Создание наглядных средств обучения
презентация к уроку по теме

Иванова Оксана Васильевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Создание наглядных средств обучения» Разработала: Иванова Оксана Васильевна ГБОУ СПО «ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Слайд 2

Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах... Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания. К.Д. Ушинский

Слайд 3

Содержание: Принципы, признаки и функции наглядности Наглядности и новые информационные технологии обучения Количество иллюстративных объектов в тексте в пособии Классификация наглядных средств обучения 5. Восприятие информации 6. Источники изображений 7. Особенности восприятия цвета Литература

Слайд 4

ПРИНЦИПЫ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ НАГЛЯДНОСТИ Наглядные средства обучения или иллюстративные материалы - это рисунки, схемы, диаграммы, фотографии, мультимедиа и другие графические изображения, поясняющие текст. Принцип наглядности обучения в современной дидактике - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации. В современных условиях, за счет использования возможностей средств ИКТ, средства наглядности обретают новую функцию - функцию управления познавательной деятельностью учащихся. С их помощью можно подводить обучающихся к необходимым обобщениям, учить применять полученные знания. Одним из требований эффективной методики использования иллюстративных средств обучения является реализация их дидактических и воспитательных возможностей. Использование форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями информации, способствует повышению степени мыслительной активности обучающихся.

Слайд 5

НАГЛЯДНОСТИ И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Несмотря на всеобщее признание высокой значимости принципа наглядности обучения, в науке практически отсутствуют теоретические основы создания сценариев педагогически эффективных наглядно-образных представлений для электронных учебников. Изобразительные и условно-графические средства наглядности, а также современные мультимедиа приложения являются одними из эффективных дидактических средств как для печатных, так и для электронных учебников. От наглядности, как и от доступности, смысловой полноты и других полезных свойств теоретического материала зависит скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний. П ри использовании информационных технологий принцип наглядности обучения приобретает следующие качества : - с одной стороны, средства современных информационных технологий существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее; с другой стороны, становится возможным создание "наглядной абстракции", то есть разнообразных моделей явлений, процессов.

Слайд 6

КОЛИЧЕСТВО ИЛЛЮСТРАТИВНЫХ ОБЪЕКТОВ В ТЕКСТЕ Иллюстративный материал нужно использовать в следующих случаях: в местах, трудных для понимания учебного материала, требующих дополнительного наглядного разъяснения; для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков (в конце модуля, темы, параграфа); для общего "оживления" учебного материала и повышения мотивации. Принцип - "чем больше иллюстраций, тем лучше" - ложный. Наличие большого количества иллюстраций в тексте, неоправданное количество переходов на тот или иной вид рисунков, предоставление студенту "неограниченной" свободы передвижения (за счет средств компьютерной навигации) по всему полю гипертекста к другим объектам посредством ссылок, может привести к противоположного результату. Количество иллюстраций диктуется содержанием учебного материала и психолого-возрастными особенностями контингента обучаемых.

Слайд 7

КЛАССИФИКАЦИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Создаваемые наглядные средства обучения условно можно классифицировать с учетом их дидактических свойств. Чаще всего специалисты классифицируют наглядные средства обучения по содержанию, характеру изображаемого и форме представления (рис. 1) Рис.1. Классификация наглядных средств обучения При этом выделяются три группы наглядности: Изобразительная наглядность Условно-графическая наглядность (логико-структурные схемы или модели) Мультимедийная наглядность (на основе как изобразительных, так и условно- графических иллюстраций)

Слайд 8

Существуют и другие классификации, такие как, например, классификация наглядных средств по признаку восприятия учебного материала. Под понятием восприятие информации подразумевается - включение в процесс усвоения информации органов чувств: слуховых, зрительных, двигательных и др. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии учебной информации, тем легче она усваивается. Кроме наличия иллюстративного материала, для активизации процесса осмысления учебного текста важно, чтобы он был доступным, интересным, логически взаимосвязанным, актуализированным. В этих целях лучше использовать яркие и точные формулировки, таблицы, схемы, репродукции картин, рисунки, анимацию, аудио-видеофрагменты. Как показывает практика, авторы и разработчики курсов используют в основном в качестве наглядного материала при создании электронных средств обучения следующие средства изобразительной наглядности: -фоторепродукции картин, -фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры, -фотопортреты, -фотоизображения окружающего мира (природы и общества) и рисунки. ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ

