Олимпиада по истории для 8 класса
олимпиадные задания (8 класс) на тему

Фидюнина Наталья Дмитриевна

Задания по истории для учащихся 8 класса - на выбор правильного ответа, исторический конструктор, работа с текстом, историческая задача.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_po_istorii_8_klass.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по истории

8 класс

Время выполнения – 120 минут

Максимальное количество баллов – 37

I. Исторический брейн-ринг                                                                             (15 баллов)

1. Какой из названных терминов обозначает одну из форм зависимости Руси от  Золотой Орды:

        а) число        б) вира        в) вервь        г) пожилое

2. Как назывался орган, созданный Екатериной II для систематизации и реформирования российского законодательства:

а) приказ Тайных дел

б) Уложенная комиссия

в) Вольное экономическое общество

г) Негласный комитет

3. Какое из названных событий произошло позже других:

а) стрелецкий бунт

б) Соляной бунт

в) Медный бунт

г) пугачёвщина

4. Как назывался в XVIII в. представитель центральной власти на местах, который совмещал власть военную и гражданскую:

а) воевода        б) губернатор         в) посадник        г) исправник

5. Какой из указанных международных договоров относится к XVII в.:

а) Ништадтский

б) Столбовский

в) Ясский

г) Сан-Стефанский

6. Кто из названных лиц был известным русским историком в XVIII в.:

        а) В.В.Татищев   б) С.М.Соловьёв   в) В.О.Ключевский  г) К.Д. Кавелин

7. Как называлась первая тайная революционная организация, возникшая в 1816 г.:

       а) Северное общество

       б) «Союз благоденствия»

       в) «Союз спасения»

       г) Южное общество

8. Какое из названных событий Отечественной войны 1812 г. произошло позже других:

      а) Смоленское сражение

      б) Тарутинский марш-маневр

      в) совет в Филях

      г) Бородинское сражение

 9. Как назывался древнейший летописный свод, ставший основным источником изучения Древней Руси:

      а) «Русская правда»

      б) «Повесть временных лет»

      в) «Слово о полку Игореве»

      г) «Апостол»

10. Какое из названных событий относится к XVIII в:

     а) присоединение к России Левобережной Украины

     б) вхождение Крыма в состав России

     в) поход Ермака в Сибирь

     г) Кавказская война

11. Какое название получил созданный в 1711 г. Высший государственный орган, подчинённый императору:

      а) Сенат          б) Синод        в) Верховный тайный совет                г) Кабинет министров

12. Кто из перечисленных ниже прославился в годы Крымской войны 1853-1856 гг.:

      а) А.В. Суворов

      б) П.С. Нахимов

      в) С.О. Макаров

      г) А.Н. Куропаткин

13. Что было одной из причин неудач «хождения в народ» в 1874 г.:

     а) выбор народниками тактики террора как основной формы борьбы

     б) нежелание социал-демократов поднимать крестьян на восстание

     в) невосприимчивость пролетариата к пропаганде марксизма

     г) неприятие революционной пропаганды крестьянами

14. В XIX в. самой многочисленной социальной группой было:

    а) крестьянство             б) дворянство                в) мещанство         г) купечество

15. Какие из названных государств объединились в «Союз трёх императоров»:

     а) Франция, Россия, Турция

     б) Австро-Венгрия, Германия, Россия

     в) Франция, Австро-Венгрия, Россия

     г) Австро-Венгрия, Турция, Россия

II. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.                              (2 балла)

А) Фреска, миниатюра, мозаика, икона____________________________________________

Б) Челобитный, Разрядный, Посольский, Поместный________________________________

III. Найдите значение выражения, составленное из исторических дат. Какое событие произошло в год X?                                                                                                             (3 балла)

X = Бородинское сражение + Указ «О вольных хлебопашцах» - Земская и судебная реформа+ Отмена крепостного права – Продажа Аляски + 65

Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                        

IV. Эпоха дворцовых переворотов. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

 (4 балла)

     «Судьба его полна невероятных взлётов и падений. А.С. Пушкин называл его «полудержавным властелином». Среди его многочисленных должностей и званий встречаем: царский денщик, генералиссимус, светлейший князь, член Британского королевского научного общества. Он – помощник царя по внедрению новой культуры, полководец, администратор, дипломат и финансист. При этом до конца жизни он оставался практически неграмотным и с трудом подписывал своё имя. После смерти великого императора вознамерился породниться с царской семьёй и выдать свою дочь за его внука. Однако судьба была против. Он был лишён всего огромного имущества и сослан в далёкий Березов со своей семьёй. Там он своими руками построил церковь.

1) Укажите временные рамки данного периода _______________________________________

2) Что стало причиной дворцовых переворотов?_____________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

3) О ком идёт речь в тексте?________________________________________________________

V. Исторический конструктор. Из приведённых слов составьте определения. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам.                                                                                                 (3 балла)

1. МИТРОПОЛИТ – глава, патриаршество, православная,1589 год, русская, титул, церковь, учреждение.

2. ФАВОРИТ -  особая, монарх, пользующийся, придворный, благосклонность.

3. ПОГОСТ – дань, княгиня Ольга, сбор, установленное, место, реформа.

