Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
рабочая программа (5 класс) по теме

Язева Татьяна Валерьевна

 

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089» и Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. №74 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта №1312». Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного Учебного курса ОРКСЭ является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_orkse.rar48.27 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«ПЕЧОРА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПГТ. КОЖВА

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ» пгт.КОЖВА

________________Н.М.Савельева

« ____»_________________2012 г.

РАБОЧАЯ   УЧЕБНАЯ   ПРОГРАММА

СРЕДНЕЙ (ПОЛНОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

I – II СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – 5 лет

СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089 и Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312

пгт.КОЖВА

2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

1.Комплексный учебный курс: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и  светской этики  для общеобразовательных учреждений: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы иудейской культуры; Основы буддийской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики. – М.: Просвещение, 2012г. Данный комплексный учебный курс соответствует «Стандартам начального общего образования по Основам религиозных культур и светской этики».

2.Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089» и Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. №74 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта №1312». Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного Учебного курса ОРКСЭ является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Ступень образования – I (4 класс) – II (5 класс).

3.Структура программы – концентрическая.

4.Вид образовательной программы – базовая.

5.Изучение Учебного курса ОРКСЭ на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующей цели: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

   Задачи Учебного курса ОРКСЭ:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества,

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории икультуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»

Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения:

•        словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

•        наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

•        практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

•        репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

•        индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских, или ориентировочных).

При организации работы в группе необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.

Работа в группе также позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса. Одна из задач при организации работы в группах – создание перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.

Групповая работа младших школьников может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил: отсутствие принуждения; продуманная система поощрений и порицаний; организационная и содержательная поддержка со стороны учителя; четкий инструктаж; владение учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности. Также необходимо соблюдать временные ограничения: работа младших школьников в группе не должна превышать 10—15 минут.

При групповой организации учебной деятельности младших школьников эффективно применение игровых методик, включение в учебное целеполагание элементов состязательности.

Описанные формы и виды учебной деятельности могут быть эффективны для развития учащихся только при условии существования в классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку и заинтересованность как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» могут быть отнесены:

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).

Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем – носителем информации и учеником – реципиентом этой информации, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Однако необходимо помнить, что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.

Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом культурном явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся; в дальнейшем, при изучении последующих тем курса, происходит сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.

При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.

Безусловно, составленный на уроках или в процессе выполнения домашнего задания понятийный словарь не может претендовать на абсолютную полноту и глубину, его содержание в значительной мере зависит от уровня подготовки класса, от содержания доступных учащимся источников информации.

Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Составление галереи образов. Эта работа направлена прежде всего на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы, – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.

Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря активному внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер, например, она может быть выполнена с применением компьютерной программы PowerPoint.

«Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса. Учащиеся могут быть объединены в творческие группы, задача каждой из которых – подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания.

Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений. Написание кратких аннотаций также способствует развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации.

На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно также будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.

В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить. Одним из важнейших преимуществ ИКТ-технологий на уроке по гуманитарным дисциплинам являются их адресность и ситуативная локализованность. Если подготовленные методистами наглядные пособия и материалы рассчитаны на абстрактного ученика, то, обратившись за помощью к сети Интернет и средствам мультимедиа, учитель и дети получают возможность отбора материала, наиболее адекватного для восприятия конкретного класса.

Принцип репрезентативности – ключевой для отбора материала для любой презентации. Обращение на уроке к пространственным искусствам – живописи, скульптуре, архитектуре -  позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого, осуществить процесс «свертывания» информации. Рассматриваемые сюжеты и образы должны быть репрезентативны и выражать основные идеологические, эстетические и этические доминанты изучаемой духовной культуры, которые реконструируются в результате эстетической рефлексии учащихся.

Мультимедийная презентация к уроку не может быть перегружена материалом, на минимальном объеме информации необходимо стремиться достичь максимального уровня обобщения. Иллюстративный материал урока должен быть разнообразным по форме и единообразным по содержанию. Структура мультимедийной презентации в целом и отдельных кадров на уроке должна отражать методическую логику познавательной деятельности учащихся и «работать» на концепцию урока.

При работе с иллюстративным материалом предпочтителен индуктивный метод, то есть выведение общих принципов на основе конкретных наблюдений над единичными артефактами; следовательно, эти артефакты должны быть тематически и сюжетно взаимосвязаны.

Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.

При организации урочной и внеурочной работы учащихся с компьютером необходимо строго соблюдать санитарные нормы, нормы времени и помнить, что ИКТ в учебном процессе выступают в качестве одного из возможных средств обучения, а их использование должно быть мотивировано прежде всего необходимостью и целесообразностью. Педагог обязан оградить детей от возможности знакомства с нежелательными ресурсами Интернета, сформировать у них мотивацию к использованию ИКТ не в развлекательных, а в учебных целях.

Задания на дом в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.

Рекомендации к домашним заданиям:

-        Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).

-        Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен).

-        Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).

-        Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки.

-        Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)

Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена и продемонстрирована классу.

