«Основы кукольного театра: распределение ролей по новой пьесе» (План-конспект проведения занятия в детском театре кукол) автор Елена Захарова
план-конспект на тему

Захарова Елена Викторовна

План-конспект занятия  предназначен начинающим руководителям детских театральных объединений. На примере авторского сценария   "Почему проснулся Ёжик"  педагог сможет подготовить детскую аудиторию к постановке спектакля в театре кукол, грамотно распределив роли между маленькими артистами. Куклы могут быть как перчаточные, так и тростевые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon распределение ролей398.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

проведения занятия в детском театре кукол

на тему: «Основы кукольного театра:

распределение ролей по новой пьесе»

Захарова Е.В.,

руководитель театра-студии «Капитошка,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

  1. Тема занятия: «Основы кукольного театра: распределение ролей по новой пьесе».
  2. Продолжительность занятия: 45 мин.
  3. Участники занятия: воспитанники второго года обучения.
  4. Структура  занятия  по ознакомлению и работе с новым материалом.
  5. Методы обучения, используемые на занятии:
  • по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;
  • по степени взаимодействия педагога и обучающихся: беседа, диалог, самостоятельная работа;
  • в зависимости от конкретных дидактических задач: объяснение,  обсуждение материала;
  • по характеру познавательной деятельности обучающихся и участия педагога  в учебном процессе: репродуктивный метод;
  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, классификационный.
  1. Формы работы на занятии: фронтальная, индивидуальная,

     групповая.

  1. Технологии, используемые на занятии:  технологии развивающего обучения – интегрированная, театрально-игровая.
  2. Цель занятия:

         Распределить роли по пьесе «Почему проснулся Ёжик» между воспитанниками театра, учитывая  исполнительские возможности каждого ребёнка.                                                            

           Задачи:                                                                  

     Образовательные: 

  • Учить детей анализировать новую пьесу,  видеть  её  идею.
  • Помогать детям  в обсуждении образов действующих лиц, их поведения и взаимоотношений.
  • Учить изменять голос, манеру речи в соответствии с характером персонажа пьесы.

     Развивающие:

  • Развивать интонационную выразительность речи, умение передавать голосом  различные душевные состояния и отдельные черты характера кукольных героев, их манеру речи.
  • Способствовать развитию творческой самостоятельности в передаче образа.                                                        

Воспитательные:

  • Подвести детей к пониманию того, что все роли  важны и значимы.
  • Воспитывать в детях уверенность в себе, в своих силах и возможностях.
  1. Тип занятия: смешанное.  

Ход занятия

  1. Организация начала занятия (5мин.)
  • Приветствие.
  • Заполнение журнала.
  • Организация детьми рабочего места.
  • Инструктаж по правилам поведения на занятии в театральной студии.
  • Дети становятся в круг. «Психологическая настройка» (Педагог предлагает ребятам улыбнуться и молча пожелать друг другу хорошего настроения).

  1. Сообщение темы, цели, задач (2 мин.)

        - Тема сегодняшнего занятия – «Распределение ролей по новой пьесе, которую мы с вами выбрали, «Почему проснулся Ёжик».

- Сначала мы вспомним содержание пьесы, поговорим о ней.

- Затем, после небольшой разминки, потренируемся говорить разными голосами за каждого героя, используя мимику.

- Учитывая ваши голосовые данные и исполнительские возможности, распределим роли и попробуем почитать по ролям.

- В конце занятия мы подведём итог.

3) Работа над пьесой (5 мин.)

        - Теперь давайте сядем поудобнее  и поговорим о выбранной нами пьесе.

- Почему мы её так назвали?

- Какие куклы участвуют в пьесе? Кто главный герой? Почему вы так думаете? Какой, по вашему мнению, Ёжик по возрасту, по характеру?

- С чего  всё начинается?.. Каким мы должны изобразить Зайца? Почему?

- Быстро герои дошли до Деда Мороза? Кто же помешал им?

- Каким вы видите Волка?

