Социальный проект "Влияние школьной формы на учебный процесс"
проект по теме

Голубенко Наталья Петровна

Над проектом работали во главе с руководителем учащиеся 5 класса. Структура теоретического исследования о необходимости введения школьной формы в России и ее влиянии на здоровье учеников включает в себя  введение, основную и аналитическую части.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новосельский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 8 с. Спасское

Спасского района  Приморского края

Тема. «Влияние школьной формы

на учебный процесс»

                                                                                             Выполнили:

                                                                                                Ученики V класса

                                                                                                Калашникова Анна

                                                                                                 Марчукова Татьяна

                                                                                                 Моисеева Виолетта

                                                                              Мухаммаджонов Мухаммадазиз

                                                                                     Руководитель проекта:

                                                                                                    Голубенко Н.П.

2013 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3-4

  1. Основная часть

1.1  История появления школьной формы в России…………4-5

1.2 Официальные требования к внешнему виду и форме

школьников XXI в.  ……………………………………………5-6

1.3  Влияние формы на здоровье школьников………………..6-8

1.4  Отношение к школьной форме в нашем ОУ……………..8-9

  1. Аналитическая часть…………………………………………..

Заключение……………………………………………………. 9-10

                   Информационные ресурсы…………………………………   10

                Приложения……………………………………………………11-12

Введение       

Форма для школы! Вопрос актуальный

Как на всех нас она повлияет?!

Какой вариант будет нам самым лучшим?

В процессе исследования ответ мы получим?!

        Наверное, самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Именно здесь он находит настоящих друзей, определяется в выборе своих увлечений, впервые сталкивается с жизненными трудностями и радуется своим первым победам. Ежегодно   подготовка  к новому учебному году начинается задолго до его начала. Родителям приходится делать  много покупок: школьные сумки, тетради, ручки, пеналы, сменная и спортивная обувь, спортивная одежда и т.д. Но у них есть еще одна «головная боль»: в чем их ребенок будет посещать школу?

      21 год назад, согласно Закону РФ № 3266-1 «Об образовании», принятому в 1992 году, было отменено обязательное  ношение школьной формы в школах Российской Федерации, и ученики сменили свои коричневые или синие  платья и синие костюмы на повседневную одежду.

        Сегодня большинство школ  превратились в подиум, где ученики демонстрируют финансовую состоятельность своих родителей. Девушки совершенно спокойно могут прийти  в вызывающем наряде, а юноши  хоть  и выглядят менее вызывающе,  но предпочитают носить джинсы и бесформенные кофты-балахоны.

           Согласно письму МО РФ от 14.11.2000 г. № 22-06-1203 «О введении школьной формы  для обучающихся» и письму главы МИНОБРНАУКИ России, Д.В.Ливанова, от 28.03.2013 г.

№ ДЛ- 65/08:   органы управления образовательного процесса (совет школы, родительский комитет, администрация всех уровней),  снова рассматривают вопрос о  введении  единой ученической формы.  

       Действительно ли она так необходима? Какое влияние она окажет на всех нас?  Данная проблемная ситуация натолкнула нас на работу над социальным проектом на тему: «Влияние школьной формы на учебный процесс». Актуальность данной работы мы видим в следующем: полученная информация и результаты будут полезны всем участникам образовательного процесса и помогут в выборе типа и вида школьной формы в нашем ОУ.

        Гипотезы, выдвигаемые в ходе исследования: 1. Стандарт одежды воспитывает чувства – принадлежности к школе и гордости за нее. 2. Школьная форма оказывает положительное влияние на здоровье ученика.

        Цель нашей  работы: прояснить вопрос необходимости введения школьной формы в школах Российской Федерации и выяснить мнения учащихся, их родителей и учителей нашей школы по этому поводу.

        Задачи: 1. Работа с историческими источниками для изучения истории появления школьной формы в России.

                2. Спланировать и провести исследование по изучению влияния школьной формы на учебный процесс.

                3. Полученные данные обработать с помощью математического анализа и составить диаграмму и  схему.

