План-конспект занятия по теме:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе по теме: «Путешествие в страну Грамотея»

Тюрина Светлана Викторовна

Можно использовать и как логопедический досуг, и как обощение пройденного в конце года. Используется интерактивная доска, на которой выводится карта страны Грамотея и дети на протяжении всего времени путешествуют по ней.

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Постановка игровой задачи:

Логопед: Ребята, у нас сегодня торжественный день, мы отправляемся с вами в гости к самой Царицы Знаний в страну Грамотея. Но, чтобы к ней попасть, необходимо пройти непростой путь. Но мы с вами много узнали в детском саду, и поэтому справимся со всеми препятствиями! Правда?

Дети: Да.

Логопед: А что бы попасть к замку Царицы Знаний и не заблудиться, нам поможет карта страны Грамотея (карта на интерактивной доске).

1 испытание «Мостик Звукокуб»

Логопед: Ребята, чтобы пройти к первому городу, мы должны перейти мостик, мостик этот не простой, здесь живет Звукокуб. А кто мне скажет, что такое звук?

Дети: Звуки мы слышим и произносим.

Логопед: А что нужно, чтобы хорошо произносить звуки?

Дети: Делать артикуляционную гимнастику.

Логопед: Правильно, артикуляционная гимнастика нужна, чтобы у нас хорошо был развит артикуляционный аппарат, то есть губы, язычок, щечки, а еще должна быть сильная воздушная струя. Всё это помогает правильно произносить звуки.

Сделать артикуляционную гимнастику нам поможет Звукокуб, мы по очереди будем кидать наш кубик и все вместе выполнять, то упражнение, которое выпадет на кубе.

(Дети выполняют).

2 испытание «Звукогорск»

Логопед: Ну, вот мы и подошли к первому городу, который называется Звукогорск. Как вы думаете, кто здесь проживает?

Дети: Звуки.

Логопед: Правильно, а какие звуки здесь живут?

Дети: Гласные и согласные.

Логопед: Что вы знаете про гласные звуки?

Дети: Их можно петь и кричать, во рту нет преград. Гласные звуки бывают ударные и безударные. И обозначаются красным цветом.

Логопед: Правильно, поэтому они живут в красном домике. А что вы знаете про согласные звуки?

Дети: Согласные нельзя пропеть и прокричать, во рту есть преграда. Согласные бывают звонкие и глухие. Согласные бывают твердые и мягкие, мягкие обозначаются зеленым цветом, а синим – твердые.

Логопед: правильно и поэтому они живут в сине-зеленом домике (показ домиков). А сейчас Даша, Вова, Лиза прочитают нам стихотворение про звуки.

        Мы – не буквы, мы – звуки речи.

        Изучает фонетика нас.

Мы – не буквы, мы звуки речи.

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных – прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет.

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные … согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть, даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс… – змеиный слышен свист.

Шшш …– шуршит опавший лист.

Жжж… – шмели в саду жужат.

Ррр… – моторы тарахтят.

                        (Волина В. «Учимся играя»)

 Чтобы пойти дальше мы должны выполнить задание Звуковичков.

А задание такое: надо подобрать к словам схему.

(мак, луна, лиса, яблоко, малина – дети выполняют задание парами)

3 испытание «Мостик Веселых Звуков»

Логопед: Хочешь в город ты войти, по мосточку пройди, по мосточку пройди гласный звук изобрази! (Речедвигательная гимнастика по А. Я. Мухиной)

Весенние листочки на веточке сидят,

Весенние листочки детям говорят:

Осиновый – а-а-а-а-а…

Рябиновый – и-и-и-и…

Березовый – о-о-о-о…

Дубовый – у-у-у-у…

Тополиный – ы-ы-ы-ы…

Кленовый – э-э-э-э-….

4 испытание «Слогогорск»

Логопед: Вот теперь перед нами новый город Слогогорск. А кто в этом городе живет?

Дети: Слоги.

Логопед: Правильно, а как образуются слоги?

Дети: Гласный звук  дружит с согласным звуком.

Логопед: Нам Царица Знаний

               Шаров прислала связку,

               На них предметы нарисованы,

               Но ты не жди подсказки:

               Названия предметов на слоги подели,

               И сколько в слове том частей –

               Скорее покажи.

