Урок мужества, посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной Войны.
план-конспект на тему

Светлана Александровна Рогалёва

Урок мужества, посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной Войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytove_zanyatie_poinery_geroi_.docx304.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок мужества, посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной войны.

Цели:

  1. Воспитание патриотизма, гордости за свою Родину и её героев.
  2. Воспитание уважения и глубокой признательности прошлым поколениям, отстоявшим ценой своей жизни независимость нашей Родины.
  3. Воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.
  4. Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы
  5. Познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

Оборудование: мультимедийный проектор, книги о героях-пионерах ВОВ, фотографии героев, видео ролик «Дети войны», песня «День Победы»,.

Ход занятия;

Видеоролик «Дети войны»

Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие. Это занятие мы проводим в те дни, когда страна готовится к государственному празднику – Дню Победы.

-Ребята, как называется наша страна? Правильно Россия, а какая она наша Россия? Это наша Родина. Родина- страна, в которой человек родился и живет. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок-деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

 

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем

Мы Родиной милой,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей зовем.

                        (М. Лисянский.)

       За тысячелетнюю историю России много произошло событий. На нашу Родину не раз нападали враги.

...Летней ночью, на рассвете, 

Гитлер дал войскам приказ 
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,— 
Это значит — против нас.

Из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР (Ю.Левитан)

Учитель начинает тему с исторического экскурса в прошлое: Из сообщения мы с вами услышали, что на рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину, прервав мирный труд русского народа. Началась Великая Отечественная война 

Словарик

Великая – потому что это было громадное, грандиозное, историческое событие; за победу над врагом наш народ заплатил дорогой  ценой – в войну погибло 20 млн. советских людей.

Отечественная- потому что советский народ в этой войне защищал свою Родину, Отчизну, своё Отечество.

Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые (мужчины и женщины) уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных.

Учитель обращается к детям с вопросом: «Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, а кто остался дома?».

Ответ: Старики, женщины , дети. Да, правильно! 

Грозный сорок первый… Как он изменил судьбы! Обагрил кровью и слезами детство. Сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок. Разрушил светлые мечты…

Но не может рассказать история, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата… О чём думал голодный десятилетний мальчик, варивший в воде кожаный ботинок … Но дети в ту суровую пору были не только жертвами. Они становились и воинами.

  Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью!

Маленькие герои большой войны. Они сражались повсюду. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что сегодня этому трудно поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких граждан – обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями.

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной.

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те, кому в 41-м было чуть побольше, чем нам сегодня, те, кто на груди с гордостью носил пионерский галстук, совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем, тех мальчишек и девчонок, что шли вперед, и падали и пели. Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах  Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Витя Коробков, Боря Цариков, Толя Шумов.

Физкультминутка.

Валентин Котик

В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад.. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым, скончался на руках товарищей. Ему было 14 лет.К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль “Партизану Отечественной войны” II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток.

Мы вспомним о болях тех давних.
В них совершен был подвиг не один.
Вошёл в семью героев наших славных
Отважный мальчик Котик Валентин

Лёня Голиков.

Лёня Голиков собирал сведения о численности и вооружении врагов. Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию. Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. Когда  фашисты   заняли  родную  деревню   Лени,  он  ушел  в  партизаны.   Леня  не   раз  ходил  в  разведку,   приносил   сведения   о   расположении   фашистских    частей.     13  августа   1942   г.  Леня  с   партизанами  отправился    в   разведку   к  шоссе.  Выполнив  задание,   партизаны  уходили  в  лес,  Леня  шел  последним.    В  это  время  вдали   показалась   немецкая  штабная   машина.    Леня  швырнул  гранату.   Машину  подбросило.     Из   кабины  выскочил   гитлеровец    с  портфелем     и   побежал.    Около  1  км.     Леня  бежал   за  ним,   наконец,   он  сразил  врага  последним  патроном.   Это   был   немецкий   генерал.   Портфель   с   важными   документами   Леня  доставил   в   партизанский   штаб.    И   они  немедленно   были  отправлены   в   Москву.   Из  Москвы  пришла   радиограмма   -    предлагали  представить  к   высшей  награде   всех  участников   операции  по  захвату     важных  документов.     Но  мальчику  не   удалось  узнать   о   своем   награждении.     Он   погиб   24   февраля   1943  г.

