Исследовательская работа по теме "История моей школы"
статья по теме

Алпатов Владимир Семенович

Первое сентября.  Первый звонок. Каждый из нас помнит эти прекрасные минуты своего детства. Каждый год сотни учащихся спешат в родную Хлевенскую школу. Наверное, всех нас интересовал вопрос,   когда же прозвенел самый первый школьный звонок в Хлевном. Но в истории  нашей школы царский период времени оказался «белым пятном». Когда открылась школа, какие учителя работали в ней, что изучали ученики? Вопросы возникали один за другим, но ответов на них я не мог найти.  Нет уже в живых свидетелей тех событий, не нашел я ответов и в школьном музее. Поэтому главной задачей исследования стало: собрать информацию об истории нашей школы, произвести ее анализ, найти интересные фрагменты и объединить их в структуру исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_shkoly_3.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Содержание.

I. Введение.                                                        3стр.

II. Основная часть.                                                5 стр.

1). Создание Хлевенской школы.                                5стр.

2).. Первые успехи.                                                           7 стр.

3). Попечители и покровитель училища.                        8 стр.

4).Новые успехи.                                                                   9 стр.

5). Трудное время.                                                  10 стр.

6).Выводы                                                                             13 стр.

III.  Заключение.                                                        14 стр.

IV.  Литература.                                                        15 стр.

V.  Приложение.                                                        16 стр.

 

Введение.

Первое сентября.  Первый звонок. Каждый из нас помнит эти прекрасные минуты своего детства. Каждый год сотни учащихся спешат в родную Хлевенскую школу. Наверное, всех нас интересовал вопрос,   когда же прозвенел самый первый школьный звонок в Хлевном. Но в истории  нашей школы царский период времени оказался «белым пятном». Когда открылась школа, какие учителя работали в ней, что изучали ученики? Вопросы возникали один за другим, но ответов на них я не мог найти.  Нет уже в живых свидетелей тех событий, не нашел я ответов и в школьном музее. Поэтому главной задачей исследования стало: собрать информацию об истории нашей школы, произвести ее анализ, найти интересные фрагменты и объединить их в структуру исследовательской работы.

Проблема: существующая история школы не подтверждена документально. За дату открытия школы взято время открытия церковно-приходских школ в Задонском уезде.

Объект исследования: Хлевенская школа.

Предмет исследования: Хлевенская школа, ее возникновение и развитие.

Актуальность исследования состоит в том, что никто не занимался изучением ранней истории школы.

Цели исследовательской работы:

  1. Изучить подлинные документы того времени.
  2. Выяснить время открытия школы.
  3. Сформировать представление об истории школы, как неотъемлемой части истории нашей Родины.
  4. Восстановить на основании документов историю школы.

Этапы исследовательской работы:

-подбор документального материала;

-анализ и обработка разноплановой информации;

-оформление работы.

Методы исследования.

В работе использовались различные методы: сравнительно-исторический метод, метод изучения источников, классификация собранного материала в хронологическом порядке.

Практическая значимость работы: введение в научный оборот сведений по ранней истории школы, создание экспозиции в школьном музее.

Результаты реализации:

-публичное выступление перед сверстниками с использованием презентации;

-текстовые материалы, оформление папки.

Данная работа позволила мне:

-сформировать самостоятельную деятельность;

-приобрести исследовательские навыки;

-актуализировать знания и умения в использовании компьютерных программ.

Для поиска информации я воспользовался тем, что в Российской государственной и Российской национальной библиотеках в электронных читальных залах стали доступными много книг, документов. Чтение и работа с ними позволили мне восстановить историю школы.

Основная часть.

Создание Хлевенской школы.