                4. Представить полученные результаты на научно – практической конференции школьников.
       
В последнее время всех стал интересовать вопрос о введении вновь в учебные заведения школьной формы. Все чаще этот вопрос обсуждают средства массовой информации  и форумы в Интернете. Своё мнение высказывают ученики, родители, учителя и администрация школы. Согласно статистике, 70 % родителей по России - за введение школьной формы. Вместе с тем, мнения взрослых о необходимости школьной формы и ее значении в учебном процессе разделились:  большая часть взрослых считает, что  форменная одежда прививает вкус к деловому костюму, дисциплинирует, настраивает на рабочий лад, повышает успеваемость,  но,  главное, она положит конец соревнованию в одежде; их оппоненты придерживаются другого мнения: школьная форма лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности.
        Итак,
предметом исследования нашей работы является школьная форма и традиции России в отношении к школьной форме, а также современные проблемы школьной формы в нашей стране.
Методами исследования являются: исторический и поисковый анализ (поиск материала об истории  школьной формы и работа с ним);  опрос (анкетирование  учащихся, их родителей   и учителей); наблюдение, фотофиксация  (использование фотографий);  обобщение (обобщен обработанный материал, сделаны выводы и предложены  варианты школьного дресс-кода), сочинения учащихся 5-6 -  ых классов, интервьюирование родителей. Таким образом, можно определить характер нашей работы – теоретическое исследование.

                  Практическая значимость исследования   заключена в том, что результаты нашей работы  могут быть использованы учащимися  и их родителями в ходе   приобретения элементов одежды для  школы.  Структура  работы  состоит из    введения, основной и аналитической  частей.
            В процессе написания нашей работы мы пользовалась материалами Интернета.

             Место проведения исследования: Новосельский филиал МБОУ СОШ № 8 с. Спасское Спасского района Приморского края, кабинет № 2.

          Условия, в которых проводились исследования: Одна из главнейших миссий школы - создание максимально благоприятных и комфортных условий для гармоничного и разностороннего развития и самообразования субъектов образовательного процесса. Современные школьники, так же, как и в прежние времена, большую часть времени проводят в школе, в частности, среди своих одноклассников, где уже налажены взаимоотношения между ребятами.  Для создания проекта  была сформирована группа одноклассников в количестве 4 человек, - учащихся 5 класса.

