ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
календарно-тематическое планирование на тему

Никитина Елена Анатольевна

ОСЭ Рабочая программа   по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx39.51 КБ

Предварительный просмотр:

                НИКИТИНА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА              МБОУ БУЧАЛЬСКАЯ СОШ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бучальская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

Никитина Е.А.

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Бахтина А.В.

 «__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор школы

 Корешкова Н.А

Приказ № ___ от «__»_________________20___г.

   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

                                     в 4 классе

                         Никитиной Елены Анатольевны,

                                              учителя

                   первой  квалификационной категории

                                                                       Структура документа

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, основное содержание, календарно-тематическое планирование, литературу и средства обучения.        

                                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по ОСЭ составлена на основе  стандарта начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики, примерной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и учебного пособия для учащихся «Основы светской этики», М.: Просвещение, 2012г.

Последовательность изучения тем, распределение часов определяется календарно-тематическим планированием, которое соответствует логике пособия для учащихся «Основы светской этики».

Выбор примерной программы мотивирован тем, что она

- соответствует  стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для вариативного построения курса.

Изучение основ светской этики направлено на достижение следующих целей:

- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности , семьи, общества; формирование готовности к самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

-знакомство с основными нормами светской морали, понимания их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

                                         Место предмета в  учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34  часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» на ступени начального общего образования на базовом уровне. Программа в 4 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».

                    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

В результате изучения модуля «Основы светской этики» ученик должен

знать/понимать

  • основные понятия светской этики;
  • историю возникновения светской этики;
  • нормы морали;
  • формирование чувства гордости за свою Родину; 
  •  формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
  •   национальностей,  религий; 
  •  формирование уважительного отношения к разным светским и духовным традициям.
  • методы нравственного самосовершенствования.

    уметь

  • отстаивать свою точку зрения;
  • грамотно формулировать свои мысли,  мотивировать свою точку зрения;
  • анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морального правила.

                                                                ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                    34 часа

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


                                                             

               Календарно-тематическое планирование по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ учебного курса ОРКСЭ

п/п

Тема урока

Цели и задачи.

Элементы содержания. Термины и понятия.

Оборудование

Виды деятельности учащихся.

Дата прове- дения.

1

Россия – наша Родина.

Формирование чувства гордости за свою Родину; 

образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, националь-

ностей,  религий; 

уважительного отношения к разным светским и духовным традициям.

Понятия: “государство”, “гражданин”, “конституция”, “государственные символы страны: флаг, герб, гимн”

Государственный флаг России; Государственный герб России; Государственный гимн России (аудиозапись); физическая карта России; Конституция России; фотографии Москвы: Кремль, Красная площадь и др.; слайды с пейзажами России; запись песни “С чего начинается Родина”.

Беседа, комментированное чтение, устный работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

2.

Что такое светская этика?

 Воспитание у детей уважительного отношения к нормам морали, нравственным традициям своих предков;

- способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению отстаивать свою точку зрения.

«Мораль», «этика», «нравственность», «светская этика»,  «религиозная этика».

Этика как наука, которая изучает мораль (правила поведения), она рассматривает поступки людей с точки зрения добра и зла.

Мораль как правила поведения, которые регулируют поведение людей,  помогают разобраться в том,  как поступать в жизни правильно.

Карточки с иллюстрациями для игры  «Правильно – неправильно».

Игра, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

3.

Мораль и культура

Уяснить, почему культуру называют второй природой;

- развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.

 

Культура как совокупность достижений человечества (то, что создано человеком).

Материальная культура – предметы человеческого труда.

Духовная культура как  знания, идеи, традиции и обычаи, нормы и правила.

Учебное пособие «Основы светской этики», диск DVD:  мультфильм по мотивам украинской сказки «Соломенный бычок» (производство «Союзмультфильм», 1954г., режиссер О. Ходатаева (10 мин. 28 сек.)

Беседа,  самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

4

Особенности морали

Уяснить особенности морали, кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе;

- воспитание у детей уважительного отношения к нормам морали, нравственным традициям своих предков.

«Мораль», «нравственность», «Конституция».

Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г.

Комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

5

Добро и зло

Познакомить учащихся с понятиями: «добро», «зло», с проявлениями этих явлений в жизни;

- уяснить, почему нужно стремиться к добру.

Добро и зло как основные этические понятия.

Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., раздаточный материал: карточки с текстом (рассказ-миниатюра В.А. Сухомлинского «Кусок хлеба»).

Беседа, комментированное чтение, подготовка творческой беседы с членами семьи.

6

Добро и зло

Познакомить учащихся с тем, как менялись представления о добре и зле в ходе истории;

- развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.

Добро, зло, гуманность.

Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедиапроектор, компьютер, картина-презентация с изображением сказочных героев.

Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации

7

Добродетель и порок

познакомить учащихся с понятиями добродетель, порок;

- развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила;

- развивать речь, логическое и ассоциативное мышление.

Добро, зло, добродетель, порок.

Добродетель – положительное качество человека: умение делать  добро; стремление творить добро, быть похожим на нравственную личность (дружелюбие, вежливость, честность, ответственность, способность сопереживать и т.д.)

Порок – недостаток человека, свойство характера, которое позорит его (лживость, хвастовство, зазнайство, лень, грубость и т.д.)

Учебное пособие «Основы светской этики»

Комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

8

Добродетели и пороки

Развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила;

- способствовать умению отстаивать свою точку зрения.

Добродетель, порок, чувство собственного достоинства.

Добродетель – способность во всем поступать наилучшим образом. Аристотель.

Диск DVD:  мультфильм по мотивам русской народной сказки «Недодел и передел» (производство «Союзмультфильм», режиссер Е.Сокольский(7 мин. 30 сек.), серия «мульти-пульти» панорама 27), компьютер.

Комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

9

Свобода и моральный выбор человека

Познакомить учащихся с понятиями свобода, моральный выбор, моральный конфликт;

- развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.

Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора.

                                                          Моральный конфликт.

Учебное пособие «Основы светской этики», DVD «Бабушкины сказки» мультфильм  «Дудочка и кувшинчик» (режиссер М.Громов).

Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации

10

Свобода и ответственность

Познакомить учащихся с понятиями ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения

   ответственности;

Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.

Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор,  компьютер, презентация.

Комментированное чтение, подготовка творческой беседы с членами семьи.

11

Моральный долг

Познакомить учащихся с понятиями моральный долг, моральная обязанность.

Моральный долг. Моральная обязанность.

Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1990г., стр.286 (рассказ «Несмелый мальчик»).

Беседа, комментированное чтение, подготовка творческой беседы с членами семьи.

12

Справедливость

Познакомить учащихся с понятиями справедливость, моральные правила справедливого человека.

- развить умение принимать решение, исходя из определенного морально правила.

Справедливость  как моральное правило, регулирующее отношение между людьми при распределении благ, наград, наказаний, доходов и т.п.

Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер,                        презентация.

Беседа, комментированное чтение, устный работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

13

Альтруизм и эгоизм

Познакомить учащихся с понятиями альтруизм и эгоизм;

-  способствовать умению отстаивать свою точку зрения.

Альтруизм. Эгоизм. Разумный эгоим.

Альтруизм  как нравственная жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков .Эгоизм – действия, направленные на удовлетворение личных интересов.

Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер,                        презентация.

Игра, устный творческий рассказ на тему, подготовка творческой беседы с членами семьи.

14

Дружба

Познакомить учащихся с тем, какие отношения существуют между людьми, что такое дружба, чем дружеские отношения отличаются от других отношения.

Дружба. Черты дружбы: избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, общность интересов.

Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер,                        презентация.

Беседа, комментированное чтение, устный работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

15

Что значит быть моральным?

Познакомить учащихся с тем, как светская этика отвечает на вопрос: «Что значит быть моральным?»

Люди сами определяют. Что такое добро и зло.

Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер,                        презентация.

16

Творческие проекты учащихся

Подготовить творческие проекты учащихся

Понятия, изученные на предыдущих уроках.

Учебное пособие «Основы светской этики».

Оформление и корректировка творческих проектов учащихся.

17

Подведение итогов

Воспитание у детей уважительного отношения к нормам морали, нравственным традициям своих предков;

- способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению отстаивать свою точку зрения.

