Рабочие программы по дисциплине "Основы православной культуры" 5-11 кл.
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Егорушкина-Миронцева Оксана Ивановна

Данные рабочие программы составлены на основе учебной программы учебного историко-культурологического курса «Основы православной культуры» Бородиной А.В. Издательство «Экзамен» для 1-11 классов, 2015 г.

Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравится, но не считаться с ним нельзя.

Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя.

История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.

Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

5-7 КЛАСС

                            Учитель: Егорушкина-Миронцева Оксана Ивановна

Утверждено:

Приказ №____

От «___» ___________ 2016 г.

Директор школы ___________ /Редкокашин В.П.

г-к Анапа

2016 – 2017 учебный год 

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе учебной программы учебного историко-культурологического курса «Основы православной культуры» Бородиной А.В. Издательство «Экзамен» для 1-11 классов, 2015 г.

В 5 классе на изучение «Основ православной культуры» выделено 34 часа.

Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравится, но не считаться с ним нельзя.

Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя.

История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.

Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.

Планируемые результаты

По окончании изучения учебного предмета «Основы православной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.

Требования к личностным результатам изучения учебного предмета «Основы православной культуры»:

  • осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
  • развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
  • знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
  • осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
  • умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
  • настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание программы учебного предмета 5 класс

Вводный урок. Что такое церковнославянский язык и почему мы его изучаем. – 1 ч.  

Тема 1. «ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПИСЬМЕННОГО ЯЗЫКА СЛАВЯН» — 3 ч. Для чего создавалась славянская азбука. Славянские народы. Славянские языки. История создания славянской письменности. Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки. Церковнославянская азбука. Азбука и алфавит. Назначение церковно-славянского языка. Гражданская азбука и основные изменения в ней. Общее понятие о развитии языка, об орфографической и фонетической эволюции древнеславянского — церковнославянского — русского языка. Современный русский алфавит. Первые книги на Руси. Монастыри как центры русской учѐности. Изготовление книг.  

Тема 2. «ИЗУЧАЕМ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКУЮ ГРАМОТУ» — 6 ч. Буквы ер и ерь. Буквы, передающие один и тот же звук. Буквы есть и ять, иже и и. Буквы юс малый и я, он и омега.  Буквы земля и зело, ферт и фита. Буквы ук и ижица.  Буквы кси, пси, от.  

Тема 3. «НАДСТРОЧНЫЕ ЗНАКИ» — 3 ч. Придыхания. Ударение. Титла простые и буквенные.  

Тема 4. «ОСОБЕННОСТИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО- ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИ» — 1 ч. Правила чтения по-церковнославянски. Употребление заглавных букв.  

Тема 5. «РОЛЬ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНИЗМОВ В ЛИТЕРАТУРНОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ» — 1 ч. Церковнославянские слова в русском языке. Понятие о высоком литературном стиле.  

Тема 6. «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ» — 1 ч. Употребление знаков препинания в церковнославянских текстах.  

 23

Тема 7. «ОБОЗНАЧЕНИЕ ЧИСЕЛ В ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ» — 3 ч. Буквы, обозначающие единицы и числа второго десятка. Буквы, обозначающие десятки.  Буквы, обозначающие сотни и тысячи.  

Тема 8. «ЧТЕНИЕ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИХ ТЕКСТОВ» — 15 ч. Написание, чтение, перевод и толкование текстов. Закрепление материала. Молитва. Назначение молитвы. Молитва церковная и молитва как жанр художественного поэтического произведения. Тропарь. Церковнославянские тексты молитв. Церковнославянский текст Никео-Цареградского Символа веры. Заповеди Ветхого Завета в церковнославянском написании.  Заповеди Блаженства на церковнославянском языке. Нагорная проповедь в произведениях русских поэтов. Евангельские притчи на церковнославянском языке. Притча о сеятеле.  Притча о мытаре и фарисее. Притча о заблудшей овце. Понятие о Псалтири и псалмах. Церковнославянские тексты псалмов. Переложения псалмов русскими поэтами. Алфавит духовный святого Димитрия Ростовского. Тексты на церковнославянском языке о двунадесятых праздниках. Рождество Пресвятой Богородицы: Введение Пресвятой Богородицы во храм. Благовещение Пресвятой Богородицы.  Рождество Христово.  Сретение Господне. Крещение Господне.  Преображение Господне. Вход Господень в Иерусалим. Воскресение Господне – праздников Праздник, Пасха Христова. Вознесение Господне. Пятидесятница.  Успение Пресвятой Богородицы. Воздвижение Честного Креста Господня.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс  5

Раздел

Кол-во

часов

Темы

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

ПРАВОСЛАВНАЯ  КУЛЬТУРА  И  ИСТОРИЯ  ХРИСТИАНСТВА: ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

34

Вводный урок

1

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 1. «История создания письменного языка славян»

