Открытый урок Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме
план-конспект на тему

Стецюк Екатерина Евгеньевна

Урок для учащихся фольклорного отделения ДШИ и просто интересующихся вышивкой и народныйм творчеством

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_word_document_7.docx685.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

провела: Стецюк Екатерина Евгеньевна

Цель: ознакомить учащихся с историей вышивки и показать её применение в народном и современном костюме. Освоить приемы вышивания.

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с искусством ручной вышивки; применяемыми инструментами и материалами, с приемами вышивания;

Развивающая: развивать творческие способности, сенсорные и моторные навыки;

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение, внимательность и аккуратность.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, гладкокрашеная хлопчатобумажная  ткань, набор инструментов и материалов для вышивания.

Тип урока: комбинированный.

Методы: диалогический, алгоритмический.

Длительность урока: 90 минут.

Ход урока:

1. Организационно-подготовительный этап.

- приветствие;

- назначение дежурных;

- выявление отсутствующих на уроке;

 - проверка готовности учащихся к уроку;

 - настрой учащихся на работу.

2. Изучение нового материала.

Сегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества, но какому, вы должны догадаться сами по небольшому рассказу – подсказке. (Определение темы занятия).

1.  Старинный и самый распространенный вид декоративно - прикладного искусства. Широко распространен у всех народов нашей страны. Приемы вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все ценное, (если учащиеся не догадались, зачитывается вторая часть).

2.   Ее выполняли льняными, шерстяными,  шелковыми  (чаще цветными), камнями, монетами и т. п.

О чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока?

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока)

Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?

- ознакомиться с историей вышивки;

 - рассмотреть её применение в народном и современном костюме.

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Вся женская половина пряла, ткала, вышивала.

Как вы думаете, что такое вышивка? Вышивка – это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов.

http://ped-kopilka.ru/images/1(652).jpg

http://ped-kopilka.ru/images/2(642).jpg

Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки  начинали готовить себе приданное к свадьбе.  Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, а также различную одежду. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Как вы думаете, для чего мастерицы украшали свои изделия вышивкой?

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой.

А где могла располагаться вышивка?

Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегала человека в бою (лев, барс - храбрость мудрость, оберег защита).

В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.

http://ped-kopilka.ru/images/3(618).jpg

А сейчас мы рассмотрим символы, которые использовали мастерицы для своих узоров.

http://ped-kopilka.ru/images/4(597).jpg

Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой

Земля- изображение женской фигуры, матери-Земли. «Кормилица – мать-сыра Земля».

Конь – оберег домашнего очага, символ доброты

Птица – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Древо – символ жизни, единства рода.

Огонь – очистительная сила.

Спираль – символ пожелания блага

Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент.

http://ped-kopilka.ru/images/5(579).jpg

Орнамент – это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Различают несколько видов орнаментов: растительный, зооморфный и геометрический, человекообразный. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.

Физкультминутка

Вот у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Для того, чтобы украсить вышивкой какое-либо изделие, необходимо использовать определённые инструменты и материалы.

Какие инструменты и приспособления применяются в вышивке?

 (пяльцы, иглы вышивальные, ножницы, карандаш, калька, копировальная бумага)

А какие материалы можно использовать для вышивки?

(ткани - х/б, лён, шёлк, смешанные, канва, нитки – ирис, мулине, гарус, шерсть).

Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид. Вышивка очень богата разными видами и способами вышивания.

Какие виды вам известны?

(крест, гладь, бисер, пайетки, ленты и т.д)

Мы же свое изучение вышивки начнем с простейших стежков.

Виды декоративных стежков ручной вышивки.

1. Самый простой шов – «вперёд иголку» - на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.

2. Шов «вперёд иголку с перевивом» - сначала выполняется стежок «вперёд иголку», а затем стежки перевивают нитью другого цвета или этими же нитями (для украшения одежды, столового белья)

3. Шов «назад иголку» - образует на лицевой стороне непрерывный ряд стежков, на изнаночной стороне эти стежки в 2 раза длиннее (Этот шов иногда называют «строчка», т.к. он похож на машинную строчку). Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.

4. Стебельчатый шов– сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений ,для выполнения монограммы - вязь из начальных букв имени, фамилии)

5. Тамбурный шов - непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)

6. Петельный шов - это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия

3. Практическая работа.

Повторение правил техники безопасности:

при работе с ножницами:

- хранить ножницы в футляре;

- на столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;

- во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.

- передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

при работе с иглами, булавками:

- хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);

- не оставлять их на рабочем месте;

- ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;

- не вкалывать их в одежду;

- перед работой и по ее завершении пересчитать иголки и булавки;

- не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;

- куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.

П/р: выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту 

http://ped-kopilka.ru/images/6(551).jpg

http://ped-kopilka.ru/images/7(525).jpg

4. Выдача домашнего задания.

Учебник стр. 96-100, 108-113 записи в тетрадях.

5. Подведение итогов урока.

- Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?

- Что относится в вышивании к материалам?

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились на данном занятии?

- Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия?

Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость. Одежда вышитая вашими руками станет нарядной и оригинальной.

Рефлексия: учащимся выдаются кружочки, в них они должны нарисовать свое настроение, на обратной стороне написать + и – урока.

Учитель напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе; благодарит учащихся за их учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.

Тема данного комбинированного урока: «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства» - первая тема в разделе «Рукоделие»

Выбранная структура урока была оптимальна для поставленных мною задач. Рационально выделено время для изучения нового материала и его закрепления. Переход от одного этапа урока к другому происходило плавно, логично. В течение урока использовались наглядные пособия и здоровьесберегающие технологии - физкультминутка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка как вид декоративно-прикладного творчества

Программа технологии предусматривает различные возможности развития, и реализации творческого начала у каждого школьника. Особенно не ограничены эти возможности при использовании в учебном процессе ху...

Разработка урока "Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства"

Краткая аннотация: данный урок составлен с использованием методических основ личностно-ориентированного обучения и ИКТ. Задачей обучения является развитие индивидуальности обучаемых. Во время ур...

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства

Виды декоративно прикладного искусства народов нашей страны; творчество народных умельцев нашего округа. Технология запяливания ткани, увеличения и уменьшения рисунка, перенос рисунка на ткань. Освоен...

Разработка урока по технологии (девочки) Декоративно-прикладное творчество. "Вышивка" 6 класс

Разработка урока по технологии (девочки) декоративно-прикладное творчество "Вышивка"Тема: "Оформление готовой работы"Разработка предлагается учителям технологии в помощь по данной теме, последний урок...

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

План-конспект урока по предмету «Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства», 4 класс. Тема урока: «Замкнутая композиция. Монокомпозиция».

Урок о разных видах композиций в ДПИ. Традиционные виды композиций. Замкнутая композиция и монокомпозиция....

Чувашская вышивка, как часть декоративно-прикладного искусства, формирующая навыки функциональной грамотности

АннотацияФункциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В современной школе сущностью функци...