Методическое сопровождение учащихся при организации исследовательской работы
методическая разработка на тему

Косачёва Елена Владимировна

Методическое сопровождение учащихся при организации исследовательской работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soprovozhdenie.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа №34»

Методическое сопровождение учащихся при организации исследовательской работы


Подготовила: Косачёва Елена Владимировна

Учитель математики МБОУ «СОШ №34»

2011 год

          Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и ее главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

          Решая исследовательские задачи, учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, включая проведение реальных и виртуальных экспериментов. В ходе исследовательской деятельности получают субъективно новые знания (новые и личностно значимые для конкретного ученика). При этом обеспечивается повышение мотивации к учебной деятельности и активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

          При организации исследовательской работы учащихся важную роль играет учитель. В каждом конкретном случае участие может свестись к одной фразе, а может потребовать длительного разговора, выдачи промежуточных и дополнительных заданий. Все зависит от уровня подготовленности учащихся к данному виду деятельности и успешности выполнения работы.

Этапы методического сопровождения

Этапы работы

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Сроки

Рекомендации

  1. Проектировочный

Осуществление выбора темы, оценивание  уровня сложности, определение, какие знания и умения потребуются для выполнения данного проекта. Заполнение анкеты участника. (Приложение 1)

Составление индивидуального графика работы учащихся по проекту на основе данных, полученных в результате анкетирования.

Распределение обязанностей между исполнителями, составление алгоритма деятельности. (Приложение 2)

Выявление степени правильного понимания учащимися поставленной проблемы и степени подготовленности к ее решению.

Оказание помощи в составлении алгоритма деятельности.

Постановка цели и задач исследования. Выдвижение гипотезы.

Корректирование и уточнение цели и задач исследования.

  1. Информационный

Учащиеся самостоятельно анализируют имеющуюся информацию, осуществляют сбор и изучение новой информации. Составляют план исследовательской работы.

Помощь оказывается по просьбе учащихся.

  1. Практический

Учащиеся собрали всю необходимую информацию, проанализировали все ресурсы, составили план исследовательской работы и приступают к выполнению запланированных операций.

По необходимости вносятся изменения в конструкцию работы, осуществляется контроль качества.

  1. Контрольно - обобщающий

Оценивание результата работы и изучение возможности использования результатов работы.

Роль учителя сводится к редактированию.

  1. Презентационный

Полученный результат защищается в форме представления презентации.

Проведение консультации с целью устранения неточностей презентационной работы.

          Данная таблица заполняется участниками проекта. Отражаются ключевые этапы работы, устанавливаются сроки исполнения. Руководитель проекта вносит свои рекомендации.

          После того, как исследовательская работа закончена, учащимся предлагается проанализировать уровень значимости научного исследования и своей эмоциональной удовлетворенности от выполнения данной работы. (Приложение 3)

Список литературы

  1. Щербаков С.Г.  Организация проектной деятельности в образовательном учреждении/издательство Корифей/2007
  2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В.
    Основы проектной деятельности: Методическое пособие по преподаванию курса ( с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Федоров: Учебная литература, 2006.
  3. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2004.

Приложение 1.

Анкета участника исследовательской работы

ФИО: ______________

Класс: _____________

Тема работы: ___________________

Вид работы: ____________________

(реферат, учебное пособие, доклад, исследовательская работа, …)

Какие умения необходимы для выполнения работы:

  • Умение выделять главное, существенное.
  • Умение анализировать, сравнивать.
  • Умение обобщать, делать выводы.
  • Умение планировать и организовывать работу.
  • Умение формулировать научную гипотезу и цель работы.

Определи степень самостоятельности и творческой активности.

Консультации учителя

Совместная работа с учителем

Помощь родителей

Помощь другого лица

Самостоятельная работа

Выбор темы

Формулировка гипотезы и целей

Выбор источников информации

Поиск информации

Подготовка презентации

Защита

Приложение 2.

Алгоритм деятельности

Сроки

Что необходимо

Обсуждение темы и сроков

Составление списка необходимых средств для выполнения работы

Составление списка необходимой литературы или обсуждение предложенной

Посещение библиотек, сбор информации, использование интернет ресурсов

Определение порядка хранения файлов

Составление графика консультаций

Приложение 3.

Уровень удовлетворенности выполненной работы.

Обведи число, которое соответствует уровню твоей удовлетворенности.

  1. Удовлетворенность трудом

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5

  1. Удовлетворенность взаимоотношениями с напарником

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5

  1. Удовлетворенность взаимоотношениями с руководителем

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5

  1. Удовлетворенность достижениями в работе

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5

  1. Интерес к работе

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5

Ученик удовлетворен, если число положительное. Если число отрицательное, значит ученик не доволен проделанной работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ТЕМЕ «ВЛИЯНИЕ РИТМА СТИХОТВОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

Методические рекомендации к исследовательской работе, которая заняла первые места на городской и региональной НПК в секциях "Литература", "Валеология", "Психология" и даже "Физиология"....

Организация исследовательской работы учащихся на уроках математики

Данная работа  является попыткой обобщения опыта по применению элементов исследования на уроках математики и во внеурочное время, как в среднем звене, так и в профильной школе.Исследование ...

Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности

В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен  план групповой ...

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Доклад на методическое совещание "Организация исследовательской работы в школе".

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...

Организация исследовательской работы с учащимися (система работы МАН).

В настоящее время  история нашего государства подверглась жесточайшей  ревизии: многие факты были пересмотрены и по-иному трактованы. Некоторые современные  ученые предлагают свою верси...

Организация исследовательской работы в экологическом научном объединении учащихся «Исследователи природы» ( обобщение опыта работы)

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. «Школа должна заниматься поиском индивидуальностей». Этот тезис ...

Методические рекомендации по сопровождению учащихся при организации исследовательской работы

Методические рекомендации по  сопровождению учащихся при организации исследовательской работы...