Главные вкладки

    Статья по теме:
    Тьюторство в школе

    Остроумова Елена Евгеньевна

    Тьютор в предпрофильной и профильной школе, буклет

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    buklet_tyutor_v_predprofile.doc70.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экспертно-аналитический отдел ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»

    Муниципальная научная лаборатория МБОУ СОШ №33 г. Энгельса

    Тьюторское сопровождение

    обучающихся

    в урочное и внеурочное время

    Методические материалы

    г. Энгельс

    21 февраля 2012 г.


    Тьюторское сопровождение учащихся на этапе предпрофильной подготовки и профильного обучения

    Цель тьюторского сопровождения в профильном обучении: оказания учащемуся помощи в оформлении его образа будущего и построения наиболее адекватной программы по его достижению.

    Задачи тьюторского сопровождения в профильном обучении:

    1. создание условий для становления субъектной позиции учащегося старшей школы (ответственность за собственное образование);
    2. создание условий для оформления, анализа и презентации учащимся его учебных и образовательных достижений;
    3. создание условий для самоопределения учащегося относительно своего дальнейшего образования;
    4. организация опыта построения программ своего образования, формирования соответствующих умений.

    Тьюторское сопровождение как образовательная технология основной формой взаимодействия учащегося с тьютором предусматривает длительную индивидуальную работу в режиме периодических индивидуальных встреч.

    Этапы работы тьютора:

    1. Работа с образом будущего (очерчивание примерного контура образовательно-профессиональной идентичности).

    2. Предложение ресурсов образовательного пространства.

    3. Соотнесение образа будущего учащегося и ресурсов образовательного пространства.

    4. Построение ИОП.

    5. Организация осуществления пробы и обратной связи по поводу результативности и эффективности пробного действия.

    6. Сравнение реальных достижений с образом будущего, коррекция ИОП, построение следующего шага.

    Содержание деятельности тьютора:

    1. организация участия в образовательных событиях;
    2. организация встречи учащегося со специалистами, способными осуществлять предметное сопровождение;
    3. актуализация возможностей участия в различных олимпиадах, конкурсах;
    4. организация психологического консультирования;
    5. задание пространства проектной или исследовательской деятельности на разнообразном предметном материале;
    6. организация осознанного выбора элективных курсов;
    7. планирование и построение ИОП вместе с учащимися;
    8. рефлексия реализации учащимися ИОП с осмыслением результативности и построением следующего шага.

    Тьюторское сопровождение учащихся 8-9 классов на этапе предпрофильной подготовки:

    Тьюторское сопровождение учащихся 8-9 классов на этапе предпрофильной подготовки – это сопровождение, в ходе которого тьютор создает условия для осуществления и осмысления учащимся самообразовательных действий. Под самообразовательным действием понимается любое действие учащегося, направленное на достижение целей самообразования.

    Сущностной характеристикой тьюторского сопровождения учащихся 8-9 классов в процессе самообразования является ориентация на становление цельного процесса самообразования учащегося, основанного на использовании институциональных форм образования как средств достижения индивидуальных самообразовательных целей и реализации индивидуальных планов самообразования.

    Тьюторское сопровождение ученика осуществляется на двух уровнях:

    1) индивидуальное сопровождение тьютором;

    2) сопровождение класса в целом тьютором класса.

    С классом тьюторского сопровождения работает тьютор, который осуществляет индивидуальное сопровождение каждого учащегося:

    1. работает над проблемами уточнения и осознания познавательного интереса;
    2. рефлексирует вместе с учеником способы, виды и эффективность его познавательной деятельности;
    3. обсуждает выявленную проблематику;
    4. курирует этап подготовки и реализации продуктных шагов (презентации, проекты и т.п.).

    Тьютор класса удерживает общую образовательную ситуацию в классе как ситуацию открытого образования, в котором индивидуальная работа ученика с тьютором рассматривается как ресурс такого образования. Сохранение целостности образовательной ситуации в классе, в котором кроме программы тьюторского сопровождения, реализуются еще учебный план школьного обучения и программа социального проектирования - сфера компетентности тьютора класса.

    Тьюторское сопровождение предполагает выход ученика на этап публичного действия (освоение новых социо-культурных реальностей, предъявление опыта такого освоения, демонстрация собственных идей и образов, относительно осваиваемых предметностей и др.). Тьютор класса отслеживает эффекты, проявляющиеся на классе в целом, а так же поддерживает решение организационных вопросов.