- Как им удалось спастись? Что помогло?

- Кто же встретился потом?

- Как дальше разворачиваются события в пьесе?

- Зачем Ёжик и Заяц всю дорогу учили песенку? Успели они её выучить?

- Как вели себя наши герои в гостях? Понравилось им там?

- Как вы представляете терем Деда Мороза? Какой он?

- Понравился ли Деду Морозу подарок от зверюшек?

- Чему учит сказка?

- Теперь, прежде чем  работать над голосами, проведём разминку для голоса.

  1. Артикуляционная гимнастика – разминка для голоса (5 мин.)

       - Итак, давайте встанем в круг.

  • Упражнение  на освобождение мышц «Взрыв»

       - Теперь я прошу взять зеркала и встать на свои места.

- Продолжаем…

  • Упражнение для разогрева  мышц лица «Назойливый комар»
  • Упражнения для губ:  «Воронёнок»,

                                           «Улыбка-хоботок»,

                                           «Шторки» (звуки В – М – З )

  •  Упражнения для языка: «Змея»,

                                               «Коктейль»                  

  • Разогрев речевого аппарата:

               Упражнения  на  дыхание: «Собачье дыхание и лай»

               На рождение звука: «Корни» (звук А)

                                                  «Антенна» (звук И)

               На развитие диапазона голоса: «Этажи»

        - Всем спасибо, теперь давайте сядем за стол и  уберём зеркала на стол возле себя, они нам ещё понадобятся.

5) Творческое применение знаний и умений (15 мин.)

        - Мы подготовили свой речевой аппарат к активной  творческой работе, теперь нам  предстоит  научиться  подбирать голоса нашим героям. Что нам в этом помогает? Достаточно ли просто изменить голос?  (Нет, обязательно помогает мимика.)

        - Я вам сейчас раздам пиктограммы. Они нам помогут вспомнить об эмоциях, без которых вообще невозможно играть.

  • Упражнения с пиктограммами.

Дети, глядя на карточку, называют эмоцию и изображают её с репликой одного из героев.

          - А теперь вспомним героев сказки в порядке их появления. (Ёжик, Заяц, Лиса, Волк, Дед Мороз, Снегурочка). Попробуем их озвучить. (Можно использовать кукол).

  • Упражнения на изменение голоса, распределение ролей.

Дети по очереди произносят те или иные реплики за героев сказки. Все вместе решают, у кого чей голос получается более похожим.  Распределяются  роли.

- Теперь попробуем почитать по ролям каждый за своего героя.

  • Читка по ролям за столом  ( по фрагментам).
  • Обсуждение работы.

  1. Проверка имеющихся  теоретических знаний  (3 мин)

- Теперь  давайте вспомним, что такое реплика? (Слова героя в спектакле).

- Что такое ремарка? (Пояснения автора).

- Изобразите, с какой мимикой легче озвучить малыша?

- Как получается грубый голос?

  1. Итог занятия (5 мин.)

- Что на занятии сегодня вам особенно понравилось? Почему?

- Чему новому вы сегодня научились?

- Все ли справились с задачами занятия?

- У всех  ли получается озвучивать своего героя так, как хотелось бы?

  1. Уборка рабочего места, кукол  и  реквизита (5 мин.)

Необходимое оснащение: театральная  ширма, куклы  (необходимые по сценарию)

Для каждого ребёнка: карманное зеркальце, копия  сценария.

Наглядные пособия: карточки – пиктограммы

Литература

1. Сценарий «Почему проснулся Ёжик» (авт.)

2. Театр, где играют дети: Под ред. А.Б.Никитиной.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 288с.; илл. 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 «Почему проснулся Ёжик»

Сценарий кукольного спектакля  Е.Захаровой

Действующие куклы:

Ёжик

Заяц

Лисица

Волк

Дед Мороз

Снегурочка

На ширме – зимний лес.

Звучит музыка, затем -  звонок будильника.

Появляется, зевая и потягиваясь, Ёжик.

