Инновационные формы работы с семьей в ДОУ
методическая разработка на тему

Чукань Татьяна Вячеславовна

Проблема взаимодействия детского сада с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Семьи нередко неудовлетворенны качеством дошкольного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть защищенными, не формируют у детей способности к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи. Со своей стороны, ДОУ предъявляют серьезные претензии к родителям с проблемами в учении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей детей  в защите,  уходе, сохранение здоровья, в развитии своих интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_formy_raboty_s_semey_v_dou.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Способствовать активному вовлечению семьи в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей. Способствовать развитию толерантности сознанию родителей, педагогов и детей.

Проблема взаимодействия детского сада с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Семьи нередко неудовлетворенны качеством дошкольного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть защищенными, не формируют у детей способности к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи. Со своей стороны, ДОУ предъявляют серьезные претензии к родителям с проблемами в учении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей детей  в защите,  уходе, сохранение здоровья, в развитии своих интересов.

В детском саду проводятся формы взаимодействия, в которых участвуют родители.

К ним относятся:

  • Родительские собрания (общие и групповые). 
  • Родительские конференции.
  • Дни открытых дверей. 
  • Ежедневный непосредственный контакт с родителями, во время приёма и ухода детей.
  • Участие родителей в мероприятиях группы и детского сада (развлечения, конкурсы, утренники, спектакли и т.д.).
  • Индивидуальная консультация. 
  • Ежеквартальное ознакомление родителей с достижениями ребенка и др. 


Остановимся на некоторых инновационных формах работы с семьей.
Почтовый ящик. это коробка или тетрадь в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет делиться  своими мыслями с воспитателями и эффективно когда не хватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
Говорящий блокнот. Это тетрадь в которой родители могут обратиться с вопросами к специалистам. заведующей или методисту письменно, задать интересующие их вопросы. 
Родительский клуб. Обычно проходит в четыре заседания. Темы выбираются с учетом пожелания родителей.( "как сохранить здоровье", " Взрослые глазами ребенка" и тд.)
Дневник группы. В " Дневнике" отражаются наиболее важные события: праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия.
Визитная карточка. вновь пришедшие родители могут получить полную информацию о детском саде, педагогах, программах. 
Информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, успехах детей, продукты коллективного детского творчества. 
Досуги. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желания сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке.
Выставки детских и родительских работ по сезонам, к праздникам, экологические. Например:" Дары осени", " Кукла в национальном платье", и тд. 
Спортивные праздники. Родители совместно с детьми принимают участие в соревнованиях и развлечениях, проходящих  в дни каникул.
Библиотека" мамины книжки". Книги для этой библиотеке создают родители. рассказы родителей о своих детях. 
Родительские конференции - обмен  опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщения. Важно определить актуальную тему конференции (" Забота о здоровье детей", " приобщение детей к национальной культуре" и тд.) Завершить конференцию можно совместным концертом детей, родителей и педагогов.
Круглый стол с родителями. В нетрадиционной обстановке с участием специалистов, обсудить с родителями актуальные проблемы. На обсуждение приглашаются родители, письменно или устно выразившие желания участвовать в обсуждениях.
Библиотеки - передвижки, подбирая в папки статьи на определенную тематику. Перед тем как составить очередную консультацию проводится анкетирование, где задается вопрос " какую информацию вы хотели бы получить от педагогов?".
Освоение педагогами и родителями новой модели форм взаимодействия, способно улучшить для ДОУ ситуацию,  когда отсутствует полноценное системное взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания ребенка, и открыть возможности развития взаимоотношений " ребенок - родители - педагог". Чем лучше налажено общение между семьей и педагогами, тем большую поддержку получит ребенок. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели.

     Для более эффективной работы с родителями применяются инновационные формы, к числу которых относятся:

  • организация работы семейных клубов;
  • Дни сотрудничества;
  • организация встреч с родителями в форме дискуссионных качелей;
  • родительско-педагогический хоккей или шахматный поединок и др.

     Основными целями работы семейных клубов являются: 

• объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей; 

• повышение педагогической компетенции родителей;

• обмен опытом семейного воспитания;

• укрепление детско-родительских отношений;

• предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

     Формы работы каждого клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач: 

• круглый стол;

• тренинг;

• практикум;

• решение педагогических ситуаций;

• обмен опытом семейного воспитания;

• видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении;

• организация совместной деятельности детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы с семьями, воспитывающими детей с речевой патологией

В консультации  рассматриваются инновационные  формы работы с семьями, воспитывающими детей с речевой паталогией  и  вопросы    психолого-педагогического взаимодействия Н...

Инновационные методы и формы взаимодействия семьи и школы в решении социальных проблем ребенка

Сегодня  образованному человеку не достаточно только предметных знаний. Большую и важную роль в развитии личностных способностей играет дополнительное образование. Кадетом быть престижно и о...

Эффективные инновационные формы взаимодействия школы и семьи

К инновационным формам работы с родителями относятся:родительские вечера;родительские тренинги;родительские ринги;практикумы;ролевые игры;родительские чтения;Интернет - консультации.Родительские вечер...

Инновационные формы взаимодействия семьи и школы

В работе отражены раздичные формы взаимодействия родителей, детей и педагогов...

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский...

Методическая разработка: Инновационная форма взаимодействие учителя-логопеда с семьей – творческий мастер-класс «Мои достижения»

В данной методической разработке представлена инновационная форма взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи - тво...