Слайд 9

Первым источником изображений являются иллюстрированные каталоги, фотоальбомы, различного рода сборники репродукций и др. Выборка, а затем сканирование и обработка - довольно трудоемкий и затратный по времени процесс. Второй источник фотоматериалов - собственно авторские фотографии различных объектов (архитектура, люди, животные, явления природы и т.д.). Третий источник изобразительных средств - это подготовленные автором на бумаге эскизы рисунков, специально созданные для учебного курса. Подготовленные эскизы рисунков передаются специалистам в области компьютерной графики, которые преобразуют рисунок в электронный вид. Если автор обладает навыками работы с компьютерными графическими программами, то он может самостоятельно преобразовать свой эскиз в компьютерную иллюстрацию для электронных средств обучения. Четвертый источник фотоизображений - сеть Интернет. Для его использования автору необходимо иметь навыки работы с глобальной сетью. Но не следует забывать, что при использовании фотоизображений из любых источников необходимо учитывать вопросы охраны авторских прав. ИСТОЧНИКИ ИЗОБРАЖЕНИЙ Выделяют 4 источника изображений:

Слайд 10

Рассматривая использования разнообразных средств наглядности в составе разрабатываемого ЭСО следует обязательно учитывать особенности восприятия цвета для передачи информации на дисплее, так как чувствительность глаза различна к разным участкам спектра. В условиях дневного освещения чувствительность глаза наиболее высока к желтым и зеленым лучам. По данным экспериментальных исследований, зеленый цвет на экране дает несколько лучшие результаты по скорости и точности чтения, чем оранжево-желтый. Но при длительном цветовом воздействии на глаз снижается его чувствительность к данному цвету. Наибольшее падение чувствительности наблюдается для сине-фиолетового цвета, наименьшее - для зеленого и желтого, т.е. синий цвет наиболее утомляет глаз. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА

Слайд 11

По мнению Дж. Люшера , проделавшего колоссальную экспериментальную работу по изучению воздействия цвета на психику и физиологию человека, выделяют несколько цветов, которые выражают наиболее важные и существенные потребности человеческого организма: красный цвет - символизирует активность, творчество, возбуждает нервную систему, соответствует мужскому началу. Рассматривание оранжево-красного цвета приводит к повышению функций вегетативной нервной системы - повышению пульса, давления и др. Красный цвет часто используют в рекламе, он быстрее всех привлекает внимание, но и быстро надоедает, пресыщает. оранжевый цвет - символизирует развитие, направленность на успех. Этот цвет самый цепкий для глаз и он не вызывает такого быстрого привыкания, как чисто красный, поэтому его часто используют для стойкого привлечения внимания. желтый цвет - выражает потребность в раскрытии, изменении, ориентирован на будущее. Желтый воспринимается как солнце, это цвет легкий, сияющий и согревающий, стабилизируще влияет на нервную систему, разгоняет меланхолию.

Слайд 12

синий цвет - отражает физиологическую и психологическую потребности человека в покое. Рассматривание темно-голубого цвета приводит к снижению функций вегетативной нервной системы - понижению пульса, давления и др. Синий цвет отражает единение, тесную связь, это цвет мудрости, терпения. Голубой и синий цвета очень популярны у женщин, эти цвета символизируют женственность. зеленый цвет - самый спокойный из всех существующих цветов, он ничего не требует, никуда не зовет, действует умиротворяюще . Однако различные оттенки зеленого цвета выражают отношение человека к самому себе. Так, сине-зеленый цвет, чистый и жесткий как кристалл, предпочитают люди, предъявляющие к себе жесткие требования. серый цвет - цвет пассивности, нейтралитета, конформизма, скромности.