3

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 2. «Изучаем церковнославянскую грамоту»

6

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 3. «Надстрочные знаки»

3

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 4. «Особенности чтения и письма по-церковнославянски»

1

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 5. «Роль церковнославянизмов в литературном русском язык»

1

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 6. «Знаки препинания»

1

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 7. «Обозначение чисел в церковнославянском языке»

3

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 8. «Чтение церковнославянских текстов»

15

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Содержание программы учебного предмета – 6 класс

Вводный урок. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ — 1 ч. О чем рассказывает история религиозной культуры. Для чего нужно изучать историю религиозной культуры.  

Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ» — 6 ч. Роль Православия в жизни российского общества. Понятие о культурообразующей религии. Государство и Церковь. Возникновение Православной Церкви. Значение слов «православие» и «ортодоксия». Апостольский, Поместные и Вселенские Соборы. Борьба с еретическими учениями. Символ веры. Отделение Римской Церкви. Возникновение протестантской традиции. Истоки и традиции православного вероучения: суть учения, догматы, понятие о тринитарном учении и христологии. Источники знаний о Боге: Священное Писание, Священное Предание и окружающий мир. Понятие религиозного чуда. Туринская плащаница. Славянское язычество.  Появление первых христиан на Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга и еѐ сын Святослав. Первые христиане-мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси.  

Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» — 8 ч. Библия: история создания, композиция. Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Канон. Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета и Мессии. Книги Нового Завета. Содержание Евангелия.  

Тема 3. «ХРАМ — ДОМ БОЖИЙ» — 7 ч. Храм как явление общественной жизни россиян.  Назначение храма. Разновидности храмов. Прообраз храма — ветхозаветная Скиния собрания и откровения. Устроение Скинии в книге «Исход». Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские храмы, развитие зодчества после крещения Руси. Древнейшие из сохранившихся храмов в России. Особенности строительства храмов; используемые материалы. Крестово-купольная система. Шатровый стиль в России. Название основных частей храмового здания. Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение частей храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас: расположение икон на иконостасе, Царские врата, диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предметы и их назначение. Святыни-храмы православного мира. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Благодатный Огонь над Гробом Господним. Доставление Благодатного огня, в мае 1992 г. в Россию. Новый Иерусалим. История возникновения выражения «сорок сороков» (о московских храмах). Храмы Московского Кремля.  

Тема 4. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО» — 10 ч. Религиозная тематика в искусстве разных народов.  Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и поэтов на религиозные темы.  Церковное искусство. Назначение и особенности православного искусства. Русская икона, еѐ назначение, содержательные и изобразительные особенности. Иконопись на Руси: творческая переработка русскими мастерами византийских традиций.  Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный.  Русские иконописцы: Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублѐв и другие. Особенности иконотворчества. Представление об исихазме. Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери.  Иконография Богородичных икон. Иконографические типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса, Панахранта, Агиосаритисса.  Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская, Новгородская и Курская Коренная икона «Знамение», Державная, Донская иконы Божией Матери. Иные виды православного искусства: фреска, мозаика, церковное пение. Символы православного искусства.  

Тема 5. «АГИОГРАФИЯ» — 3 ч. Что такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. Жития святого благоверного Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского. Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс 6

Раздел

Кол-во

часов

Темы

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

34

Вводный урок

1

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 1. «Что мы знаем о православии»

6

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 2. «Священное писание»

8

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 3. «Храм — дом божий»

7

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 4. «Религиозное искусство»

10

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 5. «Агиография»

3

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Содержание программы учебного предмета – 7 класс

Тема 1. «О ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ» — 3 ч. Роль человека в истории. Россия в мировой истории. Человек и Бог навстречу друг другу. Древние философы о человеке и обществе. О субъективном понимании истины. Роль универсального духовно-нравственного начала в человеческом обществе. Попытки рационального понимания миссии Христа. Распространение содержания Нового Завета. Откровение Иоанна Богослова. Понятие образа Божия в человеке. Грех, страсть. Антихрист.  

Тема 2. «МИР НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА» — 5 ч. Политическое устроение Римской империи во II–I. Вв. до Р. Х. Древняя Палестина накануне Рождества Христова.  Культура и религиозные верования в Римской империи переломного времени. Кризис верований. Обожествление императора. Ожидание Мессии. Хранение веры израильтянами. Фарисеи, саддукеи, ессеи, ферапевты.  Кумранская община.  

