Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5-6 классах
методическая разработка по русскому языку по теме

Томина Юлия Валерьевна

В большинстве случаев цель ученика – развитие личности в условиях разнообразной познавательной деятельности. Цель родителей учащихся – получение ребенком качественного образования, всестороннее развитие для успешной социализации.
Что с учеником должно происходить в процессе обучения на моих уроках? Я как учитель должна формировать сознательное отношение к языку как к национальному достоянию, как к средству, обеспечивающему процесс развития личности с активной жизненной позицией.
Как должен измениться ученик? Прежде всего, должен быть мотивирован на получение образования и  общественно значимую деятельность, на реализацию своего интеллектуального, творческого потенциала. Он должен осознавать себя личностью, уважать мнение других людей, стремиться к успешному взаимодействию, должен быть вооружен предметными знаниями, при выполнении поставленной задачи самостоятельно применять разнообразные способы и виды деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Томина Ю.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОКШ №4», г. Нефтеюганск.

Система формирования УУД на уроках русского языкеа

Название системы. «Формирование коммуникативных УУД как средство достижения образовательного результата на уроках русского языка»

Мои главные принципы системы формирования УУД

  1. Принцип личностно-ориентированного обучения (то есть сохранность и поддержка индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому работать в присущем ему темпе, обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей; создание условий для реализации творческих возможностей школьника).
  2. Принцип природосообразности обучения (то есть соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, соответствие меры трудности обучения темпу умственной деятельности, создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей).
  3. Принцип учебного диалога (предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности). Использование разных форм организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать (парная, групповая, общая коллективная).
  4. Принцип преемственности обучения.

Что именно я развиваю и оцениваю на своих уроках?

Планируемые результаты освоения программы основной школы предполагают формирование у учащихся умения организовывать свою деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.

Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, определяется на основе федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.

Для оценки индивидуальных учебных и внеучебных достижений обучающихся предусмотрены следующие виды контроля:

  • стартовый (предварительный) контроль

Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью

  • промежуточный, тематический контроль; проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом
  • мониторинг результативности участия учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах
  • контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки портфолио)

Использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, портфолио, самооценка и др.

Использование накопительной системы оценивания, т.е. учет стартового уровня и результатов текущего и промежуточного оценивания в итоговой оценке обучающихся

  • итоговый контроль предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных четвертей и учебного года.

Какие УУД я считаю ключевыми в моей системе?

В начале 19 столетия Г.Р. Державин сказал: «Язык всем знаниям и всей природе ключ».

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов.

Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Особое внимание на уроках уделяю формированию навыков сотрудничества, развитию навыков работы в группе, формированию культуры публичных выступлений.

Предлагаю задания, направленные на развитие устной (и письменной) монологической и диалогической речи.

Провожу работу над формированием и совершенствованием навыков связной речи, включающей осознанное применение терминов и работу над понятиями, смысловое чтение и навыки работы с текстом.

Применяю приемы технологии ТРКМ – чтение с остановками, чтение с пометами, извлечение информации из несплошных текстов.

Предоставляю учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации.

Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Использую образовательные технологии, обеспечивающие системно-деятельностный подход и активизацию мыслительной деятельности учащихся:

  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо;
  • Технология проектной деятельности;
  • ИКТ-технологии.

Как формы и методы обучения я использую для формирования УУД каждого типа?

Ведущая образовательная технология в нашей школе – технология развития критического мышления. Использую такие формы организации образовательного процесса, как конференция, виртуальная экскурсия, учебные проекты, практики (использование потенциала школьного историко-краеведческого музея), турниры знаний, интеллектуальные игры, учебные проекты.

Каким образом уделяю внимание формированию регулятивных УУД, организации их учебной деятельности?

Проектирование урока начинается с целеполагания – образа ожидаемых результатов (побуждаю учащихся на совместную постановку цели урока, учу её формулировать). Использую приемы стадии вызова технологии развития критического мышления.