Первое упоминание Хлевенской школы нашлось в «Журнале Задонского уездного земского собрания» 1867 года на стр. 33: «Благочинный села Хлевное  Попов отношением от 2 мая 1866 года, за № 59, уведомил управу, что «по его благочинию в селениях крестьян, вышедших из крепостной зависимости школ не существует; в селениях же государственных крестьян существуют училища: в селе Елецкой Лазовке, в котором 30 мальчиков обучаются священником чтению, пению, чистописанию, закону Божию, священной истории и арифметике; в селе Хлевном 32 мальчика обучаются священником чтению, чистописанию, закону Божию, священной истории и арифметике.  Жалованье сему последнему положено жителями села Хлевного 100 рублей в год, но современи открытия училища в октябре месяце 1865 года ничего не платилось»[1]. Чиновник особых поручений Воронежской палаты государственных имуществ для наблюдения за порядком в волостях Турчанинов, отношением от 4 мая 1866 года, за №51, уведомил, что «в селениях государственных крестьян состоит 4 училища,  в селах: Нижнем Студенце, Елецкой Лазовке, Хлевном и Грязном, из коих  первыя два содержаться на счет общественного сбора, отпускаемого Уездным Казначейством, а последния за счет мирского сбора. Предметы обучения суть: священная история, катихизись, арифметика, чистописание и выкладка на счетах»[2]. Первым учителем в школе был благочинный села Хлевного Ермолай Попов.[3]

6 сентября 1866 года Задонская земская управа принимает решение об учреждении народных училищ  и их финансировании. С 13 ноября 1866 года Хлевенское училище становится Хлевенским народным училищем. Часть расходов по содержанию училища  взяло на себя земство.  Оно давало средства на жалованье преподавателям, ассигновало ежегодно на книги и наглядные пособия, покупку грифельных досок, бумаги, перьев, карандашей для учеников 20 рублей на школу, а ремонт здания и его отопление оставалось заботой местных жителей. С первых лет своего существования училище располагалось в здании церковной караулки. Она была построена при сооружении Покровской церкви из денег, ассигнованных на строительство колокольни. В 1871 сельским обществом здание было отремонтировано. Как все новое, обучение детей в школе  первоначально вызвало интерес крестьянства. Это привело к росту количества учащихся в училище. Если в 1870 году было 42 ученика, то в 1871 стало 55. Своего пика количество учеников в семидесятые годы достигло в 1875—83 мальчика. В 1877 году  впервые начали учиться в училище 6  девочек.  В последующие годы произошло снижение количества учащихся.  Это можно объяснить несколькими причинами. В виду неграмотности населения отношение к школе стало абсолютно равнодушным. Как отмечалось в постановлении уездного собрания «… открытие новых школ не вызывало ни радости, ни сочувствия, многие считали это бесполезной затеей. Закрытие существующих школ встречалось крестьянами также равнодушно и часто даже с тайной радостью: не нужно больше делать затраты на школу. Училища ремонтируются для вида, а не для того, чтобы сделать их удобными для занятий детей. Порой много школ оставалось зимой нетопленными по неделе и более. Небольшая зарплата учителей приводила к практически ежегодной смене преподавателей и соответствующему их отношению к своему делу».[4] У земства не хватало средств на покупку наглядных пособий и учебников. Но, несмотря на все это неграмотные крестьяне Хлевного продолжали нести расходы на обучение своих детей. Подтверждение этому мы находим в докладе Задонской уездной управы: «Вообще в Задонском уезде сельские общества, за весьма малыми исключениями, относятся равнодушно к судьбе училищ и расходуют на их содержание самые ничтожные средства. Наиболее отзывчивыми являются только Хлевенское, Мечковское, Алексеевское и Нижнее-Студенецкое общества».[5] Здание Хлевенского училища и в восьмидесятые годы оставалось самым большим по площади: 170 квадратных аршин и общему объему 420 кубических аршин среди школ Задонского уезда.