Тема 3. «НОВАЯ ЭРА И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» — 3 ч. Общее приготовление мира к Благовестию. Святая земля в период новой эры. Историчность евангельских событий. Новый Завет как древнейший документ I – начала II вв. Апокрифы. Свидетельства противников христианства о Христе. Иосиф Флавий «Иудейские древности».  Отсчѐт новой эры от Рождества Христова. Религиозное понимание новой эры как эры с Христом. Проблемы вычисления времени рождения Иисуса Христа. Расчѐты Дионисия Малого. Празднование Рождества Христова по юлианскому и григорианскому календарю.  

Тема 4. «КАК ПРИШЛО В МИР ХРИСТИАНСТВО» — 6 ч. Рождение Христа и первые христиане.  Спасение для всех и для каждого. Отношения Христа с каждым человеком как единственным. Овчая купель: понимание духовного смысла исцеления больного у Овчей купальни. Вселенский характер учения Христа.  Язык Благовестия. Форма иносказательного поучения. Притча о благоразумном и неблагоразумном домоправителях. Притча о званных и избранных. Притча о блудном сыне. Апостольская миссия. Проповеди и судьбы св. Апостолов из 12-ти. Апостолы из 70-ти.  

Тема 5. «НАЧАЛО РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ» — 2 ч. Рождение Церкви. Выборы апостола вместо Иуды Искариота. Сошествие Святого Духа.  Жизнь первых христиан. Иаков Праведный – первый епископ Иерусалимский. Происхождение понятия «симония». Отношения в Церкви Христовой. Погибель супругов Анании и Сапфиры. Начало гонений на христиан. Святой первомученик Стефан.  

Тема 6. «ПРОПОВЕДЬ ИСТИНЫ» — 11 ч. Деяния Апостолов из 12-ти. Условия распространения Евангелия. Мученическая кончина святого Апостола Иакова Зеведеева. Проповедничество святого Апостола Андрея Первозванного. Святой Апостол Иоанн Богослов.  Деяния святого Апостола Петра. Обращение в христианство и деяния святого Апостола Павла. Труды Апостолов из 70-ти. Жизнь Божией Матери после Вознесения Иисуса Христа. Удел Пресвятой Богородицы по жребию. Пребывание Божией Матери Афона. Посещение Пресвятой Богородицей Кипра. Успение Пресвятой Богородицы. Апостольский Собор. Причина созыва Апостольского Собора. Решения Апостольского Собора. Книги Нового Завета. Понятия «канон», «подложные книги», «апокриф». Канонический состав Нового Завета. Гонения на Церковь. Причины гонений. Периодизация истории гонений на христиан. Описания гонений епископом и историком Евсевием Памфилом.  Святые мученики первых веков. Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Святой мученик Иустин Философ. Священномученик Поликарп, епископ Смирнский. Священномученик Киприан. Епископ Карфагенский. Святые мученицы раннехристианской Церкви. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Святая великомученица Анастасия Узорешительница. Святые великомученица Екатерина и мученица царица Августа. Святые великомученица Варвара и мученица Иулиания. Апологеты. Возникновение и назначение апологий. Судебная и научная апологетика. Научные противники христианства. Апологетические труды Тертуллиана Квинта Септимия Флоренса, Минуция Феликса, Ермилия, святителя Феофила, историка и епископа Евсевия Памфила. Александрийское огласительное училище. Тит Флавий Климент. Ориген.  

Тема 7. «ЦЕРКОВЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ» — 1 ч. Святой равноапостольный Константин Великий. Эдикт 311 г. Миланский эдикт. Святая равноапостольная царица Елена и еѐ труды на Святой земле. Воздвижение креста Господня. Строительство храма Вознесения в Иерусалиме. Константинополь – первая христианская столица.  

Тема 8. «РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО» — 2 ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс  7

Раздел

Кол-во

часов

Темы

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО

34

Тема 1. «О понимании истории»

3

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 2. «Мир накануне рождества христова»

5

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 3. «Новая эра и рождество христово»

3

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 4. «Как пришло в мир христианство»

6

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 5. «Начало раннехристианской церкви» 

2

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 6. «Проповедь истины»

11

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 7. «Церковь государственная»

1

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 8. «Раннехристианское церковное искусство»

2

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Итоговый урок

1

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

8 КЛАСС

                            Учитель: Егорушкина-Миронцева Оксана Ивановна

Утверждено:

Приказ №____

От «___» ___________ 2016 г.

Директор школы ___________ /Редкокашин В.П.

г-к Анапа

2016 – 2017 учебный год 

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе учебной программы учебного историко-культурологического курса «Основы православной культуры» Бородиной А.В. Издательство «Экзамен» для 1-11 классов, 2015 г.

В 8 классе на изучение «Основ православной культуры» выделено 34 часа.

Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравится, но не считаться с ним нельзя.

Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя.

История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.

Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.