Ёжик: Ну вот, проснулся… (Оглядываясь по сторонам). Ой, а что это такое белое  (трогает лапкой)  и холодное? (Нюхает, ещё раз трогает.) Кажется, я догадался… Это же снег, про который мне рассказывали друзья! (Обращаясь к зрителям). Правильно, ребята?

Ёжик радостно начинает бегать по снегу, прыгать, кувыркаться,

радостно что-то напевая.

Ёжик: Так вот ты какая, Зима снежная!!! (Чихает и вдруг прислушивается.) Т-с-с, тихо! Кажется, кто-то сюда  идёт. Спрячусь  на всякий случай. (Сворачивается клубочком).

Появляется Заяц.

Заяц  (Идёт, весело напевая): Ёлочка- ёлка, лесной аромат,

                                                    Очень ей нужен красивый наряд…

(Останавливается почти возле Ёжика.) Так, надо отдохнуть немного. (Глядя на Ёжика) Вот на этом пенёчке и посижу. (Подходит и пытается сесть, но тут же вскакивает) Ой!!! Колется! (Смотрит на «пенёк») Эй, пенёк, ты чего такой колючий?

Ёжик (обидевшись, поднимается): Я не пенёк!..

Заяц (радостно): О, Ёжик! Привет!!!

Ёжик: Привет, Заяц!

Заяц: Ты чего это здесь делаешь, а? Ты же спать сейчас должен!

Ёжик: А я… я уже поспал немножко! Теперь хочу  Новый год увидеть и Деда Мороза  тоже, и Снегурочку…

Заяц: Так  это же здорово!!! Я как раз иду к Деду Морозу в гости! Значит, нам с тобою по пути! Пойдём! Повторяй за мной!.. (Поёт.) Ёлочка-ёлка, лесной аромат… (Уходят, напевая песенку.)

Звучит музыка. Выбегает, принюхиваясь, Лисица.

Лисица (водит носом, пытаясь разобраться, кем пахнет): Вроде Ёжиком пахнет… Или Зайцем?.. Или Ёжиком?.. Фу ты, совсем запуталась… Ну ничего, сейчас разберёмся. (Прячется за кустик.)

Ёжик и Заяц (выходят с песенкой): Пусть эта ёлочка в праздничный час

                                                              Каждой иголочкой радует нас…

Лисица (выбегает навстречу): Попались, голубчики! Так вас ещё и двое!

Какая прелесть! И завтрак, и обед пожаловал!

Ёжик (чуть не плача): Тогда пусть я буду завтраком!

Лисица: Да конечно! С тебя и начну!

 

Ёжик сворачивается клубочком.

Лиса несколько раз пытается его укусить,

 но каждый раз  отскакивает, как  ужаленная..

Во время лисьих попыток Ёжик кричит Зайцу, чтоб тот убегал.

Заяц убегает. Ёжик, улучив момент, тоже убегает.

Лиса (плачет): Ой, как больно-о-о!  Всю шубку мне испортил, Ёж противный! Обманули меня! Голодной оставили-и-и… Ну ничего, мы ещё встретимся!!! (Уходит.)

Звучит музыка  Выходит грустный Заяц.

Заяц (готов расплакаться): Где же теперь Ёжик? Что с ним?

Ёжик (догоняя Зайца, весело кричит): Я здесь! Я живой!.. Ты, Заяц, за меня не бойся – меня  моя колючая  шубка бережёт!

Заяц: Хорошая у тебя шубка!

Малыши радостно обнимаются  и с песенкой продолжают путь.

Вслед за ними бежит Волк. Он, напевая  ту же песенку (передразнивая зверюшек), пробегает вдоль грядки ширмы и снова исчезает.

Снова с песенкой появляются Ёжик и Заяц, останавливаются.

Заяц: Ну что, Ёжик, запомнил песенку?

Ёжик: Не совсем ещё…

Заяц: Не расстраивайся. Пока дойдём до Деда Мороза, как раз успеешь выучить.

Появляется Волк, наконец-то догнавший наших героев.