В 1884 году земская управа для увеличения финансирования училищ и повышения зарплаты педагогов, воспользовавшись принятием закона о церковноприходских школах, решает закрыть малопосещаемые школы уезда. В 1886 году Задонская земская управа принимает новое решение, передать народные училища церкви, с ежегодной выплатой 4000 рублей на их содержание, но епархия потребовала 4800. Пока ведомства спорили, Задонское земское собрание запретило передачу школ, но согласилось с закрытием малопосещаемых. Хлевенское училище не попадало в эту категорию, но в целях экономии средств, под предлогом того, что учителю должна предоставляться квартира в здании школы, в 1886-87 учебном году был закрыт меньший по площади класс в нашем училище. Количество учащихся резко сокращается со 119(103 мальчика, 16 девочек) до 81(70 мальчиков и 11 девочек). Частая смена педагогов привела к тому, что Хлевенское училище по знаниям учеников, проверяющие относили к четвертой категории. Это означало, что экзаменуемые показывали результаты «ниже посредственных».[6]

Первые успехи.

Положение стало меняться благодаря учителям, работавшим в училище, начиная с 1883 года. Софья Слижевская и Варвара Исаева, выпускницы Задонской прогимназии, за короткий срок  смогли добиться первых положительных отзывов уездных проверяющих. В 1888 году из Задонской прогимназии был переведен в Хлевное учитель Алексей Хмыров, поднявший уровень знаний учащихся на еще большую высоту. Уже в 1890 году в списке учеников сельских училищ Задонского уезда получивших похвальные листы мы находим Коротких Матвея Гавриловича сына крестьянина села Хлевного, 13 лет [7]. Ежегодно земские и губернские проверки отмечают хороший уровень знаний хлевенских детей. «Хлевенское училище под руководством г. Хмырова делает с каждым годом успехи, курс проходится не для проформы, но и прекрасно усваивается по смыслу. Нельзя не выразить сожаления, что в таком большом селе, как Хлевное, не имеется помощника учителя, что дало бы возможность г. Хмырову затрачивать более времени на объяснительные чтения с учениками старшего возраста». Результатом труда учителя Хмырова стало то, что 1 августа 1893 года 349 безграмотных  крестьян из 600 дворов, обратились с просьбой расширить школу за счет комнаты учителя (длиной 9 аршин, шириной 8), в которой, как они считали, можно было дополнительно разместить до 45 учеников. Расширить здание самостоятельно у крестьян не было возможности из-за неурожайного года, но они готовы нанять учителю квартиру с отоплением и освещением. Попечитель училища Степан Григорьевич Пополитов обязался сделать мебель для класса. « Обсудив настоящий вопрос и сознавая нужду в более широком распространении в нашей среде грамотности, мы единогласно постановили: нанять за наш счет квартиру с отоплением и освещением для учителя с помощником, впредь до расширения здания училища пристройкой к нему помещения для учащихся, какую пристройку мы предполагаем, произвести будущем летом 1894 года»[8]. Свое обещание крестьяне выполнили. В документе Задонского учительского совета от 21 сентября 1896 года №141 дается характеристика здания Хлевенского училища. «Хлевенское училище помещается в одноэтажном каменном здании, принадлежащем обществу крестьян. Здание расположено на церковной площади, на местности возвышенной и сухой. Училищное здание, благодаря стараниям попечителя училища, в последнее время, увеличено пристройкой еще одной комнаты, так что в настоящее время оно состоит из четырех комнат, из которых две большие комнаты назначены для занятий учеников, одна для учителя и одна для сторожа. Классные комнаты довольно просторны и значительно светлы, причем одна комната обращена на запад и юг, а другая на восток и запад. Стены оштукатурены и выбелены. Окна в классных комнатах значительной величины. Оконные рамы новые. Отапливаются комнаты посредством голландских печей. Вентиляция неудовлетворительная, а отхожего места при училище вовсе не имеется»[9].

Попечители и покровители училища.

