Конспект урока по литературе. Рассказ А.П.Платонова «Юшка»
методическая разработка (7 класс) по теме

Данный урок литературы затрагиваетактуальные для нынешнего времени проблемы духовности и нравственности: о любви к ближнему, об умении сострадать, об ответственности за свои поступки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе.

Рассказ А.П.Платонова «Юшка»

1. Личностные цели:

– формирование способности к самоучению, саморазвитию;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, толерантности;

– развитие мышления, памяти, внимания, фонематического слуха;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи.

2. Метапредметные цели:

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;

– освоение способов решения проблем поискового характера;

– активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

– формирование умения использования различных способов поиска информации, готовить своё выступление;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; построения рассуждений;

– готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

– определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

– умение работать в информационной среде.

3. Предметные цели:

- показать своеобразие личности писателя, особенности языка

  Платонова;

-развивать навык анализа произведения,  

  логическое мышление, монологическую речь учащихся;         - помочь учащимся выявить нравственную основу          

  платоновских героев, вызвать сочувствие, сострадание к  

  герою рассказа «Юшка»;

– овладение учебными действиями с языковыми средствами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

- воспитывать милосердие, ответственность за свои поступки,  

  любовь и уважение к человеку.

Метапредметные категории: «добро» и «зло»

 Оформление доски: портрет А.Платонова (1899-1951),

иллюстрации детских рисунков.

Оборудование: портрет А.Платонова (1899-1951),иллюстрации детских рисунков к рассказу, опорные слова из текста произведения, заранее заготовленные на отдельных листах материалы для оформления доски, мультимедийная презентация, рабочие тетради учащихся, выставка художественных произведений А.П.Платонова, Библия, словари (толковый, энциклопедический, философский, этический).

Словарь литературоведческих терминов:

псевдоним

тема

антитеза

идея

композиция

обрамление

портрет  

деталь

                                                   Побеждай зло добром.

                                                                         Библия

                                     Ход урока

Вступительное слово учителя:

Учитель: Здравствуйте! Я рада встрече с вами! Мне очень хочется, чтобы этот урок литературы помог вам стать добрее, милосерднее, терпимее ко всему, что вас окружает.

Говорить мы будем с вами об актуальных для нынешнего времени проблемах духовности и нравственности: о любви к ближнему, об умении сострадать, об ответственности за свои поступки.

И я приглашаю вас к серьёзному разговору о добре и зле, о хорошем и плохом в людях, что нередко встречается, к сожалению, в нашей жизни.

Добро и зло… За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших проблем. И пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история развития общества – это история борьбы добра и зла. Что такое добро? А зло? По группам вы должны были найти значение этих категорий по толковому, философскому, этическому, энциклопедическому словарям. Что вы узнали об этом?

Выступление групп

Учитель: С категориями «добро» и «зло»  вы сталкиваетесь на самых различных уроках: обществознании, истории, психологии, математике, физике, информатике, биологии и в повседневной жизни.

 А поможет нам раскрыть истинный смысл этих понятий рассказ Андрея Платоновича Платонова «Юшка», который вы самостоятельно прочитали дома.

  Сообщение темы и целей урока

Учитель: У кого есть предположения, что будет темой нашего урока? (дети высказывают свои предположения)

  Тема нашего урока – « Начать с себя» (записать в тетради)

 Учитель: Ребята, попробуйте сформулировать цели урока

Ученик 1: должны научиться быть милосердными

Ученик 2: испытывать чувство сострадания

Ученик 3: любить и уважать людей

Ученик 4: уметь отвечать за свои поступки

Учитель: Молодцы! Я согласна с вами - цели нашего урока – смотреть на слайде № 2

Учитель: Вспомним произведения Платонова, которые вы читали в 5,6 кл-х?

Ученик 1: «Корова»

Ученик 2: в «Прекрасном и яростном мире»

Ученик 3: «Волшебное кольцо», «Финист - Ясный Сокол»

Учитель: (народные сказки в переработке Платонова)

Учитель:  Ребята, прослушайте сообщение художественном мире А.Платонова, которое подготовила Чалова Ю. самостоятельно.

Слайд № 3

  Ученик:  Платонов - необыкновенный человек: он одновременно был инженером, влюблённым в своё дело, и очень ярким писателем. Андрей Платонович Платонов- писатель  разноплановый. У него есть произведения о любви к человеку, животному, растению, с которой начинается его большая любовь к Родине. Книги Платонова несут свет жизни, а умное сердце писателя отзывается в душе каждого из нас добром и любовью к людям.