  1. История появления школьной формы в России 
         
    Школьная форма в России появилась в 1834 году. Тогда и был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. Но тогда форма была введена лишь для мальчиков. 1896 год – утверждено положение о гимназической форме для девочек. С тех пор школьную форму неоднократно изменяли, отменяли и вводили заново.
    Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табеля о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.
    Форма гимназистов в царской России 
          Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.
        Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой. Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.
          Девочкам, обучающимся в гимназии, предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.
     Единая школьная форма в СССР 
           Все изменилось с пришествием к власти большевиков: появилась единая школа, исчезли лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся. В 1918 году Декрет «О единой школе …» отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима.
           Однако, в 1949 году в СССР была введена единая школьная форма.
            Мальчиков одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, а девочек – в темно- коричневые или темно – синие  шерстяные платья с черным фартуком (по праздникам – белым). Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащейся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди. В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, форма девочек осталась старая.
            В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди. Форма девочек не изменилась.
            В 1985-1987 годах изменения коснулись и одежды девочек: старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилетку и пиджак. Но уже в 1988 году некоторым школам в порядке эксперимента разрешили отказаться от обязательного ношения школьной формы. В 1992 году школьную форму отменили в школах Российской Федерации в знак того, что в стране полностью победила демократия. А с 1999 года утвердилась обратная тенденция: в отдельных регионах Российской Федерации школьную форму вводят вновь.
    Вот уже больше десяти лет российские школьники обходятся без форменной одежды, а на занятия приходят,  кто как хочет: в джинсах, шортах,  футболках и спортивных костюмах.
    Все родители, конечно же, прекрасно помнят свои школьные годы, синие костюмы-двойки у мальчиков, чопорные коричневые или синие  платья с белыми манжетами, черные и белые фартуки у девочек. Хорошо помнится, что обязанность носить школьную форму «советского образца» восторга среди учащихся не вызывала. Это история нашей Родины, и мы видим, что вопрос введения в школы «школьной формы» всегда был тесно связан с политической ситуацией в нашей стране.
           Как уже отмечалось,  в 1992 году традиционная уныло-одинаковая форма в школах была официально отменена государственными органами управления. Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой и опрятной. Однако оказалось, что такой плюрализм также имеет свои минусы. Подростки большую часть своего времени проводят в стенах школы, и им отнюдь не все равно, в чем предстать перед одноклассниками. У родителей появилась новая головная боль, возросли требования детей купить новый наряд, причем не любой, а в соответствии с веяниями моды. Опять же, ходить всю неделю в школу в одном и том же наряде стало неприлично. Так что финансовые затраты на школу скорее возросли, чем уменьшились. Наряжаясь в школу, дети далеко не всегда руководствуются чувством меры, одеваются «кто как хочет», что иногда, мягко говоря, выглядит не очень эстетично.
    Свободная форма одежды в школе, по мнению многих людей, порождает множество проблем, главная из которых – социальное неравенство и расслоение детского коллектива на бедных и богатых. Психологи, размышляя на тему социального неравенства, считают, что отсутствие единой школьной формы только подчеркивает это неравенство. Честно говоря, нам кажется, что не столько сами подростки обращают внимание на разницу в материальном положении, сколько родители указывают им на это. Осознавая весь шлейф последствий отказа от школьной формы, отдельные педагогические коллективы начинают снова к ней возвращаться. Словом не прошло и десяти лет, как про школьную форму снова вспомнили. Решение этой актуальной проблемы оказалось довольно сложным и для семьи, и для школы.
  2. Официальные требования к внешнему виду и форме школьников XXI в.

   В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), согласно которому установление требований к одежде обучающихся отнесено к компетенции образовательной организации, если иное не установлено Законом или законодательством субъекта Российской Федерации (статья 28 Закона), утверждены единые требования к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – одежда обучающихся), которые  вводятся с целью:

-  обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни;

- устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися;

- предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками;

- укрепления общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.

      Согласно «Модельному нормативному правовому акту субъекта Российской Федерации об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», общеобразовательные организации вправе устанавливать следующие виды одежды обучающихся:

  1. повседневная одежда;
  2. парадная одежда;
  3. спортивная одежда.

Парадная одежда используется обучающимися в дни проведения праздников и торжественных линеек.

Для мальчиков и юношей парадная школьная одежда состоит из повседневной школьной одежды, дополненной светлой сорочкой или праздничным аксессуаром.

Для девочек и девушек парадная школьная одежда состоит из повседневной школьной одежды, дополненной светлой блузкой или праздничным аксессуаром.

Спортивная одежда используется обучающимися на занятиях физической культурой и спортом.

Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки образовательной организации (класса, параллели классов): эмблемы, нашивки, значки, галстуки и так далее.

Одежда обучающихся должна соответствовать санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286- 03», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. № 51 (зарегистрировано Минюстом России 5 мая 2003 г., регистрационный № 4499).

 Одежда обучающихся должна соответствовать погоде и месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении.

      Внешний вид и одежда обучающихся государственных и муниципальных образовательных организаций должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер,  с учетом материальных затрат малообеспеченных и многодетных семей.

Обучающимся не рекомендуется ношение в образовательных учреждениях одежды, обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой, символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение.

  1. Влияние формы на здоровье школьников

       Исходя из позиции п.п. 1.3, 1.5, 2.4. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 и статьи 5 технического регламента следует, что показатели безопасности предметов одежды и принадлежностей к одежде, прочих готовых текстильных изделий для детей и подростков регламентируется с учетом возраста, функционального назначения, площади контакта с кожей, состава используемых материалов.

