Практико-ориентированное обучение учащихся. Учебный магазин как форма организации учебного процесса в режиме реально действующего предприятия.
статья по теме

Волошенко Марина Геннадьевна

В современном  российском обществе, переживающем глубокие социальные  преобразования, молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее место и добиться социального признания в обществе. Это можно объяснить несоответствием качества подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования требованиям работодателей, отсутствием у молодёжи желания работать на производстве, стремлением иметь приличный, а главное сиюминутный заработок. В Российской Федерации, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, качество рабочей силы становится критическим, наблюдается острый дефицит рабочих кадров, владеющих ключевыми  профессиональными квалификациями, обеспечивающими компетентность работника.В современном  российском обществе, переживающем глубокие социальные  преобразования, молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее место и добиться социального признания в обществе. Это можно объяснить несоответствием качества подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования требованиям работодателей, отсутствием у молодёжи желания работать на производстве, стремлением иметь приличный, а главное сиюминутный заработок. В Российской Федерации, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, качество рабочей силы становится критическим, наблюдается острый дефицит рабочих кадров, владеющих ключевыми  профессиональными квалификациями, обеспечивающими компетентность работника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_sayt.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

КГАОУ « Профессиональный лицей № 45»

        Волошенко М.Г

Практико-ориентированное обучение учащихся.

Учебный магазин как форма организации учебного процесса в режиме реально действующего предприятия.

( обобщение опыта работы)

                                             Уссурийск

                                                  2013 г.

                                        Введение

В современном  российском обществе, переживающем глубокие социальные  преобразования, молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее место и добиться социального признания в обществе. Это можно объяснить несоответствием качества подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования требованиям работодателей, отсутствием у молодёжи желания работать на производстве, стремлением иметь приличный, а главное сиюминутный заработок. В Российской Федерации, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, качество рабочей силы становится критическим, наблюдается острый дефицит рабочих кадров, владеющих ключевыми  профессиональными квалификациями, обеспечивающими компетентность работника.

Педагогический коллектив нашего лицея считает, самая эффективная и качественная подготовка квалифицированного рабочего возможна  только  в условиях реально действующего предприятия, в условиях производительного, приближенного к производству изготовления реальной продукции, пользующейся спросом, в чем учащиеся постоянно убеждаются на собственном опыте. В условиях стабильной производственной деятельности педагогическим работникам нашего лицея значительно легче осуществлять такие воспитательные цели, как коллективная и индивидуальная ответственность учащихся за выполненную работу, техническая культура, чувство нового и передового, высокая культура труда, рабочая честь и профессиональная этика, активность и производственная самостоятельность, творческое отношение к труду, его результатам и качеству , развитие теоретического  мышления и  умения осуществлять самоконтроль, умение планировать свой труд, правильно его организовывать, рационально использовать рабочее время. Достигая эти цели, педагоги и мастера производственного обучения уверены в том, что молодой специалист не окажется « лишним» в трудовом коллективе любого предприятия. Выпуск продукции и воспитание будущих рабочих в условиях учебно-производственной  деятельности приносят положительные результаты и самому выпускнику и учебному заведению.                                     Исходя из этого педагоги специальных и общеобразовательных дисциплин, мастера производственного обучения нашего лицея применяют элементы различных инновационных технологий, таких как:  модульное обучение, рейтинговая система контроля и оценки знаний , умений, навыков, групповое обучение, проблемное обучение, метод проектов, учебный магазин и другие.

В своей работе я применяю инновационную образовательную технологию – учебный магазин.

  Учебный магазин как образовательная технология

  Учебный магазин – это форма организации учебного процесса в режиме реально действующего предприятия, которая позволяет реализовать практико-ориентированное обучение учащихся. Одним из назначений этой  образовательной технологии является развитие профессионально значимых  личностных качеств учащихся: предпринимательских способностей  и инициативности, критического мышления, самооценки, ответственности за принятые решения, готовности прийти на помощь товарищу и др.

Образовательная технология учебного магазина направлена на:

- Ликвидацию разрыва между теоретическими дисциплинами профессионального цикла и производственным обучением, практикой работы на производстве;

- стирание противоречий между компетенциями выпускника училища и запросами работодателей, реальными производственными условиями;

 - развитие предпринимательских способностей и инициатив учащихся, их умение найти своё место на рынке занятости, товаров и услуг.

В учебном магазине у учащихся закрепляются знания, полученные на теоретических уроках, и вырабатываются психологические навыки общения как в рабочем коллективе, так и с покупателями.

    Эта образовательная технология в процессе профессионального образования может быть успешно реализована при условии, если будущие рабочие смогут успешно применять на практике полученные знания и умения.

