Урок добра в 4 классе "Всегда иди дорогою добра"
методическая разработка по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dobra_i_tolerantnosti_v_4_klasse.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 60» Ленинского района г. Саратова

Урок добра

«Всегда иди дорогою добра»

Урок разработала

Корчигина Инесса Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 60» Ленинского района

г. Саратова

2012

Урок добра в 4 классе "Всегда иди дорогою добра"

Всех нужнее и дороже,

 Всех доверчивей и строже

 В этом мире доброта.

Песня из мультфильма «Приключения Фунтика»

Цель: формировать у обучающихся ценностную ориентацию, стремление совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, воспитание уважения и доброго отношения к другим людям;

Задачи:

учить размышлять над нравственной сутью поступка,

дать детям почувствовать, что добро – это радость для окружающих и самого себя,

воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу и окружающим, стремление прийти на помощь.

Оборудование:

мультимедийная аппаратура;

словарь С.И.Ожегова,

фонограммы песен «Дорогою добра», « Песенка Кота Леопольда»

раздаточный материал

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

Я очень рада вновь видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Улыбнитесь!

2. Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

3. Вступительное слово.

- Ребята, послушайте сказку.

Жила-была на Земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром.

Утром пришла Любовь в установленное место и видит: стоят у сосен 5 прекрасных девушек, одна другой краше.

 - Вот, выбирай, - сказал дедушка - волшебник. - Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

На доске представлены имена девушек.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши. И ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Задумалась Любовь. Потом подошла к одной из них и протянула руку. Девушка взяла ее руку и повела за собой по дороге, уходящей за горизонт.

- А вот по какой дороге они пошли, попробуйте определить, прослушав куплет из песни.

Звучит куплет из песни Ю.Энтина «Дорога добра»

- По какой дороге пошли девушки?

- Как вы думаете, как звали девушку?

4. Определение темы урока и целей через прослушивание песни.

- Каждый человек хочет быть счастливым и для этого старается выбрать правильную дорогу. Сегодня мы тоже отправимся в путь по такой дороге.

- Это будет дорога добра.

- Тема нашего урока так и звучит «Всегда иди дорогою добра».

Наша цель:

вспомнить, что включает в себя понятие «доброта»;

поразмышлять, что значит быть добрым;

научиться видеть рядом с собой людей, особенно нуждающихся в доброте;

мы постараемся определить, нужно ли ждать просьбы о помощи или делать добро самому. А для этого мы выполним несколько заданий.

5. Аналитическая беседа.

- Как вы понимаете, что обозначает слово «ДОБРОТА»?

- В русском языке много различных словарей.

Давайте сверим ваше понимание этого слова с тем, как объясняет его «Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова.

Доброта – отзывчивое, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- А что значит «делать добро другим»?

- А знаете ли вы, что в старославянском алфавите буква «Д» - называлась «Добро».

- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение.

- Я предлагаю вам задание, которое покажет ваши знания пословиц о доброте.

6. Работа в парах.

- Вам необходимо соединить линиями начало пословицы с ее окончанием.

Добрые дела

добрый ответ

Сделаешь добро -

на добрые дела

Добрый человек

красят человека

Кто со злом не повстречался,

тот добра не понимает

Жизнь дана

несёт мир

На добрый привет-

добро найдёшь

- Итак, давайте проверим, какие пословицы вы составили. Я буду начинать пословицу, а вы заканчивать.

Добрые дела красят человека. (Русская пословица)

Сделаешь добро – добро найдёшь. (Карачаевская пословица)

Добрый человек несёт мир. (Абхазская пословица)

Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает. (Адыгейская пословица)

Жизнь дана на добрые дела. (Русская пословица)

На добрый привет – добрый ответ. (Русская пословица)

- Чему учат эти пословицы?

- Следуете ли вы этим пословицам в жизни? Расскажите, какие добрые дела вы уже совершили?

7. Анкетирование.

         Может  ли кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек».

           Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»

            1) У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки    друзьям?

            2) Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

            3) Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?

  1. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

             5)Любите ли вы злые шутки?

  1. Вы злопамятны?
  2. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
  3. Умеете ли на практике применять свои способности?
  4. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
  5. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
  6. Вы охотно выполняете просьбы?
  7. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Результаты анкеты

 А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

  1. Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
  2. От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
  3. Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

 8. Упражнение   « Поделись   с   другом ...»

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения.

Дети по кругу передают сердечко, говорят друг другу добрые слова.

