Основные требования профессионального стандарта 2020 года
статья

Казакова Наталья Александровна

В материале кратко изложено применение, общие требования, структура   профессионального стандарта, а также трудовые функции и характеристика современного педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные требования  профессионального стандарта 2020 года

     Идея внедрения профстандарта в образование не нова. Профессиональный стандарт разрабатывался   по поручению президента. В эпоху модернизации от педагогов потребовались новые умения. Содержащиеся в  Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими. Это и стало основной причиной необходимости введения профессиональных стандартов — в 2012 году в Трудовом кодексе РФ появилось новое понятие «профстандарт».

     Пилотный проект, предусматривающий пересмотр комплекса педагогических компетенций, был утвержден еще в 2013 году, но ввиду невозможности быстрой адаптации документа с учетом регионального, возрастного и материально-технического фактора его адаптация откладывалась. Вместе с тем утвержденный профессиональный стандарт педагога, нуждался в пересмотре, общественном обсуждении и внедрении в тестовом режиме, что и было реализовано на базе отдельных образовательных организаций. 

Все мероприятия по внедрению профстандарта планируется завершить до 1 января 2020 года.

    Тезисы, которые определяют суть профстандарта.

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (Статья 195-1, Федеральный закон РФ)

Стандарт – это документ, включающий совокупность требований, предъявляемых к образованию, уровню профессиональных компетенций и личностных качеств учителя или лица, претендующего на такую должность.

Стандарт - инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт - объективный измеритель квалификации педагога.

Стандарт - средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Стандарт - основа формирования трудового договора.

Стандарт - основа должностной инструкции.

     Цель применения профстандарта педагога:

1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результат обучения и воспитания ребенка.

2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиям.

4. Содействовать вовлечению педагога в решение задачи по повышению качества образования.

  Общие требования профстандарта

Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем.

При этом на работу может быть принят учитель, не имеющий практического опыта по специальности.

Не могут трудиться в роли педагогов лица:

  • лишенные права заниматься такой деятельностью по решению суда;
  • имеющие судимость (в т.ч. погашенную);
  • признанные недееспособными;
  • имеющие определенные заболевания.

       Основные термины профессионального стандарта

Основные термины профессионального стандарта определены методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными Приказом Минтруда России №170 н от 29.04.2013 г.

Вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда

Обобщенная трудовая деятельность – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившихся в результате разделения труда в конкретном производственном процессе

Трудовая функция – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции

Трудовое действие – процесс взаимодействия.

Единица профессионального стандарта – структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции

Квалификационный уровень – совокупность требований к компетенциям, дифференцируемым по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности

Квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках трудовой деятельности – официальное признание освоения компетенций

Компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача    

ПРИМЕНЕНИЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.

Профессиональный стандарт применяется в сфере дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Профессиональный стандарт педагога может применяться при:

- формировании кадровой политики;

- организации обучения и аттестации работников;

- заключении трудовых договоров;

- установлении системы оплаты труда;

- разработки должностных инструкций.

Должностные обязанности отдельного работника «набираются из трудовых функций и трудовых действий», описанных в профессиональном стандарте.

    Требования профессионального стандарта педагога, апробация которого последовательно осуществляется в отдельных образовательных организациях и скоро станет повсеместной, базируется на восприятии учителя как ключевой фигуры в системе образования, что обуславливает необходимость выделения комплекса новых компетенций.

     Новые компетенции педагога, их 5:

1. Работа с одарёнными обучающимися

2. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

3. Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии.

4. Преподавание русского языка обучающимся, для которых он не родной.

5. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.

      Структура профессионального стандарта

Доработанный и обновленный профстандарт педагога 2019, утвержденный Правительством РФ, структурно практически не отличается от аналогичных документов, что обусловлено едиными нормами к нормативным актам такого образца, закрепленными приказом Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013 г. Документ разделен на такие структурные блоки:

В первой части указаны общие сведения по профессии: наименование и основная цель вида профессиональной деятельности, группы занятий, отнесение к видам экономической деятельности

Во второй части – описание трудовых функций: функциональная карта вида профессиональной деятельности с указанием уровней и подуровней квалификации

В третьей части – описание каждой обобщенной трудовой функции: наименование профессии, код по классификатору, квалификационный уровень работника, наименование должностей работников, требуемый уровень их профессионального образования и обучения, практического опыта работы по профессии; описание трудовых действий, необходимых умений, необходимых знаний по обучению и воспитанию.

         ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА
Профессиональная деятельность
по обучению

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН:

1.Иметь образование соответствующее занимаемой должности учителя, старшего учителя, ведущего учителя.

2.Демонстрировать знание предмета и программы образования.

3.Уметь планировать и проводить уроки.

4.Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.д.

5.Использование специального подхода к обучению для того, чтобы включить в образовательный процесс всех учащихся: одаренных, со специальными потребностями,с ограниченными возможностями и т.д.

6.Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

7.Владеть ИКТ- компетенциями.

 ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА
Профессиональная деятельность по воспитанию
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН:

 1.Владеть методами и формами воспитательной работы, используя их как

на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2.Владеть методами организации экскурсии, походов и экспедиций, музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

3.Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

4.Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

5.Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии с уставом и правилами поведения в школе.

7.Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

8.Уметь строить воспитательную деятельность  с учениками культурных различий и индивидуальностей.

9.Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

10.Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям,        оказавшимся  в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях.

Помимо перечисленных выше компетенций, профессиональный стандарт педагога с 1 января 2019 года предусматривает систему дифференцирования владения профессиональными компетенциями по трем уровням: учитель, старший учитель, ведущий учитель.

Теперь, как мы и говорили ранее, подробнее остановимся на этом вопросе.

