«Сказки моей жизни» Турнир начитанных по сказкам Х.К.Андерсена
методическая разработка (7 класс) по теме

Айбашева Зелина Анатолиевна

Цели: развивать интерес к творчеству Андерсена; 

воспитывать любовь к чтению;

развивать навыки коммуникативного общения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_andersen.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Мари-Суксинская средняя общеобразовательная школа»

Актанышского муниципального района РТ

«Сказки моей жизни»

Турнир начитанных по сказкам Х.К.Андерсена

для учащихся 7-го класса

Апрель 2011 год

Цели: развивать интерес к творчеству Андерсена;  

воспитывать любовь к чтению;

развивать навыки коммуникативного общения.

1 -2 слайды

   Библиотекарь.  Наш сегодняшний классный час посвящен  сказкам датского  писателя Г. К. Андерсена.   2 апреля в день его рождения  празднуется День детской книги. Сегодня мы проверим,  хорошо ли вы знаете его сказки, помните ли, что происходило с героями его сказок. А проведем мы его в форме игры « Поле чудес»  или « Клеточки и буквы».

А сначала мы кратко познакомимся с жизнью и творчеством  Андерсена.

3 слайд

В цветущей Дании, где свет увидел я, 
Берёт мой мир своё начало…

4 слайд.    (город)

   Давным-давно В Дании  на туманном острове Фюн,  в маленьком городке Оденсе появился на свет мальчик. Был он не слишком хорош собой — длинный нос, маленькие глазки и удивительно грустное выражение лица, будто знал он о жизни что-то такое, что никому еще не известно. Его родители — люди совсем небогатые — ничего не могли дать малышу, кроме своей безграничной любви и фамилии с окончанием на "сен", указывающей на низкое происхождение.  И разве мог кто-то знать, что этот бедный мальчик станет королем? Великим и непревзойденным Королем сказки!

5 слайд   (город)

   Город Оденсе, где родился Андерсен, был похож на волшебный деревянный ларец. Жили в нем искусные мастера, резчики по дереву.  Дед Андерсена тоже был резчиком. И немного волшебником. Его обожали дети, а взрослые считали кто сумасшедшим, а кто колдуном. В свободное время он вырезал для ребятни задумчивых коров с крыльями и людей с головами птиц. Фигурки эти он раздаривал всем желающим, и каждый мог с их помощью расслышать в себе сказку.

    Маленькому Гансу нравилось разглядывать каждую деталь деревянной резьбы домов и придумывать сказочные истории о любой мелочи. Особенно привлекал его дом с деревянными тюльпанами, уморительными рожицами и с вырезанным из дерева стихотворением, которое каждый  мальчишка знал наизусть. Став взрослым, Андерсен посвятит этому дому одну из своих сказок.

 6 слайд.        (город)

   В 14 лет после смерти отца Ганс отпросился у матери и на жалкие сбереженные гроши  отправился в столицу Копенгаген искать счастья. Он очень хотел стать актером, добился того, чтобы его прослушала знаменитая артистка. Та хохотала до упаду, глядя на него, потому что актера из подростка не могло выйти. Но она была умной и доброй и устроила Андерсена учиться. И Ганс закончил сначала гимназию, а потом университет.
  Сразу после окончания университета появляется его первая книга очерков, которая вызвала к нему большой интерес.

7 слайд      (памятники)

8 слайд    (книги)

   Андерсен много путешествовал по миру, знакомился со своими любимыми писателями, поэтами, музыкантами. Он встречался с Виктором Гюго, Чарлзом Диккенсом, Бальзаком, Александром Дюма; композиторами Мендельсоном, Россини, Шуманом и многими другими знаменитостями.

   Писал Андерсен всюду. Он обладал даром импровизации и писал быстро, спешил записать бесчисленные мысли и образы.

   Первыми его произведениями были очерки о путешествиях, роман "Импровизатор". Но настоящую славу писатель получил своими сказками. Когда вышли его первые сказки "Огниво", "Принцесса на горошине" "Русалочка", о них заговорили везде. Когда он написал "Гадкий утенок", много знакомых и незнакомых поняли, что в этой сказке отражено многое из его собственной жизни, и некоторые "Друзья" вполне легко узнавали себя в образе курицы, кота и других.