Планируемые результаты

По окончании изучения учебного предмета «Основы православной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.

Требования к личностным результатам изучения учебного предмета «Основы православной культуры»:

  • осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
  • развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
  • знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
  • осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
  • умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
  • настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание программы учебного предмета

Тема 1. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА К НАЧАЛУ V ВЕКА» —  7 ч. Иоанн Богослов. Источники вероучения новозаветной Церкви. Ортодоксальная (православная) позиция.  Борьба с ересями. Ереси иудействующих (евиониты, назареи, елкезаиты, самсеи). Гностицизм, манихеи. Николаиты. Антитринитарии. Монтанизм. Хилиазм. Вселенские Соборы. Возникновение монашества. Основные разновидности монашества: отшельничество (анахоретство) и общежительные монастыри (киновии).Антоний Великий — основатель отшельничества.Родоначальник общежительных монастырей — Пахомий Великий. Главная цель монашества — восстановление полноты богообщения. Понятие аскетизма. Писатели и отцы Церкви. Патристика (патрология). Православная патрология. IV век — золотой век святоотеческой письменности. Афанасий Александрийский.Василий Великий, Григорий Богослов.Григорий Нисский, Иоанн Златоуст.  

Тема 2. «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО  НАПРАВЛЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ» — 3 ч. «Римский папа» — появление термина в III–IV вв. Привилегированное положение римского епископа, претендента на почетное и юридическое первенство среди всех христианских епископов. История папства.  Латинизация и христианизация европейских народов с V века.  Развитие «латинского» направления в христианстве на религиозно-политических и правовых прецедентах. Особенности римского богослужения.  Самостоятельное внесение добавлений и изменений в Символ веры в Римской церкви. Латеранские соборы. Разделение Римской империи на Западную и Восточную, упадок императорской власти на Западе. Формальное разделение христианства в 1054 году. Анафема Льва IX и Михаила Керуллария друг на друга. Униформизм латинского христианства, преследование инакомыслящих и инаковерующих.  

Тема 3. «РЕФОРМЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ XI–XII вв.» — 2 ч. Церковные реформы, начатые папой Львом IX. Причины и задачи реформ. Реформа папы Григория VII.  

Тема 4. «КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ» — 3 ч. Исторические и религиозные причины крестовых походов. Призыв папы Урбана II к I крестовому походу на церковном соборе в Клермоне в 1095 г. Результаты похода. Крестовые походы XII в. Цели и результаты IV крестового похода. Взаимоотношения между Западной и Восточной Церквами после крестовых походов.  

Тема 5. «КАТОЛИЧЕСКИЕ ОРДЕНЫ» — 3 ч. Причины возникновения на Западе католических орденов в XIII в. Св. Доминик. Орден доминиканцев. Св. Франциск Ассизский — один из самых почитаемых католических святых. Францисканский орден. Стигматы. Католические стигматики. Альберт Великий. Св. Фома Аквинский. Св. Клара из Ассизи. Орден кларисс. Орден кармелитов. Происхождение орденов тамплиеров и госпитальеров.  

Тема 6. «ЕРЕСИ И ИНКВИЗИЦИЯ» — 3 ч. Проблема «власти на земле» в католической культуре. Великий раскол Католической церкви в VI в. Ересь катаров. Борьба доминиканского ордена с «религиозным невежеством» христиан. Движение альбигойцев. Создание инквизиции как церковного института. Передача инквизиции доминиканцам и францисканцам. Деятельность инквизиции в Западной Европе.  

Тема 7. «РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ В V–IX вв.» — 3 ч. Соборные традиции Православной Церкви. Правило рецепции. Возвышение Константинопольской епископской кафедры. Создание единого Типикона. Формирование литургической основы Православной Церкви и принципов церковного искусства в Византийской церкви.  «Эпанагога» императора Василия I Македонянина и идея «симфонии Царства и Священства».  История монашества Святой горы Афон.  

Тема 8. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВНОЙ ТРАДИЦИИ СРЕДИ СЛАВЯН» — 8 ч. Миссия учителей словенских — св. Кирилла и св. Мефодия.  Просветительская деятельность св. Кирилла и св. Мефодия в Моравии. Сопротивление латино-немецкого духовенства. Продолжение просвещения славян учениками св. Кирилла и св. Мефодия в Болгарии. Становление Сербской церкви. Великий жупан Михаил Неманя и его сыновья Стефан Первовенчанный и святитель Савва. История монастыря Хиландар на Афоне. Крещение Руси. Византинизм русской культуры.  Осмысление значения и смысла христианства в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.  Борьба русского народа за сохранение православия как государственной религии и духовной основы русской национальной культуры.  Монашество на Руси.  Иосифляне и нестяжатели. Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Русский монастырь Св. Пантелеимона на Афоне.  

