СПЕЦИФИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СУВОРОВСКОМ УЧИЛИЩЕ
статья по теме

Юфанова Марина Ивановна

В современных условиях российских реформ для системы совмещенного военного и гражданского образования встала проблема установления оптимального соотношения между творческим поиском новых образовательных технологий и умеренным консерватизмом – сохранением того ценного педагогического опыта, который был накоплен предыдущими поколениями. Ее основная цель – интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на и военном и  гражданском поприще.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СУВОРОВСКОМ УЧИЛИЩЕ

Как известно, опыт прошлого может быть с успехом использован в будущем, а проблема сочетания традиций и инноваций – одна из достаточно важных концепций, имеющих актуальное значение в педагогике.

Суворовские училища как учебные заведения имели цель облегчить военнослужащим воспитание и образование их детей, являлись первой ступенью к подготовке офицеров.

Обучение в cуворовских училищах решало задачу – постепенно развивать умственные способности учащихся и сообщать им основательное знание общеобразовательных предметов, необходимых для дальнейшего специально военного их образования и предстоящей им впоследствии служебной и житейской деятельности.

В современных условиях российских реформ для системы совмещенного военного и гражданского образования встала проблема установления оптимального соотношения между творческим поиском новых образовательных технологий и умеренным консерватизмом – сохранением того ценного педагогического опыта, который был накоплен предыдущими поколениями.

Ее основная цель – интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на и военном и  гражданском поприще.

И уже сегодня по всей России в суворовских училищах  по новым программам и технологиям обучают и воспитывают молодых людей науке защищать Родину, беречь свободу, честь и достоинство могучей России, как это делалось  поколениями  славных суворовцев.

Система учебно-воспитательного процесса в суворовском училище выстраивается так, что суворовцев, приходя из обычной школы в 5 класс, уже через 1 – 2 месяца становится совершенно другим ребенком. Он отличается от своих школьных сверстников подтянутостью, собранностью, общей организованностью и дисциплиной. За 7 лет обучения в суворовском училище ребята получают хорошее образование, дающее возможность им поступить в высшие военные и гражданские учебные заведения по их выбору, в чем способствует предпрофильная и профильная подготовка в суворовском училище.

Воспитательно-образовательный процесс в суворовском училище как особом учреждении имеет свою специфику, которая накладывает отпечаток и на процесс становления личности воспитанника, и на обязанности воспитателя, и на его профессиональные качества.

При поступлении в суворовское училище дети проходят медицинскую комиссию, а по ее итогам собеседование с психологом, все это уже само по себе является ситуацией оценки, своеобразным экзаменом на соответствие.

Обучение и воспитание в суворовском училище имеет главной целью подготовить воспитанников к служению Отечеству на военном и гражданском поле деятельности посредством постепенной, с детского возраста, выработки тех согласованных с общими началами российского государственного устройства верных понятий и стремлений, служащих прочной основой искренней преданности Родине, сознательного повиновения власти и закону и чувства чести, добра и правды.

Училищное воспитание должно в каждом суворовце всесторонне развивать душевные и физические способности: правильно образовывать характер, глубоко укоренять понятия благочестия и долга, твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству, какой бы профессиональный путь он ни выбрал в дальнейшем.

Для ведения воспитательного процесса обучающиеся в суворовских училищах делятся по их возрасту на учебные курсы (роты), которыми управляет старший воспитатель (командир роты), и подразделяются на взвода, составляемые из воспитанников одного класса. Во взвод  организационно входит около 20 воспитанников, в дальнейшем называемых суворовцами.

Взвод  организационно состоит из 3-х отделений. Для управления отделениями и приобретения навыков работы с коллективом, в отделении назначаются командир взвода, 3 командира отделения из числа суворовцев, которые периодически заменяются. Руководство над взводом (классом)  вверяется воспитателю. Для повышения эффективности воспитательного процесса и обеспечения жизнедеятельности роты из числа суворовцев  в роте назначается заместитель командира роты .

Воспитатели работают под общим руководством директора суворовского училища и прямым, непосредственным руководством заместителя директора по воспитательной работе.

Зачисленные в суворовский училище кандидаты принимают в торжественной обстановке торжественную клятву суворовца, в которой зафиксированы основные требования к обучающимся в данном учебном заведении. Суворовец обязан, в первую очередь:

  1. Быть верным России.
  2. С достоинством и честью нести звание суворовца вне училища.

Кроме того, в суворовском училище существует определенный свод правил, или «Кодекс чести суворовца», куда входят основные требования морально-этического характера, обращенные к воспитаннику, обязующие его:

  • Ставить превыше всего долг перед Отечеством.
  • Быть храбрым.
  • Повиноваться дисциплине.
  • Уважать командный состав.
  • Всегда говорить правду.
  • Не подвергать действия начальства сомнению.
  • Беречь честь суворовского училища.
  • Ответственно относиться к своим служебным обязанностям.
  • Соблюдать форму одежды, быть опрятным.
  • Всегда помнить о своем социальном статусе.