9 слайд     (иллюстрации)

   Ганс Кристиан Андерсен оставил нам богатое литературное наследие: два десятка пьес, пять романов, множество очерков и стихотворений. И всё-таки, главное, чем славен Г. Х. Андерсен, – это сказки. А их у него более ста семидесяти!

10  слайд    (иллюстрации)

   Волшебные, фантастические и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, студентов, служивых, птиц, животных, растений…

11  слайд  читать

   В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь. Тихим, ровным голосом рассказчик повествует об обычных и необычных приключениях, защищает достоинство обиженных, мужественно вступая в борьбу со злом.

Все истории очень разные, иногда очень грустные, иногда смешные. Но при этом все истории остаются лиричными, поэтичными, напевными и с лукавинкой.

12 слайд    читать

И еще немного информации  13-17слайды

Библиотекарь.  И так начинаем нашу игру.

А теперь вопросы для отбора игроков.  (Каждому ответившему правильно дать порядковые номера для дальнейшей игры.)

  • Вопрос 1

Как звали смелую девочку из сказки “Снежная королева?

“Герда”

  • Вопрос 2

Как называется сказка о храбром солдате?

“Огниво ”

  • Вопрос 3

В кого превратился утёнок?

“Лебедь ”

  • Вопрос 4

Какой предмет помог королеве выяснить, настоящая ли перед ней принцесса?

“Горошина"

  • Вопрос 5

Как звали сестру одиннадцати принцев из сказки “Дикие лебеди”?

“Элиза”

  • Вопрос 6

Какое имя дал принц эльфов Дюймовочке?

“Майя”

  • Вопрос 7

Кем на самом деле был человек, который пас свиней в сказке “Свинопас”?

“Принц”

  • Вопрос 8

* Осколок какого предмета троллей попал Каю в глаз?

«Зеркала»

  • Вопрос 9

* Что принцесса плела своим братьям-лебедям в сказке Г.К Андерсена «Дикие лебеди»?

«Рубашки»

  • Вопрос 10

* Кто единственный из всей толпы подданных не побоялся показаться глупым и закричал: «А король-то голый!»

«Маленький мальчик»

И так игроки, которые вытащили № 1, 2, 3. выходят  к своим местам.

Задание 1 тура:

* Кто перекусил стебелёк кувшинки, спасая Дюймовочку от жабы?
(Рыбки.)

Выходят игроки, которые вытащили № 4, 5, 6.

Задание 2 тура:

* Кто показал Герде дорогу к чертогам Снежной королевы?
(Финка.)

Выходят игроки, которые вытащили № 7, 8, 9

Задание 3 тура:

* Какой подарок преподнесли Эльфы Дюймовочке? 
(Крылышки.)

Игра со зрителями:

Задание называется «Самые-самые». Нужно назвать сказки Андерсена.
Самая короткая сказка. («Принцесса на горошине») 
Самая грустная сказка. («Русалочка») 
Самая зимняя сказка. («Снежная королева») 
Самая смешная сказка. («Новый наряд короля») 
Самая крошечная девочка. (Дюймовочка) 
Самый богатый жених. (Крот) 
Самая знатная утка. (В сказке «Гадкий утенок») 
Самый бедный принц. (В сказке «Свинопас»). 
Самый бравый, добрый и находчивый солдат. (В сказке «Огниво») 
Самый гадкий и страшный жених. (Жаба из сказки «Дюймовочка») 
Самый молчаливый герой. (Стойкий оловянный солдатик) 

На финальную игру выходят победители трех туров.

Задание:

* Материал для дворца морского царя из сказки «Русалочка» Андерсена – это…
(Коралл.)

Подведение итогов. Вручение победителям призов.

Знаменитый сказочник Ханс Кристиан Андерсен родился более 180 года назад (1805 г.) в Дании, в маленьком городе Отнеси, на острове Фюн. Бедная маленькая ячейка, заставлена станками и различным инструментом сапожника-отца. Под окном чердака, на водосточной трубе, ящик с землей, — там растут лук и петрушка, — вот и весь город матери. Возле избушки один кустик крыжовника — садик для мальчика Ханса, смотрящий то остро наблюдательными, подвижными, то задумчивыми, мечтательными глазами на окружающий мир.

