РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "Основы религиозных культур и светской этики""
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме

Данный материал поможет учителям, преподающим новый курс ОРКСЭ,  дана подробная расчасовка тем по предметам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_orksm.docx36.69 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа комплексного курса

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

(ОРКСЭ)

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена на основе:

1. Требований Стандарта (п. 12.4);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).

4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель учебного курса ОРКСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  1. понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  2. формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  3. формирование уважительного отношения к  разным духовным и светским традициям;
  4. формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;
  5. знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  6. укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

 Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные  культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  1. общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
  2. единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

  1. Патриотизм
  2. Социальная солидарность
  3. Гражданственность
  4. Семья
  5. Труд и творчество
  6. Наука
  7. Традиционные российские религии
  8. Искусство и литература
  9. Природа
  10. Человечество

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой  по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.  

          Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

Учащимися  изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 17 часов в третьей и четвёртой четверти в 4 классе и 17 часов в первой и второй четверти в пятом классе. Всего 34 часа. На протяжении всего периода изучения выбранного модуля занятия проводятся одним педагогом в 4 и в 5 классе.

.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

Осознание ценности человеческой жизни.

Содержание учебного предмета ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

4 класс, четвертая четверть (17 часов)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и

общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

5 класс, первая четверть (17 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

1 ч в неделю (34 часа)

4 класс (17 часов). 5 класс (17 часов)

Уроки

Учебные модули

Основы право-славной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской
культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиоз-ных
культур

Основы светской этики

4 класс 17 часов

Урок 1

Россия – наша Родина

Урок 2

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.  

Культура и религия

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия

Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия

Культура и религия

Что такое светская этика?

Урок 3

Священное Писание

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание

Будда и его Учение

 

Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля»

Культура и религия

Мораль и культура

Урок 4

Священное Писание и Священное Предание

Пророк Мухаммад – проповедническая миссия

Будда и его Учение

Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма

Возникновение религий. Древнейшие верования

Особенности морали

Урок 5

Во что верят православные христиане

Прекрасные качества Пророка Мухаммада

Буддийский священный канон

Патриархи еврейского народа

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

Добро и зло

Урок 6

Что говорит о Боге  и мире православная  культура

Священный Коран и Сунна как источники нравственности

Буддийский священный канон

Евреи в Египте: от Йосефа до Моше

Священные книги религий мира: Веды,  Авеста, Трипитака

Добро и зло

Урок 7

Что говорит о человеке православная культура

Общие принципы ислама и исламской этики

Буддийская картина мира

Исход из Египта

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран

Добродетели и пороки

Урок 8

Христианское учение о спасении

Столпы ислама и исламской этики

Буддийская картина мира

Получение Торы на горе Синай

Хранители предания в религиях мира

Добродетели и пороки

Урок 9

Добро и зло в православной традиции

Исполнение мусульманами своих обязанностей

Добро и зло

Пророки и праведники в иудейской культуре

Человек в религиозных традициях мира

Свобода и моральный выбор человека

Урок 10

Христианская этика. Заповеди блаженства

Обязанности мусульман

Ненасилие и доброта

Пророки и праведники в иудейской культуре

Священные сооружения

Свобода и ответственность

Урок 11

Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему

Обязанности мусульман

Любовь к человеку и ценность жизни

Храм в жизни иудеев

Священные сооружения

Моральный долг

Урок 12

Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду

Обязанности мусульман

Милосердие и сострадание

Назначение синагоги и ее устройство

Искусство в религиозной культуре

Справедливость

Урок 13

Христианская этика. Долг и ответственность.

Милосердие и сострадание

Обязанности мусульман

Отношение к природе

Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал

Искусство в религиозной культуре

Альтруизм и эгоизм

Урок 14

Спаситель. Жертвенная любовь

Для чего построена и как устроена мечеть

Буддийские святые. Будды

Молитвы и благословения
в иудаизме

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

Дружба

Урок 15

Спаситель. Победа над смертью

Мусульманское летоисчисление и календарь

Семья в буддийской культуре и ее ценности

Добро и зло

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

Что значит быть моральным?