Слайд 13

черный цвет - выражает идею "ничто". Это цвет максимализма, критики, протеста, отрицания. коричневый цвет - выражает телесно-чувственные ощущения, инстинкты. Из практики психотерапии подмечено, что предпочтение коричневому перед другими цветами отдают люди подавленные, на грани нервного срыва. Для здорового физически и психологически человека этот цвет не имеет большого значения. фиолетовый - цвет - цвет художников и духовенства, символизирует таинственное, иррациональное, волшебное, он навевает мечты, фантазии.

Слайд 14

Литература: http://www.ido.rudn.ru/Open/technology/t6.htm http://www.ido.rudn.ru/Open/technology/t6.htm http://lib.sportedu.ru/Texts.idc?DocID=102022 http://dlc.krirpo.ru/close/store/books/%7B9EFBEB27-0733-4E8C-90A7-A4185087AB26%7D/index.html

Слайд 15

Изобразительные и условно-графические средства наглядности и мультимедиа приложения Изобразительные: рисунки, фотопортреты, фоторепродукции картин, живописи, архитектуры и другие фотоизображения окружающего мира У словно-графические : таблицы, схемы, блок-схемы, чертежи графики, диаграммы, карты и картосхемы и т.д. М ультимедиа приложения : аудио- и видеофрагменты, анимация

Слайд 16

СТАТИСТИКА Согласно исследованиям педагогической психологии в копилку формирования знаний обучающихся: учебный текст вносит около 25-30%, иллюстративный материал - до 10-15%, практические мероприятия и тренинги - до 35%, правильно выбранная методика обучения и средства - около 25%, тесты - не более 5%.

Слайд 17

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ К изобразительной наглядности относятся: фоторепродукции картин; фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры; фотопортреты; фотоизображения окружающего мира (природы и общества); учебные рисунки - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов; фоторисунки и аппликации; видеофрагменты (сюжетные видеоролики); видеофильмы (художественные и документальные).

Слайд 18

УСЛОВНО-ГРАФИЧЕСКАЯ НАГЛЯДНОСТЬ (логико-структурные схемы или модели) К условно графической наглядности относятся: -таблицы (статистические и динамические); -схемы и блок-схемы (статистические и динамические) -диаграммы и гистограммы; -графики; -макеты; -карты; -картосхемы

Слайд 19

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ К мультимедийной наглядности относятся: -все фотоизображения; -анимация и 3D моделирование (без звука); -анимация и 3D моделирование (с музыкальным или речевым сопровождением); - аудиофрагменты ( аудиофрагменты текста, аудиолекции , звуковые комментарии к рисункам, речевые фрагменты персоналий и др.); -видеофрагменты, или видеоролики; - аудиовидеофрагменты (лекций, конференций, видеообращений , политических событий, явлений и др.); -видеофильмы (художественные и документальные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование влияния наглядных средств обучения на эффективность усвоения учебного материала на уроках швейного дела.

В настоящее время наиболее актуальна проблема разработки путей эффективного использования наглядных пособий для формирования знаний, умений и навыков учащихся по программному материалу....

Принципы создания наглядных средств обучения.

       Ни для кого не секрет, что зачастую педагоги используют на уроках наглядные средства, созданные своими руками. Создание наглядности трудоемкий процесс, требующий от у...

Конкретизация целей обучения математике на уровне учебной темы и создание соответствующих средств обучения, способствующих формированию УУД

Конкретизация целей обучения математике на уровне учебной темы и создание соответствующих средств обучения, способствующих формированию УУД в соответствии с темой  «Умножение и деление десятичных...

Классификация наглядных средств обучения

Методика использования средств наглядного обучения на уроках истории...

«Наглядные средства обучения истории»

Наглядное обучение на уроках истории играет особую роль. Учащиеся лишены возможности непосредственно воспринимать события прошлого. Исторические события неповторимы. Поэтому важным источником историче...

Конкретизация целей обучения математике на уровне учебной темы и создание соответствующих средств обучения для формирования УУД. Тема: «Призма» УМК Л.С. Атанасян и др.

В работе представлены: 1) планируемые результаты изучения темы: "Призма" (УМК Л.С. Атанасян); 2) средства помощи в изучении темы "Призма"....

Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.Образное преподавание...