Нужно отметить старание попечителя училища крестьянина Степана Григорьевича Пополитова по содержанию его в надлежавшем порядке.  Пополитов С. Г. был владельцем известкового завода, мелочной лавки и земельного надела. Он  много раз избирался гласным от крестьян в Задонское уездное  собрание. Степан Григорьевич был неграмотным и не мог даже расписаться в документах, но он понимал необходимость образования и поэтому ежегодно жертвовал личные средства на содержание школы. В отчете о проделанной работе в 1891-1895 годах читаем следующее: «Сделан палисадник около училища—45 рублей. Перемена вывески тоже на Хлевенском училище—11 рублей. Приобретен портрет Государя Императора Николая Александровича—11 рублей 90 копеек. Сделано 17 классных столов—68 рублей. На помощь постройки, согласно приговора за 1893 г. 1 Августа о расширении здания Хлевенского земского училища, мною было дано 200 рублей»[10]. Попечителем училища он был с 1866 года по 1905. За свою работу Задонским уездным собранием в 1896 году он был представлен к правительственной медали «За усердие». С 1905 года попечителем был избран купец Сергей Петрович Чеков, а в 1908 его сменил крестьянин  Семен Петрович Пожидаев.

В 1897 году в Хлевное приходит весть: «Государь Император, по всеподданнейшему докладу  г. Министра Народного Просвещения, в 27 день Марта сего года, высочайше соизволил на принятие Его Высочеством, Принцем Петром Александровичем Ольденбургским, под свое покровительство Хлевенское начальное училище Задонского уезда Воронежской губернии»[11]. С этого времени новогодние елки в школе проводились на деньги покровителя, которые он ежегодно жертвовал на это. Из 50 рублей пожертвования Принца Петра Александровича Ольденбургского  детям делали новогодние подарки, которые они называли «калачиками».

Новые успехи.

Успехи в учебе хлевенских детей в эти годы удивляли даже проверяющих. «Лучшая в отношении успехов оказалась Хлевенская школа. То особенно удивительно, что все почти ученики Хлевенской школы переболели тифозной горячкой. Некоторые из них не ходили в школу более двух месяцев и явились только на экзамен. То же и сам учитель.  Он почти больной явился на экзамен и через силу занимался  перед тем с учениками. Между тем эта школа в учебно-воспитательном отношении поставлена прекрасно»[12]. Это отзыв об экзаменах в уезде в1895 году. В 1897 году снова прекрасный отзыв. «В высшей степени отрадное впечатление производит хлевенское училище. Учитель его г. Коптев, очевидно, всем существом своим отдался своему делу, между ним и его учениками чувствуется самая тесная связь и несомненно, что под его руководством ученики вынесут из школы не только известный круг познаний, но и светлое воспоминание о проведенном в ней времени, воспоминание, которое, вероятно, всегда будет оказывать на них благотворное в нравственном отношении воздействие»[13]. В 1903 году земское уездное собрание постановило: «Выразить благодарность учащим Хлевенского училища по результатам произведенных в текущем году экзаменов в сельских земских школах Задонского уезда». Благодаря успехам наша школа стала лидером внедрения нового в образовании. В 1896 году Воронежское губернское собрание принимает решение об открытии в виде эксперимента при сельских училищах повторительных классов для закончивших обучение и воскресных школ для неграмотных взрослых, не более 2 на уезд. Губерния так же выделила средства на открытие двух библиотек. В 1897 году  в Хлевном по программе эксперимента, как в успешном училище, открывается повторительная школа и библиотека. Правда библиотека при училище существовала и ранее. Книжный фонд формировался за счет небольших сумм выделяемых уездом и пожертвований отдельных граждан. Так в 1888 году мировой судья Владимир Николаевич Томановский подарил училищу 145 книг из своей личной библиотеки. По губернской программе в школу поступили книги стоимостью 87 рублей 82 копейки. Ежегодно стали выделять 15 рублей на пополнение фонда. Библиотекой могли пользоваться и жители села. В 1905 году в библиотеке училища было более 300 книг. Учебники школьникам выдавали бесплатно, но в случае утери книги или умышленной порчи, родители должны были возместить ущерб.