Волк (кричит  первое, что пришло в голову): Стоять! Лежать!..

Заяц и Ёжик в растерянности выполняют приказания Волка,

понимая, что от  него  не убежать.

Заяц (весь  дрожа от страха): Ой!..

Ёжик (тихонько Зайцу): Действуем по старому плану.

Волк (облизываясь): Вот  это везуха! Сразу тебе и первое блюдо, и второе!!!

Ёжик (обречённо): Можно, я буду первым?

Волк: Можно. Мне  всё равно,  кого  есть  вначале. Начну с тебя.

Ёжик сворачивается клубком.

Пока Волк пытается за  него взяться, Заяц убегает.

Волк: Врёшь, Ёж, не уйдёшь… Всё равно я тебя съем. (С обидою.) Сам ещё первым напросился. Возьму  вот  и с  Зайца  начну. (Оглядывается.) А  где  же  он?

Волк ищет по сторонам Зайца. В это время убегает Ёжик.

Волк: Эй, где же вы? Так же нечестно! Эх, башка  моя пустая! Упустил такую  вкуснятинку!  (Очень расстроенно.)  Пойду другую добычу искать. Лес большой - может  ещё повезёт!..   (Уходит.)

Звучит музыка.

На ширме  появляется декорация терема Деда Мороза.

Выходят Заяц и Ёжик.

Заяц: Ёжик, смотри, мы пришли! Ура!!!

Ёжик: Неужели  это терем  Дедушки Мороза?

Заяц: Да, и живёт он здесь со своей внучкой Снегурочкой.

Ёжик: А она красивая, эта Снегурочка?

Заяц: Да ты её сам сейчас увидишь!

Ёжик: Что-то я разволновался совсем…

Заяц: Спокойно… Надо узнать, дома ли дедушка. (Кричит.)  Дедушка  Мороз!!!

Ёжик и Заяц  ждут, но  никто не откликается.

Ёжик: А может быть, вместе крикнем?

Заяц: Давай попробуем.

Вместе: Дед  Мороз!!!

Но в ответ – опять тишина.

Заяц: Странно. Он ведь приглашал – значит, должен быть дома.

Ёжик (к зрителям): Ребята, может, вы нам поможете? Крикнем вместе.

Ёжик и Заяц кричат вместе со зрителями: «Дед  Мороз!»

Наконец-то из терема выходят Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз: Здравствуйте, гости мои желанные, гости мои  долгожданные!

Снегурочка: Мы с дедушкой очень-очень  рады  вас видеть!

Дед Мороз: А готовы ли вы Новый год с нами встречать, хороводы водить вокруг ёлочки, песни  петь, играть?

Заяц: Да, дедушка!

Ёжик: Готовы!

Дед Мороз: Это очень хорошо! Сейчас проверим.

Снегурочка: Сначала мы с дедушкой  вам загадки  загадаем. Слушайте внимательно!

Дед Мороз: Загадка первая: «Не зверь, а воет».

Заяц (задумчиво): Если бы зверь, то это был бы Волк … (догадавшись, радостно) А-а-а, ветер!!!

Снегурка: Молодец, Зайчик! А вот эта: «Скатерть бела весь свет одела»?

Ёжик: Я-я-я! Я знаю!!!  Я  сегодня  проснулся  и его увидел! Это снег!!! Он всю землю закрыл, как будто скатерть белая  лежит!

Дед Мороз: Правильно! Теперь загадка потрудней: «С неба – звездой, в ладошку – водой!»

Заяц: Ну, это же  совсем  просто – это снежинки с неба падают как звёздочки, а потом в воду превращаются, потому что тепла боятся.

Снегурка: Какой ты смышлёный, зайчонок! А  ты знаешь, «какая игрушка стреляет как пушка»?

Ёжик (с восторгом): Я знаю! Хлопушка! Хлопушка!!! Мне мама на день рождения такую  хлопушку  дарила! А она  ка-а-ак  хлопнет – и  всё посыпалось…

Дед Мороз: Внученька!  Гости-то  наши, действительно, приготовились хорошо! Как они  ловко все  загадки  отгадали!