Понятия, изученные на предыдущих уроках.

Презентация работы курса «ОСЭ», творческие проекты учащихся.

Выступление обучающихся со своими творческими работами.

18

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

Уяснить, в чем состоит значение семьи для человека;

- развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

 Понятия рода и семьи.

Возникновение родов.

Нравственные отношения в роде.

Семья как основа моральных устоев человека.

Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., рассказ «Письмо к внуку», стр. 132).

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

19

Нравственный поступок

Познакомить учащихся с понятиями поступок, нравственный поступок, мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат.

Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.

Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор,  компьютер, презентация.

Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

20

Золотое правило нравственности

Научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;

воспитывать желание делать выбор в пользу добра;

следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

Золотое правило нравственности.

Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор,  компьютер, презентация.

Игра, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка творческой беседы с членами семьи.

21

Стыд, вина и извинение

Познакомить учащихся с понятиями стыд, чувство вины.

Научить, когда принято извиняться.

Стыд – тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми.

Вина – переживания человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнения долга перед собой.

Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор,  компьютер, презентация.

Игра, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

22

Честь и достоинство

Познакомить учащихся с понятиями честь и достоинство, как проявляются честь и достоинство в повседневной жизни.

Научить, как развить в себе достоинство и честь.

Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, пренебрегая при этом даже угрозой для жизни.

Честь – это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь.

Достоинство - морально-нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности.

Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор,  компьютер, презентация.

23

Совесть

Познакомить учащихся с понятием совесть;

развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.

Совесть. Различие понятий «совесть» и «стыд».

Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор,  компьютер, презентация.

Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

24

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

Познакомить учащихся с понятием нравственные материалы, правилами честного поединка;

развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор,  компьютер, презентация.

Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

25

Джентльмен и леди

Познакомить учащихся с тем, кто такие рыцари, настоящие леди;

-развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди.

 Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор,  компьютер, презентация.

Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

26

Образцы нравственности в культуре Отечества

Познакомить учащихся с  нормами-образцами нравственного поведения  в культуре России;

-развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.

Нравственность. Культура.

 Патриот. Защитник Отечества.

Труженик. Коллективист.

Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор,  компьютер, презентация.

Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

27

Этикет

Уяснить, какие правила этикета должен знать каждый;

-развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.

Что такое этикет. Об одежде и этикете. О значении речи для этикета.

Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор,  компьютер, презентация.

Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

28

Семейные праздники

Уяснить, когда и как появились праздники, какое значение имеют праздники;

 -развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.

Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники.Что такое подарок и как его выбирать.

Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор,  компьютер, презентация.

Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

29

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Уяснить понятия жизненные ценности, высшая ценность;

-развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.

Высшая ценность для человека – его жизнь.

Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор,  компьютер, презентация.

Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

30

Любовь и уважение к Отечеству

Подвести итоги изученного курса, вспомнить изученные понятия, в ходе беседы уяснить , что любовь – основа нашей жизни, это служение; отечество – это все мы.

С чего начинается Родина? Она начинается с нашей любви , с того, что мы готовы сделать ради неё.

Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор,  компьютер, презентация.

Игра, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка к оформлению творческих проектов .

31- 32

Подготовка  творческих проектов

Подготовить творческие проекты учащихся

Понятия, изученные на предыдущих уроках.

Учебное пособие «Основы светской этики».

Оформление и корректировка творческих проектов учащихся.

34

Итоговое занятие

Воспитание у детей уважительного отношения к нормам морали, нравственным традициям своих предков;

- способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению отстаивать свою точку зрения.

Понятия, изученные на предыдущих уроках.

Презентация работы курса «ОСЭ», творческие проекты учащихся.

Презентация творческих проектов

(народное творчество, стихи, песни, кухня ит.д.)

Литература и средства обучения

  1. Учебное пособие «Основы светской этики». – М.: Просвещение, 2012г.
  2. В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г.
  3.  Диск DVD:  мультфильмы по мотивам русских народных сказок,  мультфильмы производства «Союзмультфильм».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры"

Материал представляет обзор нескольких уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры" по учебнику Андрея Кураева....

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"

Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...

Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс

Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")....

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»).                         ...

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы мировых религиозных культур» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»....

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....