ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО РЕЖИМА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
статья по теме

Шалаева Людмила Васильевна

Статья посвящена  организации образовательного процесса в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение ОДА - сколиоз).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-shalaeva.docx40.72 КБ

Предварительный просмотр:

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО РЕЖИМА  В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Л.В. Шалаева

ГБОУ школа-интернат № 49

Петродворцового района Санкт-Петербурга «Школа здоровья»

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения одним из  результатов реализации  требований к условиям освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования заявлено создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Не вызывает сомнений тот факт, что состояние здоровья детей и успешность их обучения тесно взаимосвязаны. В связи с этим сегодня перед школой стоит важная  задача – создание условий, гарантирующих сохранение и укрепление здоровья учащихся, то есть создание такой образовательной среды, в которой любая деятельность (учебная, внеурочная, спортивная, досуговая, двигательная активность, организация питания и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни. В условиях  школы – интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья  с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в котором большинство учащихся находятся круглосуточно в течение учебной недели, данное направление приобретает особое значение и должно являться приоритетным.

Здоровьесозидающая образовательная среда ГБОУ школы-интерната № 49 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  формируется как комплекс различных мероприятий урочной и внеурочной деятельности. Одним из факторов, приводящих к резкому ухудшению здоровья школьников, является  нерациональная организация  учебного режима школы. Под учебным режимом мы понимаем не только расписание учебных и внеучебных  занятий, но и режим второй половины дня, организацию самоподготовки, режим двигательной активности в течение всего дня.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения предполагает поиск новых форм организации учебного  процесса.

Одна из основных проблем связана с тем, что требования ФГОС (системно-деятельностный подход, расширение внеурочных форм учебной деятельности, изменение системы оценивания, учет возрастных особенностей школьников с обеспечением насыщенной информационно-образовательной средой и т.п.) не укладываются в существующий формат образовательного процесса (формат линейного расписания учебных занятий, формат традиционной модели разработки учебного плана). Предлагаемый путь решения данной проблемы – нелинейное (динамическое) расписание.

Целью нелинейного динамического расписания является формирование  образовательного пространства  школы-интерната, способствующего реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, объединение  в единый функциональный комплекс образовательных, воспитательных и оздоровительных процессов.

Нелинейное (динамическое) расписание позволяет:

  • объединить то, что традиционно определяется как учебная и внеучебная сферы деятельности ребенка;
  • сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
  • снизить утомляемость школьников, которые в течение учебного дня активно двигаются, занимаются творчеством, работают индивидуально;
  • объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы.

Школа имеет определенный опыт включения внеурочных (коррекционных) занятий в общую сетку расписания:

СРЕДА

УРОК

5а класс

5б класс

6а класс

6б класс

7а класс

7б класс

8а класс

8б класс

9а класс

9б класс

1

Математика

Русский язык

Биология

Обществозна

ние

ОБЖ

Алгебра

Химия

Англ. язык

География

Англ.язык

2

ОБЖ

Математика

Обществозна

ние

Англ.язык

Русский язык

ЛФК

Алгебра

Русский язык

Биология

География

3

Русский язык

ОБЖ

Русский язык

Русский язык

Геометрия

Обществозна

ние

География

Алгебра

Химия

Биология

4

Физкультура

Физкультура

Математика

ЛФК

Обществозна

ние

ОБЖ

Англ.язык

География

Литература

Химия

5

Русский язык

Англ.язык

ЛФК

Математика

Физкультура

Физкультура

Русский язык

Химия

Алгебра

Литература

6

ЛФК

Русский язык

Русский язык

Русский язык

Алгебра

Технология

Физкультура

Физкультура

Адаптивная физкультура

История и культура  СПб

7

Англ. язык

ЛФК

Физкультура

Физкультура

Технология

Русский язык

Литература

ЛФК

История и культура  СПб

Алгебра

8

 

 

 

 

 

 

ЛФК

 ОБЖ

Адаптивная физкультура

Для учреждения, осуществляющего кроме образовательной ещё и лечебную функцию, которая не менее важна для наших детей, введение данной модели имеет особое значение. Это позволит «разгрузить» учебный процесс, снизить утомляемость, увеличить двигательную активность первой половины дня.