Урок 16

Творческие работы учащихся

Урок 17

Подведение итогов

5 класс  17 часов

Урок 18

Православие в России

Ислам в России

Буддизм в России

Иудаизм в России

Религии России

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

Урок 19

Православный храм  

Семья в исламе

Основы буддийского Учения и этики

Основные принципы иудаизма

Религии России

Нравственный поступок

Урок 20

Православный храм  и другие святыни

Нравственные основы семьи в исламе

Человек в буддийской картине мира

Основные принципы иудаизма

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Золотое правило нравственности

Урок 21

Православные Таинства. Символический язык православной культуры

Нравственные ценности ислама:

сотворение добра, отношение к старшим

Человек в буддийской картине мира

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Стыд, вина и извинение

Урок 22

Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,

прикладное искусство)

Нравственные ценности ислама:

дружба, гостеприимство

Буддийские символы

Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Честь и достоинство

Урок 23

Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,

прикладное искусство)

Нравственные ценности ислама:

любовь к отечеству, миролюбие

Буддийский храм

Совершеннолетие в иудаизме.  Ответственное принятие заповедей

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Совесть

Урок 24

Православный календарь, его символическое значение

Забота о здоровье в культуре ислама

Буддийские святыни

Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией

Религиозные ритуалы в искусстве

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

Урок 25

Православный календарь. Почитание святых

Ценность образования и польза учения в исламе

Буддийский календарь

Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности

Календари религий мира. Праздники в религиях мира

Джентльмен и леди

Урок 26

Православный календарь. Почитание святых

Ценность образования и польза учения в исламе

Праздники в буддийской культуре

Еврейские праздники: их история и традиции

Праздники в религиях мира

Образцы нравственности в культуре Отечества

Урок 27

Православный календарь. Почитание святых

Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения

Искусство в буддийской культуре

Еврейские праздники: их история и традиции

Семья, семейные ценности

Этикет

Урок 28

Православный календарь. Праздники

Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения

Священные буддийские сооружения

Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа

Долг, свобода, ответственность, учение и труд

Праздники

Урок 29

Христианская семья и ее ценности

Искусство ислама

Буддийские ритуалы

Ценности семейной жизни в иудейской традиции

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Урок 30

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Урок 31

Подготовка творческих проектов

Урок 32

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

Урок 33

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.

Урок 34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

Учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.

Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

  1. оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  2. технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
  1. классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  2. демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
  3.  вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
  1. экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
  2. электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
  1. дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
  1. библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
  1. учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
  2. нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие  правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
  3. специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
  4. научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
  5. хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
  6. документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
  7. энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
  8. религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
  9. художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
  1. печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

Почему интерактивные   формы важно применять в преподавании курса ОРКСЭ ?                                                          

В каждом образовательном учреждении, в каждом субъекте РФ накопился положительный опыт организации преподавания курса, воспитания у учащихся нравственности, гражданственности и патриотизма, взаимодействия с родителями, педагогами, социальными партнерами.

В процессе апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» учителя широко применяют современные образовательные технологии (анализ проблемных ситуаций, тренинги практических навыков, деловые, ролевые игры, коллективно-групповая, проектная деятельность, составление словаря терминов, галереи образов), систематически используют компьютерную технику, интерактивное и мультимедийное оборудование, что позволяет наиболее полно включать иллюстративный материал, интерактивные модели в учебное занятие. Возможности курса используются и для организации внеурочной деятельности обучающихся краеведческой направленности в системе воспитательной работы школы.

В большинстве регионов особое внимание учителей, преподающих курс, направлено на формирование толерантного сознания учащихся в условиях образовательного учреждения. Этой теме посвящены разработки уроков, методические разработки, семинары и мастер-классы, организуемые в регионах.

В регионах осуществляется накопление банка методических разработок, иллюстративного, аудио- и видеоматериала, формируются базы Интернет–ресурсов в помощь преподавателю ОРКСЭ. Лучшие педагогические практики представлены разработанными и изданными методическими пособиями, дидактическими и диагностическими материалами, сборниками методических рекомендаций учителям 4 и 5 классов по выбранным модулям курса, рабочими тетрадями к курсу ОРКСЭ, разработками уроков, внеклассных мероприятий, сценариями праздников. В подготовке этих материалов активно участвовали районные (городские) методические советы учителей.

Среди лучших педагогических практик представители региональных органов управления образованием отмечают следующие:

  1. семинары-совещания  по вопросам духовно-нравственного воспитания детей в рамках апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики;
  2. конкурсы на лучшие учебно-методические разработки по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»;
  3. детские конкурсы в рамках изучения курса;
  4. научно-практические конференции актуальных для апробации курса тематик;  
  5. участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады по основам православной культуры;
  6. обучающие, тематические, проблемные семинары;
  7. Интернет-конференции;  
  8. разработка и издание методических материалов, дидактических пособий по курсу в помощь учителю;
  9. создание электронных сборников и пособий;
  10. педагогические чтения по теме курса ОРКСЭ;
  11. фестивали  медиа-уроков курса ОРКСЭ;
  12. банк мультимедийных презентаций и видео-уроков;
  13. видеофильмы и видеопроекты;
  14. виртуальные экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год, составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ М...

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"

Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс...

ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ОСЭ Рабочая программа   по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...