    Соблюдение гигиенических требований к одежде и обуви формирует микроклимат пододежного пространства (температура, влажность, паро- и воздухопроницаемость), позволяет одежде обеспечивать субъективные комфортные условия при оптимальных микроклиматических параметрах в помещении образовательного учреждения.

      Результаты анализа заболеваемости свидетельствуют о наличии прямых, статистически значимых причинно – следственных связей между функциональным назначением предметов одежды и ее качественными показателями, с одной стороны, и заболеваниями кожи (дерматиты), и простудными заболеваниями (грипп, острые респираторные заболевания, заболевания органов дыхания), с другой стороны.

       Указанные заболевания в структуре общей заболеваемости детей и подростков  занимают ведущее ранговое место.

       Так, на долю болезней кожи и подкожной клетчатки среди детей приходится около 7,0 % от всех заболеваний, а в ряде регионов доля кожных заболеваний превышает среднероссийский  показатель на 8-12 %,  в том числе: в Центральном федеральном округе (г. Москва, Московская область, Тульская область);  в Приволжском федеральном округе (Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Пермский край); в Сибирском федеральном округе (Красноярский край, Кемеровская область, Алтайский край).

       При этом особое место среди заболеваний кожи занимают контактные дерматиты, на долю которых приходится более 20 % , и которые обусловлены снижением функционального назначения одежды 1-го и 2-го слоев.

        Несоответствие используемой детской одежды и обуви ее функциональному назначению, снижение функционального назначения одежды 3-го слоя и одежды 1-го и 2-го слоев, предназначенной для занятий физической культурой, на фоне несовершенных в детском возрасте механизмов теплорегуляции и с учетом природно - климатических условий приводят к простудным заболеваниям. При этом в эпидемический процесс гриппа и ОРВИ в одинаковой степени вовлекаются дети всех возрастных групп и преимущественно регионов Дальневосточного, Северо - Западного Сибирского и Уральского федеральных округов.

      П.п. 4.16.,4.5,6.2.  санитарных правил СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» предусмотрено размещение в зданиях общеобразовательных учреждений гардеробов с обязательным оборудованием мест для каждого класса с вешалками для одежды и ячейками для обуви. Наличие оборудованных, в соответствии с требованиями санитарных правил, гардеробов и раздевалок, определяется сезонным их функциональным назначением для хранения верхней одежды в холодное время года и необходимостью переодевания в одежду для занятий физической культурой.

       Особое место в одежде детей отводится головным уборам, влияние которых на функции школьника характеризуется массой, гигиеническими свойствами материалов, используемых для их изготовления, способностью поддерживать температурно - влажностные параметры в пространстве под ними.

       Ношение детьми и подростками головного убора в помещении во время учебных занятий и занятий физической культурой, а также не несопряженного по своему функциональному предназначению с оптимальными параметрами окружающей среды и микроклимата является причиной различных заболеваний, а также может снижать зрительную способность ребенка и приводить к негативному изменению угла периферического зрения.

        Совокупность требований к материально – техническому оборудованию образовательных учреждений (учебные помещения, гардеробы, раздевалки, мебель) и нормативных требований к функциональному назначению одежды детского ассортимента, качеству и безопасности материалов формирует необходимость введения специализированной одежды для школы (школьной формы).

        Использование школьной формы  не только определяет необходимость надзора и контроля за одеждой и обувью в организованных детских коллективах, но и позволяет реализовывать полномочия по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

        При этом существующая нормативная правовая база позволяет регулировать показатели гигиенических требований к функциональному назначению одежды, а также качество и эстетические показатели используемых для  пошива одежды материалов.

       Актуальность школьной формы обусловлена и особенностями роста и развития детского организма в этот период. Дети различного возраста имеют особенности организации движения (степень развития мышц, амплитуда движений и др.), которые оказывают влияние на величины изменения размеров тела детей в динамике. Совершенная (удобная ребенку в статике и динамике) школьная форма позволяет формировать осанку детской фигуры и призвана обеспечить динамический комфорт.

        В ряде общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации (г. Москва, Волгоградская, Саратовская, Ярославская, Пензенская, Московская, Омская, Ленинградская области и др.) имеется опыт введения школьной формы  через принятое решение органами управления школы.