Для современного школьника при высоких требованиях к его учебной деятельности и обеспечивающих ее психологических нагрузках должна пропорционально возрастать роль двигательной активности. Кроме трех уроков физкультуры, требуется более активное и качественное обеспечение двигательного компонента в образовательном процессе. Тем более, дети со сколиотической болезнью отличаются отставанием в физическом развитии, задержкой двигательных способностей, навыков и умений.

В целях оптимизации учебного режима и увеличения  двигательной  активности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в нашей школе создана система физического развития, включающая:

  • Уроки физической культуры (3 урока: 2 урока плавания + 1 урок общефизической подготовки) ,

Уроки физической культуры  состоят из двух блоков. Уроки плавания (2часа в неделю) проводятся в соответствии с разработанной педагогами школы  Программой по плаванию для детей с вертебральной патологией, цель которой содействовать общеукрепляющему эффекту детского организма и профилактике сколиотической болезни через формирование основ здорового образа жизни. Третий час – час  общефизической подготовки скорректирован с учетом возможностей контингента учащихся нашей школы.

  • Коррекционные занятия лечебной физкультурой (от 2 до 4 часов в неделю): степ-платформа, фитбол и т.д..
  • Динамические паузы – физкультминуток для разных групп мышц после 10 минут каждого урока.
  • Подвижные игры  на переменах (две перемены по 20 минут, 4 перемены по 10 минут).
  • Прогулки и подвижные игры во время их проведения (утренняя и дневная прогулки  продолжительностью до 40 минут). Кафедрой лечебно-оздоровительного цикла школы-интерната разработаны методические рекомендации по организации и проведению малоподвижных игр на переменах и во время прогулок.
  • Спортивные уголки в рекреациях и коридорах (теннисные столы, настольный хоккей, футбол, шашки, шахматы).
  • Спортивно-массовых мероприятий, адаптированных для детей со сколиотической болезнью: в школе-интернате разработана и реализуется программа внеурочной деятельности по физической культуре «Школьная оздоровительная Лига».

На диаграмме представлены результаты хронометража  ежедневного объема двигательной активности учащихся школы-интерната на основе анализа режимом дня.  

Проведенный анализ суммарного объема двигательной активности учащихся на уроках и во внеурочных занятиях подтверждает соответствие двигательного режима детей и подростков гигиеническим нормам (от 3 до 4,5 часов в неделю в зависимотси от возраста).

Увеличение двигательной активности детей достигается за счет согласованной деятельности всего педагогического коллектива школы-интерната: педагогов, воспитателей, классных руководителей, инструкторов.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: результаты образовательного процесса должны иметь минимум негативных последствий обучения в школе, в связи с чем необходимо, чтобы в учебном режиме любого образовательного учреждения были созданы   условия, которые сочетали бы в себе  процесс обучения и оздоровления учащихся и представляли собой  единое целое.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных методов тренажерно-информационной системы " ТИСа" в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и ее влияние на развитие вестибулярного аппарата.

Система ТИСа позволяет : 1.Правильно изучать общеобразовательные упражнения за счет создания удобных поз и ориентиров для выполн...

Специфика формирования эффективных навыков общения у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью в условиях школы

Одна из первых социальных потребностей ребенка - это потребность в общении. Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Общение является важнейшей социальной потребностью, без реализации которой ...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

В  статье рассматриваются вопросы необходимости формирования и развития коммуникативных навыков у  детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  и интеллектуальной недостаточностью...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата 1 класс

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМинимальный уровень:представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человек...

Советы родителям детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по организации режима в условиях перехода на дистанционное обучение и длительного пребывания дома.

В  течение ближайших нескольких недель многие семьи будут находиться в режиме самоизоляции. Эта новая, непривычная для нас  ситуация  становится источником стресса и негативных эмоций к...

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для обучающегося по АОП ООО для детей с ЗПР с нарушением опорно-двигательного аппарата, 7 класс

Рабочая  программа   учебного предмета  «Английский язык» для обучающегося по АОП ООО  для детей с ЗПР с нарушением опорно-двигательного аппарата, 7 класс...

Рабочая программа по растениеводству для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. На 2023-2024 учебный год.

Данный курс «Растениеводство» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и...