« Здоровье и образ жизни»
статья на тему

Косачев Владимир Викторович

« Здоровье и образ жизни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_i_obraz_zhizni.statya_kosacheva_v.v.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

е

« Здоровье и образ жизни»

Автор - Косачев Владимир Викторович, учитель ОБЖ, МАОУ СОШ №9 г. Нижний Тагил.

Одной из приоритетных задач реформирования система    образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий,  адекватных возрасту,  устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников (1)

  Образ   жизни  —  понятие,   характеризующее   особенности повседневной жизни людей, охватывающее труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения людей, умения и навыки в области укрепления собственного здоровья, медицинскую активность.

                                                 Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков. Современная концепция (ЗОЖ) определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения

индивидуального и общественного здоровья. (2)

     Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье как позитивное состояние, характеризующее личность в целом, и определяет его как состояние полного физического, духовного (психологического) и социального благополучия, а не только как

отсутствие   болезней   и   инвалидности.   Таково   определение индивидуального здоровья, т.е. здоровья каждого человека.

                                                         Общественное здоровье - основной признак, основное свойство человеческой общности (населения определенной территории), ее естественное  состояние.  Общественное  здоровье  отражает  как индивидуальные приспособительные реакции каждого отдельного человека, так и способность всей общности наиболее эффективно работать, защищать страну, помогать старикам и детям, охранять природу и т.д., т.е. осуществлять свои социальные задачи, а также воспроизводить и воспитывать новые здоровые поколения - выполнять свои биологические

функции.(3)

                                                                Для детей и подростков основными составляющими элементами ОЖ являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. В современных кризисных по отношению к здоровью населения условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска. Недостаточное внимание к медицинским, гигиеническим и социальным проблемам детского населения в значительной мере снижает общий уровень здоровья населения. Успехи при получении образования и профессии, определяет в конечном итоге, общий уровень жизни, как индивидуума, так и общества в целом. Наиболее дорогостоящие и серьезные социальные проблемы и проблемы здравоохранения, распространенные в настоящее время, вызваны особенностями поведения и образом жизни. Образ жизни и привычки поведения обычно формируются в подростковом возрасте. Исследования показали, что в подростковом возрасте курят 40% мальчиков и 30% девочек, а среди старшеклассников более 80% периодически употребляют алкоголь. В школьных столовых детям предлагают пищу, перенасыщенную жиром и сахаром. По данным клинико-диагностического обследования среди выпускников 9-х и 11-х классов 31% имеют одно заболевание или нарушение, 28% - два, 33% - три более. Только 8% подростков признаны здоровыми. Поведение, связанное с риском для здоровья, затрудняет также получение хорошего образования, приводит к отрицательным социальным последствиям. Молодым людям, испытывающим проблемы со здоровьем   труднее учиться, независимо от наших усилий улучшить методы преподавания, стандарты или организационную структуру системы образования. В то же время, на современном этапе развития нашего общества, учитывая все большую открытость экономики страны и включения ее в мировую экономику, для развития и процветания страны, а также для собственного благосостояния молодым людям необходимо иметь более высокий уровень образования. Медицинские работники многих поколений, отмечая, что большинство болезней взрослых уходят корнями в детство, указывают на особую роль школы в формировании как непосредственно здоровья ребенка, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки к формированию навыков здорового образа жизни. Следует, однако, признать, что современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями. Ситуация усугубляется тем, что в МАОУ СОШ №9 в 5-7 классы приходит не менее 40 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья - от функциональных нарушений до хронических заболеваний.

     В этих условиях в МАОУ СОШ №9 была разработана комплексная программа «Основы здорового образа жизни», которая реализуется с 2012 года. Программа базируется на понимании ЗДОРОВЬЯ как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребёнка в соответствии с его психическими и физическими возможностями. Задачи программы ориентированы на комплексное решение проблем сохранения и укрепления здоровья детей и подростков. Они включают в себя:

* внедрение современных методов мониторинга здоровья;

*разработку систем физического воспитания, основанных на индивидуально-типологическом подходе;

*внедрение сбалансированного разнообразного питания;

*создание системы и механизмов общественной поддержки программы.

    Значительное место в этой программе занимает создание условий для развития мотивации учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

Гигиеническое воспитание школьников, привитие им норм и навыков здорового образа жизни должны носить комплексный и непрерывный характер, побуждать их к активным и сознательным действиям в настоящем и будущем, быть направленным на:

  • улучшение  собственного психического и физического состояния;
  • отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
  • нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению;
  • сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, особенно условий труда и быта;
  • практическое овладение здоровьесберегающими технологиями.

 Для обеспечения преемственности и реализации целей программы «Основы здорового образа жизни» обучение и воспитание осуществляется по следующим блокам:

*этический;

* психологический;

*правовой;

* семьеведческий;

* медико-гигиенический.

      Здоровье человека-это его способность сохранять соответствующую возрасту и полу физиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной и сенсорной информации. Учащиеся должны постоянно помнить о том, что сама природа позаботилась о нашем ресурсе здоровья, снабдив нас способностью к саморегуляции и поддержанию жизни. Дальше всё будет зависеть от того, как мы сами будем заботиться о своём здоровье, от нашего образа жизни. Не только физические данные и факторы внешней среды, но и воля интеллект участвуют в решении этой проблемы.

       Одной из важнейших задач здоровьесберегающего обучения является развитие у детей  способности  правильно оценивать свои силы, не доводить организм до срыва, а значит до патологии. Адаптироваться в экстремальных условиях подросток должен научиться как можно раньше. Дети эмоциональны, а значит, утомление у них наступает быстрее. Утомление проявляется на поведенческом, физиологическом и психологическом уровне и может привести к возникновению депрессий. Распознать возникающую проблему одна из важнейших задач педагога. Этому призваны помогать ЗОТ.

        Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) можно понимать все технологии, использование которых идёт на пользу здоровью учащихся. Все эти технологии взаимосвязаны в единую систему работы лицея по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Если рассматривать использование ЗОТ учителем на уроке и при проведении организационно-педагогических мероприятий как выполнение задачи минимум, т. е. защиту здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, то, очевидно, что задачи лицея и каждого педагога по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование необходимых навыков. Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков. Именно такая личность востребована в современном обществе.

Литература:

1.Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. М., 2002

2.Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М, АРКТИ, 2003.

3.Хайвис Х. Школа содействия здоровью// Школа здоровья. 2000. № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Здоровье и образ жизни". 11 класс

Урок - презентация в 11 классе. Класс поделился на 3 группы, которые работали по 3 напрвлениям: здоровое питание, вредные привычки, спорт и здоровье. Все группы очень интересно предтавили свои проекты...

Презентация к уроку "Здоровье и образ жизни"

Данная презентация предназначена для учителя при проведении урока....

Презентация по экологии 8 класс "Здоровье и образ жизни"

Презентация к уроку по учебнику «Экология человека. Культура здоровья», авторы М.З.Федорова, В.С.Кучменко...

Доклад на тему: Состояние здоровья и образа жизни учащихся

состояние здоровья и образа жизни учащихся...

Презентация по экологии 8 класс. Тема: "ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ".

Экология человека – это научное направление, изучающее взаимодействие людей с окружающей их средой.Экологические факторы – это экологические факторы воздействующие на организмы....

«Состояние здоровья и образ жизни» (своя - игра) 8-11 классы

Игра проводится по аналогии с телевизионной передачей «Своя игра», но участвуют не три человека, а три команды. Команды выбирают вопрос по «стоимости» (сложности), путем совещания дают ответ. Вопрос з...