Бесстрашное имя – награда герою
Он вашим ровесником был
Споёмте о том, как любимец отряда
Бесстрашно в разведку ходил.
Споемте о том, как летали с пути эшелоны,
Которые он подрывал.
Всем сердцем в победу грядущую верил,
В бою он отчаянным был.
Недаром однажды фашистcкого зверя
В чинах генеральских подбил.
Вернулся в отряд он с бесценным пакетом.
Уснул у костра на земле
Не снилось ему, что о подвиге этом
На утро узнают в Кремле.
Что будет герою Звезда золотая -
Награда за воинский труд.
Что люди, о подвиге славном мечтая,
На Лёньку равненье возьмут.
 

Марат Казей

Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был полностью уничтожен.

Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат был награжден медалями “За боевые заслуги” “За отвагу”. Однажды, выполняя задание, он встал во весь рост и с гранатой пошел на врагов. Мать  белорусского  мальчика   Марата  Казея  помогала  партизанам.    За   это  ее   фашисты   повесили.    Марат  поклялся  отомстить   врагам.     Он   стал  партизанским   разведчиком.  Он   хорошо   запоминал   расположение  немецких  постов,   помнил,   где  замаскированы    вражеские  пушки,   где  расставлены   пулеметы.    Наряжаясь   пастухом  или  нищим ,  он   отправлялся  во  вражеский  гарнизон,   всегда  возвращался    с   ценными   сведениями.    Однажды   в   разведке   фашисты   окружили  его   и   хотели  взять  в  плен   живым,   но  Марат  понял  это.    Он   отстреливался   до  последних  патронов,   когда  же  фашисты  подошли  совсем   близко,  он  взорвал  около   себя   гранату.    Марат  погиб   сам,  но  вокруг   него  полегло   немало  врагов.   Он   был   награжден   посмертно   орденом В.О.В.1-й  степени  и  удостоен  звания   героя   Советского  Союза.

Навстречу им в своё бессмертье
Он сделал несколько шагов…
И грохнул взрыв, и грозным смерчем
Смело озлобленных врагов. /В. Алексеев/

Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик. Мы знаем имена этих героев. А сколько их ещё было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?!

За мужество и отвагу в годы жестоких испытаний более 3,5 млн. наших ровесников были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с весёлыми играми и забавами, маленькие дети по 10 – 12 часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.

Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом. Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Вязали тёплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

Сегодня мы прикоснулись к жизни целого поколения – военного поколения.

- Что вы можете сказать о детях войны?

- Какими качествами они обладали?

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали о них?

Почти четыре года длилась Великая Отечественная война, но наш народ мужественно сражался и дал отпор врагу.

Отрывок С.Михалков «Быль для детей»

Дни бежали и недели,
Шёл войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.
Не расскажешь даже в сказке, 
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски 
Под Москвой и под Орлом. 
Как, на запад наступая, 
Бились красные бойцы-
Наша армия родная
Наши братья и отцы…

Люди празднуют Победу! 
Весть летит во все концы: 
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы
Здравствуй, воин-победитель, 
Мой товарищ, друг и брат, 
Мой защитник, мой спаситель — 
Красной Армии солдат!

День Победы песня.

G:\С телефона\20150416_180555.jpg

G:\С телефона\20150508_124325.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока для 7 и 8 классов: «Математики в годы Великой Отечественной Войны»

Урок посвящен памяти математиков, участвовавших в разгроме немецко-фашистских войск в годы ВОВ....

"Подвиг работников дошкольных учреждений в годы Великой Отечественной войны"

В исследовании описана организация работы детских дошкольных учреждений в годы Великой Отечественной войны. Раскрыта роль воспитателей в сохранении жизни, здоровья, воспитания, обучения и по...

Внеклассное мероприятие: Урок мужества , посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной войны".

Без любви к Родине, к ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущее. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком. Современ...

проект "Юные защитники Ленинграда в годы Великой Отечественной войны"

Проект подготовлен для беседы с детьми разного возраста на тему Великой отечественной войны...