Эссе "Мое представление о непрерывном образовании педагога"
статья по теме

Савицкая Любовь Юрьевна

Данная работа раскрывает авторское понимание понятия "непрерывное образование". Освещает необходимость непрерывного образования для современного педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Эссе29 КБ

Предварительный просмотр:

   Савицкая Л.Ю., учитель истории и обществознания

   Эссе "Мое представление о непрерывном образовании педагога"

   Изменения, произошедшие в области социально-экономической, политической и духовной действительности современного общества, привели к предъявлению российскому образованию совершенно иных требований. В основе преобразований, коснувшихся данной системы, леглопринятие нового ФЗ  об образовании и реализация федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В связи с этим, основными субъектами, преобразующими образовательное пространство, в которое погружены учащиеся - становится не только педагог, но и сами  учащиеся. Основной задачей педагога в этой ситуации является поиск адекватных методов и способов реализации замысла своей профессиональной педагогической деятельности для получения общественного признания своих результатов. Этим результатом, безусловно, является адаптирующийся, саморазвивающийся, меняющийся человек, потребность в котором сегодня - очевидна.

   XXI век - век увеличения скорости информационных потоков, изменения отношения к информации, методам оперирования данными, умениям своевременно находить, отбирать, анализировать и преобразовывать информацию. Новые требования диктуют необходимость прогнозирования, программирования, проектирования и моделирования.

   В этой ситуации педагог, владеющий профессиональнымизнаниями, умениями и навыками характеризуется, как эрудированный специалист, но не исследующий, не воплощающий замысла интеграции знания теоретического и практического.

   Необходимо не просто владение знаниями с целью их передачи, а выражение этого знания в исследовании, направленном на получение нового способа действия для решения актуальных задач образования. В этом ключе важно говорить о непрерывном образовании педагога (далее НО).

   Многие специалисты считают, что непрерывне образование - это есть самообразование, и ошибочно полагают, что выбор методической темы самоообразования, прохождение курсов повышения квалификации - решают проблему НО.

   Попробуем разбить это понятие на две составляющие с целью более полного понимания того, о чем идет речь:

- непрерывное;

- образование.

   Под непрерывностью мы понимаем отсутствие промежутков в протекании процессов, явлений. А под образованием, в обобщенной форме - деятельность, или результат обучения (интересным является то, что результат -это есть новообразование, возникшее в результате деятельности).

   Таким образом, под непрерывном образованием мы, в контексте данного рассуждения, понимаем самостоятельное стремление педагога к своей познавательной деятельности. Исходя из этогозадачей НО является - формирование индивидуального алгоритма познания, выбор пути.  Педагог должен быть включен в  процесс непрерывного образования, и  это значит, что при условии получения нового знания, он овладевает навыками применения этого знания  на практике, это может быть прием, технология, способ деятельности, качественно меняющий традиционную систему образования и работающий на цель (выше мы упомянули о результате деятельности - личность, имеющая определенный перечень компетентностей, говоря о цели - мы предполагаем, что педагог способен выстроить осознанный образ того,  к чему он желает и должен прийти).

    Нам  кажется, что очень важным условием непрерывного образования является наличие внутренней направленности педагога на процесс обучения. Другими словами, важна степень заинтересованности и "включения" в процесс мыследеятельности, которая придает единый формат отдельным знаниям в какой-либо области педагогической теории и практики и приводит к новообразованиям. В  педагоге должна возникнуть потребность создавать что-то новое, уникальное, оригинальное. Появление потребности в преобразовании и изменении должна стать осознанным, целенаправленным действием, возникающим не только при определенных условиях, но и независимо от них. Так как расширение видов деятельности, способов восприятия конкретной ситуации, проблемы - расширяет возможности ее наиболее эффективного решения, способствуя реализации замысла педагогической деятельности, как отдельного педагога, так и системы в целом.

   Считаем целесообразным указать наиболее эффективные формы, посредством которых возможно выстраивание траектории непрерывного образования педагога: самостоятельное участие педагога в дистанционных и очных конференциях, форумах, семинарах, конкурсах городского, краевого, всероссийского уровня  - "Педагог года", городской интернет - фестиваль "Современный урок". Из многообразия форм, способствующих выстраиванию траектории непрерывного образования на территории Красноярского края можно выделить молодежные профессиональные педагогические игры Красноярья, остановимся подробнее на них. Этот формат, очень интересен, так как позволяет педагогам определять разрыв практики и теории, выявлять дефициты и несоответствия предъявляемым требованиям, осознанно выбирать способы действий, овладение которыми будет способствовать реализации замысла педагогической деятельности. Участие в МППИ предполагает систематическое "приращение" в процессе тренировочных состязаниях и при непосредственном предъявлении результата на практике - которым и является формирование метапредметных компетентностей самого педагога, способного создавать новое, уникальное, быть конкурентноспособным и побуждать появление потребности в непрерывном образовании у своих воспитанников.

   Подводя итог, можно сказать одно, понимание НО как способа выстраивания индивидуального алгоритма познавательной деятельности, является единственным способом для педагога быть актуальным, меняющимся внутренне и изменяющим, преобразовывающим образовательную среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование педагога как одно из условий его профессионального непрерывного образования

Данный материал отражает формы организации деятельности педагога  по самообразованию....

Мастер-класс «Применение информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса»

Методические рекомендации для проведения практической работы для педагогов и административных работников школ Создание таблиц и построение графиков и диаграмм для мониторинга с целью повторить и ...

Непрерывное образование педагогов ОУ

В презентации представлена система непрерывного образования педагогов ГБОУ СОШ №2 "ОЦ" с. Кинель-Черкассы Самарской области....

Роль заведующего в системе непрерывного образования педагогов

Одной из важных задач в деятельности руководителя ДОУ по организации методической работы является мобилизация всех членов педагогического коллектива на активное участие в повышении квалификации ...

Непрерывное образование педагога в условиях школы как механизм формирования его социальной и профессиональной мобильности

Статья, посвящённая необходимости внутрифирменного обучения педагогов для создания максимально комфортных условий для профессиональной деятельности...

Непрерывное образование педагога

Непрерывное образование педагога...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ

Целью настоящей статьи является рассмотрение содержательных характеристик и принципов организации непрерывного образования педагогов в школе.  Дано описание содержательных характеристик системы н...