Логопед: Ребята, вам необходимо выбрать любой шарик, и разделить на слоги то слово, которое изображено на картинки, посчитать, сколько слогов и выбрать нужную цифру. А давайте вспомним, как надо разделить слово на слоги?

Дети: Чтобы разделить слово на слоги, надо прохлопать слово, или посчитать, сколько гласных, столько и слогов.

Логопед: Молодцы, ребята, но чтобы выйти из этого города нам необходимо выполнить еще одно задание: В словах рассыпались слоги нам с вами надо их правильно вставить.

(Слова: КО—ВА, ЧУЧЕ__, ЛАН__ШИ, БУК__, ГУ__НИЦА, __БАКА, ЦВЕ__, АЛ__ВИТ, БА__ЧКА, ШКО__).

5 испытание «Мостик с Буквоедом»

Логопед: Молодцы, ребята, мы можем идти дальше, и перед нами снова мостик  к следующему городу, здесь поселился злой Буквоед, чтобы нам пройти по мостику мы должны восстановить все буквы, которые прогрыз Буквоед.

(дети дорисовывают «съеденные» Буквоедом буквы).

6 испытание «Буквогорск»

Логопед: Молодцы, идем дальше и попадаем в какой город?

Дети: Буквогорск.

Логопед: Как вы думаете, кто живет в этом городе?

Дети: Буквы.

Логопед: Правильно, а чем отличаются буквы от звуков?

Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем!

(показ картинки – опоры)

Логопед: Правильно, чтобы пройти через этот город, нам надо выполнить следующее задание: давайте прочитаем, какое слово написано на доске?

Дети: Мочка.

Логопед: Надо выбрать любую букву, и заменить в этом слове первую букву, и прочитать какое слово получилось.

(Дети выбирают буквы и меняют первую, читают новое слово – МОЧКА –  ТОЧКА – ДОЧКА – БОЧКА – НОЧКА – ПОЧКА – КОЧКА).

7 испытание «Мостик – Поем Алфавит»

Логопед: Хорошо, с этим заданием справились, идем дальше и перед нами снова мостик, необычный здесь надо петь, а петь мы с вами будем Алфавит, кто скажет, что такое Алфавит?

Дети: Это дом, где живут буквы в каждой своей квартирке.

(включается презентация – фильм «Поем Алфавит» В. Кузнецова http://viki.rdf.ru/)

8 испытание «Словогорск»

Логопед: Ребята, идем дальше и перед нами новый город – Словогорск. В этом городе живут слова, чтобы выйти из этого города нам надо решить кроссворд:

Вопросы для кроссворда "Загадки про школу":

1.

В школе учит он детей.

Строг, но все прощает.

Помогает стать умней,

Все он объясняет. 

2.

Я на все твои вопросы

Отвечаю без труда.

Под обложкой моей знанья

Загляни, скорей, сюда.

3.

По черному - белым

Пишут то и дело.

Потрут тряпицей –

Чиста страница.

4.

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу. 

5.

Палочка волшебная есть у меня друзья.

Палочкою этой могу построить я

Башню, дом и самолёт,

И огромный пароход!

6.

Грамоты не знаю,

а весь век пишу.

7.

Стоит чудесная скамья,

На ней уселись ты да я.

Скамья ведет обоих нас

Из года в год,

Из класса в класс. 

8.

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

9.

Посмотрите на меня —

Сбоку у меня поля,

Для задачек будут, детки,

На моих страницах клетки,

А для разных упражнений,

Я — в линейку, без сомнений.

Невозможно не узнать:

Каждый знает, я — …

10.

Кулик невелик, трем сотням велит:

То сядь да учись, то встань, разойдись.

11.

На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я -...

12.

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать новую черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Ну - ка, как меня зовут?

Правильно, ...

13.

Новый дом несут в руке,

Дверцы дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

9 испытание «Мостик Зашифрованное слово»

Логопед: Молодцы, ребята, мы справились с самим сложным заданием и почти подошли к терему самой Царицы Знаний. Но к терему надо пройти по последнему мостику. Мостик тоже необычный – на нем зашифрованы слова. Нам надо разгадать ребусы и сказать, какие слова здесь зашифрованы.