Заяц: Дедушка Мороз! А что мы теперь делать будем?

Дед Мороз: А давайте в снежки играть!

Заяц и Ёжик (хором): Давайте!!!

Звучит музыка. 

Зверюшки  перекидываются снежками  с  Д.М. и Снегуркой.

Ёжик (устав немного): Ой, как здорово поиграли…

Заяц: Да-а-а…

Дед Мороз: Ну вот, пришла пора и подарки вам вручить!..

(Обращаясь в сторону терема): Эй, мешок мой! Раз-два-три!

                                                         Ну-ка, к  деду прибеги!!!

Звучит музыка.

Из терема выбегает «живой мешок» и начинает плясать.

Дед Мороз: Хватит- хватит, всё, порадовал нас. Остановись! (Подходит к мешку, «развязывает» его.) Что же здесь у нас такое??? А здесь … веселы  и ярки  - всем мои подарки!

Снегурка: Да, подарки  хороши! Разбирайте, малыши!

Дед Мороз и Снегурка вручают подарки Ёжику и Зайцу.

Заяц: Спасибо тебе, Дедушка  Мороз!

Ёжик: Спасибо большое!

Заяц: А мы тоже подарок приготовили тебе…

Дед Мороз (взволнованно): Мне?.. Подарок?..

Ёжик: Ага! …И Снегурочке.

Заяц: Мы вам песенку споём.

Ёжик: Про ёлочку!

Снегурка: Это ведь любимая  дедушкина песенка! Можно, и мы с вами её петь будем?

Заяц: Конечно!..

Звучит «Песенка о ёлочке» 

в исполнении всех героев.

Дед Мороз:  Какой замечательный подарок вы нам приготовили! Спасибо!

Снегурка: Спасибо, друзья!!! Жаль, что уже пора прощаться!

Дед Мороз:  Обещали мы заглянуть в лесной  детский  сад! Ждут они нас. Да и вас, наверное, мамы заждались…

Дед Мороз и Снегурка поворачиваются лицом к зрителям.

Снегурка:  Все-все, кто ждёт Мороза в гости,

Пошире  двери  распахните!

Пусть к вам с  подарком новогодним

Приходит сказка! Только ждите!

Дед Мороз: Пусть исполняются желанья!

 Здоровье будет очень крепким!

 Пусть ваши школьные старанья

 Хорошие несут отметки!

Счастья вам  всем…

Снегурка: …и до встречи в Новом году!

Все вместе: С Новым годом!

Дед Мороз (Ёжику и Зайцу): Ну а теперь идёмте, малыши,  мы  вас проводим!

Звучит финальная музыка.

Герои уходят.

Юные артисты театра кукол «Капитошка» с героями  спектакля

«Почему проснулся Ёжик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа «Театр и мы» для дополнительного образования детей (объединения «Детский театр»)

Программа «Театр и мы» рассчитана на три года обучения:  для детей среднего школьного звена, с одиннадцати до тринадцати лет. Коллектив формируется с уч...

Конспект открытого занятия Образцового детского коллектива театра "Золотой ключик"

Тема занятия: "Введение в образовательную программу "Театральное творческтво. Театр "Золотой ключик"...

Роль театра.Какие роли мы играем

Внеклассное занятие с элементами театральной деятельности.Взаимодействие детей и родителей.Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...

Цикл занятий «Дети и театр кукол» отражающий внедрение и реализацию педагогических технологий в системе дополнительного образования детей.

Данная учебно-методическая разработка содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра  в условиях дополнительного образования....

Конспект открытого занятия «Особенности детского творчества при работе с куклами настольного театра» (для детей от 4 до 7 лет)

Цель: научить детей показывать простейшие театральные постановки при помощи персонажей настольного кукольного театра, способствовать творческому развитию и мелкой моторики.Задачи:Образовательные &nda...