Эссе на тему: «Мое отношение к введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школе»
статья на тему

Хаткевич Герман Федорович

Эссе на тему: «Мое отношение к введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хаткевич Герман Федорович,

учитель истории и обществознания

МОУ гимназия №70

Эссе на тему:

«Мое отношение к введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школе»

Введение курса ОРКиСЭ в настоящее время сопровождается массой вопросов и скепсисом со стороны родителей учеников, педагогов и администрации образовательных учреждений, представителей общественных организаций. Зачастую тревога и опасения связаны с теми мифами и стереотипами, которые рождаются у людей недостаточно информированных по  содержательным и организационным  вопросам данного курса. Пройдя подготовку по «ОРКиСЭ,» мне удалось сформировать свой взгляд на  этот курс и в данном эссе я попытаюсь раскрыть свое отношение к нему.

На сегодняшний день в российском обществе существует достаточно много проблем, связанных с духовно-нравственной сферой, областью воспитания и педагогики: засилье массовой культурой, потеря национальной идентификации, разврат и насилие, вражда и агрессия, широкое распространение мизантропии и ксенофобии среди населения. Мне достаточно часто приходиться видеть и слышать подтверждения этим печальным явлениям. Например, буквально на кануне начала моего обучения «ОРКиСЭ» я узнал мнение учеников 9х, у которых я преподаю историю и обществознание, по поводу службы в армии и чувства патриотизма. Выяснилось, что 1-2 ученика из двух классов хотели бы пройти службу, все же остальные указали, что прибегнут к любым ухищрения, чтобы не идти в армию. По поводу патриотизма, большинство указали, что не испытываю его по отношению к России и по возможности покинут пределы нашего государства.

 Эти факты и примеры свидетельствуют о том, что в современном российском обществе давно назрела необходимость пристального внимания к проблемам нравственного и духовного воспитания и развития. Как раз эти проблемы призван решить курс «ОРКиСЭ», который направлен на культивирование любви к Отечеству, осознанию национальных ценностей и идеалов, воспитание гражданственности и толерантности. Только актуализируя ценностный аспект национальной культуры, традиций, языка, истории для подрастающего поколения можно сохранить нашу духовность от вырождения и выхолащивания.

Во многом проблемы в духовно-нравственной сфере связаны с отсутствием четких идейных ориентиров после распада СССР и ликвидации коммунистического идеала, к которому стремились и на который равнялись. Не стало направляющей консолидирующей идеи, способной сплоить вокруг себя народ на твердой незыблемой почве. Отсюда разлад в обществе, сепаратистские тенденции, «война всех против всех». В этой ситуации нужно было выработать новые идейные ориентиры, базовые ценности, которые смогли бы с удовольствием быть приняты российским народом и гармонично внедрены в ткань общественного бытия. И эти ценности ясно прописаны и актуализированы в данном курсе и курс строиться вокруг этих ценностей. Это новые (или хорошо забытые старые) ценности, такие как: Семья, Труд, Родина, Материнство  и их производные – патриотизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, милосердие и так далее. Те ценности, которые веками были приоритетными для русского человека, возвращаются во многом благодаря курсу «ОРКиСЭ» на свое законное место, а именно- в сердцевину личной и общественной жизни российского гражданина.

Остро стоит в современном российском и мировом сообществе проблема недопонимания представителей разных культур и субкультур, межконфессиональных конфликтов, не ушла на второй план проблема «отцов и детей». Внедрение и правильное преподавание курса «ОРКиСЭ», на мой взгляд,  может помочь уменьшить социальную напряженность, благодаря своей ориентации на толерантность, взаимопонимание, взаимоуважение. Курс наглядно демонстрирует, что в основе разных культур лежат схожие базисные ценности и идеалы. Это четко прослеживается  в мировых религиях. И в христианстве, и в иудаизме, и в  заложены стремление к справедливости, проповедуется любовь к ближнему, нравственное самосовершенствование, почитание родителей и другие общие компоненты.

    Курс удачно вписывается в общий перечень требований к современной образовательной системе, указанных в  государственных стандартах  второго поколения и соответствует инновационным методикам и разработкам в сфере образовательного и воспитательного процесса. В курсе «ОРКиСЭ» используется деятельностный и компетентностный подходы (в отличие от традиционного – знаниего подхода), направленные на самостоятельную работу, развитие инициативности, рефлексивности, понимания учащихся. Осваивающие курс смогут освоить различные методы, подходы, способы решения трудных задач и смогут применить их при необходимости на практике. Это позволяет сформировать у подростков важные компетенции, которые он сможет использовать и применять на практике не только в учебной жизни, но и в реальных ситуациях.

Выполнение многих заданий подразумевает обсуждение проблем и вопросов в семейном кругу. Это позволяет надеяться на возвращение в образовательный процесс родителей и пробудит их интерес к духовно-нравственному развитию ребенка. Курс может стать одним из способов сохранения единства семьи с должным отношением к подрастающему поколению.

Учитывая концептуальную и методологическую установку курса, его организационные и содержательные компоненты, и сопоставляя эти данные с государственной политикой РФ, образовательными стандартами второго поколения и требованиями современной российской действительности, становится очевидным необходимость и актуальность ведения данного курса. Подводя итог вышесказанному, остается подвести черту и сказать, что моё отношение к курсу «ОРКиСЭ» положительное и благоприятное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по подготовке к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012-2013 учебном году

План работы по подготовке к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012-2013 учебном году...

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"

Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...

Из опыта внедрения экспериментального учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школе

Восприятия школы как института жизни возросло, что связанно с духовной направленностью предмета, это дает личности осознание своего места в окружающем мире и направить свои действия и стремления на со...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...

ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ОСЭ Рабочая программа   по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....