    Тьюторское сопровождение учащихся 10-11 классов на этапе профильного обучения:

    Старшая школа занимает особое место в системе образования человека, поскольку, с одной стороны, является итогом школьного образования, а с другой стороны, подготавливает человека к самостоятельному продуктивному решению задач на следующих ступенях образования и в социальной деятельности.

    Цель тьюторского сопровождения учащихся 10-11 классов на этапе профильного обучения: создание условий для индивидуальной образовательной активности учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных (жизненных) перспектив.

    К таким условиям относятся:

    1. индивидуализация учебного процесса;
    2. расширение пространства социальной деятельности учащихся;
    3. организация пространства рефлексии.

    1. Индивидуализация учебного процесса

    Индивидуализация учебного процесса обеспечивается за счет возможности самостоятельного выбора учащимися вариантов изучения предметов (базовые, углубленные), выбора дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности.

    2. Расширение пространства социальной деятельности учащихся

    Расширение пространства социальной деятельности учащихся обеспечивается включением их в различные формы публичных презентаций (научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов), встраиванием учащихся в социально значимые программы регионального, федерального и международного уровня, обеспечением реализации социальных проектов учащихся, организацией учебных и предпрофессиональных стажировок и практик.

    3. Организация пространства рефлексии

    Организация пространства рефлексии обеспечивается, прежде всего, появлением в образовательном пространстве учащегося особой педагогической позиции «тьютор». Предметом тьюторских консультаций является обсуждение с учащимся его образовательных целей и перспектив, его образовательной истории и социального опыта, анализ образовательной деятельности, формулирование осознанного заказа к обучению и т.д. Средствами тьюторской деятельности являются также различные рефлексивные тексты учащихся: отчеты, дневники, портфолио и т.д.

    Особое значение для организации процессов рефлексии имеют образовательные игры (деловые, имитационно-ролевые, организационно-деятельностные), психологические и оргуправленческие тренинги, методологические лекции и семинары (в том числе с участием представителей высшей школы), образовательные сессии.

    Задачи тьюторского сопровождения учащихся 10-11 классов на этапе профильного обучения:

    1. передача учащимся 10-11 классов технологий успешного действия в различных жизненных ситуациях;
    2. развитие специфической человеческой способности делать собственную жизнедеятельность предметом своих преобразований.

    Целью работы тьютора в 10-11 классе является персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве профильного обучения. В ходе этого сопровождения тьютор «увязывает», координирует различные направления профильного обучения (преподавание предметных и ориентационных курсов, информационной работы и профориентации), предоставляя ему возможности индивидуального выбора дальнейшего профиля обучения и самоопределения в профессиональном будущем.

    Тьютор осуществляет персональное сопровождение каждого ученика в процессе становления у него ответственного выбора.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Тьюторство в школе

    Тьютор в предпрофильной и профильной школе, буклет...

    Статья ТЬЮТОРСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    Образовательная система постоянно обращается к ценностям, потребностям и интересам личности, поэтому деятельность педаго...

    «Тьюторство как средство решения современных требований образования »

     «Тьюторство как средство решения современных требований  образования »-из опыта работы...

    Тьюторство - как основной элемент управления профессиональным самоопределением личности обучающегося

    Статья опубликована в сборнике "Непрерывное образование в Западной Сибири: материалы четвертой региональной на...

    План урока по трудовому обучению в неделю нравственности в 7; 9 классах школы VIII вида Изготовление пижамных брюк (тьюторство)

     План урока по трудовому обучениюв неделю нравственностив 7; 9 классах школы VIII вида Изготовление пижамных б...

    Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе и проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе.

    Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новом...

    Статья "Изучение знаков препинания в школе"

     При оформлении письменной речи большую роль играет правильная, осмысленная расстановка знаков препинания.Перед пре...

    Статья "Организация работы с одарёнными детьми в современной школе"

     Одарённость по-прежнему остается загадкой для большинства учителей  и многих родителей. Одаренность в педагог...

    Статья «Игра как форма обучения в начальной школе».

    Необходимость использования игровых форм и методов обучения на уроках музыки в начальной школе....

    Статья" Система гражданско-патриотического воспитания в современной школе"

      Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в МКОУ Кайгородской СОШ  является формирован...