Тематическое занятие: «Эти вредные конфликты».
план-конспект на тему

Рубан Яна Сергеевна

Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как прекратить расхлёбывать кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края

«Каневской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Тематическое занятие:

«Эти вредные конфликты»

ст. Новоминская

2016 год

Цель: Обучение детей уважительному отношению друг другу, усвоение правил бесконфликтного общения и выхода из конфликтов.

Задачи:

1.Ознакомить детей с понятиями «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов.

2.Способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия.

3.Побуждать детей к сотрудничеству,  взаимопониманию.

Ход занятия:

                                          Те, кто не могут сварить суп,

                                                       Заваривают кашу.

                                                                         В. Домиль

Беседа по теме «Варить суп или заваривать кашу?»

Воспитатель: Ребята, приходилось ли вам «заваривать кашу»? В чём это заключалось?

(ответы детей)

- А есть и другая поговорка со словом «каша»: « С тобой каши не сваришь!» О ком так говорят?

( ответы детей)

-Прочитайте эпиграф к занятию. Как бы вы объяснили его значение?

(ответы детей)

-Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как прекратить расхлёбывать кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время занятия.

Незаконченные предложения по теме «Отчего происходят конфликты?»

-Скажите, кому приходилось когда-либо участвовать в конфликтной ситуации? (ответы детей)

Давайте вспомним,отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Для этого предлагаю вам закончить предложение: «Причиной конфликта было то, что…»

( дети высказываются).

-Как видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

Мини-лекция « Эти вредные конфликты»

Воспитатель: Конфликт- это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность , страх, ненависть между людьми. Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый простой- неуправляемый конфликт. Пример: в автобусе пассажиру кто-то наступил на ногу и он возмутился: «Вот нахал, даже не извинился!» Теперь уже тот вынужден нападать: «На такси нужно ездить!» В результате дело может дойти до драки. 

Другой вид конфликта- холодная напряжённость ( внутренний конфликт). Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, ветеран показывает своё удостоверение, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал. Этот  вид конфликта называется «пристройка снизу».

     Есть и третья разновидность- избегание, когда человек явно показывает что не хочет поддерживать общение.

     В чём же вред таких конфликтов? Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих  переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье- поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

     Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы- это фразы типа: «Да брось ты!», « Что ты понимаешь?», « Ты же вроде умный человек, а говоришь чепуху». Наоборот, просто волшебное действие производят слова: «мне кажется», «может быть, я ошибаюсь», « может быть, ты со мной согласишься» и т. п. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

Практикум. Способы предотвращения конфликтов

   Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых. Первый способ предупреждения конфликта- это мягкое противостояние. Мягкое противостояние- это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно и отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека. Второй способ называется «конструктивное предложение». Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации.

Мягкое противостояние

-Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

(ответы детей).

                         

Конструктивное предложение

 - У вас  очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликтов с помощью конструктивного предложения?

( ответы детей)

-Мягкое противостояние и конструктивное предложение- это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

Проблемная ситуация «Шесть шагов к миру»

-Если не остановить конфликт, он разгорается как пожар. И потушить его иногда бывает невозможно. А если это конфликт между народами, он может закончиться непримиримой войной. Тогда в район конфликта приходят миротворцы, которые пытаются погасить вражду и ненависть, восстановить диалог между народами. Для погашения конфликта психологи придумали специальное противопожарное правило- «Шесть шагов к миру». Предлагаю вам выступить в роли миротворцев. В нашей группе недавно вспыхнул конфликт между (имена, фамилии). Попробуем погасить этот конфликт с помощью шести шагов. Для начала приглашаю конфликтующие стороны выйти.

(Дети выходят вперед и становятся с двух сторон от воспитателя, причём воспитатель просит их встать подальше друг от друга.)

-Ребята, нам кажется, что этот конфликт надоел уже и вам самим, но никто не хочет первым делать шаги к примирению. Мы вам предлагаем сделать целых шесть шагов.

Чтобы сделать эти шаги, вам нужно честно и чётко ответить на мои вопросы. Итак, сделайте первый шаг!

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

-А теперь дайте честный и точный ответ на вопросы: «Какое моё желание привело к конфликту?» и «Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?»

(Дети по очереди отвечают.)

-Так, теперь нужно сделать шаг второй…

( Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

-…и ответить на вопросы: «Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и тоже? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно?»

(Дети отвечают)

-Делаем третий шаг.

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

-Спросите себя: «Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим то, чего хотим? Какое это может быть решение?

( Дети отвечают.)

-А теперь спросите себя: «Сколько таких решений мы можем придумать вместе с моим противником?»

(Дети отвечают.)

-А какие решения вам могут подсказать другие дети в группе?

( Дети, сидящие за партами, отвечают.)

- Когда возможные компромиссы найдены, пора делать четвёртый шаг.

( Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

-Подумайте, какое из этих решений самое лучшее? К чему приведёт каждое из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник?

(Дети отвечают.)

-Мы уже почти погасили конфликт- делаем пятый шаг.

( Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

-Отвечаем, какие решения устроят нас обоих? Будем ли мы выполнять эти решения?

(Дети отвечают.)

-Остался один шаг!

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

-Нужно дать ответ на последний вопрос: «С чего начать наше перемирие? Что покажет нам, что мы не ошиблись?» (Нужно пожать друг другу руки.)

( Пожимают руки.)

- Вот мы и погасили этот  конфликт - перемирие состоялось. Но не всегда будет рядом с вами воспитатель или взрослый. В таких случаях каждый из вас может выступить миротворцем и попытаться погасить конфликт или хотя бы развести конфликтующие стороны подальше друг от друга.

Дискуссия «Нужны ли нам миротворцы?»

Воспитатель: Как вы считаете, ребята, помогут ли эти 6 шагов примирить противников? Нужно ли вообще устанавливать перемирие? Может быть, у вас есть какие-то другие способы выхода из конфликтных ситуаций?

( Ответы детей.)

-В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт  уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Итоги занятия:

-Какое впечатление оставило у вас наше занятие? Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов?

(Ответы детей.)

-На этом наше занятие закончено. Большое всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Эти вредные конфликты".

Классный час "Эти вредные конфликты"....

Эти вредные конфликты

Воспитательное занятие...

класcный час по теме "Эти вредные конфликты"

Беседа на тему конфликт, тестирование учащихся....

Статья для родителей «Эти вредные конфликты».

Ознакомить родителей со способами предупреждения конфликтов в которые могут быть втянуты их дети....

Тематическое занятие: «Вредная привычка - сквернословие».

Это будут стихи не о том,Что взволнованно в душу просится,А совсем о другом, о таком,И писать-то о чем не хочется.Но молчанием зла не пресечь:И без длительных предисловийСкажем коротко: эта речь,Уж пр...

Классный час «Эти вредные конфликты»

Классный час «Эти вредные конфликты» знакомит с основными причинами конфликтов и способами выхода из них....