 Учитель: Хочу напомнить вам, что Платонов – это псевдоним. Что такое псевдоним?

Ученик: подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя

Учитель: Настоящая фамилия писателя – Климентов (взял этот псевдоним от имени отца)

 Учитель: Действительно, автор многих рассказов, он в большинстве произведений предстаёт перед нами как писатель, которого волнуют проблемы нравственной чистоты и морального уродства. Вот об этом, на примере рассказа Платонова «Юшка», мы поговорим сегодня на уроке.                                                                                      

Учитель: Какова, на ваш взгляд, тема (о чём произведение?) рассказа Платонова «Юшка»?

Ученик: Тема рассказа -  взаимоотношения между людьми.

Учитель: А идея? (главная мысль текста, выражающая авторскую позицию?)

Ученик: Зло надо побеждать добром.

Слайд № 4

Учитель: Да, побеждай зло добром. Именно эти слова из Библии и являются эпиграфом к нашему уроку. (Книга книг, вековая мудрость)

Вот на примере жизни героев Платонова и попытаемся доказать, что добро побеждает зло.

Давайте составим словарь по теме урока, чтобы легче решить поставленную цель. Подберём противоположные по значению слова:

Добро  -        Зло

Любовь  -     Жестокость

Терпение  -   Насилие              - Физминутка

Чуткость  -   Чёрствость

Учитель: На основании слов, подобранных к теме, скажите, каков, на ваш взгляд, основной приём построения рассказа?

Ученик: Антитеза.

Учитель: Что такое антитеза? Антитеза- противопоставление образов, картин, слов, понятий.

 Запишите определение в тетрадь.

Учитель: Где просматривается этот приём в произведении?

Ученик: Этот приём просматривается в поведении героев

Учитель: В «Юшке» Платонов воспевает добро, подчёркивая, что оно всегда побеждает зло. Как этой мысли подчинена композиция рассказа? Что такое композиция? (построение произведения)

Вспомните начальную и финальную сцены.

 Перекликаются ли они?

Ученик: Перекликаются. В начале произведения автор говорит о Юшке, о его доброте и трудолюбии, а в заключительной сцене – о доброте девушки-врача, которая бесплатно лечила людей от туберкулёза. Её все знали, как дочь доброго Юшки.

Учитель: Такой приём, ребята, называется обрамление (композиционная часть литературного произведения, включающая в себя, как в рамку, другие части повествования)

 Запишите это определение в тетрадь.

 Этот приём помогает Платонову полнее раскрыть сущность нравственной связи между людьми: добро Юшки продолжила девушка, которой он помог получить образование.

Учитель: С первых строк рассказа мы знакомимся с его главным героем. Автор даёт подробный литературный портрет Юшки.

 Что такое портрет? (портрет – изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении)

Как автор изображает внешность Юшки? Обратимся к тексту (работа с текстом)

Чтение учащимися – стр.137 (115- 116)

Учитель: Некоторые ребята из вашего класса нарисовали иллюстрации к рассказу, и вот каким они увидели главного героя…

Учитель: Платонов – мастер детали – это выразительная подробность в произведении. Какая деталь помогает острее и глубже представить нам внешний облик персонажа?

Ученик: Глаза, в которых всегда стояла влага

Учитель: Почему?

Ученик: Душа Юшки плачет.

Учитель: Да, глаза – зеркало души. Разумом мы мыслим, а именно душой сострадаем, любим, ненавидим.

Учитель: Какие эпизоды, связанные с Юшкой, произвели на вас особенно сильное впечатление?

Ученик 1: Отношение детей к Юшке.

Ученик 2: Отношение взрослых к Юшке.

Ученик 3: Минуты, проведённые Юшкой на природе.

Ученик 4: Похороны Юшки.

Учитель: Ребята, давайте создадим «психологический этюд» поведения, а главное чувств, состояния героев, для этого обратимся к презентации.

Чтение эпизода на слайде № 5

Учитель: На слайде ключевые слова, характеризующие поведение, чувства и состояние героев

Дети

…переставали играть, бежали, кричали…

…поднимали ветки и бросали…

…снова окликали, бросали, трогали и толкали……

…опять толкали и кидали комья земли…

…сильнее толкали,…кричали вокруг Юшки…

…делали слишком больно…

Юшка

…ничего не отвечал и не обижался…

…шёл тихо и не закрывал лицо…

…шёл и молчал…

…не трогал и не отвечал…

…говорил…

Слайд № 6

Взрослые

…обижали его…

…их сердце наполнялось лютой яростью…

…и тут же били его…

…приходили в ожесточение и били его ещё больше…

…и в этом зле забывали на время своё горе…

Учитель: Каковы стилистические особенности этого эпизода?