     Чтобы у будущих рабочих  сформировались профессиональные компетенции, они должны :

  - получить базовые знания на уроках  « Товароведение продовольственных товаров», « Товароведение непродовольственных товаров»,» Учёт и отчетность в торговле»,» Основы маркетинга», « Технология розничной торговли», «Оборудование торгового предприятия», « Торговые  вычисления». «Основы маркетинга», « Налоги и налогообложение», «Делопроизводство» и др;

   - использовать полученные знания на теоретических занятиях и на производственной практике;

    - применять знания и навыки работы в учебном магазине.

Основные принципы построения учебного магазина.

1. Магазин имеет определенный вид деятельности, наиболее полно отвечающий задачам обучения,- торговая деятельность .

2. Магазин имеет изолированное рабочее помещение с необходимым количеством рабочих мест.

3. Во время работы в магазине у каждого учащегося имеется самостоятельный участок работы, также определяется объём работы, который должен быть выполнен за определённый срок.

4. Каждое рабочее место комплектуется необходимым оборудованием в соответствии с функциональной деятельностью, нормативной документацией.

5. Общее руководство учебным магазином осуществляет мастер  производственного обучения, который направляет деятельность магазина, консультирует учащихся.

6. Учащиеся используют оборудование магазина на занятиях производственного обучения.

7. Учащиеся под руководством мастера производственного обучения реализуют продукцию, выпускаемую учебной лабораторией.

8. Магазин работает в рамках учебного расписания.

9. Всю финансовую отчётность осуществляет бухгалтерия лицея.

№ п/п

           Действие ( функция)

Документ, подтверждающий исполнение функции

  1

Организация работы на начальном этапе. Планирование деятельности.

- инструктаж по технике безопасности

- проверка наличия медицинской книжки, спец. одежды.

Инструкции САНПИН №32,39,30.

   2

Осуществление текущей деятельности, Организация продаж.

- составление заявки на отсутствующий товар.

- приёмка товара по количеству ( пересчёт товара , сверка с фактурой)

- приёмка товара по качеству ( по внешнему виду, цвету, запаху).

- подготовка товара к продаже ( освобождение от упаковки, фасовка, сортировка, размещение рабочего запаса).

- оформление ценников.

-выкладка на витрину.

- подготовка ККМ к работе.

- обслуживание покупателей ( изучение спроса, консультирование, расчёт через ККМ, упаковка товара)

Фактура, дневной заборный лист, книга учёта приёмки товара, сертификаты соответствия, качественные удостоверения, книга кассира операциониста, кассовые чеки.

  3

Подготовка отчетной документации

- подсчёт фактуры

- сортировка приходных и расходных документов.

- составление товарно-денежного отчёта.

- выведение остатка на конец дня.

- подсчёт суммы выручки, составление покупюрной описи.

- сдача выручки.

 Фактура, бланк товарно-денежного отчёта

   4

Исследование спроса покупателей

- составление плана исследований

- разработка анкет

- проведение анкетирования

- анализ результатов анкетирования

Бланки анкет, план исследования рынка покупателей, анкеты с ответами.

Во время обучения будущих рабочих в учебном магазине между преподавателями и учащимися складывается определенный тип взаимодействия, основанный на принципах педагогики  сотрудничества.

  Тип взаимодействия преподавателя и учащегося во время обучения в учебном магазине.

        Преподаватель

                                                 /                     \

        Мини-группы        Мини группы

        /        \

        Ученик-ученик        ученик-ученик

        \        /

        Преподаватель

Мастера производственного обучения работают как со всей группой, так и с мини группами и индивидуально с каждым учащимся. Каждая мини –группа имеет свою задачу, внутри её распределены функции между учащимися. Так как мастер  производственного обучения не всегда имеет возможность отрабатывать учебное задание с каждым обучающимся, то будущие  рабочие  вынуждены заниматься самообразованием: пользоваться учебной литературой, консультироваться с товарищами. Совместная работа позволяет лучше усвоить и отработать учебный материал, появляется чувство ответственности, осознание значимости своих навыков, готовность взять на себя ответственность за принятие решений, умение прийти на помощь товарищу. Учиться вместе будущим рабочим интересно, результат обучения более эффективный, т.к можно проиграть  любую сложившуюся ситуацию, проследить, как принятые решения отражаются на результатах деятельности учебного магазина.

Практика в учебном магазине предоставляет учащимся возможность получить первичный опыт работы и открывает новые возможности для их  профессионального определения. Учебный магазин стал центром, вокруг которого скоординированы программы специальных теоретических дисциплин, что позволяет преподавателям осуществлять практико- ориентированное обучение. Учащиеся, работающие в учебном магазине, должны уметь оформлять отчётные документы, такие, как : счёт-фактура, приходный и расходный кассовые ордера, накладная, отрабатывать практические навыки работы в режиме реального времени.

   В соответствии со стандартом специальности выпускники лицея должны владеть навыками и иметь следующий опыт работы: анализ рынка, динамика спроса, проведение опроса потребителей, анализ информации о товарах, изготовителях, продавцах; анализ ассортимента товаров, составление отчётных документов; условия хранения товаров, работа с нормативными документами. Выпускники должны владеть смежными профессиями: продавец, контролёр-кассир, агент коммерческий. Всё это повысит их конкурентно-способность на рынке труда.

