урок латинского языка "Per aspera ad astra"
план-конспект урока (10 класс) на тему

Система образования в современных условиях способствует развитию основных задач социально-экономического и культурного развития общества. Эту мысль, я думаю, никто не будет оспаривать. Именно школа готовит человека к активной деятельности в различных сферах экономической и политической жизни нашей страны. Мы видим, насколько гибко реагирует  школа на запросы человеческого общества. Вводятся новые предметы, курсы, создаются все условия для эффективного обучения. Так, в последние годы, все чаще в олимпиадные задания разных уровней по правоведению, литературе, истории вводятся вопросы, связанные с лексическим значением и переводом латинских выражений. Это является одной из причин введения изучения латинского языка. Кроме того, знание крылатых выражений и афоризмов на латинском языке свидетельствует об интеллектуально развивающейся  личности.

Курс « Основы латинского языка» разработан мной для учащихся профильных гуманитарных классов с учетом специфики учебной программы инновационного учреждения. Цель его - научить учащихся воспринимать латинский язык как основу современных романо-германских языков, видеть его значимость в правоведении, истории, философии, медицине.

Урок проводится в 10 классе в системе обучения грамматической теме: «Основные степени сравнения прилагательных» (3часа) и является заключительным на данном этапе. Урок построен в форме диспута-соревнования (учащиеся делятся на группы) и  направлен на повторение, а также введение новых латинских пословиц и афоризмов. Некоторым учащимся было дано задание подготовить индивидуальные доклады по определенным темам: « Великие имена в римской истории и праве», «Жизненный путь Платона», «Латынь в медицине». Психолого-педагогические особенности учащихся данного возраста позволяют использовать выбранную форму и технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_latinskogo_yazyka.rar2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Per aspera ad astra

Цели:  

Обучающие:

1. повысить учебную мотивацию изучения латинского в системе интеграции с другими предметами.

2. практиковать учащихся в чтении и переводе.

3. познакомить учащихся с образованием превосходной степени         прилагательных и наречий в латинском языке.

Развивающие:

  1. развивать индивидуальные способности учащихся к общению.
  2. развивать интеллектуальные и познавательные способности.

Воспитательные:

1.  формировать чувства уважения друг к другу, интереса к иноязычной культуре, духовность.

Задачи:

            расширять представление учащихся об окружающем мире и о языке как средстве познания и общения.

              ● учить детей использовать метод прямой и обратной задачи в практическом переводе,  развивать способность аналитического мышления, память, воображение, быстроту реакции.

Оборудование урока: Компьютер, мультимедийный проектор и экран, портреты выдающихся деятелей Древнего Рима и Греции, мультимедиа – презентация (диск - прилагается), раздаточный материал (карточки: с лексическим материалом, со словами песни Ave Maria, со степенями сравнения). 

Ход урока:

                                                                             

1.

Приветствие

1

2.

Организационный момент

3

3.

Речевая разминка

2-3

4.

Rex est rex (Закон есть закон)                        Афоризмы в правоведении.

5-7

5.

Объяснение нового грамматического материала: Превосходная степень прилагательных. Закрепление.

9-10

6.

Философия мудрых.

5-7

7.

Музыкальная пауза

8-10

8.

Латынь в медицине

5-7

9.

Подведение итогов

2

10.

Домашнее задание

2

Приветствие: Здравствуйте, ребята!

Организационный момент: Проверить готовность учащихся к уроку.

( Присутствие учащихся, наличие рефератов, докладов.)

Слово учителя: Тема нашего урока:  «Per aspera ad astra». Сегодня мы вспомним и обобщим знания латинских пословиц и афоризмов. А наши экспертные группы приготовили много интересной информации, с которой спешат поделиться. Поприветствуем группу экспертов-историков и правоведов! Экспертов-философов! И экспертов в области медицины! Все три группы должны принимать активное участие в дискуссии. Команды оцениваются и получают бонусы.

Разминка: Ребята, как вы уже заметили, название темы нашего урока             « Per aspera ad astra» - это латинская пословица. А кто назовет перевод этой пословицы? Правильно – «Через тернии к звездам »

Слова: эксперт и бонус - латинского происхождения, а какое исконное значение они имеют? ( Оцениваются участники групп, наиболее точно и быстро давшие ответы.)