Тема 9. «АВТОКЕФАЛИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ» — 3 ч Лионская уния 1274 г. и отношение к ней Русской Православной Церкви. Флорентийская уния 1439 г. и религиозные предпосылки обретения Русской Церковью полной самостоятельности. Арест митрополита Исидора. Поставление собором русских епископов 1448 г. архиепископа Рязанского Ионы митрополитом Московским и всея Руси. Развитие идеи «Москва — третий Рим».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс   8

Раздел

Кол-во

часов

Темы

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

ХРИСТИАНСТВО В V–XV вв.

34

Тема 1. «Распространение христианства к началу v века»

7

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 2. «История возникновения римско-католического
направления в христианстве»

3

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 3. «Реформы католической церкви XI–XII вв.»

2

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 4. «Крестовые походы»

3

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 5. «Католические ордены»  

3

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 6. «Ереси и инквизиция»

3

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 7. «Развитие православной традиции в V–IX вв.»

3

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 8. «Распространение православной церковной традиции среди славян»  

8

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 9. «Автокефалия русской церкви»

3

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

9 КЛАСС

                            Учитель: Егорушкина-Миронцева Оксана Ивановна

Утверждено:

Приказ №____

От «___» ___________ 2016 г.

Директор школы ___________ /Редкокашин В.П.

г-к Анапа

2016 – 2017 учебный год 

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе учебной программы учебного историко-культурологического курса «Основы православной культуры» Бородиной А.В. Издательство «Экзамен» для 1-11 классов, 2015 г.

В 9 классе на изучение «Основ православной культуры» выделено 17 часов.

Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравится, но не считаться с ним нельзя.

Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя.

История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.

Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.

Планируемые результаты

По окончании изучения учебного предмета «Основы православной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.

Требования к личностным результатам изучения учебного предмета «Основы православной культуры»:

  • осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
  • развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
  • знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
  • осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
  • умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
  • настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание программы учебного предмета

Тема 1. «РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ  В XV–XVI вв.» — 2 ч. Католическая церковь и народные движения на Западе в XV в. Духовные поиски и критика церковных нравов. Св. Бернардин Сиенский. Св. Викентий Феррер. Джироламо Савонарола. Идеи гуманизма в западной культуре.  

Тема 2. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА» — 2 ч. Сбор средств на строительство храма Св. Петра в Риме. Практика продажи индульгенций, обесценивание таинств Католической церкви и подрыв христианской идеи спасения.  «95 тезисов» 31 октября 1517 года священника и профессора теологии Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483–1543). Отлучение от церкви и объявление М. Лютера вне закона. Жизнь, проповедь и переводческая деятельность М. Лютера.  Официальная протестация глав и представителей свободных городов против сейма в 1529 году в г. Шпейере. Другие лидеры ранней реформации: У. Цвингли. Томас Мюнцер. Менно Симонс. Консервативное крыло реформации: кальвинизм и англиканство. Жан Кальвин. «Наставления в христианской вере». Социально-экономические и религиозно-политические предпосылки Реформации.  

Тема 3. «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТЕСТАНТИЗМА» — 2 ч.

Значение термина «северная традиция»; распространение среди народов Северной Европы и Северной Америки, сегодня — по всему миру. Термины «протестант», «реформаторы», «евангелисты». Классификация протестантских церквей по деноминациям.  Высочайшая степень адаптации протестантских деноминаций к местным условиям за счет высокой степени рассеяния. Своеобразие протестантизма в существовании множества различных независимых христианских движений, церквей, общин и сект, автономных в своей религиозной жизни; объединение их на национальном или международном уровне по принципу общей цели. Отказ от латыни и переосмысление христианства в категориях национальных культур и национальных языков. Перенос религиозной протестантской множественности в Новый Свет в результате европейской иммиграции в Америку. Новые американские церкви, секты, объединения. Формирование протестантских церквей на основе общих религиозных принципов северной традиции: 1) единственный источник вероучения — Священное Писание, отрицание авторитета Священного Предания; 2) достижение спасения не делами, а только верой в Бога; 3) признание только двух таинств: Крещения и Причащения; 4) удешевление и упрощение культов, обрядов, облика церкви; удаление икон, статуй, мощей, алтаря; 5) отрицание необходимости безбрачия; признание монашества бесполезным; 6) отрицание единой иерархической структуры церкви и верховной власти римского папы.  

