Литературное краеведение Забайкалья. Развёрнутое тематическое планирование.
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме

 Артемова Елена Геннадьевна

Развёрнутое тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_kraevedenie.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

                 Развёрнутое тематическое планирование

               по литературному краеведению Забайкалья.

Автор: Артёмова Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гаванская основная общеобразовательная школа».C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0195384.wmf

                                Пояснительная записка.

Развёрнутое тематическое планирование является примерным, рекомендательным и может являться базой для создания рабочей программы по литературному краеведению Забайкалья.

Предмет «Литературное краеведение Забайкалья» предусмотрен вариативной частью базисного плана (региональный  компонент).

Предметом изучения является фольклор коренных народов Забайкалья (бурят и эвенков), русский фольклор и литературное творчество выдающихся поэтов и писателей края.

Данный курс рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю) и предлагается для изучения в 7 классе основной общеобразовательной школы.

Цель курса:

  1. Познакомить учащихся со спецификой фольклора народов края (бурят, эвенков, русских), с творчеством выдающихся забайкальских писателей, поэтов, публицистов.

Основные задачи курса:

  1. Сформировать у учащихся представление о фольклоре народов Забайкалья, как о важнейшей части их культурного наследия.
  2. Воспитывать у учащихся чувство уважения к обычаям, традициям, культуре и искусству коренных народов Забайкалья.
  3. Формировать представление о фольклоре как первоисточнике литературного творчества.
  4. Воспитание любви к родному краю, своему народу, своей стране.
  5. Привить любовь и интерес к фольклору и литературе родного края.
  6. Развивать творческие способности учащихся.
  7. Воспитание чувства патриотизма, гордости за своё Отечество, свой народ, свою историю.
  8. На основе изучения тем данного курса реализовать  работу межпредметных связей (русский язык, литература, история России).

                          Предполагаемые результаты обучения.

По окончании курса «Литературное краеведение Забайкалья» учащиеся должны 

знать:

  1. Главные особенности всех предложенных для изучения жанров фольклора.
  2. Содержание произведений русского УНТ  Забайкалья, их специфику и жанровые особенности.
  3. Содержание произведений УНТ коренных народов края, их специфику и жанровые особенности.
  4. Детали биографии и наиболее известные произведения забайкальских писателей и поэтов.

Уметь:

  1. Определять жанр фольклорного произведения.
  2. Выяснять, с помощью каких языковых и художественных средств создавалось данное произведение УНТ.
  3. Понимать специфику авторского слога. Осмысливать особенности авторской, индивидуальной манеры изложения в художественном произведении.
  4. Давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос.
  5. Характеризовать литературного героя.
  6. Давать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.
  7. Пересказывать отдельные отрывки и части произведения.
  8. Делать полный, всесторонний анализ  фольклорного и художественного произведения.
  9. Декламировать стихотворения и небольшие отрывки прозаических произведений.

                                       

                                     Содержание планирования.

                                                       1 раздел (9 часов).

                                               Русский фольклор Забайкалья.

Исторические, лирические, обрядовые песни. Календарные обряды и поэзия. Свадебные обряды и поэзия. Крестьянские, казачьи, рабочие песни. Песни каторги. Легенды. Предания.

                                                        2 раздел (5 часов).

                                                Фольклор коренных народов.

Героический эпос бурят и эвенков. Мифы, легенды, сказания, сказки.

                                                        3 раздел (18 часов).

                                        Двадцатый век в литературе Забайкалья.

В. Балябин .«Забайкальцы». Избранные главы.

К. Седых. «Даурия». Избранные главы.

М. Вишняков.  Стихотворения.

Г. Граубин. Стихотворения.

Е. Куренной. «Громобой – перо».

А. Озорнина. «Неожиданная находка».

В. Лавринайтис. «Падь золотая».

Е. Стефанович. Стихотворения.

В. Сажин. Стихотворения.

                                                      4 раздел (2 часа).

                                          Молодая литература Забайкалья.

Обзор журнала «Слово Забайкалья». Молодые авторы. Проба пера.

                  Тематическое планирование.

Тема

Кол – во часов

Учащиеся должны ЗНАТЬ

Учащиеся должны УМЕТЬ

1

2

3

4

Русский фольклор Забайкалья.

Исторические песни.

Казачьи песни.

Песни каторги.

Рабочие песни

Лирические песни.

Частушки

Обрядовая поэзия. Календарные обряды и поэзия.

Свадебные обряды и поэзия.

Зачёт по разделу

9

4

1

3

1

Содержание произведений, особенности каждого жанра. Причины появления русского фольклора в Забайкалье. Особенности сбора фольклорных произведений. Понятия «Полевая запись» и «Литературная обработка». Жанровый состав фольклорного репертуара края.  Отличие произведений разных жанров по степени их «местной» окраски. Региональное своеобразие русского фольклора в Забайкалье

Отличать произведения разных жанров, определять их особенности.

Самостоятельно собирать и обрабатывать фольклорный материал в литературе и среди населения.

Самостоятельно делать выводы.

 Сопоставлять содержание фольклорных произведений и исторических источников.

Проводить самостоятельную исследовательскую работу.

Соотносить содержание исторической песни и исторического события.

Анализировать содержание лирической песни.

Конкретизировать и анализировать содержание и тематику фольклорных произведений.

1

2

3

4

Фольклор коренных народов Забайкалья

Мифологические рассказы.

Героический эпос бурят и эвенков.

Сказки.

