Притчи и их роль в активизации деятельности школьников на уроках ОРКСЭ
учебно-методический материал по теме

Светлана Николаевна Скворцова

Притчи, тематика,виды, формы работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Притчи и их роль в активизации деятельности школьников

в изучении курса Основы мировых религиозных культур

«Знание без нравственной основы — ничего не значит» (Л. Н. Толстой)

«Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно» (Конфуций)

С точки зрения литературы, притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С философской точки зрения, притча – есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира. Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча – это не просто история, занимательные рассказы обо всем на свете, в них мудрость веков. Это игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания. «Притча — загадка; загадочное, мудрое изречение, пословица; поучительное изречение; образ».

Церковно-славянское слово «притча» состоит из двух частей «при» и «тча». Корень слова «притча» – «тча» – «теча» – «теку» (бегу, поспешаю) – тот же самый, что и в слове «предтеча». В греческой Библии притчи называются паремиями. Паремия («паре» – при, «мия» – путь) значит, «припутное», «при пути», вроде верстового столба, то есть такое изречение, которое служит указателем, руководит человеком на пути всей его жизни.

Темы притч: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.

Свойства притчи: 1) краткость, 2) не требует доказательств, 3) подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации, 4) дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок, 5) строится на сравнении, 6) предполагает мыслительную деятельность.

Притчи различных традиций имеют свои особенности. Так, например, в буддийских, конфуцианских, иудаистских притчах обычно действуют конкретно названные лица, что даёт привязку к реальному месту и времени, а в христианских или индуистских – действующие лица чаше всего не определены, обобщены.

С помощью притч каждая традиция раскрывает для самых простых умов глубочайшие тайны своего учения. Знания, заключённые в такую форму выражения, имеют многоуровневую систему. Каждый человек может воспользоваться только тем уровнем, который соответствует уровню его бытия.

Считается, что такая форма передачи Истинного знания стала необходимой из-за неспособности людей воспринимать новые истины в отвлечённой форме, тем более что многие истины, высказанные прямо, вызывали у слушателей недоумение, а порой даже ожесточение и отрицание. Когда ученики Христа спросили Его, почему он говорит притчами, Учитель ответил: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано... Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и, слыша не слышат, и не разумеют» (Матф. ХIII, 10–13).

Каждая притча – выражение духовного опыта множества жизней, она – шифр духа и понимается слушателем по его сознанию. Священные Писания всех народов хранят тот сокровенный смысл, который называется Истиной, а притчи помогают Её постичь.

Создателей притчи интересует не характер конкретного героя, а определённый набор нравственных качеств человека данного мировоззрения, выявляемый ситуацией. Образы и ситуации внешнего мира в притчах следует рассматривать, прежде всего, как «игру символов».

В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» притчи могут играть особую роль, так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Притчи можно отнести к метафорическим повествованиям. Они отражают ценности, интерпретации, идеи, обобщают имеющийся опыт, выводят человека за границы реальной жизни. Человек всегда учится сам и каждый делает выводы самостоятельно (часто – совершенно разные на основе одной и той же истории). Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает её осмысление. Они являются одним из древнейших способов передачи мысли и обучения молодежи. С одной стороны, обобщенные, массовые истории порождают множество индивидуальных интерпретаций, что при их озвучивании в конечном итоге приведет к снижению качества обучения. С другой стороны, столкновение мнений, противоположность и дополняемость интерпретаций позволяют раскрыть многомерность метафоры, многозначность её смысла и найти то общее, что примиряет разные позиции, и указать новое желательное поведение.

Недосказанность и подсказка два противоположных полюса учебного процесса. «Учитель лишь указывает путь, а посвящённый идёт по нему», - гласит древняя мудрость. И немалую роль в «указании пути» отводится притчам. Красота притчи заключается в том, что она даёт людям намек на то, каким все должно быть..

Притчи выполняют следующие функции:

1. Функция зеркала. Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чём рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.

