторической и культурной антиномии «мытарь – фарисей». На территории древней Палестины и среди иудейского народа именно фарисеи были одной из наиболее могущественных религиозных групп и выделялись своим благочестивым поведением, стремлением соблюдать силу еврейского религиозного Закона, тогда как мытари были сборщиками налогов в провинциях Римской империи и крайне непопулярными членами общества. Однако именно искренне кающийся мытарь, изображенный в этой притче, получает оправдание. С другой стороны, если вы внимательно вчитаетесь в текст молитвы фарисея, то во второй части вы не найдете ничего предосудительного: он искренне перечисляет свои добродетели, которых достиг. Именно первая часть, где фарисей сравнивает себя с другими и, более того, с мытарем, стоящим поодаль, которого ставит самым последним в ряду «грабителей, обманщиков и прелюбодеев» – это делает его молитву недостойной.

Понять многообразие смыслов этой притчи помогает знаменитая гравюра Г. Доре.

Работа с иллюстрацией позволяет начать дискуссию еще до непосредственной работы с притчей. Учитель может предложить ученикам описать иллюстрацию, обратить внимание на средства художественной выразительности, использованные автором гравюры, предположить, о чем будет идти речь в притче и охарактеризовать двух ее героев, и, возможно, попытаться спроектировать повествование. После прочтения притчи можно вместе с учениками смоделировать ситуацию, описанную в рассказе.

Способы использования притч в учебном процессе

1. Обсуждение основной идеи и смысла истории.

2. Название притчи.

3. Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться.

4. Иллюстрировать рассказ (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения).

5. Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.

6. Выделить ключевые понятия.

7. Инсценировка по рассказу (истории)

8. Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадать)

9. Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.

10. Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).

11. Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли т.п.)

12. Сравнение нескольких притч

Примеры организации работы с притчами:

Путники и медведица

        Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведь. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым. И когда медведица  придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что говорят: мертвецов зверь не трогает.

Ушла медведица прочь, опустился приятель с дерева и спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо. А тот в ответ: «Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые бросают в беде!»

  1. Как вы думаете, что сказал один приятель другому?
  2. Подберите к этой притче подходящие по смыслу пословицы.
  3. В каком случае вы могли бы рассказать эту притчу?
  4. Включите в свой рассказ притчу «Путники и медведица».

Щедрый подарок

        Приехал отец из города. Привёз сыну медовик и говорит ему: «Вася, поделись вкусным медовиком с Петей. Поделись щедро». — А как это - щедро? — спрашивает сын. Отец отвечает: «Переломи медовик и большую часть отдай Пете. А меньшую оставь себе». — Лучше я отдам медовик Пете,— сказал Вася. — Пусть он делит его щедро. 

  1. Какой  вопрос можно задать после прочтения этого текста? (Если ученики не сумели самостоятельно сформулировать вопрос, то это делает учитель)
  2. Почему   Вася   захотел   отдать   медовик   Пете?
  3. О чём это свидетельствует?
  4. Что не понял из совета отца Василий?

Башня

В глубокой древности люди решили построить высокую башню, чтобы добраться самого до неба. Строилась эта башня много лет. И постепенно вокруг нее строился и разрастался город Вавилон. Когда башня была уже почти совсем готова, Богу не понравилось, что люди хотели вблизи от небес познать их тайны. И послал он на землю великую бурю.

  1. Предположите, чем заканчивается история.

        Когда она затихла, люди обнаружили вдруг, что говорят на разных языках и не понимают друг друга. Все побросали работу и разбрелись в разные концы земли. А башня стала постепенно разрушаться.

Раввин и мыловар

Шли однажды вместе раввин и мыловар.

-Что толку в еврейской религии? – спросил мыловар. – Посмотри, сколько бед и страданий в мире! Не помогают ни тысячи лет познания добра, правды и справедливости, ни изучение Торы, ни мудрость праведников, ни высокие идеалы пророков. Если наша вера на самом деле истинна, почему так плохо?

Ничего не ответил раввин. Пошли они дальше, видят: ребенок в сточной канаве играет, весь грязный, перепачканный. И сказал раввин:

- Посмотри на этого ребенка. Ты говоришь, мыло отмывает людей от грязи, а он – весь в грязи. Что толку в мыле? Его в мире хоть отбавляй, а ребенок остается грязным. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло?

-Но рабби, - возразил мыловар, - мыло не может помочь, если им не пользоваться.

-Верно! – оживился раввин. – Так же и с нашей религией. Она не помогает, если не исповедовать её изо дня в день всю жизнь!

  1. Сформулируйте основную мысль притчу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль притч в самоопределении личности учащихся в процессе преподавания курса ОРКСЭ

Данный материал поможет учителям, преподающим курс ОРКСЭ...

Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ

Данный материал поможет при подготовке к уроку учителю, преподающему курс ОРКСЭ...

Эссе "Позитивные возможности и сложности преподавания курса ОРКСЭ

Эссе предназначено для преподавателей курса ОРКСЭ в 4-5 классах и для классных руководителей. работающих в классах с представителями разных культурных традиций. Методический материал может пригодиться...

О преподавании курса ОРКСЭ

Формирование у учащихся уважительного отношения к культуре и религиозным традициям многонационального народа России...

Конспект урока "Трагедия еврейского народа" в рамках преподавания курса ОРКСЭ

Урок посвящен черным страницам еврейского народа - Холокосту...

КУРСОВАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДИК В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «СЕВАСТОПОЛЕВЕДЕНИЕ»

КУРСОВАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДИК В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «СЕВАСТОПОЛЕВЕДЕНИЕ»...