Задачи модуля Учебного курса ОРКСЭ «Основы светской этики» (4 класс IVчетверть – 5 класс Iчетверть 2011-2012 уч.г.):

- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи модуля Учебного курса ОРКСЭ «Основы мировых религиозных культур» (4 класс, с 2012-2013 уч.г.):

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей мировых религиозных культур для достойной жизни личности, семьи, общества.

Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1.Основы православной культуры;

2.Основы исламской культуры;

3.Основы буддийской культуры;

4.Основы иудейской культуры;

5.Основы мировых религиозных культур;

6.Основы светской этики.

Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Система оценки знаний по вводимому курсу: формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются; в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов могут учитываться при формировании портфолио учеников.

6.Цели и задачи введения регионального компонента (РК)

В программу Учебного курса по ОРКСЭ РК вводится в темы. Цель введения РК: определить роль и место национальной культуры. Задачи: сформировать у обучающихся представления о национальной культуре коми народа; развивать духовно-нравственные основы, любовь к Родине через национальную культуру; воспитывать чувство гордости за свой народ.

Форма реализации РК: вводится в темы.

7.Отличительная особенность данной Рабочей учебной программы

По завершении Учебного курса по ОРКСЭ в 5 классе по модулю «Основы светской этики» на внеклассных занятиях будет продолжен данный курс, но по модулю «Основы мировых религиозных культур». Цель внеклассных занятий:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни.

Задачи внеклассных занятий:

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей мировых религиозных культур для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Внеклассные занятия построены на системно-деятельностном подходе, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического и гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности учащихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее оптимальные формы для включения учащихся во внеурочную деятельность — экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера. Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы. Внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над сферой религиозно-этического знания. Внеурочная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них; в различных формах внеурочной работы дети учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом. В содержании внеурочной деятельности  отражены базовые ценности, которые  расширяют опыт учащихся конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре. В организации и проведении внеурочных мероприятий могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: священнослужители, религиоведы, теологи, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи.

Экскурсия. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. Методика проведения любой экскурсии должна исходить из специфики её как небольшого путешествия. Организационная сторона экскурсии выражается в четком продуманном плане ее организации.  Содержательную сторону экскурсии должно составлять четко определенное программное содержание наблюдений, их последовательность, целесообразный отбор материала для рассматривания, система и последовательность вопросов, тематика групповых и индивидуальных заданий.

Заочная экскурсия. При проведении заочных экскурсий важно учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков, особенности восприятия религиозно-этического материала аудиторией. Форма проведения этого занятия зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса.

Возможные формы проведения заочной экскурсии:

•        Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;

•        Рассказ учащегося (или группы учащихся), сопровождающийся видеорядом;

•        Самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;

•        Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.

При подготовке к экскурсии необходимо определить содержание, способы оформления и презентации материала.

В основу заочной экскурсии могут быть положены выступления учащихся – рассказы о местах, связанных с жизнью и творчеством русских писателей и поэтов. Для подготовки подобного выступления необходимо собрать большой иллюстративный материал. Источниками в этом случае могут быть музейные проспекты и каталоги, фотографии и открытки, иллюстрации из книг и энциклопедий. Большую помощь в сборе материала могут оказать ресурсы Интернета: сайты музеев, сайт конфессии, специальные образовательные порталы, на которых можно найти не только богатый иллюстративный материал, но и информацию об истории музея, экспонатах, традициях, а также дополнительные биографические сведения.

Эффектно и современно будет выглядеть выступление, сопровождаемое показом слайд-фильма, выполненного в программе PowerPoint. Материалы, подготовленные для выступления на занятии по этой теме, могут быть оформлены в виде выставки.

Таким образом, взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса, что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний учащихся.

Работа с родителями и членами семей учеников в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Ориентируясь на новые задачи образования и воспитания, школа должна создавать условия для сокращения разрыва между различными сферами жизни ребенка – семьей, школой, досугом. Включение родителей и членов семей учащихся в школьную жизнь детей предполагает прежде всего нахождение общего языка, общих интересов и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка. Приобщение родителей к школьной жизни предполагает прежде всего поиск согласия с семьей по всем вопросам образования и развития ребенка, взаимодействие в области как учебной, так и внеурочной деятельности.

Привлечение родителей и членов семей школьников к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает:

•        создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата;

•        активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;

•        углубление и расширение личностно ориентированного компонента общего образования за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» должна предшествовать подготовительная работа с родителями, которую можно провести в форме собеседования или пресс-конференции. Главная задача этих мероприятий – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.

После изучения  программы для констатации позитивных промежуточных результатов усвоения курса и предоставления родителям возможности контроля процесса обучения желательно проведение родительского собрания, в котором примут участие сами ученики, выступив с рассказом о своих впечатлениях, своем понимании, своих достижениях, с презентацией своих промежуточных образовательных результатов.

Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких пролонгированных домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.

Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.

При изучении тем, связанных с бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.

Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.

Также в рамках курса могут быть затронуты вопросы духовно-нравственного воспитания детей посредством домашнего чтения, формирования домашней библиотеки.

Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.

Родители и члены семей учеников обязательно будут приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс «Основы религиозных культур и светской этики». Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.

Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д.

Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения, а также искренним интересом педагога к мнению родителей и их суждениях о детях и школьных проблемах.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» дает большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.

8.По программе – 34 часа (1 час в неделю).

   На внеклассные занятия – 30 часов (1 час в неделю).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

4 – 5 класс

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 – 5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

34 часа (по программе) + 30 (внеклассные занятия)

Содержание материала

Количество часов

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1

2.

Основы религиозных культур и светской этики.

31

3.

Духовные традиции многонационального народа России.

2

4.

Внеклассные занятия. Основы мировых религиозных культур.

30

4 класс

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/[А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов]. – М.: Просвещение.

34 часа

Содержание материала

Количество часов

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

6

2.

Основы религиозной культуры и светской этики.

24

3.

Духовные традиции многонационального народа России.

4

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы светской этики

4 – 5 классы

Содержание раздела

Содержание предмета (тема)

Дата

план

факт

4 класс, IV четверть

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1.

Россия – наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.14.

15.

16.

17.

Культура и мораль.

Особенности морали.

Что значит быть моральным?

Добро и зло.

Добродетель и порок.

Свобода и моральный выбор человека.

Свобода и ответственность. Справедливость.

Дружба.

Этика и ее значение в жизни человека.

Праздники как одна из форм исторической памяти.

Семейные праздники.

Нравственные идеалы.

Нравственные идеалы.

Образцы нравственности в культурах разных народов.

Образцы нравственности в культурах разных народов.

Государство и мораль гражданина.

5 класс, Iчетверть

Блок 3.Основы религиозных наук и светской этики. Часть 2.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Трудовая мораль.

Нравственные традиции предпринимательства.

Что значит быть нравственным в наше время?

Нравственный поступок.

Золотое правило нравственности.

Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Создание морального кодекса школы.

Нормы морали.

Этикет.

Образование как нравственная норма.

Методы нравственного самосовершенствования.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России.

33.

34.

Любовь и уважение к Отечеству.

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Блок 5. Внеклассные занятия. Основы мировых религиозных культур.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Культура и религия.

Культура и религия.

Возникновение религий.

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Священные книги религий мира.

Священные книги религий мира.

Священные книги религий мира.

Хранители предания в религиях мира.

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

Человек в религиозных традициях мира.

Священные сооружения.

Священные сооружения.

Искусство в религиозной культуре.

Искусство в религиозной культуре.

Искусство в религиозной культуре.

История религий в России.

История религий в России.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Паломничества и святыни.

Паломничества и святыни.

Праздники и календари.

Праздники и календари.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Нравственные заповеди в религиях мира.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Семья. Долг, свобода, ответственность, труд.

Творческие работы учащихся по Основам религиозных культур и светской этики.

Творческие работы учащихся по Основам религиозных культур и светской этики.

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы религиозных культур и светской этики

Основы мировых религиозных культур

4 класс

Содержание раздела

Содержание предмета (тема)

Дата

план

факт

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Россия – наша Родина.

Нравственные идеалы.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Род и семья – исток нравственных отношений.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Понятие о культуре и религии.

Древнейшие верования.

Религии мира и их основатели.

Священные книги религий мира.

Хранители предания в религиях мира.

Человек в религиозных традициях мира.

Священные сооружения.

Искусство в религиозной культуре.

Религии России.

Религия и мораль.

Нравственные заповеди в религиях мира.

Религиозные ритуалы.

Обычаи и обряды.

Религиозные ритуалы в искусстве.

Календари религий мира.

Праздники в религиях мира.

Семья, семейные ценности.

Культура и мораль. Что значит быть моральным?

Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность.

Моральный долг.

Учение и труд.

Милосердие.

Взаимопомощь.

Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России.

31.

32.

33.

34.

Любовь и уважение к Отечеству.

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Праздники как историческая память человечества.

Праздники как историческая память человечества.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

ПО «ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики» ученик должен:

знать/понимать:

- основные понятия религиозных культур;

- историю возникновения религиозных культур;

- историю развития различных религиозных культур в истории России;

- особенности и традиции религий;

- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

уметь:

- описывать различные явления религиозных традиций и культур;

- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные нормы поведения с нормами религиозной культуры;

- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах; слушать собеседника и излагать свое мнение;

- готовить сообщения по выбранным темам.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

 «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Россию;

- формирование семейных ценностей;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Предметные результаты:

- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

- первоначальные представления об исторической роли этики в российской культуре;

- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

- осознание ценности человеческой жизни

Метапредметные результаты:

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "Основы религиозных культур и светской этики""

Данный материал поможет учителям, преподающим новый курс ОРКСЭ,  дана подробная расчасовка тем по предметам...

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"

Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Рабочая программа разработана на основе авторской  программы А.Я. Данилюка. Основы религиозных культур и светской этики. Москва, « Просвещение»,2012г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Основам религиозных культур и светской этики для 5 класса

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»).                         ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Основам религиозных культур и светской этики

Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»  по  модулю  «Основы мировых религиозных культур»  для обучающихся 5а, 5б, 6а и 6б  кла...