         Комфортная и удобная школьная форма, сшитая из натуральных и безопасных материалов, является залогом, прежде всего, сохранения здоровья учащихся, а также решения социальных проблем, формирует позитивный настрой, психологически спокойное состояние и активизирует желание учиться.

  1. Отношение к школьной форме в нашем ОУ 

     В последнее время школьная форма возвращается, только сегодня под этим понятием подразумевается деловой стиль одежды для учащихся – элегантный, удобный, практичный. В течение двух последних лет в нашей стране изучалась необходимость перехода на школьную одежду. Проводился опрос учащихся, родителей и педагогов.   Сейчас существуют очень разные, и даже противоположные  мнения о необходимости введения школьной формы. Вот одно из мнений родителей Новосельского филиала МБОУ СОШ № 8 с. Спасское на вопрос «Нужна ли школьная форма?»: «Думаю, что – «да», форма дисциплинирует детей. Но она не должна ликвидировать  в них индивидуальность. Вообще, я думаю, школьная форма должна быть сезонной, то есть соответствовать четырем временам года. Это не должен быть четко регламентированный костюм, - скорее, это должен быть просто комплект школьной одежды и необходимых атрибутов, который можно комбинировать в зависимости от сезона и погоды. Можно даже ввести несколько альтернативных вариантов школьной формы, чтобы дети имели возможность выбирать себе одежду по своему вкусу. Главное - чтобы форма была удобной, практичной и дешевой. А самое главное – чтобы она детям нравилась».
    А вот противоположное мнение родителей нашей школы: « Нет, не нужна! Я сейчас смотрю на свою дочь и сочувствую ей. Она перешла в 9 класс, молоденькая девушка 15 лет, и ей хочется одеться поярче, необязательно дорого, просто одеть, допустим, синюю майку и джинсы. Но, нет, она должна одеваться как серая мышка, совсем неприметная. Зачем это нужно? Бред!»
    Несмотря на столь противоречивые мнения, большинство взрослых в нашей школе считает, что  форма нужна: она приучает детей к дисциплине, развивает дух единения.

Итак, из бесед с родителями мы  выяснили, что есть разные мнения о необходимости введения школьной формы.

      В нашем ОУ в некоторых младших классах родители и учителя стараются одеть  детей в школьную форму, которая состоит из юбки и жилетки у девочек и брюк и жилета у мальчиков, причем блузки и рубашки могут быть разных цветов. В старших классах школьной формы нет, и не существует понятия школьной одежды. Возникает вопрос: «Школьная форма» и «школьная одежда» - это одно и то же? Мы думаем, что это разные вещи.
    Мы провели опрос пятиклассников в количестве 13 человек и учителей – 10 человек по вопросу «Нужна ли школьная форма?».  Учащимся 5-6-х классов было предложено написать сочинение на тему: «Школьная форма».
37 учащимся из разных классов и 10 учителям было предложено ответить на вопросы анкеты, которая содержала 7 вопросов. (Приложение 1). Результаты анкеты отображены в Приложении 2.

Современным детям также как и взрослым, не всё равно, в чем проводить большую часть дня. Но их мнения тоже очень разные. Вот несколько сочинений, написанных учащимися 5- 6 - х классов:

«Школьная форма- это лицо ученика, да и всей школы тоже. Когда все школьники одеты кто как хочет, то и класс выглядит пёстрым и некрасивым. Если бы была школьная форма, то все мы  выглядели бы опрятно. Очень хочется, чтобы в школе была форма».

«Я бы не хотела, чтобы вводили единую школьную форму, потому что мне нравится одевать джинсовую или спортивную одежду, а если введут единую форму, то все ученики будут похожи друг на друга и не смогут одеваться так, как им нравится. Всем нам, пятиклашкам,  будет только плохо от этого».