Организую работу по постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Учу совместно планировать деятельность, выбирать способы достижения намеченной цели. Иногда используют приемы ТРКМ стадии осмысления (кластеры, таблицы). Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций, использую приемы технологии проблемного обучения на уроках русского языка.

Без сформированности навыков самоконтроля и самооценки нельзя говорить об успешности обучения. Активно использую приемы ТРКМ «Верные – неверные утверждения», синквейн, эмоциональную знаковую рефлексию настроения.

Использую приемы активизации мыслительной деятельности (познавательная группа УУД). Применяю кластеры как средство систематизации информации.

Формы уроков и внеурочных занятий: урок – исследование, урок – игра, урок – путешествие, творческая мастерская, интеллектуальный марафон

Как я буду оценивать уровень сформированности УУД каждого типа?

Буду использовать компетентностно-ориентированные задания, основанные на работе с текстом.

В работе использую следующие приемы работы с текстом:
1. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст.

2. Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. 
3. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. 
4. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Каким образом происходит оценивание?

Портфолио. Накопительная система (% выполнения заданий переводится в балл)

Например, оцени выполненное задание в баллах. Если ты выполнил задание полностью, поставь 3 балла, частично – поставь 2 балла, не выполнил – 1 балл. Можно набрать 9 баллов. Подсчитай, сколько баллов у тебя получилось. Запиши результат. Запиши номер самого трудного задания.

Подчеркни вывод:

9-8 баллов: умею принимать решения и получать результаты

7-6 баллов: не всегда умею принимать решения и получать результаты

5 и менее баллов: пока не умею принимать решения и получать результаты

Какие 3 самых главных вопроса о своей системе формирования УУД я бы задала, будь на месте:

ученика

Какие коммуникативные УУД, сформированные на уроках русского языка, помогут (пригодятся) мне в будущем?

родителя

Проектная деятельность – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий.

Какой спектр УУД в процессе этих видов деятельности у учащихся формируется?

коллеги-учителя

Какие методы и формы работы по формированию УУД Вы используете для повышения эффективности процесса обучения?

министра образования

Какова Ваша система оценки сформированности коммуникативных УУД на уроках русского языка? Считаете ли Вы необходимым разработать универсальную систему оценки сформированности коммуникативных УУД?

Как именно работает моя система?

Контрольное задание «Как пройти к вокзалу?»

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Тема урока: «Диалог»

Задание может быть использовано для практического проигрывания ситуации в классе во время урока

Задание

Прочитай разговор людей на улице города.

Представь создавшуюся ситуацию.

- Как пройти к автовокзалу? Сколько времени займет дорога?

- До автовокзала можно дойти за 10 минут. Вначале мимо салона красоты, потом мимо большой витрины с красивыми платьями, потом повернуть там, где парикмахерская, и за красивым большим зданием будет автовокзал.

- Идти до автовокзала нужно полчаса. Мимо аптеки, вдоль дома, где раньше был Дом культуры, потом увидишь лавочку, где можно отдохнуть в тени, потом за булочной, в которой всегда есть свежий хлеб, свернуть налево, а там будет автовокзал.

- На велосипеде до автовокзала можно добраться за 2 минуты между домами через дворы.

Ответь на вопросы:

Почему каждый местный житель указал разное время, за которое можно добраться до автовокзала?

Дал ли кто-нибудь из людей правильное объяснение путешественнику?

Какой маршрут кажется тебе правильным? Почему? Чье объяснение устроило бы тебя?

Почему человеку трудно ориентироваться в чужом городе по описаниям маршрута местных жителей?

Какие слова надо было использовать при объяснении?

Подумай.

Как бы ты объяснил приезжему человеку дорогу от твоей школы до автовокзала? Запиши маршрут.

