Интегрированный урок чтения и музыки в 8 классе коррекционной школы 8 вида
план-конспект урока (8 класс) по теме

Крестина Елена Филипповна

Данный урок является обобщающим уроком чтения  из раздела "Устное народное творчество" программы коррекционной школы 8 вида. Составлен на основе регионального компонента .содержит раличные жанры УНТ, которые создавались на донской земле. Задания урока направлены на коррекцию устной речи, памяти, внимания обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon donskaya_zemlya.doc66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок- презентация

по литературе и музыке в 8 классе

  коррекционной школе VIII вида

по теме «Наша Родина - Донская земля»

        Цели:

- расширить знания обучаюшихся по разделу « Устное народное творчество»;

- формировать представления об устном народном творчестве донского края;

- развивать речь, расширять представление об окружающем мире,       обогащать словарный запас;

- воспитывать любовь к большой и малой Родине, стремление быть достойным потомком своих предков.

     Оборудование:

  1. Надписи  « Наша Родина – Донская земля», фольклор, пословицы, песни, сказки, загадки, потешки, считалки; казаки, курени,  баз;
  2. Картинки с изображением казаков, куреня.
  3. Запись песни  «Скакал казак через долину».
  4. Карточки с потешками и песней « Конь боевой с походным вьюком».



                                                      I .Организация класса.  

  1.Внимание на экран. ( слайды №1-6)

   Беседа.

   - Что вы увидели  на экране?

      На этих фотографиях места   города,  в котором  живу я и многие из вас. Это родные для нас места. Это наш город  Донецк. Слайд 7.   Это для многих из нас наша малая родина. Слайды №1-7

Родина- это очень  много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и наш город, где мы с вами живем, и малые, в десять дворов деревеньки. Это вы и я с нашими радостями и заботами

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад.  Это наша история, это наши деды и прадеды.

Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым мы  дышим, будет целебен и вкусен. И земля, на которой стоят наши ноги, будет дороже.

Наша с вами родина и наши с вами корни это - Донская земля.

 Слайд № 8

II. Актуализация опорных знаний.

  1. -Прочитайте: слайд № 9

На Дону пословица недаром молвится.

Песня казаку – подруга в походе.

Сказка сладка, а уму учит.

- Что вы прочитали?

-О чем эти пословицы? (о пословицах, песнях, сказках)

-Какими еще  словами можно дополнить этот ряд?

( Дополнение ряда словами: загадки, потешки, считалки) Слайд №10

- Какой общей темой мы объединим данные слова?  (УНТ)

-Эти жанры устного народного творчества в литературе еще называют ФОЛЬКЛОРОМ, что означает «народная мудрость, знания». Слайд № 11

Слайд №12

III. Сообщение темы и целей урока.

        - Тема нашего сегодняшнего урока «Наша Родина - Донская земля». Слайд №8

-На уроке мы познакомимся с некоторыми из этих жанров УНТ, созданными на донской земле нашими с вами земляками.

IV.   Работа по теме.

        1.Вступительная беседа.

          - С давних времен по берегам реки Дон стали селиться люди. Бежавшие от своих непомерно жестоких господ, крестьяне  становились вольными казаками. Слайд №13. С появлением казаков на берегах Дона и его притоков стали возникать укрепленные поселения, обнесенные земляными валами и плетнями, - городки. Позже временные шалаши и землянки сменили КУРЕНИ.  Слайд №14

  С появлением казачества все на Дону складывалось  по–другому. Народные казачьи нравы и обычаи формировались  на протяжении нескольких веков. Казаки стали петь свои песни по-новому и сказки рассказывать по-иному.

                 1. «Пословица к слову молвится». Слайд №15

1.- Прочитайте пословицы.

Земля донская - мать родная.

Казак без друзей, что дуб  без корней.

Упал казак духом, и конь не бежит.

Казак в труде, как в бою, славит Родину свою.

Казаку конь себя дороже.

Дружба заботой да подмогой крепка.

- О чем эти пословицы?

-Объясните смысл этих пословиц.

- На какие группы их можно разделить? (О Родине, о друзьях, о коне)

  1. Восстановление пословиц.