(Дидактическая игра «Ребусы»)

Терем Царицы Знаний

Логопед: Ну, вот мы и прошли с вами все препятствия и оказались возле терема Царицы Знаний.

Царица: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Царица: Вы меня, конечно, узнали я – Царица Знаний. Я знаю, какой у вас был долгий путь к моему терему: вы получили по дороге ко мне на своих занятиях много разных знаний, решили целую гору кроссвордов и ребусов, читали и писали, учились дружить. Сегодня я хочу вам сделать подарки!

(Раздает призы, медали)

Логопед: Ребята, давайте поблагодарим Царицу Знаний за все, что она сделала для нас!

Дети: Спасибо!

Логопед: Я благодарю вас за то, что мы с вами сегодня прошли такой трудный путь, вы все были молодцы! А теперь вас ждет впереди тоже сложный путь – учение в школе, желаю вам удачи в этом и только отличных оценок!

Тема: Обобщение и закрепления знаний о звуках, слогах, буквах, словах на примере путешествия в страну Грамотея.

Цель: обобщить и закрепить знания изученного материала по подготовке к обучению грамоте в школе.

Задачи:

  1. Образовательные: обобщить знания детей о понятиях «звук», «буква», «слог», «слово»; обобщить навык звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слова; продолжать формировать навык чтения, закреплять навык правильного называния и написания букв русского алфавита, умение отгадывать загадки.

  1. Развивающие: развивать фонематический слух, память, логику, мышление, развивать общую и мелкую моторику.

  1. Воспитательные: прививать любовь к родному языку, стремление учиться и узнавать новое, воспитывать взаимоподержку, взаимовыручку, прививать стремление говорить правильной и красивой речью.

Оборудование:

  1. Звукокуб «Артикуляционная гимнастика»;
  2. Карта страны Грамотея в электронном виде;
  3. Домики звуков и букв;
  4. Опорные картинки: «Гласные звуки», «Согласные звуки»,
  5. Картинки и звуковые схемы;
  6. 10 воздушных шаров с картинками;
  7. Цифры;
  8. Слова с пропущенными слогами;
  9. Пропущенные слоги;
  10. 10 букв на листочках с недописанными элементами;
  11. Буквы разрезной азбуки;
  12. Кроссворд;
  13. Фломастеры;
  14. Подарки, медали;
  15. Доски – мольберты;
  16. Костюм Царицы Знаний.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №68 «СКАЗКА»


ПОСЁЛКА ФРЯНОВО ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


141 147 Московская область,                                                                     тел. 8(496) 56-3-55-58

Щелковский район, п. Фряново                                

ул. Текстильщиков, д.9                                         E-mail: ninanickolaewna.trunova@yandex.ru

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 по подготовке к обучению грамоте

для детей подготовительной к школе группе

по теме: «Путешествие в страну Грамотея»

                                                Составила и провела: учитель – логопед

                                                Тюрина Светлана Викторовна

Фряново, май 2013 год


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

ThisThose Spotlight 3

ThisThose Spotlight 3...

Эвристические приемы в обучении решению нестандартных физических задач

В статье автор рассматривает приемы работы над пониманием и проживанием задачной ситуации: деление задачи на части, пред...

19 нчы йөз-тест

9 нчы класс укучылары өчен 2 вариантта 15 сораудан торган тест тәкъдим ителә....

Whose that ? Spotlight - 3

Whose that? Spotlight 3...

Possessive Case Spotlight 3

Притяжательный падеж....

Х.Туфан иҗаты буенча контроль эш

11 нче класс укучылары өчен Х. Туфан иҗаты буенча кечкенә тест һәм тулы җавапны таләп итә торган биремле контроль эш тәк...

«Внедрение новых форм и методов обучения в образовательный процесс, как стимул для повышения интересов учащихся».

Доклад на МО  «Внедрение новых форм и методов обучения в образовательный процесс, как стимул для повышения интересо...

Веселые старты

  ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙдля младших школьников «Веселые старты» 1-е классыЭстафета №1 «Эстафета с волейбо...

презентация педагогического опыта по теме "Использование проектной технологии на уроке обществознания как условие успешной социализации обучающихся"

Данная методическая разработка может быть полезна учителям обществознания в практической работе при планировании и орган...