По инициативе учителя Коптева, поддержанной сельским обществом, при школе отрываются курсы сапожного дела. Для этого на деньги, выделенные земством, и пожертвования жителей Хлевного закупаются инструменты, материалы и приглашается сапожник. С 1902 года в Хлевенской школе учащиеся начинают изучать корзиноплетение. Для этого  купец Чеков С. П. дал 50 рублей и 20000 прутов.  21 февраля 1903 года на ассигнованные земством 150 рублей и пожертвования Пожидаева М. П.и купца Чекова С. П. на базе училища открывается школа корзинного мастерства, которую могло посещать и взрослое население Хлевного.  Изделия школьников получали бронзовую медаль и грамоты Министерства государственного имущества на сельскохозяйственных выставках в Конь-Колодезе. Эти губернские выставки проводились министерством с 1889 года, с целью показа достижений лучших крестьянских хозяйств, учебных заведений, промышленности. Начиная с восьмидесятых годов, в училище стали проводить уроки пения. Надо заметить, что в большинстве школ уезда такого предмета не было, а если изучали, то только пение молитв. В Хлевенском же училище школьники исполняли и светские песни, благодаря тому, что педагоги умели играть на музыкальных инструментах, например Ерофеев И. М. играл на скрипке и гитаре, Коптев Н. Г. на  гитаре.

Показателем уровня Хлевенского народного училища может служить то, что в нем обучались не только дети крестьян, но и других сословий, например в 1903 году в школе учились 2 мальчика из дворян и 3 мальчика и 1 девочка из городского сословия[14].

За свой отличный труд педагоги  школы неоднократно получали от земской управы премии, а учитель, Коптев Никита Гаврилович, был награжден в 1902 году серебряной медалью «За усердие», о чем есть сообщение в №12 «Правительственного вестника».

Трудное время.