Зачёт по разделу

5

1

2

1

1

Мифология как система миропонимания. Мифология и литература. Жанровая специфика мифологических рассказов. Изображение в мифологических рассказах представителей реального и ирреального миров. Мифология и современность. Героический эпос.

Определять сходства и различия в героических сказаниях бурят и эвенков. Определять сочетание фантастического, вымышленного и реального в произведении.

Осуществлять выборку необходимой информации и готовить сообщения, творческие отчёты, рефераты.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Двадцатый век в литературе Забайкалья.

В. Балябин.

«Забайкальцы». Избранные главы.  Отдельные эпизоды, характеризующие наиболее яркие моменты истории забайкальского казачества. Пейзажные зарисовки.

К. Седых.

«Даурия». Избранные гл.

М. Вишняков.

Стихотворения.

Г. Граубин.

Стихотворения.

Е. Куренной «Громобой – перо».

А. Озорнина «Неожиданная находка».

В. Лавринайтис «Падь золотая».

Е. Стефанович.

Стихотворения.

В. Сажин.

Стихотворения.

Зачёт по разделу

18

2

2

1

1

3

3

3

1

1

1

Отдельно изданные произведения авторов. Отзывы современников, литературоведов, критиков.

Ключевые моменты биографии писателей. Сюжетные и композиционные особенности произведений. Исторический «фундамент» произведений, хронологию исторических событий, нашедших своё отражение в произведении.

 Реальные и вымышленные персонажи произведений.

Значение диалектных слов и выражений, их использование в художественном тексте.

Специфика авторского слога.

Словесно – эстетические достоинства произведений региональной литературы.

Содержание наиболее известных и значимых произведений  данных авторов.

Производить лингвистический анализ текста.

Составлять и обосновывать своё мнение о произведении, его персонажах и событиях, подкрепляя свою точку зрения примерами из текста.

 Выделять в тексте диалектные слова и выражения, определять их значение и цель, с которой их использует автор (попутно составляется словарь диалектных слов и выражений в фольклоре и художественной литературе Забайкалья).

Объяснять выбор использованных автором изобразительно – выразительных средств языка.

Находить в тексте и объяснять приёмы, использованные автором для «оживления» повествования.

Давать краткую и развёрнутую характеристику персонажей изучаемого произведения.

Выразительно декламировать отрывки из художественного текста и стихотворения забайкальских поэтов.

Готовит устное сообщение, реферат на заданную тему.

 Самостоятельно находить и  обрабатывать дополнительный материал к теме урока.

Грамотно и максимально полно пересказывать отдельные главы и отрывки художественных произведений.

Составлять конспект, сжатый и развёрнутый план устного ответа.

1

2

Молодая литература Забайкалья

Обзор регионального литературно - художественного журнала «Слово Забайкалья».

Проба пера.

Первый литературный опыт.

Создание авторского прозаического или поэтического произведения (небольшой рассказ, сказка, стихотворение).

2

1

1

Структура журнала.

Новые имена в литературе Забайкалья.

Литературный праздник – фестиваль «Забайкальская осень», как одно из важнейших событий и явлений в культурной жизни края.

Ориентироваться в структуре журнала.

Находить необходимую информацию.

Использовать материалы журнала для исследовательской работы.

Соблюдать единство стиля создаваемого произведения.

Не отклоняться от выбранной темы.

Примечания: 

  1. В данном планировании отсутствует графа «Домашнее задание». В качестве домашнего задания педагог может  предложить учащимся творческий практикум, распределённый на несколько циклов. Завершающим этапом каждого цикла может стать творческий отчёт класса, группы, каждого отдельного учащегося. Тематика практикума определяется педагогом самостоятельно, исходя из составляющих данного планирования.
  2. Произведения, рассчитанные на взрослую читательскую аудиторию («Даурия», «Забайкальцы») предлагаются учащимся в ознакомительном порядке. Педагог  может выбрать главы, соответствующие возрасту учащихся и наиболее ярко описывающие жизнь забайкальского казачества, бытовые, обрядовые, батальные сцены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по краеведению.

Тематическое планирование по краеведению для 6 класса....

Календарно- тематическое планирование по краеведению в 8 классе

Календарно- тематическое планирование в 8 классе составлено  по программе  "Краеведение. Челябинская  область". разработанное мною КТП  стало победителем областного  конкурса ...

Календарно-тематическое планирование "Духовное краеведение Подмосковья" (по Л.Л.Шевченко)

Календарно-тематическое планирование на два года и пояснительная записка по предмету "Духовное краеведение Подмомковья" (по Л.Л.Шевченко)...

Календарно-тематическое планирование по краеведению

Календарно-тематическое планирование по краеведению "Культура народов Поволжья"...

Рабочая программа (тематическое планирование) Курса «Краеведение. 6 класс» Раздел «Биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области»

Рабочая программа (тематическое планирование)Курса «Краеведение. 6 класс»Раздел «Биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области»(34 часов в год, 1 часа в неделю).Предлагаемая м...

Тематическое планирование факультативных курсов "Основы экологии и краеведения"- 6 класс, "Мир, в котором я живу" - 7 класс

Данный материал содержит разработанный мной факультативный курс  для 6 класса "Основы экологии и краеведения" , в котором основной упор делается на практические занятия с учащимися в природе. Кур...

Календарно-тематическое планирование по литературному краеведению в 5 классе

В данной работе представлено календарно-тематическое планирование по литературно-этнографическому курсу "Культура народов Поволжья". Курс рассчитан на 35 учебных недель, составлен на основе брошюры "В...