Тематическое занятие: «Вредная привычка - сквернословие».
план-конспект на тему

Рубан Яна Сергеевна

Это будут стихи не о том,

Что взволнованно в душу просится,

А совсем о другом, о таком,

И писать-то о чем не хочется.

Но молчанием зла не пресечь:

И без длительных предисловий

Скажем коротко: эта речь,

Уж простите, о сквернословии.

Существует оно давно, злое, грубое, озорное.

И отнюдь не секрет, что оно

Где-то в древности рождено

Горем, пьянством и все такое…

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края

«Каневской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Тематическое занятие:

«Вредная привычка - сквернословие»

ст. Новоминская

2016 год

Цель: профилактика сквернословия.

Задачи:

  • Показать пагубное влияние сквернословия на внутренний мир человека;
  • Развивать желание сохранять и очищать родную речь от непристойных выражений;
  • Учить выражать свои чувства социально приемлемым способом.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. У нас сегодня не простое занятие, а очень сложное и противоречивое. Его основную тему и название мы с вами определим по ходу. А пока слова древнего мудреца Сократа - «Скажи, чтоб я тебя увидел» предлагаю считать девизом нашего занятия.

- Еще в древние времена люди заметили влияние слов на человека, что слово обладает целительной силой. Словом даже лечили. И в наше время людям, которые пережили утрату, ил еще что- то страшное, приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть уверенность в себе, укрепить его дух.

Ребята, теперь вы все по очереди, по цепочке передайте своему соседу доброе слово…

Послушайте стихотворение  Эдуарда Асадова «О брани».

Это будут стихи не о том,

Что взволнованно в душу просится,

А совсем о другом, о таком,

И писать-то о чем не хочется.

Но молчанием зла не пресечь:

И без длительных предисловий

Скажем коротко: эта речь,

Уж простите, о сквернословии.

Существует оно давно, злое, грубое, озорное.

И отнюдь не секрет, что оно

Где-то в древности рождено

Горем, пьянством и все такое…

Все найдешь в языке богатом:

Юмор, нежность и гневный меч.

Так зачем же чугунным матом

Оснащать человечью речь?

Говорят, в технический век

Человек – это мысль и дерзание,

Значит, должен такому званию

Соответствовать человек.

Признайтесь, ребята, бывают ли у вас дни, когда вы не слышали бы грубые или нецензурные слова?  (ответы детей)

Воспитатель: Неграмотная, несвязная грубая речь, сквернословие, уголовный жаргон, а чаще -  мат  -  стали повседневным и ежечасным явлением.  Сегодня употребление нецензурной брани  стало нормальным явлением в нашей повседневной жизни. Эти слова употребляют не только взрослые, но и дети, и подростки. Матерный язык слышен везде - в  семье и на улице, в транспорте, в стенах учебных заведений, даже от  людей, власть имущих. Сквернословие употребляется не только в общении взрослых, но и в разговоре родителей со своими детьми.

Это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения.

Ребята, давайте разберемся, действительно ли употребление подобных слов может повлечь за собой негативное влияние на весь организм человека и на его психологическое состояние?

Ещё римский философ Сенека говорил: «Речь – это показатель ума».

А теперь давайте с вами определим основную тему нашего занятия. Говорят дети….Правильно, наше занятие о вреде сквернословия.

Ребята, попробуйте ответить на  вопрос: «Почему многие из подростков употребляют эти примитивные слова в своей речи?» (ответы детей)

Воспитатель: В Толковом словаре русского языка Ушакова сквернословие определяется как «речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, брань».

У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика `телесного низа` и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». Сейчас мы обсудим влияние сквернословия на психологическое состояние человека.

Проблема употребления бранных слов в подростковом  возрасте становится особенно острой, ведь употребление таких слов это проявление независимости, то есть символ взрослости глазами подростка. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам. Многие подростки даже не догадываются, что сквернословие, как и хамство, оружие неуверенных в себе людей. За грубостью они порой скрывают собственную уязвимость, считая, что таким образом она их защищает, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Подростки стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии».