С каждым годом росло количество детей, желающих получить образование. Помещение училища не хватает, чтобы вместить всех крестьянских детей. Остро встает вопрос строительства нового здания, но финансовых возможностей уезда и губернии не хватает. Они обращаются за помощью к правительству. Пока в Петербурге решается вопрос ассигнования средств, уездная управа ведет переговоры с Воронежской епархией о передаче комнаты церковного сторожа уезду и строительстве новой церковной караулки. В этом случае можно было  переселить учителя на съемную квартиру и, сломав перегородку между комнатами сторожа и педагога, получить большой класс, в котором можно было бы разместить до 70 учащихся. На строительство караулки ассигновали 1000 рублей и на съем квартиры учителю 60 рублей. Но епархия отказалась передавать комнату сторожа, требуя строительства большого помещения. Стоимость такого строительства более 2000 рублей, а уездное и губернское земства таких средств не имели. Епархия объясняла свое решение тем, что в 1865 году она отдала под школу здание из двух комнат, столько же желает получить теперь от уездной управы. К тому же в комнате сторожа в дневное время идут занятия школы грамоты для девочек.  Неуступчивость сторон объясняется тем, что в 1910 году Государственная Дума большинством голосов (200 за и 119 против), принимает решение о передаче церковноприходских школ министерству народного образования. Святейший Синод подает протест в Государственный Совет, считая, что решение принято под давлением левых партий в революционных целях. Училищному совету Синода было рекомендовано сохранять по возможности существующие школы и открывать новые. Для финансирования  этого обложить дополнительным специальным  налогом церковные, монастырские доходы и доходы свечных заводов. А местные власти, не имея финансовых возможностей, старались не принимать у церкви школы, находящиеся в старых или не приспособленных помещениях. Хлевенцы не стали ждать решения правительства и спора уезда с епархией. В1910 году они собрали 200 рублей и сами сняли помещение для второго отделения училища. Количество учеников стало 287, из них 107 в старшей и в средней группах и 180 в младшей группе. Земская управа в 1911 году выделила 60 рублей на съем квартиры учителю. В комнате, где размещалась квартира учителя, оборудовали раздевалку и отвели место для библиотеки. Между тем старое здание продолжало ветшать. В 1910 году уездная комиссия в своем отчете пишет: «Потолки старого здания прогнулись и в одной из комнат подперты столбами, что следовало бы сделать и в остальных комнатах, во избежания могущего быть последствия от падения потолков»[15]. В 1911 в докладе Задонской земской управы №24 читаем следующее: «Принимая во внимание, что существующее в Хлевном помещение земской начальной школы находится в таком состоянии, что совершенно не удовлетворяет даже элементарным требованиям школьной гигиены и заключает в себе такие неудобства, как, например, тесноту, полную ветхость, сырость, недостаток света»[16], управа делает вывод о необходимости срочного строительства нового здания. Снова начинается переписка с Воронежской епархией. Теперь земство предлагает церкви уступить место, на котором располагается старое здание. За это уездные власти выделяют деньги на строительство караулки и кирпич, полученный при разборке стен школы. Проблемой для управы было то, что в центре села не было государственной земли, вся она принадлежала церкви и крестьянам. Если для строительства больницы удалось выкупить участок у крестьян Копенкиных (сегодняшнее детское отделение), то для строительства школы это не получилось. Стройку начали вести на окраине села, на казенном лугу  («красная» школа). И вновь хлевенцы, пока ведомства спорят, решают проблему самостоятельно. В 1914 году открывается третье отделение училища в наемном помещении. Деньги 160 рублей для этого снова собрало сельское общество. В 1915 году начинаются занятия в новом здании, построенном австрийскими военнопленными. Строительство еще не завершено, но уездная управа принимает решение открыть школу. Занятия проходят в неоштукатуренных и неокрашенных  классах. В 1914 году в истории нашей школы происходит еще одно интересное событие. Благодаря ходатайству председателя Хлевенского санитарного попечительства Зинаиды Георгиевны Меленевской уездной управой было выделено 10 рублей на горячие завтраки  для детей. Учитель Ерофеев Иван Матвеевич в кредит, под обещанные 10 рублей, построил печь, затратив на это 6 рублей 3 копейки. С 20 февраля он приступил к варке завтраков, расходуя ежедневно на 280 учеников около 1 рубля 10 копеек, что явно недостаточно. Поэтому санитарное попечительство принимает решение, обратится к обществу с просьбой о помощи. Необходимые средства были собраны жителями по подписному листу[17]. Впервые кормить детей завтраками в Хлевенской школе начали в 1901 году, но из-за тесноты помещений и вследствие этого антисанитарных условий, эксперимент был прекращен в 1904 году.

Выводы.

Нужно отметить, что в эти годы не все дети имели возможность получить образование. Как отмечалось в докладе Задонской управы: «Главной причиной оставления учениками школ до окончания курса заключается в экономических условиях жизни крестьян. В большинстве случаев оставление школ учениками наблюдается при наступлении весны, когда дети нанимаются в работники или же остаются при родителях для домашней работы. Наблюдаются и такие факты, когда ученики, пробывшие в школе год, другой оставляют ее только по тому, что по взгляду их родителей вполне достаточно тех познаний, какие приобретены ими за это время»[18]. Часто причиной прекращения посещения школы являлось отсутствие теплой зимней одежды и обуви. Даже в лучшие годы охват детей образованием ни превышал 50%. Так что первые годы существования школы не привели к всеобщей грамотности среди хлевенцев, но они привели к осознанию необходимости обучения. Жители нашего села, получившие образование, охотно посещали воскресную повторительную школу, брали для чтения книги в библиотеках училища и чайной общества борьбы за трезвость, покупали книги на ярмарках. Процент грамотности населения Хлевного был одним из самых высоких в уезде, а ведь в тот момент, когда открывались школы, большая часть крестьянства не умела читать и писать, так же, как и их отцы и деды. Деды и отцы прожили свою жизнь, мы живем неграмотные и ничего, нормально, зачем же тратить деньги на какие - то школы. Менее чем за двадцать лет удалось переломить сознание невежественного крестьянства, доказав ему преимущество образования.         Это главное достижение первых 50 лет жизни Хлевенской школы.