2. Функция модели. Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.

3. Функция опосредования. Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

4. Функция хранения опыта. Истории являются носителями традиций, становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития. Притчи несут альтернативные концепции.

В образовательном процессе притчи могут использоваться для мотивации в начале занятия, в качестве документа для анализа, в качестве ситуации для обсуждения или в качестве рефлексии.

        Притчи можно разделить на 2 категории:

1) религиозного характера, требующие толкования и использования

культурного и исторического контекста;

2) светские, основанные на жизненных ситуациях, близких учащимся.

Способы использования притч в учебном процессе:

  • Обсуждение основной идеи и смысла притчи.
  • Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.
  • Придумать название притчи.
  • Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).
  • Выделить ключевые слова – понятия, с последующим комментированием.
  • Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов,         структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).
  • Инсценировка притчи.
  • Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)
  • Подбор пословиц, поговорок.
  • Сравнение с басней (определить).
  • Найти или предложить вставить пропущенные слова.
  • Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.).
  • Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями.
  • Определение ценностей, которые отражает притча.

Притча всегда предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана, и мы начинаем её осмысление. Поскольку процесс осмысления может быть бесконечным, притча не исчерпывает всей своей смысловой глубины и проецируется в беспредельность. Притча делает сознание более гибким и подвижным, способствует его расширению, улучшая тем самым способность слушателя адаптироваться к нестандартным жизненным ситуациям.

Каждая притча – выражение духовного опыта множества жизней, она является носителем традиций той или иной культуры. Притча – своеобразный посредник в межкультурных отношениях. Она поможет разрешить конфликтную ситуацию, благодаря аллегории другому человеку мы в щадящей форме скажем то, что могло бы агрессивно воспринято при прямом указании. Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок.

Притчи различных традиций объединяет одно – стремление показать с различных точек зрения законы нашей Вселенной, проявляющиеся в нас самих и вокруг нас в любой момент времени. Притчи несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на самоопределение личности. Углубляя наш взгляд на окружающий мир и на самих себя, притчи помогают выбраться из порочного круга ошибок и нелепостей и осознать себя частью всеобъемлющего целого. Это практическое руководство по духовному совершенствованию, по раскрытию духовного могущества человека, раскрытию предназначения цивилизации как частицы вселенского Разума.

Как мы видим из перечисленных выше способов (методов и форм) работы педагога с притчами, все они имеют творческую основу, духовно и интеллектуально развивают учащихся.

Педагог должен помнить, что на уроках духовно-нравственного цикла, необходимо целенаправленно создавать условия для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремиться педагог. Важно побудить ученика к размышлению, подтолкнуть его к духовной работе, дать представления о моральных нормах, а превращение их в ценности и мотивы поведения возможно только через постоянное упражнение в их применении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой и коллективной деятельности младших школьников на уроках ОРКСЭ

Организация групповой и коллективной деятельности младших школьников на уроках ОРКСЭ...

Статья "Активизация познавательной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы".

Активизация познавательной деятельности учащихся - проблема, которая волнует многих неравнодушных учителей. В данной статье автор делится своим опытом , как  пробудить инте...

Активизация мыслительной деятельности школьников на уроках французского языка и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС

В данной статье говориться, что изучение и использование французского языка как средство общения в диалоге двух культур, а также занятие вязанием на уроках дополнительного образования, способствуют ак...

Практико-значимая работа по теме «Активизация учебной деятельности школьников на уроках русского языка»

Цель практико-значимой работы: создание условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка, создание оптимальных условий для получения высокого качества обучения. ...

Роль организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка в повышении мотивации учения

Для реализации коммуникативной направленности (которая отражает сущность предмета «иностранные языки») и для повышения мотивации учения важно соблюдение дидактических принципов сознательно...

Духовно-нравственное воспитание школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность

Духовно - нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет им найти свое место в жи...