Немного истории. Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой для вступления в связь с нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с ней, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Но все знали, что бранить матом нельзя детей, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может, обидится, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. Это объясняется политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание вплоть до смертной казни.

 В конце XVIII  нецензурная  брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к «своим».

На самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумения ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Самым важным и научно подтверждённым является то, что “мат” опасен для здоровья, он способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет.

Он, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Притча «Охотник и медведь».

Охотник. Здравствуй, медведь. Как твои дела? Здоровы ли медвежата?

Медведь. Здравствуй, охотник. Спасибо, я жив-здоров, чего и тебе желаю. И детки мои здоровы.

Охотник. Слушай, медведь, приходи ко мне в гости.

Медведь. Спасибо за приглашение, охотник. С удовольствием приду.

Медведь. Здравствуй, охотник и твоя жена. Вот я и пришел к вам в гости.

Жена (мужу): Фу-у,  от него  идет медвежий дух.

Охотник. Проходи, медведь, садись.

Медведь. Нет, охотник, не рады мне здесь, уйду я.

Автор. Прошло время, снова встретились охотник и медведь.

Медведь. Охотник, ударь меня топором по голове, чтобы скорей прошла моя обида на твою жену.

Автор. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своем, и охотник нанес удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит:

Медведь. Посмотри – рана, которую нанес ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор саднит мне сердце.

Ребята, какой вывод вы сделали?

Здесь не было нецензурных слов. И все равно неприятно слышать о себе нехорошие слова.

Воспитатель: Как же избавиться от сквернословия?
Первое
 - не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения.
Второе. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает. Вот советы, которые помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище.
Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”
Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Делайте комплименты другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть”, “Ты потрясающе здорово отвечал на уроке” и т.д. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей).

Борьба с сквернословием- картинки чудища- написать плохие слова, порвать.

Упражнение “Дерево доброты”
Воспитатель:
 Мы с вами посадили вот такое дерево добра. Для того чтобы оно росло крепким и здоровым вы должны удобрить почву добрыми словами (дети маркером вписывают слова доброта, любовь, сострадание, здоровье, мир, дружба, милосердие).

Очень хорошо выразил М. Матусовский в своих стихах обиду и горечь нанесённую сквернословием:

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе, 
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове.
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпение, 
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья, 
Как от мелких, но острых осколков.

Итоги занятия:

Воспитатель: У того, кто сквернословит, есть два пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И второй путь – путь самосовершенствования, стремления к знаниям, развитию чувства ответственности за свои мысли и поступки. Подытоживая сказанное, выведем своеобразное кредо: я - исключение, моя речь - это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России.

Жизнь пронесется, как одно мгновенье, 
Ее цени, в ней черпай наслажденье. 
Как проведешь ее — так и пройдет, 
Не забывай: она — твое творенье.

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. 
Три важных правила запомни для начала:

Уж лучше помолчать, чем вякать что попало, 
Уж лучше голодать, чем что попало есть, 
И лучше одному, чем вместе с кем попало.

Омар Хайям (1048 — 1122) — персидский поэт, философ, математик, астроном, астролг

А для того, чтобы вам было легче справляться с этой дурной привычкой, я приготовила для вас памятки добрых слов.

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Вредные привыч...

Тематическая линейка "Вредные привычки.Плохие слова"

Материал предназначен для проведения тематической линейки в коррекционной школе VIII вида....

Конспект занятия на тему: "Вредные последствия сквернословия".

Тема нашего сегодняшнего информационного часа "Вредные последствия сквернословия".Сегодня мы поговорим с вами о проблеме сквернословия.Это вредная привычка,которая будет существовать всегда,пока...

Воспитательское занятие " Вредные привычки"

В занятии говорится о вредных привычках,  и какой вред они наносят здоровью. и какие их последствия для челевека.   Вопрос к детям- Как вы относитесь к вредным привычкам?  Дети отв...

Конспект внеурочного занятия "Вредные привычки"

Конспект занятия разработан для обучающихся с ТМНР....