Тема 4. «РАЗВИТИЕ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ТРАДИЦИИ: ЦЕРКВИ, ТЕЧЕНИЯ, СЕКТЫ, ОБЩИНЫ» — 2 ч. Формирование двух основных течений протестантизма в период Реформации. Собственно протестантское направление. Умеренно-консервативные лютеранские церкви.  Кальвинистские и реформаторские церкви. Методические церкви XVIII века. Англиканская церковь. «Церковь уверовавших». Меннониты, конгрегационалисты, баптисты, квакеры, адвентисты. Церковь Христа, Свидетели Иеговы.  Церковь учеников Христа. Церковь Святости. Сближение и смешивание консервативного и радикального течений начиная с XVII века. Возникновение новых протестантских церквей, общин и сект. Мормоны и пятидесятники. Религиозно-нравственные течения XVIII века. «Освящение» повседневной жизни верующих, святость и спасение через активную профессиональную деятельность. Обмирщение церковной жизни. Секуляризация. Влияние протестантской теологии на появление и развитие рационализма в век Просвещения, позднее — на философию либерализма, в ХХ веке — на развитие экзистенциализма и диалектической теологии.  Активное участие протестантских церквей в движении за объединение всех христианских конфессий. Экуменизм. Современное обновленчество — протестантизм восточного обряда. Евангелические кампании в Восточной Европе. Идеология. Цели. Разнообразие современного обновленчества. Тоталитарные секты.  

Тема 5. «ПРОТЕСТАНТСКИЕ ХРАМЫ И ИСКУССТВО» — 2 ч.

Внешний вид и внутреннее устроение протестантских храмов. Богослужения. Кладбища.  Искусство протестантского Запада.  

Тема 6. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ» —  2 ч. Распространение Церкви латинской традиции на юге Западной Европы. Крестовые походы под парусами Португалии и Испании в Центральную и Южную Америку, на Африканское побережье и в отдельные регионы Азии в XVI в. Результат миссионерской деятельности и колониальной экспансии XIX–ХХ вв. — широкое географическое распространение Римско- католической церкви в Америке, Австралии и др. регионах. Глубочайший кризис в истории Римско-католической церкви в результате Реформации.  Борьба с гугенотами. Расправа над протестантами в ночь накануне праздника Св. Варфоломея (24 августа) в Париже. Возникновение ордена иезуитов.  Тридентский собор 1545–1563 гг. Контрреформация. Деление Европы на католические и протестантские государства. Вестфальский мирный договор 1648 г., принцип «чье правление, того и религия».  Укрепление светского начала в жизни западноевропейского общества. Антиклерикальные выступления. Великая Французская революция. Политизирование деятельности Римско- католической церкви в ХIХ веке. I Ватиканский собор 1869–1870 гг. Выход из церкви части католиков и формирование ими самостоятельной старокатолической церкви. Последствия Франко-прусской войны 1870–1871 гг. Прекращение самостоятельного существования Папского государства. Восстановление фашистским режимом Муссолини Папской области в 1929 г., создание государства Ватикан.  

Тема 7. «РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» — 1 ч. Католицизм как самая многочисленная ветвь в христианстве.  Рост католических церквей в Латинской Америке и Африке. Период качественных перемен в латинской традиции западного христианства. Перевод Библии на местные языки. Введение в жизнь церкви элементов местных культур и обычаев. Напряжение между латинским центром и многоязычной неевропейской периферией, между универсализмом доктрин и множественностью национальных форм его выражения. Ватиканский собор 1962–1965 гг. Практическое воплощение нового курса Римско- католической церкви папой Павлом VI (1963–1978). Римский Папа Иоанн Павел II. «Славянизация» латинских традиций. Осуждение теории марксизма, критика коммунизма. Римско-католическая церковь как уникальная иерархическая структура с переплетением религиозных, экономических, политических и социальных элементов. Влияние на образование, здравоохранение, политику, архитектуру, искусство, литературу. Особенности латинского вероучения, обрядовости, церковного искусства. Униатские церкви различных обрядов: греческого, халдейского, армянского, маронитского, сирийского, коптского.  

Тема 8. «КАТОЛИЦИЗМ В РОССИИ» — 2 ч. Географическое положение и культурно-политические условия России Х века. Получение в Корсуни от папы римского святых мощей в год крещения Владимира. Доступ на Русскую землю западного и восточного христианства. Предложение антипапы Климента III о соединении церквей в 1091 г. Получение русским митрополитом мощей святых. Возможность заключать браки с латинянами с предварительным их крещением в Православной Церкви. Латинские церкви XII–XIII вв. в Киеве, Переяславле, Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде и Ладоге. Католическая пропаганда на юго-западе Руси. Временное завоевание Галича венгерским королем Андреем (1214–1219). Переговоры с римским папой во время монголо-татарского ига. Назначение католического епископа в Киеве в 1320 г. Борьба северной Руси за верность православию. Отношения Русской Церкви с Латинской после Флорентийской унии 1439 г. при Иване III, Василии III, Иване Грозном. Попытки ввести католичество в России в Смутное время.  В правление Петра I свободный въезд в Россию и право на строительство храмов. Указ 14 декабря 1772 г. о непосредственном надзоре Российского государства за организацией латинских и униатских церквей. Церковь греческого (восточного) обряда на территории современной России.  

