Главные вкладки

    Статья по теме:
    Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ

    Статья по итогам первого года работы по модулю ОМРК

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    statya_po_itogam_omrk_sokrashchen.doc29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Духовно-нравственное воспитание

    младших школьников на уроках ОРКСЭ



                                                                                  Сегодня в школу должно прийти такое

                                                                                                      понятие, как человеколюбие…

                                                                                                                                 Погорелов С.Т.



              С 1 сентября 2012 года в учебном плане 4-ых классов появился новый учебный курс «Основы религиозный культур и светской этики», состоящий из шести модулей. По выбору родителей наши ученики приступили изучать модуль «Основы мировых религиозных культур» (далее - ОМРК). С переходом на ФГОС начального общего образования второго поколения, где одной из ведущих является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, данный курс отвечает задачам по формированию у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Содержание учебника приходилось корректировать, дополнять, чтоб уроки были интересными, развивающими, воспитывающими. Ведущими технологиями в изучении курса ОМРК стали игровые, диалоговые и  ИКТ.

    Применяя диалоговые технологии, я использовала тексты российского писателя, поэта и драматурга монаха Варнавы (Евгения Савина) «Маленькие притчи для детей и взрослых». По объему они очень короткие и на уроке удавалось обсудить, сравнить 2-3 притчи. Часть текстов на уроках использовались как раздаточный материал, часть воспринимались учениками на слух. Такие уроки способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности ребёнка. Дети учатся уважать не только своё, но и чужое мнение.

    Культурологический подход на уроках был использован при изучении православных храмов, их устройства и убранства. Во время виртуальных экскурсий внимание учеников обращалось не только на то, из чего состоит православный храм, но и как надо вести себя в нём, чтобы не обидеть верующих, пришедших туда для своих целей. Ребятам было очень интересно, почему в православных храмах женщины должны быть в платках, а мужчины, наоборот, без головного убора. Для сравнения ребятам был приведён пример посещения мусульманского храма: вход без обуви, обязательное у мужчин наличие головного убора.

    Совмещая работу с наглядным раздаточным материалом и самостоятельной работой, ученики закрепляют теоретические знания по теме, совершенствуют умения практической деятельности по материалу изученного, развивают самостоятельность мышления и познавательный интерес. А самое главное – они учатся не только понимать, но и уважать культурное наследие своей страны.

    Безоценочная система курса ОРКСЭ не сковывает детей. Это даёт возможность открыто и безбоязненно рассуждать, доказывать, не бояться ошибиться. На проблемных уроках часто приходилось направлять беседу. Дети сами задавали вопросы, самостоятельно искали на них ответы. Я всегда радовалась, когда на уроках возникала дискуссия. Это значит, что тема урока интересна учащимся, заставляет их неравнодушно относиться к обсуждаемой проблеме. Например, на уроке 27 «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь» ребята очень бурно обсуждали поступок самарянина, анализировали, кто из героев притчи по-настоящему проявил милосердие, объясняли, как бы поступили сами

    Разбирая такие понятия, как мораль, заповедь, милосердие, мир, семья на уроках мною были использованы поэтические тексты национальных авторов. После прочтения ребята обсуждали произведения, объясняя, о каких ценностях идёт речь в тексте.

    В качестве творческих заданий по темам, формирующих коммуникативные умения и навыки, ребятам предлагались для решения ребусы, кроссворды, анаграммы. Через игровые задания пополняется словарный запас учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.

    Таким образом, духовно-нравственное развитие ребёнка происходит под влиянием многих факторов: социального окружения; условий жизни, труда, учёбы; нравственной атмосферы семьи; примеров взрослых и сверстников; увиденного и услышанного в процессе повседневного общения и контактов с окружающими, из СМИ.

    По итогам первого года изучения курса ОРКСЭ можно с уверенностью констатировать содействует интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствует формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты

    духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка

    духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка...

    Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения

    Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходи...

    Организация групповой и коллективной деятельности младших школьников на уроках ОРКСЭ

    Организация групповой и коллективной деятельности младших школьников на уроках ОРКСЭ...

    Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки

    Патриотическое  воспитание школьников: цель, задачи, принципыСовременное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется слож...

    Публикация на сайте pedsovet.ru "Музыкальное развитие младших школьников на уроке музыки средствами импровизации"

    Музыкальное развитие – результат процесса музыкального обучения и воспитания, в свою очередь оно содействует всестороннему развитию личности, её эстетическому, умственному, нравственному и физическому...

    Статья "Методы и приемы работы с младшими школьниками на уроках английского языка, направленные на формирование метапредметных результатов".

    В данной статье говорится о методах и приёмах работы с младшими школьниками на уроках английского языка, направленные на формирование метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС....

    Влияние подвижных игр на развитие двигательных качеств у младших школьников на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

    Актуальность  опыта объясняется необходимостью:- повышения эффективности образовательного процесса в школе, уровня показателей физической культуры школьников, укрепления их здоровья;-  повыш...

    Духовно-нравственное воспитание младших подростков на уроках физической культуры

    Духовно-нравственное воспитание школьников является приоритетной задачей современной школы. Статья рассматривает вопросы духовно-нравственного воспитания младших подростков на уроках физической к...

    «Этнокультурный компонент, как средство художественно – эстетического воспитания младших школьников на уроке музыке и во внеклассной работе"

    Содержание: 1.Введение.1.1 Фольклор как средство воспитания.……1.2 Особенности художественно- эстетического воспитания в младшем школьном возрасте....