Ученик: Многократное употребление глаголов показывает действие и состояние детей, взрослых и Юшки

Учитель: Так какой же приём использует автор?

Ученик: Антитезу. Антитезу в поведении героев.

 Дети, взрослые и Юшка ведут себя в этом «психологическом поединке» по-разному, а вывод одинаковый – радовались.  

Учитель: Почему?

Ученик: Дети радовались, что с ним можно делать всё, что хочешь, а он им ничего не делает.

 Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви, поэтому и терзают его.

Учитель: Как вы понимаете значение слова «терзать»? Подберите синонимы.

Ученик: Терзать – мучить, издеваться, истязать, тиранить

Обратимся к слайду - № 7

Учитель: В словаре С.И.Ожегова представлены два значения слова терзать: 1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно

Учитель: А как относились взрослые к Юшке?

Ученик: Взрослые относились к Юшке плохо. Они жестокие люди. Юшка был не похож на остальных. Люди жили в злобе, в скуке, в пьянстве и в ожесточении. А он  жил не так, как они: трудился, никого не обижал,  не пьянствовал, помогал девочке – сироте. Все понимали, что он лучше их, и этого не могли ему простить.

Учитель: Почему же Юшка не обижался на взрослых?

Ученик: Он был уверен, что народ его любит, только любит без понятия. Сердце в людях бывает  «слепое»

Учитель: «Слепое», не умеющее видеть и чувствовать чужую боль, сострадать, любить

Учитель: Какими чертами характера наделяет Платонов Юшку?

Учитель: Давайте найдём эпитеты (образное определение предмета), характеризующие Юшку…

Физминутка

Ученик: Юшка – добрый, терпеливый, тихий, жалкий,  скромный, кроткий…

 А детей и взрослых–  злые, жестокие, грубые, равнодушные, агрессивные, чёрствые…

Учитель: Какой приём вновь использует автор?

Ученик: Антитезу

Учитель: Как бы вы поступили, если бы в жизни вам встретился такой человек, как Юшка?- рефлексия

Ученик: Если бы в жизни мне встретился такой человек, как Юшка…

Учитель: А были ли, на ваш взгляд, счастливые мгновения в жизни Юшки?

Ученик: Да, это минуты, проведённые на природе.

Слайд № 8

Учитель: Прослушайте эпизод, повествующий о минутах, проведённых Юшкой на природе.

Эпизод «Юшка и природа» (музыкальное сопровождение)

Слайд № 9

Учитель: Что нового из этого эпизода мы узнаём о Юшке?

Ученик: Он очень любит природу. Среди природы ему лучше, чем среди людей. Бабочек и букашек он считает родными существами, без которых чувствует себя сиротой.

Учитель: Какие художественные средства использует автор, чтобы открыть нам тайны душевного состояния героя?

Стр. 140 (119)

Ученик 1: Олицетворения – рождающие, умирающие, бормочущие…

Ученик 2: Эпитеты – светлая теплота, сладкий воздух…

Учитель: А как часто бывал Юшка наедине с природой?

Ученик: Раз в год, когда ходил к девочке-сироте и относил ей деньги на учёбу.

Учитель: Как это характеризует Юшку?

Ученик: Как доброго, жалостливого, бескорыстного, чуткого к чужому несчастью человека.

Учитель: Так кому же помешал Юшка, никогда никому не приносивший зла, никогда никого не обидевший?

Слайд № 10

Ученик: Юшка помешал «весёлому прохожему»

Учитель: Почему этот человек назван «весёлый прохожий»?

Ученик: Я думаю, «веселье» этого человека происходит от опьянения…

Учитель: Зачитайте эпизод по ролям

Чтение эпизода учащимися по ролям – стр.141-142 (119-120)

Учитель: Чем закончилась встреча прохожего и Юшки?

Ученик: Прохожий толкнул Юшку и со спокойной душой ушёл домой пить чай. Юшка упал и более не шевелился.

Учитель: Что мы можем сказать о прохожем?

Ученик: Жестокий, равнодушный, чёрствый человек.

Учитель: А Юшка?

Ученик: Жил тихо и умер тихо, незаметно.

Учитель: Почувствовать тяжесть происходящего ещё сильнее помогает иллюстрация к рассказу – стр. 142 (121)

Учитель: Вот так закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего всех Юшки. Закончилась тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек. А осерчать надо было – нельзя всё время терпеть.