При этом, воспитанники суворовского училища имеют право на:

  • получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • обучение по индивидуальным планам в рамках указанных стандартов;
  • получение дополнительных образовательных услуг;
  • свободу совести, информации, выражения собственных взглядов и убеждений;
  • бесплатное медицинское обслуживание, питание и обмундирование форменной одеждой;
  • иные льготы, предусмотренные законодательством РФ.

Отдельно отмечается, что суворовцы должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти честь суворовца, защищать своё достоинство и уважать достоинство других. Они должны помнить, что по их поведению судят не только о них, но и о чести суворовского училища в целом.

Специфика учебного заведения накладывает отпечаток и на повседневное поведение воспитанников суворовского училища, так, например, в повседневной жизни суворовцам разрешается применять утвердительное выражение «слово суворовца». Но искажение званий, употребление кличек, прозвищ, грубость и фамильярное обращение несовместимы с понятием чести и достоинством суворовца. Вне строя, отдавая или получая приказ, суворовцы обязаны принять строевую стойку, а при надетом головном уборе приложить к нему руку и опустить её. Докладывая или принимая доклад, суворовец опускает руку от головного убора по окончании доклада. Если перед докладом подавалась команда «смирно», то докладывающий по команде начальника «вольно» повторяет её и опускает руку от головного убора. При обращении к другому суворовцу в присутствии командира или старшего у него необходимо спросить на это разрешение. Например: «Товарищ подполковник! Разрешите обратиться к капитану Иванову».

Еще одной особенностью суворовского училища является построение системы отношений с одноклассниками. С одной стороны, это необходимость подчиняться своему ровеснику, может быть чуть более удачному и успешному (командиру класса, командиру отделения). А с другой стороны, руководить, подчинять себе своих одноклассников, не имея для этого реальных рычагов управления, кроме собственного авторитета и поддержки воспитателя и психолога.

Следует отметить, что подростки в училище находятся на протяжении целого дня. В условиях училища сочетается реализация программы основного и общего образования, с дополнительной программой и спецификой суворовской школы (ОБЖ,ОВП, строевая подготовка, стрелковое дело, рукопашный бой). Данная особенность также имеет две характеристики. С одной стороны, режим дисциплинирует, организует, учит собранности, умению ценить время. С другой стороны, отсутствие свободного времени, ограниченность выбора вызывает дискомфорт, является одним их факторов повышения тревожности и утомляемости.

Наличие в училище фактора соревновательности,  выраженного в ориентации суворовцев на высокие показатели по спортивным и общеобразовательным предметам, показателям дисциплины, возможность получить звание или знаки отличия, также является специфической особенностью суворовского училища.

Обучение в Суворовском военном училище – это не только престижно, но и интересно! По праву можно сказать, что постороннему человеку здесь не место. О только тот, который действительно имеет огромное желание носить гордый титул «Суворовец» справится со всеми трудностями!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мощенко А.В. Психологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса в суворовских военных училищах: Дис. д-ра психол. наук: 19.00.1: Москва, 1998. – 516 c. РГБ ОД, 71:99-19/23-X.
  2. Мудрик А.В., Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Караковский В.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. – М., 1991.
  3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  4. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994.
  5. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981.
  6. Устав Суворовского училища.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища.

"Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища"...

УСЛОВИЯ УЧЕБЫ И БЫТА СУВОРОВСКИХ УЧИЛИЩ КАК ФАКТОР СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДИ СУВОРОВЦЕВ Conditions of studying and living in Suvorov military schools as a factor of specific relations among the cadets

Статья посвящена рассмотрению условий учебы и быта   суворовских училищ как фактор специфических  отношений среди суворовцев. Это исследование явилось первым этапом изучения особе...

Методический проект "Формирование патриотических качеств у воспитанников суворовского училища"

В основной части работы представлена разработка проекта, которую можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий.В основе данной  работы лежит патриотический подход. Этот подход отражае...

Инновационные подходы и специфика режиссуры выступлений учащихся художественно-эстетического направления дополнительного образования в суворовском училище

Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нр...

СПЕЦИФИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СУВОРОВСКОМ УЧИЛИЩЕ

В современных условиях российских реформ для системы совмещенного военного и гражданского образования встала проблема установления оптимального соотношения между творческим поиском новых образовательн...

Использование коучинговых технологий в воспитательной работе в суворовском военном училище

Коучинг – это технология, требующая большого опыта и серьезного подхода со стороны педагога, это целая система поддержки воспитанника, и, хотя ее профессиональное масштабное применение требует п...

Особенности воспитательного процесса на 1 курсе суворовского военного училища

Воспитание в суворовском военном училище направлено в первую очередь на воспитание у подростков с юных лет духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желания отстаивать незави...