«Что такое школьная форма? Это одежда, в которой ученики посещают уроки. В нашей школе уже давно  требуют форму, но никак не могут договориться директор, учителя, наши родители и все ученики, какая она должна быть, - эта школьная форма. Я думаю, что всем надо поторопиться и считаю, что школьная форма  необходима. Во-первых, ребята будут выглядеть опрятно и им будет удобно и комфортно. Во-вторых, не нужно думать, в чём идти в школу. В-третьих, школьная форма приучает к порядку и дисциплине. Я считаю, что во всех школах нужна школьная форма».

«Мне нравится школьная форма, если она выглядит по-современному. Брюки и красивая блузка, или юбка с блузкой. Мы с ребятами  посмотрели  в Интернете  фотографии школьной формы  советских времен. Там ученицы ходили в коричневых или синих платьях, чёрных и белых фартуках. Для того времени это было красиво и нарядно. Но жизнь изменилась. Сейчас мы другие и мода другая. Взрослые нам  рассказывают, что они носили школьную форму с первого по десятый класс. Я всё же думаю, что носить школьную форму нужно только с первого по четвертый класс. А в шестом классе мы уже большие и нам хочется одеваться,  как модницам».

«Сегодня нам дали задание написать сочинение об отношении к школьной форме. А я сразу вспомнила о том, как мне рассказывала моя тетя, мамина старшая сестра, какая была у них форма. Они носили коричневое или синее платье с белыми манжетами, воротничками и фартуками (черным – в будни, белым – в праздники). А мальчики были в синих брюках и пиджаках. И мне подумалось, как бы хорошо было, если бы снова была школьная форма, но не такая, как раньше, а более современная. Например, у младших классов была бы одна форма, а у нас, шестиклашек, другая. Это потому, что многие девочки любят ходить в брюках. Можно было бы сделать, чтобы была юбка и брюки одного цвета и пиджак. И вообще было бы лучше, когда была бы форма. Дети бы не отличались друг от друга, и класс выглядел бы самым  дружным. А то посмотришь: одеваются, кто как  хочет. Да и для классных руководителей было бы хорошо: каждый бы сразу узнавал свой класс по особой форме».

Итак, мы увидели, что и мнения учеников на счет школьной формы разделились.

Заключение


     
 В заключении хотелось бы сказать следующее: в школьной форме наших дней одинаковое количество плюсов и минусов. Но,  все же, учитывая чрезмерную "демократичность" нас,   детей, форма помогает воспитывать внутреннюю дисциплину, прививает вкус. Посмотрите, в чем большинство школьников ходят на занятия: тут и спортивные костюмы, и голые животы с пирсингом, и декольте, и "шпильки", и «елочные золотые украшения»! Самое обидное то, что старшеклассники не понимают, что школа - это учебное учреждение, а не ночной клуб и правило хорошего тона требуют носить деловую одежду, как принято во всем мире.
      Однако в последнее время все говорят, даже по телевизору, о  возврате школьной формы, везде: в школах,  в лицеях, гимназиях. Вопрос только в том,  какая она будет. Следует помнить, что школьная форма – это не столько наряд, сколько повседневная одежда, в которой ребенок ходит 5 дней в неделю. Идеальный вариант – это красивая, удобная и недорогая форма, состоящая из нескольких аксессуаров для разных времен года. Мы думаем, что предпочтительней конечно, удобная практичная одежда, которая не мнется и не требует особого ухода. Неужели джинсы станут новой школьной формой в России? Решать всем нам:  детям, учителям  и родителям. Давайте не затягивать и все вместе уже сделаем правильный выбор, опираясь на Приложение 3 в нашей работе!
    Итак, в своей работе мы попытались дать исторические справки о  России по отношению к школьной форме, отразить политический, социальный и психологический аспекты этой проблемы и выяснить: является ли вопрос необходимости введения школьной формы актуальным в нашей школе? Исследуя результаты опроса, мы выяснили, что старшеклассники не хотят ограничивать себя, свой стиль одежды, считая, что дисциплина выражается не в одежде, а в поведении и учебе. Мы же, пятиклассники, пришли к выводам:

  1. Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
  2. Форма дисциплинирует человека.
  3. Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде.
  4. Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
  5. Нет проблемы "В чем пойти в школу", у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться.
  6. Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и представителем определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе, почувствовать принадлежность к ней и гордиться ею.
  7. Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид и почувствует себя более уверенно, избавится от многих комплексов.
  8. Школьная форма экономит деньги родителей.
  9.  Родители перестают переживать, во что одеть их чадо в школу.
  10.  Когда все в школе в форме, то в школе ощущается порядок и дисциплина.
  11.   Школьная форма – показатель уровня школы.
  12. Форма помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет и школой.
  13. Это традиция нашей страны.
  14. Форма развивает самоконтроль, стремление соблюдать правила.
  15. Форма укрепляет престиж самой школы. Психологи утверждают, что благодаря форме, атмосфера в школе становится более рабочей.
  16. Необходимо соблюдать гигиенические требования к функциональному назначению, качеству и безопасности школьной формы.
  17. Школьная форма по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарно – эпидемиологическим требованиям и не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.      

                                                      Информационные ресурсы

  1. МИНОБРНАУКИ РОССИИ «Об установлении требований к одежде обучающихся» от 28.03.2013
  2. «Модельный нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
  3. «О совершенствовании федерального государственного санитарно – эпидемиологического надзора за пребыванием детей в образовательных учреждениях» № 01/12662 – 12 – 23 от 09 ноября 2012 г.
  4. Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»  (ст. 13. 16)
  5. Сайт «Школьная форма»
  6.   Старшеклассник» // № 10, 2003
  7. «Классные часы», издательство «Учитель», 2008
  8. http://shkolazhizni.ru/archive
  9. http://gazeta.tstu.ru/article.jhtml?print=true&id
  10. http://schools.perm.ru/modules/wfsection/article.php?articleid
  11. http://bd.fom.ru/report/whatsnew
  12. http://www.lik10.ru/news/more0405/forma.html


Приложение 1


Анкета 

1.Вы хотите, чтобы у школьников была школьная форма?
а) Да, хочу б) Нет! в) Не знаю

2.Школьная форма-это хорошо?
а) Да б) Нет! в) Не знаю

3.Нужен ли на школьной форме символ или значок школы?
а) Да б) Нет! в) Не знаю

4.Влияет ли школьная форма на поведение?
а) Да б) Нет! в) Не знаю

5. Влияет ли школьная форма на здоровье ученика?
а) Да б) Нет! в) Не знаю


6. Становятся ли ученики в школьной форме похожи друг на друга?
а) Да б) Нет! в) Не знаю

7.Нужна ли униформа для учителей?

Приложение 2.

Ответы на вопросы анкеты  (см. Приложение 1)

А)

Б) Альтернатива школьной форме – деловой стиль одежды

Приложение3

Варианты  школьной формы для Новосельского филиала МБОУ СОШ № 8 с. Спасское

                                                             

                                                                

                                                         

                                                    

                      

         

                     

                   

                                 

                           

                                     

                                       

         

                 

                     

                                     

         

         

За деловой стиль одежды у школьников

Ученики

56 %

Родители

65 %

Учителя

70 %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации учебного процесса

Данный материал поможет молодым учителям в подготовке уроков....

Практико-ориентированное обучение учащихся. Учебный магазин как форма организации учебного процесса в режиме реально действующего предприятия.

В современном  российском обществе, переживающем глубокие социальные  преобразования, молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее мест...

Социальный проект «Влияние компьютера на организм человека»

Проект «Влияние компьютера на организм человека» направлен на профилактику Интернет - зависимости, а именно на предупреждение появления зависимости у независимых (первичная профилактика) и коррекцию з...

Выступление к семинару: «Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса»

Данный материал адресован педагогам дополнительного образования. Учебное занятие – это сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований. Для тог, чтобы за...

Социальный проект "Влияние телевидения на общество"

 Сегодня   много говорят о духовно-нравственном воспитании нашего общества. Многие даже предполагают, что все наши беды в стране от того, что мы «дурно» воспитаны, в людях нет ду...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»...