Заключение.

В результате проведенного исследования поставленные цели и задачи выполнены. Удалось установить следующее:

-найти дату открытия школы;

-восстановить хронологию ее развития;

-установить количество учащихся в школе.

Оказывается, наша школа достигла больших успехов в образовании и в тот период времени. Но, к сожалению, еще осталось много «белых пятен» в ее истории. Не удалось восстановить фамилии всех учителей и законоучителей, работавших в то время в Хлевенском училище. В нашем селе в конце XIX начале XX веков работала школа грамоты Воронежской епархии. Дату ее открытия и историю развития пока не удалось восстановить, хотя она тоже имеет славную историю. Например, учитель школы грамоты дьякон Покровской церкви Александр Лапин 17 сентября 1906 года был награжден «за труды по народному образованию» серебряной медалью «За усердие». Так что остается еще большое поле деятельности для исследования.  

Литература и источники.

 1. «Журналы заседаний Задонского уездного собрания». 1867г.  Стр.33.

2. «Журналы заседаний Задонского уездного собрания». 1867г. Стр. 34-35.

3. «Воронежские епархиальные ведомости». 1888г. №10

4. «Журналы заседаний Задонского уездного собрания».1884г. стр. 23

5. «Журналы заседаний Задонского уездного собрания». 1876 г. стр.153

6. «Журналы заседаний Задонского уездного собрания». 1887 г. стр. 148

7. «Журналы заседаний Задонского уездного собрания». 1891 г. стр. 284

8.  «Журналы заседаний Задонского уездного собрания». 1894 г. стр. 156-163

9. «Журналы заседаний Задонского уездного собрания». 1897 г. стр.153

10. «Журналы заседаний Задонского уездного собрания». 1896 г. стр. 155

11. «Журналы заседаний Задонского уездного собрания». 1898 г. стр. 361

12.  «Журналы заседаний Задонского уездного собрания». 1896 г. стр.208

13. «Журналы заседаний Задонского уездного собрания».1898 г. стр.358.

14. «Журналы заседаний Задонского уездного собрания».1904 г. стр.184

15. «Журналы заседаний Задонского уездного собрания». 1911 г. стр. 287

16. «Журналы заседаний Задонского уездного собрания». 1912 г. стр. 345

17. «Журналы заседаний Задонского уездного собрания».1915 г. стр. 321

18. «Журналы заседаний Задонского уездного собрания». 1909 г. стр. 179


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История моей школы

Материал содержит историческую справку развитя образования на территории п. Михнево....

История моей школы в истории малой родины.

Исследовательская работа на Всероссийский конкурс "Отечество- 2012"....

Сценарий классного часа «История моей школы» - ко дню рождения школы-интерната. Авторы: Панова Н.П, Понафидина Н.Н. Торопова М.М.

Сценарий классного часа  «История моей школы» - ко дню рождения  школы-интерната. (Авторы: Панова Н.П, Понафидина Н.Н., Торопова М.М.- воспитатели)...

История моей школы и моего села неразрывно связаны

строительство новой  десятилетки в 1977году...

Тема «История моей семьи в истории России. Как написать ее историю» (7 — 11 классы)

Уроки с использованием Интернет —технологий. Поиска информации в сети Интернет и других СМИ....

Сочинение на районный литературно – творческий конкурс «Пою мою республику», посвященный Дню Республики Башкортостан и Году благополучного детства и укреплению семейных ценностей на тему: «История моей семьи в истории моей страны».

Сочинение на районный литературно – творческий конкурс «Пою мою республику», посвященный Дню Республики Башкортостан и Году благополучного детства и укреплению семейных ценносте...