Эссе воспитател детского дома
материал по теме

Титова Валентина Ивановна

Эссе на  тему:" Каждому ребенку нужны признание и любовь, к  такому, какой он есть» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_vospitatelnitsy_nou.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе воспитательницы НОУ «Разуменский детский дом» Титовой В.И. на тему: «Каждому ребенку нужны признание и любовь, к  такому, какой он есть».

Какое счастье появление на свет нового человека. Первая улыбка, первые шаги… Маленькие дети видят мир по-другому, нежели взрослые. У них открытые лица, доверчивые глаза. Но есть малыши, которым знакома другая реальность. Задолго до того, как я пришла работать в детский дом, в областной детской больнице  г. Курска я увидела малыша, месяцев 9 от роду. Он уже умел стоять в кроватке, но отличался тем, что он практически никогда не кричал, плакал редко и часто беззвучно.  Персонал к нему относился хорошо, но времени заниматься с ним,  у сотрудников больницы   не было. В то время меня удивило поведение этого малыша. У него был взгляд взрослого человека. Он в этом возрасте научился держать  все переживания в себе. Может он  знал, что на его крик никто не ответит? И, возможно, молчать ему кажется безопаснее, чем кричать и не получать ответа? На мой вопрос о том, почему он себя так ведет, мне ответили, что это «не материнский ребенок».  Тогда я еще не знала, что есть такое понятие, как «материнская депривация».

Работая в детском доме уже более 4 лет, я часто   вспоминаю того малыша из больницы, думаю о том, что самая главная потребность у всех детей, в том числе и детдомовских – это потребность в любви, в том, что бы любить и быть любимым. Известный канадский педагог Жан Ванье писал: «…каждому нужны признание и любовь к нам - таким, какие мы есть. И если любви нет, то, как быстро и легко почувствовать себя никому не нужным изгоем и обозлиться на весь мир. … А если рядом с ребенком нет мамы, которая поможет и поддержит, то откуда же узнать ему,  что такое тепло прикосновения, нежность и защищенность, данные ею в раннем детстве, и потом поддерживающие человека всю жизнь. Чтобы жить, человеку нужны защита и любовь...» И я с этими словами согласна полностью.

Я в детском доме  работаю с детьми другого возраста. Это  дети от 9 до 17 лет. Любовь к детям этого возраста в детском  доме это не сюсюканье и не лобызание, это обоюдный труд, помогающий детям получать те навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни. Потому и приходится  порой прощать ребенку ошибки по сто раз в день и каждый раз давать ребёнку шанс начать сначала,  подкорректировав или изменив правила сосуществования и сотрудничества…  

 "Истинным стимулом человеческой жизни, — утверждал А.С.Макаренко — является завтрашняя радость... Воспитывать человека — значит воспитывать у него перспективные пути». Поэтому  создание «образа будущего», это тоже работа совместная воспитателя и воспитанника.

Бытует мнение, что каким видят мир маленькие дети сейчас, таким они будут творить его взрослыми. Но порой, каким искаженным этот мир формируют взрослые, к тому же родные по крови люди  у своих детей! Вот и появляются в нашем обществе  особая категория детей, детей, не знающих материнской любви или воспитывавшихся в неблагополучных семьях, где не прививалось никаких ценностей, не соблюдались нравственные нормы. Это особая категория детей. И,  на мой взгляд,   воспитатель детского дома – это особая категория педагогов.  Ведь  именно от воспитателя требуется восстановить разруху в душе ребенка посредством сердечного ума, такта, мудрости, терпения,  жизненного и педагогического опыта.

 Работа воспитателя в детском доме предполагает ИНДИВИДУАЛЬНУЮ работу. А это значит, что с каждым ребёнком воспитатель настраивает те отношения, которые создают для ребёнка мотивацию к преодолению пробелов в его познаниях и умениях.

Одна из главнейших задач воспитателя в детском доме - это создание  единого, желательно дружелюбного  коллектива, где каждый воспитанник как в мозаике занимает своё определённое место. Такой коллектив  способен решить  поставленные перед ним задачи и поможет  адаптировать любого вновь поступившего воспитанника.  

Смотрю на своих воспитанников. Какие они разные!   Они разные не только по возрасту, цвету волос и глаз. Они любят заниматься разными делами. И каждый из них уникален. Уникальны и наши с ними взаимоотношения. Порой приходится  на себя смотреть глазами ребенка, что бы понять, справедливо ли я поступила, понял ли меня ребенок. Потому нужно избегать всего того, что разрушает у воспитанников положительный образ самого себя, над формированием которого работает весь педагогический коллектив.

Хочется верить, что вкладывая частицу своей души в каждого ребёнка, я делаю мир добрее. В наших руках – будущее детей, а значит - будущее России. Мне всегда было интересно работать с детьми, а работа  с детьми детского дома и трудна и интересна.