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VI. Историческая задача.                                                                                                      (2 балла)

Поэма  Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается так:

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных….

Когда могла произойти эта встреча? Объясните свой ответ. _______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

VII. Проанализируйте данные статистики.                                                                       (2 балла)

В 1830 г. общая численность фабрик и заводов в России составляла 5453. На них работало около 254 тысяч человек.

В 1860 г. численность фабрик достигла 15338, а количество рабочих – 565 тысяч.

В 1838  г. длина железных дорог в России составляла 27 км, а в 1860 г. – 1626 км.

В 1830 – х гг. в Россию ввозилось около 4 тысяч машин, а в 1850-х гг. около 48 тысяч.

О каком процессе в развитии экономики можно сделать вывод на основе этих данных?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VIII. Прочитайте отрывки из исторических документов и ответьте на вопросы.  (5 баллов)

А)    Я хотел бы, чтобы кто-нибудь указал мне, какая разница в отношениях крепостных  к их господам и дворян к неограниченному монарху. Разве последний не имеет  над дворянами столько же власти, как они над своими рабами? Таким образом, вместо пышного деления русского общества на различные сословия…..я нахожу только два класса: рабов самодержца и рабов землевладельца. Первые свободны только в сравнении с последними, в действительности же в России нет свободных людей, исключая нищих и философов…

       Но какие бы трудности ни представляло их освобождение, крепостное право до такой степени противоречит здравому смыслу, что на него можно смотреть лишь как на временное зло, которое неминуемо должно иметь свой конец.

Б) ...Не знаю, хорошо ли сделал Годунов, отняв у крестьян свободу…но знаю, что теперь им неудобно возвращать оную. Тогда они имели навык людей вольных, ныне имеют навык рабов. Мне кажется, что для твёрдости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу, для которой надобно готовить человека исправлением нравственным; а система наших винных откупов и страшные успехи пьянства служат ли к тому спасительным приготовлением? В заключение скажем доброму монарху: «Государь! История не упрекнёт тебя злом, которое прежде тебя существовало, но ты будешь ответствовать Богу, совести и потомству за всякое вредное следствие своих собственных уставов».

1. Какое явление общественной жизни России объединяет эти два документа?________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В чём разница позиций по данной проблеме?__________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Один из этих документов принадлежит М.М. Сперанскому, а другой – Н.М. Карамзину. Определите авторство документов.

А) ________________________________________

Б) ________________________________________


Ключи.

Задание I.

  1. а
  2. б
  3. г
  4. б
  5. б
  6. а
  7. в
  8. б
  9. б
  10. б
  11. а
  12. б
  13. г
  14. а
  15. б

Задание II.   2 балла. А) Жанры древнерусской живописи. Б) Название приказов, созданных в ходе реформ Избранной Рады.

Задание III. 3 балла. Учреждение Государственного Совета в 1810 году.

Задание IV. 4 балла.

1. С 1725 по 1762 г.– 1 балл

2. Не было наследника по мужской линии и действовал указ Петра I, по которому царь мог сам назначать себе наследника. 2 балла

3. А.Д. Меншиков. 1 балл

Задание V. 3 балла (1 балл за каждый правильный ответ)

1)  Митрополит – титул главы Русской православной  церкви до учреждения  патриаршества в 1589 году.

2)  Фаворит – придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха. 

3)  Погост – место сбора дани, установленное реформой княгини Ольги.

Задание VI. 2 балла. После отмены крепостного права в 1861 году крестьяне  обязаны были выполнять часть своих повинностей по отношению к помещику. Таким образом, действие происходит после 1861 года.

Задание VII.  2 балла. Эти данные иллюстрируют такой процесс, как промышленный переворот и связанные с ним изменения в социальной структуре общества.

Задание VIII.  5 баллов

1. Документы объединены общей темой – крепостное право (положение крестьян в России)

2. А) осуждает крепостное право, он сторонник его скорейшей ликвидации. Б) более осторожен в своих оценках и считает отмену несвоевременной.

3. А) М.М. Сперанский

    Б) Н.М. Карамзин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная олимпиада по истории 6 класс

Олимпиада составлена на основе материала 6 класса истории древнего мира с использованием дополнительной литературы....

Олимпиада по истории 6 класс

Олимпиада для учащихся коррекционого класса...

Олимпиада по истории 7 класс

Школьный тур олимпиады по истории, 7 класс....

Школьный тур олимпиады по истории 5 класс

Задания школьного тура олимпиады по истории включают материал по истории Древнего мира. Учащимся предлагается 12 заданий, выполнение которых рассчитано на 1 урок. К заданиям приложен ключ для проверки...

Задания школьного тура олимпиады по истории 6 класс

Задания состоят из 15 вопросов и заданий, их выполнение  рассчитано на 1 урок. К заданиям прилагается также ключ для проверки и шаблон листа для ответов. Наличие такого шаблона сэкономит не тольк...

Задания для олимпиады по истории 6 класс

Задания для проведения школьного тура олимпиады по истории для 6 класса...

Олимпиада по истории 8 класс

Материал поможет в проведении школьной олимпиады...