Родители очень любили своего мальчика-одиночки. Все свободное время папа отдавал сыну, гулял с ним, делал ему разные игрушки. Были у Ханса и подвижные мельницы, и живописные панорамы, и куклы, кивали головами. А по вечерам, когда по углам убогой ячейки сгустились причудливые тени, отец читал жене и сыну интересные книжки — басни Лафонтена, комедии Гольберга, а зачастую толстую и очень интересную сборник сказок "Тысяча и одна ночь". Больше всего в жизни любил маленький Ханс слушать эти чтения отца и увлекательно мечтать при тусклом свете домашнего коптилки. Любил мальчик и наблюдать веселые пирушки местных ремесленников и матросов.

Он рос мечтательным ласковым парнем. Ему казалось, все его любят. Но пока что так и было. Ханс часто бегал в стареньких бабушек, доживали свой век в приюте для бедных — "богадельни", и они рассказывали ему множество народных сказок и различных историй, а потом он и сам начинал их рассказывать то самое, только добавляя много своего.

В школе, куда его отдали после родители, Ханс был самым младшим. На переменах учитель гулял с ним за руку, чтобы его не сбили с ног старшие ученики. Его удивлял этот необычный мальчик. Однажды учитель наказал старшего парня, который не выучил урока. Вдруг маленький Андерсен начал горько плакать и просить простить наказанного. Он был совсем неутешительный и не успокаивался, пока учитель не смилостивился над виновным.

После смерти отца, мать вышла вторично замуж, снова за сапожника, еще совсем молодого.

Парень снова начал ходить в школу для бедных, где учили так-сяк, чтобы дети умели читать и немного считать. А годы шли, надо было серьезно думать о судьбе Ханса, и мать настаивала, чтобы сын шел учиться в портного. Но парень со слезами на глазах умолял отпустить его в Копенгаген. Он лелеял мечту о театре, об искусстве и верил, что в столице достигнет своего.

Наступил день отъезда. На рассвете мать провела Ханса за городские ворота. Перед парнем был далек неизвестный путь ...

Все-таки было видно: парень имел качество способности, он, бесспорно, был талантливым. Но в чем именно? Это еще трудно было угадать.

Первыми его произведениями были очерки о путешествиях, роман "Импровизатор". Но настоящую славу писатель получил своими сказками. Когда вышли его первые сказки "Огниво", "Принцесса на горошине" "Русалочка", о них заговорили везде. Когда он написал "Гадкий утенок", много знакомых и незнакомых поняли, что в этой сказке отражено многое из его собственной жизни, и некоторые "Друзья" вполне легко узнавали себя в образе курицы, кота и других.

Произведения Андерсена, особенно его прекрасные сказки, переводились на разных языках, о нем заговорили и во Франции, и в Англии, и в Германии, а в Дании еще долгое время не признавали уже известного сказочника и продолжали его "поучать".

Популярность Андерсена росла с каждым годом во всех слоях народа. Особенно любили своего сказочника дети. Часто, увидев его высокую, худую, неуклюжую фигуру, дети подбегали и здоровались с ним. Однажды одна женщина сделала замечание своему сыну: "Как ты осмелился заговорить с чужим человеком?" А мальчик ответил: "Да это же не чужой, это Андерсен, его все ребята знают".

Писатель-сказочник говорил, что жизнь его похожа на сказку. Но разве это удивительно, что его, доброго и сердечного, любили люди, он достиг уважения и славы, и эта почет и слава живут и будут жить еще долгие-долгие годы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс внимательных и начитанных по сказкам А.С. Пушкина

продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина, его сказками;развивать внимание, наблюдательность, любознательность;воспитывать любовь к чтению, расширять круг детского чтения....

Конкурс внимательных и начитанных по сказкам А.С. Пушкина

продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина, его сказками;развивать внимание, наблюдательность, любознательность;воспитывать любовь к чтению, расширять круг детского чтения....

Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...

Квест – игра по сказкам Ш. Перро «Сказки моей матушки гусыни»

Методическая разработкаЦель любого квеста -  разгадать загадку. В данной игре за успешное прохождение станций команда получает набор букв. Пройдя все станции,  ребята должны сложить название...

Викторина по творчеству Г.Х.Андерсена в 5 классе «Вот сказка моей жизни…»

Цель викторины: обобщить материал по жизни и творчеству Г.Х.Андерсена (после изучения темы «Г.Х.Андерсен – мастер снов и сказок. Сказка «Снежная королева»); углубить представле...

Сценарий новогодней сказки "Снежная королева" (по мотивам одноименной сказки Г.Х. Андерсена)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...