Учитель

  1. Образование: высшее или среднее профессиональное.
  2. Опыт практической работы: нет требования к опыту.
  3. Трудовые функции: (трудовые действия, необходимые умения, знания) осуществляет подачу учебного материала в соответствии с требуемыми параметрами, строит продуктивное взаимодействие с детьми, в том числе имеющими особые образовательные потребности и причисляемыми к группе риска, сотрудничает с родителями, систематически повышает уровень квалификации.

Старший учитель

  1. Образование: высшее.
  2. Опыт практической работы: при наличии высшего образования – бакалавриата стаж педагогической работы не менее 4-х лет.

При наличии высшего образования – специалитета, высшего образования – магистратуры стаж педагогической работы не менее 2-х лет.

3. Особые условия доступа к работе: наличие установленной (действующей) первой или высшей квалификационной категории по должности «учитель».

  1. Трудовые функции: (трудовые действия, необходимые умения, знания) разрабатывает передовые приемы работы, проектирует программы коррекционной деятельности для участников образовательного процесса. Ведёт работу по улучшению широко распространенных педагогических методик. Оказывает методическую поддержку коллегам – педагогам.

Ведущий учитель.

  1. Образование: высшее.
  2. Опыт практической деятельности: при наличии высшего образования – бакалавриата стаж педагогической работы не менее 5-ти лет;

при наличии высшего образования – специалитета, высшего образования – магистратуры стаж педагогической работы не менее 3-х лет.

  1. Особые условия доступа к работе: наличие установленной (действующей) высшей квалификационной категории по должности «учитель».
  2. Трудовые функции: (трудовые действия, необходимые умения, знания) координирует деятельность педагогов и узких специалистов, курирует образовательную работу по вопросам внедрения инноваций, выполняет функции наставника молодых педагогов.

 

В отличие от первых двух должностей (учитель, старший учитель) к ведущему учителю предъявляются дополнительные требования.

Необходимые знания:

- последние достижения в научно-предметной области и направления ее развития;

- инновационные методики обучения;

- лучшие практики в создании партнерских отношений с родителями (законными представителями) обучающихся и др.

Необходимые умения:

- разрабатывать планы профессионального развития педагогов;

- выявлять и описывать инновационные методики и технологии, лучшие практики профессиональной деятельности педагогов и др.

Трудовые действия:

- формирование образцов лучшей практики планирования занятий;

- формирование и применение образцов лучшей практики создания инклюзивной и мотивирующей образовательной среды;

- формирование образцов профессионального сотрудничества с коллегами;

- разрабатывание индивидуальных учебных планов для обучающихся с особыми образовательными потребностями и др.

     На основании проекта профессионального стандарта определяется характеристика современного педагога. Внедрение профессионального стандарта кардинально изменяет сам подход к определению педагога, его функций, обязанностей и возможностей к самореализации.

Характеристики современного педагога:

  • Мобилен и прогрессивен;
  • Способен находить нестандартные решения различных задач;
  • Имеет глубокие знания по профильному предмету;
  • Хорошо ориентируется в смежных дисциплинах и успешно интегрирует эти знания для изучения своей дисциплины;
  • Активно внедряет в систему обучения IT-технологии;
  • Эффективно взаимодействует с другими специалистами (психологами, дефектологами и прочими);
  • Обязан быть терпимым и толерантным, умеет работать с разными детьми и находить к каждому ребенку индивидуальный подход.

(Это могут быть дети с ограниченными возможностями, одаренные дети или дети-мигранты, у которых могут возникать трудности с восприятием и пониманием русского языка.

На стиль его работы и процесс обучения и воспитания никак не должны влиять:

  • религиозные направления;
  • политические убеждения;
  • разнообразие культур.)

Этика для педагога – очень важный момент его профессиональной деятельности.

(Педагог находится в постоянном контакте с коллегами, учениками, родителями. Поэтому важно понимать основные аспекты психологии поведения и общения.)

Профессиональный стандарт определяет педагога, как вежливого, уважительного и корректного сотрудника. Педагог поддерживает культуру образовательного учреждения. Педагог никогда не злоупотребляет своим авторитетом.

Вывод. Профессиональный стандарт педагога РФ призван стать официальным документом, который регламентирует различные аспекты трудовой деятельности, в том числе, прием на работу и карьерный рост.

Использование профессионального стандарта педагога позволит вывести качество образования на новый уровень, привести его в соответствие с требованиями времени.

Педагогов он мотивирует к поиску наиболее эффективных методов работы, к  стремлению повышать квалификацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка качества педагогической деятельности учителя на основе требований профессионального стандарта педагога

Современное общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Однако существующая система образования н...

ФГОС. МОДУЛЬ «САМООЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ИЗУЧЕНИЮ И ВНЕДРЕНИЮ  В ОБРАЗОВАНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНОГОГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА". В ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ    ДАНА САМООЦЕНКА  КАЧЕСТВА ПЕДАГО...

Самооценка качества педагогической деятельности учителя на основе требований профессионального стандарта педагога

Современное общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Однако существующая система образования н...

Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций с учётом требований профессионального стандарта педагога

Программа составлена по результатам самообследования по выявлению уровня соответствия профессиональной деятельности педагога требованиям профессионального стандарта. В программе представлены направлен...

Развитие и совершенствование профессиональных компетенций учителя физической культуры в свете требований Профессионального стандарта

 Главная цель Российской образовательной политики - обеспечить современное качественное образование на основе сохранения его фундаментальности и соответ...

Основные требования профессионального стандарта 2020 года

В материале кратко изложено применение, общие требования, структура   профессионального стандарта, а также трудовые функции и характеристика современного педагога....