Тема 9. «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XVI–XXI вв.» — 2 ч. Установление патриаршества на Руси при царе Федоре Иоанновиче, в 1589 г. Поставление патриархом Константинопольским Иеремией митрополита Иова первым патриархом Московским и всея Руси. Реформы патриарха Никона.  Старообрядчество: центры, течения. Единоверческая Церковь. Попытка к преодолению раскола Русской Церкви на Поместном соборе 1971 г. Синодальный период Русской Православной Церкви. Восстановление патриаршества на Поместном соборе в августе 1917 — сентябре 1918 г. Положение Русской Церкви после Октябрьской революции. Декрет 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Волна «показательных процессов» над духовенством. Святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея Руси. Обновленческое движение. «Декларация митрополита Сергия» (Страгородского). Православная Церковь в эмиграции. Возрождение церковной жизни в России к концу XX века. Укорененность православия в культурной жизни России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс   9

Раздел

Кол-во

часов

Темы

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

ХРИСТИАНСТВО В XVI–XX вв.

17

Тема 1. «Развитие религиозной мысли в западной европе
в XV–XVI вв.»

2

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 2. «Возникновение протестантизма»  

2

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 3. «Общая характеристика протестантизма»

2

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 4. «Развитие протестантской традиции: церкви, течения, секты, общины»

2

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 5. «Протестантские храмы и искусство»

2

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 6. «Распространение римско-католической церкви»

2

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 7. «Римско-католическая церковь в современном мире»

1

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 8. «Католицизм в России»

2

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 9. «Русская православная церковь в XVI–XXI вв.»

2

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

10 КЛАСС

                            Учитель: Егорушкина-Миронцева Оксана Ивановна

Утверждено:

Приказ №____

От «___» ___________ 2016 г.

Директор школы ___________ /Редкокашин В.П.

г-к Анапа

2016 – 2017 учебный год 

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе учебной программы учебного историко-культурологического курса «Основы православной культуры» Бородиной А.В. Издательство «Экзамен» для 1-11 классов, 2015 г.

В 10 классе на изучение «Основ православной культуры» выделено 34 часа.

Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравится, но не считаться с ним нельзя.

Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя.

История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.

Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.

Планируемые результаты

По окончании изучения учебного предмета «Основы православной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.

Требования к личностным результатам изучения учебного предмета «Основы православной культуры»:

  • осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
  • развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
  • знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
  • осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
  • умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
  • настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание программы учебного предмета

Тема 1. «ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?» — 1 ч. Вера, роль веры в жизни человека. Религиозная вера, ее особенности. Религия как учение о назначении и месте человека в мире, о смысле бытия и о мироустройстве. Различные определения религии.  

Тема 2. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИЙ» — 3 ч. Историческая и общественная необходимость существования религии. Проблема происхождения первобытных религиозных верований. Научные трактовки генезиса религиозных верований.  Свидетельства существования религиозных представлений, магических обрядов в эпоху верхнего палеолита. Формы и элементы первобытных верований. Магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.  

Тема 3. «КЛАССИФИКАЦИИ РЕЛИГИЙ» — 2 ч. Многообразие принципов классификации религий. Некоторые важнейшие схемы классификации религий: Гегеля, фон Гартмана, Тиле, Зибека.  

Тема 4. «МИФОЛОГИЯ» — 3 ч. Мифология как проявление человеческой мысли, имеющее в основании опыт. Превращение мифа в аллегорию и историю. Источники мифа. Влияние языка на образование мифа. Природные мифы, их происхождение, толкование. Небо и земля как всеобщие родители. Звезды, луна, созвездия и их место в мифологии и астрологии. Философские мифы. Геологические мифы. Фантастические объяснительные мифы. Этимологические мифы о названиях племен, народов и стран.  

Тема 5. «АНИМИЗМ» — 4 ч. Анимизм как учение о духовных существах. Историческое развитие учения о душах от эфирной души первобытной биологии до невещественной души современного богословия. Учение о существовании души после смерти. Теория возмездия. Учение о нравственном воздаянии. Фетишизм. Почитание камней и кусков дерева. Идолопоклонство. Остатки анимистической фразеологии в современном языке. Почитание деревьев. Почитание животных. Тотемизм. Высшие божества политеизма. Человеческие свойства, приписываемые божествам. Классификация божеств в соответствии с общим понятием о значении и функциях. Класс великих божеств политеизма, управляющих ходом природы и жизнью человека. Бог деторождения. Бог земледелия. Бог войны. Отличие учения о верховной власти божества от монотеизма.  