б) критерии оценки задания

  • умение отвечать на вопросы, используя информацию, полученную в тексте
  • умение делать предположения
  • умение формулировать простые выводы, основываясь на текстовой информации
  • умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения
  • составлять текст в соответствии с учебной задачей

в) пример ответа на задание (можно вымышленный ответ) и его аргументированную оценку и отметку (если требуется).

Данное задание акцентирует внимание детей на недостатках объяснения маршрута разными людьми. Учащимся необходимо понять, что информация будет восприниматься всеми людьми однозначно, если использовать для ориентирования слова «квартал», названия улиц, номера домов, количество перекрестков и т.д.



Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности (через предметную область «Филология»)

Виды и направления внеурочной деятельности, которые считаю наиболее эффективными и результативными для формирования УУД

Направления (виды)

внеурочной

деятельности

Почему считаю

важным

Какие

мероприятия

уже

проводил(а)

Какие новые

мероприятия

планирую

1.​ 

гражданско-патриотическое

Актуально воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и

обязанностям человека

Акция «Рассвет Победы», диспуты, политчасы, читательские конференции, уроки мужества, виртуальные экскурсии (путешествия по историческим и памятным местам), фестивали

Просмотр и обсуждение кинофильмов

2.

познавательная деятельность

Возрастает роль исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Виртуальные экскурсии,

«Брейн-ринг», лингвистические игры «Умники и умницы»

«Я поведу тебя в музей», предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, научно-практические конференции, предметные праздники

Проект «Неделя русского языка и литературы» «Счастливый случай»

«Что? Где? Когда?», дискуссионные клубы

3.

проблемно-ценностное общение

Воспитательное пространство, созданное в школе, ориентировано

на формирование универсальных учебных действий, способности к самоопределению в мире, выработке ценностных ориентаций.

Месячники военно-патриотического воспитания, классные часы, исследовательская работа,

Дебаты

4.

досугово-развлекательная деятельность

Творческие конкурсы, детские фестивали искусств

Литературные чтения, поэтические гостиные, викторины

5.

художественное творчество

Чтение и обсуждение книг, читательские конференции, посещение и организация выставок

6.

социальное творчество

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.

Важно развивать чувство личной ответственности за результат собственного и коллективного дела; целеустремленность и настойчивость в достижении результата

Защита социальных проектов

Шефская деятельность

Операция «Забота»

Акции «Письмо солдату», «Вахта памяти»,

«Подарок ветерану»

Школьный пресс-центр.

Организация деятельности совета учащихся (самоуправление).

Организация мероприятий группой волонтеров в рамках реализации проекта «Зеленый мир»

Проект «Школьная газета», «Школьная телегазета».

7.

трудовая деятельность

экскурсии на предприятия и в организации, встречи с представителями различных профессиональных сообществ, семейных х династий, профориентационные проекты, проведение дней профессий, творческих конкурсов и конференций «В мире профессий», «Профессии моей семьи», организационно-деятельностных игр-тренингов

8.

спортивно-оздоровительная деятельность

Воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни

Соревнования «Папа, мама, я – олимпийская семья» Реализация социального проекта «Здоров будешь – все добудешь»

Социальные практики: беседы о здоровом образе жизни с младшими школьниками.

9.

краеведческая деятельность

Организация проектной деятельности.

Опыт проведения предметной недели как формы организации внеклассной работы по русскому языку мне близок. Работаю над тем же в течение многих лет. Осуществляю несколько иной подход, поскольку дистанционная форма – лишь часть очной формы организации внеурочной деятельности в нашей школе. Согласна с тем, что традиционные формы работы действительно не совсем соответствуют особенностям сегодняшней жизни. Необходимо использование деятельностных форм.

Испытываю интерес к внеурочной форме деятельности. Мой опыт можно проецировать на педагогическую деятельность моих коллег. Выступаю за активное участие учащихся в дистанционных олимпиадах. Считаю эту форму внеурочной деятельности наиполезнейшей во всех отношениях. Моих учеников, однажды принявших участие в дистанционных олимпиадах, в дистанционных конкурсах сочинений, не надо убеждать в необходимости участвовать снова. Это интересно, познавательно, это «затягивает», «развивает интеллектуально и творчески», учит многим вещам.

