ФЦПРО и ФЦПРЯ: новые возможности развития системы образования
статья по теме

Новоселова Ирина Анатольевна

«Педагогический         совет»

В 2017г. я  принимаю участие в  городском конкурсе «Учитель года Сочи». Одним из конкурсных заданий является выступление на педагогическом совете по предложенным темам.  Тема моего выступления посвящена  новым возможностям развития системы образования в связи с внедрением Федеральной целевой программы  развития образования на 2016 - 2020 годы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской конкурс «Учитель года Сочи-2017»

«ФЦПРО и ФЦПРЯ: новые возможности развития системы образования»

Новоселова И.А., учитель биологии МОУ СОШ №86 г.Сочи.

Ознакомившись с Федеральной целевой программой  развития образования на 2016 - 2020 годы, я хочу поделиться своими мыслями по вопросу реализации поставленных в программе задач.

Целью Программы является создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Очень важным в постановке цели программы мне кажется ориентация образования на решение не только образовательных задач, но и социальных. Поскольку в современных, довольно тяжелых, экономических условиях,  когда каждый ребенок знает, что такое «экономический кризис», получение  доступного  образования зачастую связано с решением сложных материальных проблем для многих семей Российской Федерации.

Указанная в программе цель предполагает решение нескольких задач.

Первая задача, это  «Создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании».        Она будет осуществлена путем  реформы системы среднего профессионального и высшего образования.  Включает в себя как создание новых моделей вузов, так и эффективное использование межрегиональных отраслевых ресурсных центров, межрегиональных центров прикладных квалификаций, что в масштабах нашей страны может стать важным элементом профессионального образования. А также при решении данной задачи уделяется большое внимание индивидуализации образовательных траекторий, технологий проектного обучения, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача вторая «Развитие современных механизмов и технологий общего образования»  наряду с обеспечением внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования, подразумевает комплекс мероприятий, направленных на сопровождение школ с низкими результатами обучения и школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях.  Школы, в силу своей удаленности от крупных образовательных центров,  в разных регионах, по экономическим  показателям, условиям финансирования и обеспечения педагогическими кадрами, (а иногда и в депрессивных районах с отсутствием инфраструктуры, наличием экологических и социальных проблем),  не всегда способны предоставить качественные образовательные услуги.

Решение этой задачи предполагает  совершенствование системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Кроме того, повышение профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, сопровождение внедрения профессиональных стандартов педагога и руководителя – все это  в рамках задачи 2.

Повышение профессионального уровня педработника -  это, несомненно, хорошо. 200 тыс. работников прошли переподготовку и повышение квалификации по 50 востребованным и перспективным профессиям и специальностям профессионального образования в не менее чем в 50 процентах профессиональных образовательных организациях (из Паспорта Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы).  В сфере образования существует большое количество профессиональных конкурсов, которые проходят на разных уровнях.  Однако, не секрет, что многие школы в конце августа сталкиваются с проблемой нехватки педкадров, педагоги уходят из школы. А поступающие на работу выпускники педагогических ВУЗов или студенты старших курсов зачастую не выдерживают той нагрузки, которая ложится на плечи педагога помимо преподавания.  Встречаясь на семинарах, педагоги делятся опасениями об отсутствии молодых специалистов, средний возраст работающих в школе педагогов, по моим наблюдениям, составляет 50 лет.

 Решение кадрового вопроса для общего образования, на мой взгляд, одна из главных задач образования.

Задача  третья  «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей» направлена  в первую очередь на реализацию программ дополнительного образования детей и поддержку системы учреждений дополнительного образования. В учреждениях дополнительного образования  реализация идей, заложенных в ФГОС нового поколения, возможна быстрее, чем в других учебных заведениях. Педагоги дополнительного образования имеют возможность  реализовывать процесс обучения именно с позиции развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности, могут влиять на профессиональное самоопределение школьников, способствовать эффективному использованию на практике полученных умений, знаний и навыков, расширяя и углубляя школьные знания.

Реализация третьей задачи перекликается с положениями «Концепции развития дополнительного образования детей в РФ», согласно которой  дополнительное образование является механизмом поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей.  

Программа предполагает реализацию  проекта по созданию детских технопарков на территории субъектов Российской Федерации.   В паспорте Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы я обнаружила следующие данные: «реализованы 4 проекта по разработке новых моделей и технологий дополнительного образования; в субъектах Российской Федерации создано не менее 9 детских технопарков; для всех субъектов Российской Федерации разработаны модели создания и функционирования детских технопарков с участием негосударственного сектора, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики».  В масштабах нашей страны 9 центров – технопарков – это слишком мало, чтобы охватить  одаренных детей и детей, склонных к творческой, технической деятельности. Существующий в Сочи  образовательный центр «Сириус» показывает необходимость  значительного увеличения количества подобных образовательных центров и доступность в них не только школьников по отбору, но и школьников близлежащей местности.

Задача  четвертая «Создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики» тесно связана с решением задач 2 и  3: это обеспечение доступности качественного образования независимо от места проживания, социального статуса, состояния здоровья. В этом случае примером может служить организация работы ГБОУ Лицей№1303 г.Москвы, который я посетила в рамках программы всероссийского конкурса «Мой лучший урок».   Образовательный процесс в лицее тесно связан с практической  отработкой навыков и знаний на базе московских НИИ, предприятий химической, пищевой промышленности, медицинских учреждений.  Лицеисты  имеют возможность на базе действующих предприятий познакомиться с профессиями химической отрасли.

Пятая задача  «Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов» предполагает создание новых механизмов системы оценки качества функционирования образовательных организаций. В рамках Программы  будет создана национально-региональная система независимого мониторинга и оценки качества образования, т.е. система внешней оценки результатов образования в интересах личности, общества, рынка труда, государства и непосредственно самой системы образования. Однако, мне кажется, срок отведенный на выполнение пятой задачи, слишком мал, чтобы обеспечить создание новых инструментов и оценочных процедур (включая международные исследования качества образования). А неадаптированное внедрение международных инструментов оценки качества может только осложнить сами процедуры оценки.

Таким образом, перед  системой образования стоят большие, требующие внимательного подхода, задачи, решение которых, возможно, станет новой ступенью в развитии всего российского образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.

Огромный поток информации  сыпется на  головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты  из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...

Системно-деятельностный подход - новые возможности повышения качества образования

Выступление на круглом столе "Системно-деятельностный подход как ресурср повышения качества образования" 12.03.2015 г. в МОУСОШ № 2 г. Серпухова Московской области...

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Материал будет полезен административным работникам ОО, учителям - прредметникам,начинающим и реализующим процессы цифровизации в своих школах....

Педагогический совет по теме « Цифровая образовательная среда – новые возможности развития детей и взрослых»

Цель:Обобщить опыт работы учителей школы  в использовании цифровых и электронных образовательных ресурсов   и программных средств, применение которых позволяет повысить качество препода...

Перспективы и новые возможности развития качества образования через работу школьных методических объединений в условиях цифровой образовательной среды

Перспективы и новые возможности развития качества образования через работу школьных методических объединений в условиях цифровой образовательной среды...

« Цифровая образовательная среда – новые возможности развития детей и взрослых»

laquo;Цифровая образовательная среда» — федеральный проект, рассчитанный до 2024 года и нацеленный на создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, которая обеспечит в...