        

Приложение 5

Инструкционные карты.

1. Приёмка кондитерских изделий по качеству.

        Тип операции

                      Действия

1. Определение вида кондитерского изделия.

1. Определить вид кондитерского изделия по упаковочному ярлыку.

2. Оценка состояния упаковки изделия.

2. Осмотреть коробку ли ящик на определение состояния упаковки.

3. Проверка наличия сопроводительных документов, подтверждающих качество кондитерских изделий.

3. Проверить наличие сопроводительных документов, подтверждающих качество данных видов кондитерских изделий.

4. Определение даты выпуска и срока реализации изделия.

4. Определить дату и срок реализации кондитерского изделия по маркировке на упаковке.

5. Оценка состояния формы изделия.

5. Органолептическим методом оценить состояние формы кондитерского изделия ( отсутствие посторонних вкуса, запаха)

6.Оценка состояния изделия по цвету и аромату.

6. Органолептическим методом оценить цвет и аромат кондитерского изделия.

7. Оценка состояния поверхности изделия.

7. Органолептическим методом оценить состояние поверхности кондитерского изделия.

8. Оценка соответствия качества кондитерского изделия установленному стандарту.

8. Сделать заключение о соответствии качества данного кондитерского изделия установленному стандарту.

2) Подготовка продовольственных товаров к инвентаризации.

         Содержание операции

           Порядок проведения

1. Прекращение отпуска товаров.

1. Прекратить отпуск товаров покупателям. Отпустить товар покупателям по выбитым чекам.

2. Ознакомление с приказом о  проведении инвентаризации.

2.Ознакомиться с приказом о дате и времени проведения инвентаризации, составе комиссии.

3. Ознакомление с порядком проведения инвентаризации.

3. Ознакомиться с порядком проведения инвентаризации, о чём расписаться в инвентаризационной описи.

4. Оформление товарно-денежного отчёта.

4. Составить товарно-денежный отчёт на товары и тару.

5. Оформление расписки о полном оприходывании поступивших, списании бывших и остатках имеющихся товаров.

5.Расписаться в инвентаризационной описи о полном оприходывании поступивших, выбывших и остатках имеющихся товаров.

6. Ознакомление с актом о проверке весоизмерительных приборов.

6. Расписаться в акте о проверке точности весов, гирь, весовой тары

7. Подсортировка товара.

7. Подсортировать товар по наименованию и ценам.

8. Перевешивание, пересчёт товара.

8. Перевесить весовой товар, пересчитать внутри каждого ящика, коробки. Вскрыть упакованные ящики и коробки, содержимое пересчитать. Сделать записи веса нетто  в инвентаризационную ведомость в графе « тара».

3. Функциональные обязанности работников магазина.

      Рабочий день в магазине.

 1. Подготовка рабочего места в магазине:

     а) наличие формы, внешний вид.

     б) соблюдение ТБ;

      в) подготовка контрольно-кассовых машин к работе.

      г) проверка и подключение весов.

   2.Приёмка товара.

   3. Подготовка товара к продаже.

       а) оформление ценника;

       б) очистка;

        в) нарезка на витрину.

    4. Выкладка товара.

    5. Заполнение отчётных документов:

         а) подсчёт фактуры;

         б) заполнение дневного заборного листа.

     6. Обслуживание покупателей.

      7. Окончание работы:

а) подсчёт и сдача выручки;

б) снятие показаний счётчика.

в) заполнение книги кассира-операциониста;

г) заполнение дневного заборного листа, выведение остатка.

д) оформление заявки на товар;

е) уборка рабочего места;

ж) отключение приборов от сети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг качества обученности английскому языку и формы организации учебной деятельности по повышению качества обучения учащихся на уроке

Проблема повышения качества является одной из важнейших проблем современного образования. Принципиально важную роль в процессе управления качеством образования играет полнота и достоверность информаци...

Дистанционное обучение, как форма организации учебного процесса в Ресурсном Центре

Организация предпрофильного и профильного обучения с использованием технологий дистанционного обучения в Ресурсном центре....

Выступление к семинару: «Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса»

Данный материал адресован педагогам дополнительного образования. Учебное занятие – это сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований. Для тог, чтобы за...

Экспериментальная работа по повышению качества обучения: «Повышение качества обучения учащихся физике на основе внедрения в учебный процесс практико-ориентированных заданий».

Тема: «Повышение качества обучения учащихся физике на основе внедрения в учебный процесс практико-ориентированных заданий».Актуальность работы. Цели. Гипотеза. Задачи....

Городской практико-ориентированный семинар "Современный детский сад: инструменты для эффективной организации образовательного процесса"

На семинаре были представлены методические и игровые пособия корпорации "Российский учебник"; показан мастер-класс по использованию данных пособий для речевого развития детей раннего и дошко...