Приходят к выводу, что на доброе слово всегда отвечают добром.

9. Работа с литературными произведениями

Работа в группах.  (Раздаточный материал)

  1. Давайте проверим, как вы знаете  сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом.

1.С грядки старушка цветок сорвала

   Девочке Жанне его отдала.

   В цветке, лепестках есть волшебная сила

   Их девочка Женя о чём-то просила

   Что надо сказать лепестки обрывая?

   Как называется сказка такая?

   («Цветик – семицветик»   В.Катаев.

   Лети, лети лепесток,

   Через запад на восток,

   Через север через юг,

   Возвращайся, сделав круг

   Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.)

2. Колотил да колотил

    По тарелке носом –

    Ничего не проглотил

    И остался с носом.

    (Сказка «Лиса и журавль»)

3. Снег валил, клубились тучи

    Гнулись сосны до земли

    Злые люди в лес дремучий

    Сиротинку отвели.

    Замолчать заставили

    Замерзать оставили.

   (Сказка «Морозко»)

4.Сейчас потолкуем о книге другой:

         Тут синее море, тут берег морской.

         Старик вышел к морю

         Он невод забросил.

         Кого-то поймает и

         Что-то попросит.

         (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

5.Кушай яблочко, мой свет.

          Благодарствуй за обед.

          Старушоночка сказала,

          Поклонилась и пропала.

        (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)

Слово учителя

    Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется.

     В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.

- Ребята, а всегда ли вы замечаете вокруг себя тех людей, кто особенно нуждается в человеческой доброте? Задумайтесь об этом.

  10. Чтение стихотворения. Беседа по содержанию

     - Сейчас я вам прочитаю стихотворение о доброте. Послушайте его внимательно и ответьте на вопросы.

Доброта последнюю рубашку

Снимет с плеч своих и нищему отдаст.

Разведет сады, похожие на сказку,

И в несчастье друга не предаст.

Не обидит добрую старушку,

Приласкает малое дитя

И отдаст последнюю краюшку,

Не оставив корки для себя.

Доброта как солнце, теплый ветер,

На неё ты не предъявишь счет.

Доброта нам достается даром,

Ценится дороже всех щедрот.

Доброта в глазах лучистым светом

Отражает путь своей души.

В добром деле и решенье смелом

Все ёе поступки хороши.

Будем жить в согласии и вере,

Говорить лишь правду и не лгать!

Будем доброту повсюду сеять,

Чтобы зло потом не пожинать!

- Что хотела передать автор в этих строках?

- К чему она нас призывает?
- Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.

11. Составление правил доброты

 Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.


1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.

  1. ПОМНИ:

Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.

  1. ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
    И ЕЩЁ ПОМНИ:
    Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
    Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

12. Подведение итогов.

Звучит песня Кота Леопольда

Дождик босиком по земле прошёл,

Клёны по плечам хлопал,

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Слышно как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны,

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

С каждым поделись радостью своей,

Рассыпая смех звучно,

Если песни петь, с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.

Если песни петь, с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.

  В жизни по-разному можно жить –  

  Можно в беде, а можно в радости.

  Вовремя есть, вовремя пить,

   Вовремя делать гадости.

    А можно так:

    На рассвете встать –

    И, помышляя о чуде,

    Рукой, обожженною, солнце достать

     И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

- Спасибо и всего доброго вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта " Дорогою добра, к истокам веры"

Тема очень актуальна в наши дни. Предлагаю к обсуждению этот проект. Надеюсь, что он обязательно поможет кому- то в его работе....

Рабочая программа по нравственно-этическому воспитанию"Дорогами добра"

Программа «Дорогами добра» предназначена для воспитанников 7 – 8 классов коррекционной школы.Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отно...

Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского""

Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского"". Во время урока при помощи презентации можно выйти сайтwww.fskn.ru в онлайн режиме.На страницах этого сайта...

Разработка урока по светской этике в 4 классе по теме: "Идти дорогою добра"

Целью данного урока является:  формировать у обучающихся ценностную ориентацию, стремление совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, воспитание уважения и доброго отношения к другим л...

Урок литературы в 7классе "Дорога добра"(по рассказу А. Платонова "Юшка")

Урок литературы в 7класе "Дорога добра" (по рассказу А. Платонова "Юшка")...

Конспект открытого урока " Дорогою добра"

Конспект и презентация разработана для обучающихся 9 класс с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии....

План-конспект урока "Путешествие по маршруту «Дорогою добра!»

Путешествие по маршруту «Дорогою добра!»...