Статья ТЬЮТОРСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
статья по теме

Образовательная система постоянно обращается к ценностям, потребностям и интересам личности, поэтому деятельность педагога предполагает уточнение и расширение его профессиональной компетентности, в результате чего и наблюдается переход от руководства к тьюторству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tyutorstvo.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЬЮТОРСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

М.А. Бондаренко

В современной системе образования происходит трансформация основной функции преподавателя-учителя. Если раньше она сводилась к передаче обобщенного социального опыта некоему усредненному обучающемуся, то сегодня учитель должен выполнять функции и путеводителя по образовательным траекториям, и гаранта выполнения условий для индивидуального развития каждого обучающегося. Образовательная система постоянно обращается к ценностям, потребностям и интересам личности, поэтому деятельность педагога предполагает уточнение и расширение его профессиональной компетентности, в результате чего и наблюдается переход от руководства к тьюторству. Понятия «тьюторство», «тьюторское сопровождение» не являются в строгом смысле слова новыми для современного образования. «Тьюторство как оригинальная философия образования и ведущий способ организации образовательной системы берет начало в средневековых европейских университетах XII – XIV веков. В качестве же особой педагогической позиции, а затем и должности, оно оформляется в известнейших древнейших университетах-городах Великобритании: сначала в Оксфорде, чуть позже в Кембридже»[1]. Тьютор (позиционно) - это тот, кто организует условия для конструирования и реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

Должность тьютора в России утверждена и введена в российскую систему образования Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2008 года № 216 н и № 217 н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно).[4]

Тьюторство проникает в школьное обучение, частное, домашнее и дистанционное образование, то есть постоянно расширяется контингент обучающихся, нуждающихся в услугах тьютора: учащиеся всех видов образовательных учреждений, самостоятельно пополняющие свои знания молодежь и взрослые, среди которых есть люди с ограниченными возможностями. В этих условиях выполнение роли тьютора становится возможным не только для опытных преподавателей или работников сферы образования, но и для самих обучающихся, что свидетельствует о преимуществах данной системы обучения.

Обычно в сфере образования выделяют следующие основные направления тьюторства:

- дошкольное образование;

- школа;

- начальное и среднее профессиональное образование;

- высшая школа;

- магистратура «Тьюторство в сфере образования»;

- повышение квалификации и профессионализация;

- открытое образование;

- дистанционное образование.

Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», предполагающей в рамках формирования принципиально новой системы непрерывного образования «постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения». При этом ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению», «умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь».[3]

Виды тьюторства различны по направленности предоставляемого сопровождения, способу взаимодействия участников образовательного процесса и роду деятельности вовлеченных: онлайн-тьюторство, стратегическое, тактическое, студенческое тьюторство, тьюторство группы, индивидуальное тьюторство, тьюторинг проблемных ситуаций, академическая подготовка, академическое, домашнее, частное тьюторство.[2]

Наиболее перспективными видами являются онлайн –тьюторство, которое основывается на компьютерных и интернет - технологиях и является одним из направлений развития науки и общества в настоящее время; студенческое тьюторство, залогом эффективности которого выступает взаимодействие сверстников в образовательном процессе.[1]

Так, в рамках проекта «Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов», который реализуется Департаментом образования города Ростова-на-Дону, открыт центр, в котором дети получают основное образование в дистанционной форме. Неотъемлемым компонентом организации такого обучения является тьюторство. В нашем центре тьютор выступает как в роли наставника, который помогает своему подопечному в учебном процессе (в выборе индивидуальной траектории обучения, в обеспечении материальной и технической базы учебного процесса, в осуществлении связи с администрацией образовательного учреждения), так и в роли друга - психолога, который, учитывая индивидуальные особенности и внеучебные интересы ребенка,  создает среду для раскрепощения и развития его путем включения в классные, школьные и межшкольные дела. Такие компоненты тьюторской деятельности позволяют сделать вывод о том, что далеко не каждый учитель может являться тьютором, а учителю-предметнику для обеспечения такой деятельности необходимо существенно расширить набор компетенций, которыми он обладает, как педагог.

В современной системе образования сегодня речь идет, прежде всего, не столько о педагогах, официально работающих  в должности  «тьютор», сколько о педагогах, обладающих тьюторскими компетенциями, то есть владеющих технологиями тьюторского сопровождения.

Поэтому на сегодняшний день главным является оказание помощи педагогам в формировании новой профессиональной роли, в освоении ими технологий тьюторского сопровождения и внедрении этих технологий в практику работы образовательных учреждений.

Литература

  1. Белицкая, Е.В. Тьюторская система обучения в современном образовании Англии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. В.: ВГПУ Перемена, 2012.
  2. Ковалева, Т. М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Лекции 1-4. М.: ПУ Первое сентября, 2010.
  3. Приказ Президента Российской Федерации №271 от 04 февраля 2010 г. «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития №216н от 5 мая 2008 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья №44 Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Статья № 44 познакомит с обязанностями и ответственностью в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся....

Тьюторство в сфере инклюзивного образования

В последнее  время предлагается много инновационных подходов к обучению и воспитанию  детей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование предоставляет возможность каждом...

статья "Тьюторство и здоровьеориентированная деятельность школы"

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья учащихся находится на первом месте в иерархии запросов к резул...

Упражнения для подготовки к написанию сжатого изложения на уроках русского языка. Статья опубликована во Всероссийском научно-педагогическом журнале "Сфера образования" №4 2017

Главная задача при обучении сжатому изложению – научить учащихся кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычлен...

Статья "Тьюторство в современном обществе"

Изменяются главные ценности школьного образования: школа старается перестроиться на ценности развития интересов и способностей, на формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-...