  - Прочитайте пословицы и вместо точек вставьте пропущенное слово «песня»

Жизнь казачья вся в     … .

…            казаку - подруга в походе.

Дон без      …, что виноградная  лоза без гроздьев.

- Что получилось?

-  Какой общий смысл всех этих пословиц? ( Песни сопровождали  казаков всю их жизнь).)

                                       

                                                       2. «Заиграйте  песни». Слайд № 16

    Казаки  много воевали. Воинская жизнь донцов проявилась в казачьих песнях. Песни сопровождали казаков везде: в военных походах, в веселом застолье и в горестном событии. Казачьи песни поют не только на донской земле. Песни « По Дону гуляет казак молодой» «Скакал казак через долину», « Ой, при лужку, при лужке», « Посею лебеду на берегу» и многие другие  знают и поют далеко за ее пределами.

1. Прослушивание песни « Ой, при лужку, при лужке». Слайд № 17

 - Казачьи песни хорошо знают и  поют ребята нашей школы. Послушайте песню в  их исполнении .

-Как  называется песня?

-О чем поется   в этой песне?

- Почему казаки такое внимание уделяли коню?  (Конь был боевым другом и товарищем казаку. Собирая сына на службу в армию или войну, отец провожал его с  конем. Какой был обычай у казаков).  

Как продолжение этой темы, вы прочитаете песню «Конь боевой с походным вьюком».

 2. Чтение песни «Конь боевой с походным вьюком» Слайд № 18

 ( Текст  этой песни у каждого ученика.).

Конь боевой с походным вьюком

У церкви ржет, кого-то ждет.

В огороде бабка плачет с внуком,

Молодка  горько слезы льет.

А из дверей святого храма

Казак в доспехах боевых

Идет к коню из церкви прямо

С отцом в кругу своих родных.

Жена коня подводит мужу,

Племянник пику подает

- Вот, - говорит отец, - послушай

Мои слова ты наперед.

Мы послужили Дону верно,

Теперь и ваш черед служить.

Служите ж вы ему примерно,

И вас господь благословит.

Даю тебе коня лихого,

Он  добровит  был у меня,

Он твоего отца седого

Носил в огонь и из огня.

 -Чему посвящена эта песня? (казак уходит на войну, отец дает ему благословение)

- Какое значение придавали казаки боевому коню? - Какое напутствие давал отец своему сыну?

3. Прослушивание  казачьей песни «Конь боевой с походным вьюком» в исполнении ансамбля «Вольница»

  - А теперь прослушайте   эту песню  в исполнении казачьего  ансамбля «Вольница»

                                      3 «.Эй, честной народ, становись в  хоровод!» Слайд №19

- Когда казаки не воевали, когда были закончены полевые работы и был убран урожай с полей, а также в праздники, все население станицы или хутора собирались вместе, и это называлось «улицы».

Здесь пелись песни, водились хороводы, устраивались дружеские застолья–беседы.  С наступлением теплых дней молодежь ходила по улице с песнями, водила хоровод (карагод, танок) и играла в весенние игры.

Самым распространенным хороводом во всех станицах был радостный «Плетень заплетать».      

                                           Разучивание игры.

Участникам игры нужно взяться за руки и попарно петь:

Заплетись, заплетись, плетень!

Завяжись, завяжись, узел!

Молодая  утушка собирала детушек.

Крайней паре справа нужно поднять руки, и под ними ,  как через ворота, нужно пройти всему хороводу, начиная с крайней левой пары. После этого первая пара поворачивается в сторону движения. Так всему хороводу нужно пройти под поднятыми руками второй, третьей пары, которым тоже нужно поворачиваться. Так продолжается до тех пор, пока все не заплетутся.

Тогда начинается второй куплет:

  Расплетись, расплетись, плетень!

  Развяжись, развяжись узел!

Молодая   утушка растеряла детушек.

Под эти слова нужно расплестись в обратном порядке.

(Игра проходит 2 раза)

                                    4.Потешки, небывальщины. Слайд № 20

  - Во время игр пелись веселые песенки,  потешки, небывальщины и частушки.