Тема 6. «ОБРЯДЫ И ЦЕРЕМОНИИ» — 3 ч. Религиозные обряды: их практическое и символическое значение. Молитвы: непрерывное развитие этого обряда от низших до высших ступеней культуры. Жертвоприношения. Приношение крови. Передача жертвоприношений посредством огня. Курение. Мотивы жертвоприношений. Принцип замены в жертвоприношениях: части вместо целого, жизни низшего существа вместо высшего, приношение подобий. Остатки жертвоприношений в религиях и в народных поверьях. Очищение огнем и водой.  Очищение в первобытном обществе людей, осквернившихся кровопролитием или прикосновением к покойнику. Религиозное очищение на высших ступенях культуры.  

Тема 7. «ВЕДИЙСКАЯ И БРАХМАНСКАЯ РЕЛИГИИ» — 5 ч. Время существования ведийской культуры. Ведийская литература. Происхождение Вед. Ведийские божества: Адити, Митра, Варуна, Индра, Савит, Савитар, Вишну и др. Жертвенный огонь и божественный образ Агни. Сома. Культовые ведийские жертвоприношения. Жрец-чародей и священнослужитель браман, брахман. Значение слова «браман». Смерть и загробная жизнь, обряд захоронения. Сведения о жизни и деятельности жрецов брахманского периода. Касты. Брахма как величайшее божество, чудодейственное слово и молитва Богиня Сарасвати. Философские сочинения Веды — Упанишады.  Космогония Упанишад. Браманические философские школы, секты.  

Тема 8. «РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ» — 5 ч. Древнейшие культы и божества: Алфей, нимфы. Пан. Почитание священных растений и деревьев. Переход наследия древнего культа деревьев к Артемиде и Дионису. Культ животных: саламинская змея при служении Деметре в Элевсине, змея-хранитель в афинском Акрополе, змея — демон-покровитель Эллады и пр. Поклонение подземным силам, существам, умершим. Греческая теогония и мифология. Древнегреческий культ богов. Полубоги, герои, демоны. Культовые обряды, архитектура, искусство.  

Тема 9. «РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО РИМА» — 3 ч. Божества древних римлян. Государственная религия и чуждые культы в Древнем Риме. Жреческие коллегии. Искусство Древнего Рима, нравы и обычаи.  

Тема 10. «РЕЛИГИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН» — 5 ч. Славянское язычество. Значение слова «язычество». Культ природы и культ предков. Божества и их взаимоотношения. Идолы, капища. Находки археологов. Обряды погребения умерших. Славянские празднования. Проявления язычества в современной жизни.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс   10

Раздел

Кол-во

часов

Темы

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

РЕЛИГИИ МИРА. ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ

34

Тема 1. «Что такое религия?»

1

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 2. «Возникновение религий»

3

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 3. «Классификации религий»

2

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 4. «Мифология»

3

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 5. «Анимизм»

4

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 6. «Обряды и церемонии»

3

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 7. «Ведийская и брахманская религии»

5

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 8. «Религия древней Греции»

5

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 9. «Религия древнего Рима»

3

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки

Тема 10. «Религии древних славян»

5

Рассказ. Показ иллюстраций. Творческая работа. Изучение церковнославянской азбуки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам православной культуры для 8 года обучения

Программа рассчитана на 34 часа в год, состоит из пояснительной записки, УМК, содержания программы и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа по основам православной культуры для 5 года обучения

Рабочая программа по основам православной культуры рассчитана на 34 часа в год, состоит из пояснительной записки, требований к уровню подготовки учащихся, УМК, календарно-тематического планирования, с...

Рабочая программа по Основам православной культуры 4-8 класс

Рабочая программа по Основам православной культуры для 4-8 классов составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённо...

Календарно - тематическое планирование + рабочая программа по основам православной культуры

рабочая программа и КТП  к факультативному курсу Основы православной культуры для обучающихся 5 - 7 классов...

Рабочая программа по основам православной культуры для 5, 6, 7 классов на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по основам православной культуре разработана на основе программы А. В. Бородиной « История религиозной культуры» ; издательство Экзамен 2011 г. для коррекционной школы-интернат VIII ...

Рабочая программа по Основам православной культуры - 4-5 класс.

Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, концепцией духовно – нравственного воспитания, программой «Основы религиозных культур и светской этики», одобренной Ф...

Рабочая программа по "Основам православной культуры"

Рабочая программа к учебнику Кураева. Содержит пояснительную записку,номативные документы,календарно-тематическое планирование....