Expertus- опытный, сведущий; Bonus ( добрый, справедливый)от  bona –имущество, добро.

Проверка домашнего задания: Ребята! Сейчас вам предстоит прочитать и вспомнить окончание латинских пословиц. ( Работа со слайдом).

  • Epistŭla non  erubescit.
  • Verbum movet, exemplum trahit.
  • Lupus non mordet lupum.
  • Mala herba cito crescit.
  • Ignorantia non est аrgumentum.

 Римское право называют ratio scripta - писаный разум, который является классическим элементом юридического образования. Большинство юридических терминов сформировано из латинских корней: "юстиция", "процесс", "прецедент", "адвокат", "презумпция", "казус", "прокуратура" и т.д.

Великим политиком, оратором и писателем был Марк Туллий Цицерон. Сейчас мы познакомимся с высказываниями замечательных деятелей истории Древнего Рима. ( Работа со слайдами. Ученики читают и записывают изречения).

Объяснение нового материала: (учащиеся записывают новый материал в тетради, учитель объясняет у доски). 

Сегодня на уроке мы познакомимся с образованием превосходной степени имен прилагательных (Gradus superlativus). Основная группа прилагательных образует превосходную степень с помощью суффикса –issim-, который добавляется к основе слова и родовых окончаний-us, -a, -um  

Супплетивные степени свойственны многим языкам.

Хороший- наилучший

Good- the best

Gut- am besten

Несомненно, Платон и Аристотель являются самыми знаменитыми философами Древней Греции, наследием которых являются не только многие произведения на латинском языке, но и мудрые изречения. ( Работа со слайдами). Однако на ряду с ними  стоят имена других известных философов, которые творили на латинском языке: Декарт, Ломоносов, Коменский и многие другие.    

Латинский язык многие века был языком религии европейских христиан католического вероисповедания. Только в XX веке почти везде богослужение было переведено на национальные языки. Многие литургические тексты на латинском языке послужили основой для музыкальных композиций. Например, “Аве, Мария”, воспринимается сейчас как светское сочинение.

Музыкальная пауза: Учащиеся прослушивают и исполняют “Аве, Мария ”                                              

Знание латинского языка является важным в современной медицине. Наши учащиеся-эксперты убедили нас в этом. А сколько существует интересных афоризмов в данной области науки!

( Работа со слайдами)

Гиппократ, выдающийся древнегреческий врач, оставил огромное наследие современному поколению -58 сочинений, которые содержат учения различных медицинских школ.

( Работа со слайдами)    

Подведение итогов:  Отметить хорошую подготовленность гр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (латинский язык + информатика) по теме "Мы учимся не для школы, а для жизни"

Формирование информационной культуры учащихся, внимательности при работе с иноязычным текстом, аккуратности, усидчивости, развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся....

Уроки латинского языка

Программа по латинскому языку; Программа элективного курса; Урок латинского языка; Урок латыни на конкурс Неделя иност.языка ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «PER ASPERA AD ASTRA!» (Через тернии к звёздам!) ПО ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11-х КЛАССОВ

Преподавание латинского языка как общеобразовательной лингвистической дисциплины преследует комплексную реализацию общеобразовательных, развивающих, воспитательных и практических целей....

Открытый урок с применением мультимедийной обучающей системы (МОС) дисциплины "Латинский язык" по теме "ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ и правила чтения"

Открытый урок с применением мультимедийной обучающей системы (МОС) дисциплины "Латинский язык" по теме "ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ и правила чтения"...

Открытый урок с применением мультимедийной обучающей системы (МОС) дисциплины "Латинский язык" по теме "ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ и правила чтения"

Открытый урок с применением мультимедийной обучающей системы (МОС) дисциплины "Латинский язык" по теме "ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ и правила чтения"...

методический практикум " Per aspera ad astra"

Методический практикум направлен на составление идивидуального маршрута развития педагогических работников...

План-конспект урока "Латинская Америка в мире"

Подробный план урока географии по теме "Латинская Америка"...