1.Щука плавает в Дону, спит на яблоне в саду…

Шерсть смотали мы в клубок, выйдет шелковый платок !...

Закудахтал пес Барбос :в конуру яичко снес…

В марте стаял снег и лед-это к нам зима идет.

Из-за Дона, из-за гор едет дедушка Егор.

Сам на лошадке, жена на коровке,

Дети на телятках, внуки на козлятках.

2.Как у Дона у реки ловят рыбу казаки:                                               

Малец  Андрей поймал трех окуней,                                            

А батяня Корней - четырех карасей,                                            

А дед Гаврил двух сомов подловил.                                          

 

3. Ой, ребята, та-ра-ра

    На Дону стоит гора,                                          

 А на той горе дубок

   А на дубе воронок

   

    Ворон в красных сапогах,

      В позолоченных серьгах.

     Сидит ворон на дубу,

      Он играет во трубу.

                                     

Y.  Обобщение урока.

1 -Наш урок подошел к концу.

-Какие жанры УНТ знаете?                  

-Прочитайте и определите, к какому жанру УНТ относятся следующие произведения.

В таблице рядом с названием жанра УНТ поставьте номер, под которым он стоит.

сказки

пословицы

загадки

песни

считалки

1.Лохматый казак, посередке  кушак,   (Кушак-пояс)

По двору ходит, порядок наводит.

2.Прилетел издалека, из высока-высока,

Опустился он на баз, чтоб ловить цыплят у нас.   (Баз - загороженное место для дом. птицы)

Аты – баты,  ата-ты, этот коршун будешь ты!

На базу цыплятки – детки разбежались без наседки.

Чтобы горю пособить  знать, тебе наседкой быть.

3.Лиса встретила рака и говорит ему:

- Давай с тобой перегоняться!

- Ну что ж, лиса, давай.

Начали перегоняться.

Как только Лиса побежала, Рак уцепился ей в хвост.

Добежала лиса до места, а Рак не отцепляется. Обернулась Лиса, посмотрела, далеко ли Рак ползет, вильнула хвостом. Рак отцепился и говорит:

- А я тебя давно тут жду!    

   4. На донской земле все родится - надо только хорошо трудиться.

  5. Ой, Варенька, Варенька,

Хорошая, бравая.

Уж, не ты ли, Варенька,                    

С Романом гуляла.

2.Проверка. КЛЮЧ

сказки  3

пословицы 4

загадки 1

песни        5

считалки 2

YI.  Подведение итога урока.

Выставление оценок. 

- Наши редки были мудрыми, сильными, смелыми, трудолюбивыми людьми, а мы должны быть достойной им сменой.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку и чтению для 5 - 9 классов коррекционной школы VIII вида

Данные рабочие программы по русскому языку и чтению составлены для детей с нарушением интеллекта с подробной расчасовкой на весь учебный год....

Интегрированное логопедическое занятие для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида "Зимнее путешествие" + презентация

Данное занятие, с презентацией, предназначено для коррекционной школы 8 вида. Оно расширяет словарь детей по лексической теме: "Дикие животные" и знакомит с Олимпийской символикой....

Интегрированный урок швейного дела и математики в коррекционной школе VIII вида Тема урока: Наволочка с клапаном. Расчёт расхода ткани.

Формирование знаний и умений по раскрою однодетального изделия на ткани без применения выкройки, учитывая ширину ткани....

Конспект интегрированного урока чтения и музыки по произведению К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками", 6 класс коррекционная школа-интернат.

Интегрированный урок чтения и музыки в 6-м классе.Тема: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»«Волшебная сила бессмертной музыки»(обобщающий  урок по теме)     Цели: 1. ...

Формирование межпредметных связей на интегрированных уроках географии и биологии в специальной коррекционной школе – интернат VI вида

 В последнее время изменились цели общего  образования, разрабатываются новые учебные планы, создаются новые концепции образования. Принято второе поколение стандартов, в которых разъ...

Конспект урока чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».

Тема: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». Цель: познакомить с содержанием рассказа А.П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, раскрыть природу смешного в рассказе.Задачи: Образовательны...