 В Библии сказано: «Господи! Открой глаза людям, чтобы они видели». И открыл Господь глаза их.

 Когда же это произошло?

Ученик: К сожалению, после смерти Юшки

Учитель: Почему же людям без Юшки стало грустно? Найдите в тексте и зачитайте.

Чтение эпизода учащимися  – стр.- 143 (121)    «…однако без Юшки жить…недоброжелательство…» Как вы можете прокомментировать эти слова? (глумиться, т. е. издеваться)

Ученик: Не на ком  стало срывать зло, ожесточение, недоброжелательство, насмешку

Учитель: Юшка выполнял исцеляющую роль извечно почитаемого на Руси кроткого праведника.

Учитель: Почему сам герой называл себя Юшкой?                                                                                                  

 Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

Ученик 1: Юшка – кровь, значительная потеря которой грозит человеку смертью

Ученик 2: Юшка – всякий навар – рыбный, мясной, пища человека, без которой он может погибнуть

Учитель: А как вы понимаете имя Юшка? 

Ученик 3: Юшка – из рассказа Платонова – воплощённое добро, утрата его губительна для людей.

Обращение к слайду № 11

Учитель:  Ребята, какое настоящее имя и отчество Юшки?

Ученик: Ефим Дмитриевич

Учитель: А кто-нибудь знает, что обозначает имя Ефим? Дмитрий? Я вам помогу!

Слайд - значение имени и отчества № 12

Учитель: Значение имени героя не случайно. В ком плоды добра Юшки?

Ученик: В приёмной дочери, она продолжила его дело – дело добра.

Учитель: Оправдывает ли герой своё имя?

Ученик: Да, оправдывает.

Учитель: Ну, а теперь, ребята, вы поделитесь своими размышлениями по данной проблеме письменно, ответив на следующие вопросы …

Слайд - Поделимся впечатлениями №13

Проверка письменных работ

Итог урока

Учитель: В нашем обществе, к сожалению, ещё много грустного, горького, жестокого. Хочешь изменить эту жизнь?

 Начни с себя!

Ученик: Друзья мои! С нынешнего дня

             Начнём с себя!

             Научимся людей любить,

             По нравственным законам жить.

             А чтобы поняли тебя-

             Начни с себя!

Учитель: Я желаю вам, ребята, никогда не забывать о том, что каждый человек нуждается в сочувствии, в сострадании, в сопереживании «Спешите делать добро, пока не стало поздно!»

Учитель: Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Интересно ли было? Что узнали полезного и нового?

Учитель: На этом наш урок окончен, благодарю за работу! Вы  все молодцы, получаете «5». Запишите Д./З.

 Информация о домашнем задании: 

                               1. Прочитать рассказ А.Платонова        

                                  «Неизвестный цветок».

                               2. Индивидуальное задание по группам:     1 группа – написать сочинение – рассуждение на тему

 «По нравственным законам жить…» (Как я понимаю смысл этих слов);

2 группа – написать сочинение – миниатюру «Что я хотел сказать о Юшке на уроке, но постеснялся»;

3 группа – составить синквейн – выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет (правила составления синквейна у вас есть) к рассказу А.Платонова «Юшка»;

4 группа – ответить на вопросы теста по рассказу А.Платонова «Юшка».

 Выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему "Спешите делать добро!" ( По рассказу А.П.Платонова "Юшка"

Эпиграф к уроку "Спешите делать добро, пока не стало поздно!"Данный материал содержит конспект урока с презентацией, выполненной учащимися 7 класса...

УРОК- МАСТЕРСКАЯ ПО РАССКАЗУ А.П.ПЛАТОНОВА «ЮШКА»

УРОК- МАСТЕРСКАЯ ПО РАССКАЗУ А.П.ПЛАТОНОВА «ЮШКА»Тема урока: Идея мастерской: Каждый должен раскрыть свои способности, а не копировать кого-либо.Девиз мастерской: Делай по-своему, исходя из ...

конспект урока в 7 классе по литературе "Не бывает чужой боли"(по рассказу А.П.Платонова "Юшка"

Рассказ А.П.Платонова "Юшка" помогает раскрыть перед читателем сущность человеческих взаимоотношений....

Конспект урока по литературе: Рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕТип урока: Урок внеклассного чтения.Тема урока: Рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления»....

Урок-мастерская по рассказу А. П. Платонова «Юшка». 7 класс. (С использованием метода «шести шляп мышления»)

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД через интерактивные приемы обучения...