Читательские конференции – форма, которая в школе является приоритетной, поскольку способствует развитию у учащихся множества компетентностей.

Для формирования познавательных УУД считаю наиболее эффективными все перечисленные формы, они и получили в моей практике широкое распространение.

Большую роль во внеурочной деятельности отводите родителям учеников.

Проект календарного плана (фрагмент) внеурочной деятельности класса на  учебный год

Сроки

Название мероприятия

Цель мероприятия

Какие УУД формируются

Планируемый результат

Что именно делается

а) учеником

б) учителем

в) родителем

В течение года

Школьный пресс-центр (телегазета)

Объявление «Внимание! Вы считаете главным творческое отношение к работе? Вы желаете получить опыт создания собственных заметок и статей? Вы стремитесь к проявлению самостоятельности? Вам важно совершенствовать умение работать в коллективе? Хотите научиться эффективному взаимодействию в группе? Вы переживаете за результаты общего дела? Вы хотите узнать, как подготовить интервью, блок новостей, репортаж? Тогда этот проект – Ваш проект!! Школьный пресс-центр ждет Вас!»

Способствовать развитию творческих способностей учащихся

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности,

составлять план действий, осуществлять действия по реализации плана, оценивать результат деятельности.

Познавательные УУД: извлекать информацию, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания

(энциклопедии, словари, справочники, и пр.), добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными спо-

собами (наблюдение, чтение, слушание), перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, сравнивать) для получения необходимого результа-

та и для создания нового продукта.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других.

Личностные результаты: объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей, оказывать взаимопомощь.

Подготовка статей на различные темы в форме интервью в школьную телегазету.

Подготовка презентации проекта. 

Учащиеся должны уметь:

*​ логично излагать материал;

*​ создавать различные по жанру заметки и статьи;

*​ проводить опросы, анкетирование учащихся, oсуществлять мониторинг, деятельности;

*​ брать интервью и оформлять его;

*​ работать индивидуально, в соавторстве, в группе

*​ уметь создавать циклы статей на определённую тематику

Учитель: консультативная помощь

Ученик: выбирает тему, составляет план действий, продумывает средства его реализации (например, составляет вопросы для интервью, подбирает музыку для заставки фильма)

Родители: оказывают помощь технического характера (работа с видеокамерой, фотоаппаратом, монтаж интервью)

Ноябрь

Спектакль (или инсценирование произведения литературы, или создание оригинального произведения)

Способствовать развитию творческих способностей учащихся

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, выразительно читать и пересказывать текст, учиться выполнять различные роли в группе (режиссера, исполнителя, сценариста), участвовать в коллективном обсуждении, выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.

Познавательные УУД: самостоятельно проводить наблюдения, делать вывод, оценить собственный результат.

Осваивая личностные универсальные умения, ученик более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки.

Сценарий фильма (спектакля).

Театрализованное представление по произведениям писателя.

Учитель: помощь в подготовке сценария

Ученики: распределение ролей,

изготовление афиши, декораций, костюмов, организация репетиций, музыкальное сопровождение

Родители: помощь в подготовке декораций, костюмов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5-х классах"

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного ч...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО

В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать...

Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах»

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информа...

Работа над формированием универсальных учебных действий на уроке русского языка в 5 классе. Подготовка к подробному изложению (ФГОС)

Представляется конспект урока по подготовке к подробному изложению по тексту "Поэма о сирени". Материал может быть использован в качестве предварительной работы к сочинению по картине "Сирень" Кончало...

Выступление «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»

«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»...

Контрольно-диагностические материалы для формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе

Материал содержит диагностические задания по формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу "Словообразование. Орфография. Культура речи"...