Конспект урока: Эсхил и его трагедия «Прометей Прикованный»
план-конспект урока (8 класс) по теме

Значение трагедии Эсхила «Прометей Прикованный» очень велико. У этого произведения особая судьба в мировой культуре. Насыщенный огромным гуманистическим пафосом образ непреклонного титана, заступника и благодетеля человеческого рода стал в сознании многих поколений символом несгибаемого мужества в борьбе за передовые общественные идеалы. Конспект урока знакомит учеников с величайшими памятниками античной литературы. Автор этого произведения - очень значимая фигура в мировой литературе; это первый великий греческий трагик, получивший мировое признание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Эсхил и его трагедия «Прометей Прикованный» (8 класс).

Цели урока:

Образовательные:

углубить знания учеников об античной литературе;

Познакомить учеников с биографией и жизнетворчеством Эсхила;

Раскрыть образы героев, дать им характеристику;

Раскрыть авторское отношение к изображаемому.

 

Развивающие:

развивать навыки монологической речи;

усовершенствовать навыки вдумчивого чтения;

развивать воображение;

развивать образное мышление.

Воспитательные:

Формировать гуманное отношение к личности;

Пробудить интерес к античной литературе.

    Методы:

слова учителя;

беседа;

работа с текстом трагедии;

выразительное чтение;

работа с иллюстрацией;

сообщение.

Наглядность:

иллюстрации;

выставка.

 

Тип урока: комбинированный

План урока.

Организационный момент 3 минуты;

Подготовка к восприятию материала  7 минут;

Восприятие произведения  5-7 минут;

Анализ произведения  20-22 минуты;

Синтез  5 минуты;

Домашнее задание  3 минуты.

Ход урока:

Орг. Момент:

У.- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Кто сегодня отсутствует?

Д.- Отсутствуют…

Подготовка к восприятию материала:

У.- Ребята, сегодня у нас с вами непростая задача. Вам предстоит познакомиться еще с одним древнегреческим автором — Эсхилом (525 — 456 гг. до н.э.) и его произведением «Прометей Прикованный». Как вы думаете, к  какому роду литературы относится это произведение?

Д.- Скорее всего, это драма.

У.- Почему?

Д.- Потому что написано для театра, для постановки на сцене: указаны действующие лица, их реплики и нет рассказчика.

У.- А какова задача драматического произведения?

Д.- Показать действия и внутренний мир героев через диалог в оценке автора.

У.- Хорошо! Теперь давайте перенесемся в эпоху Эсхила, и поможет нам в этом …

Д.- (Сообщение учащегося с использованием иллюстрации афинского театра.)

Само слово «драма» в переводе с греческого означает «действие». Зарождение драмы в Древней Греции связано с совершаемыми весной обрядами в честь Диониса (Бахуса, Вакха) — бога виноградной лозы. В марте, когда вся растительность, ожившая после «зимней смерти», была в полном цвету, в торжественной процессии представлялось возвращение Диониса из восточной страны, куда он был отослан на воспитание. Исполняемые в его честь лирические песни пел хор, предводителя хора называли корифеем.

Первым шагом к драме в ее современном виде было введение актера, что в переводе с греческого значит «отвечающий» (хору).

Исполнение драм было делом государственным. Драматурги осознавали объединяющую и воспитательную роль театра и гордились этим.

Афинский театр Диониса вмещал около семнадцати тысяч зрителей — почти все взрослое население тогдашних Афин. И можно себе представить, какое мощное воздействие мог оказать спектакль на жителей города. Правда, представления происходили только по праздникам, длились по нескольку дней, начинаясь утром и заканчиваясь с заходом солнца.

Афинский театр — открытое место, как наш стадион. Он имел форму чаши. Словом «театр» (греч. «смотреть») сначала называли места для зрителей, а круглую площадку, на которой играли актеры, именовали «орхестра». Позади орхестры, за колоннами была палатка, которая называлась «сценой». Актеры всегда играли в масках и в специальных сандалиях с очень толстой подошвой — котурнах. Котурны надевались с целью увеличения роста исполнителя роли для придания большей величественности образам героев и богов.

Искусство авторов оценивалось специальными судьями, первый приз означал победу, второй — умеренный успех, а третий — провал. Величайший драматург Древней Греции Эсхил, написавший несколько десятков пьес, тринадцать раз получал первый приз.

Восприятие произведения:

      У.- Вам на дом было задано прочитать трагедию Эсхила «Прометей Прикованный».

          Задание было получено вами достаточно давно и я попросила вас  принести текст с таким расчетом, чтобы у каждого на парте была хотя бы одна книга или распечатка трагедии. Итак, все справились с заданием?

     Д.- Да!

     У.- Хорошо! Прометею Эсхил посвятил три пьесы: «Прометей Прикованный», «Освобождаемый Прометей», «Прометей Огненосец». До нас дошла только первая из них. А что вы знаете о Прометее?

    Д.- Это титан, который украл огонь для людей. За это его приковали к скале, и орлы клевали ему печень.

    У.- Ваши знания о Прометее основываются на тексте Эсхила в изложении Н. Куна. Но дело в том, что Эсхил создал свой образ Прометея, которого раньше оценивали совсем по-другому. По поводу происхождения Прометея существуют разные версии, одну из них вы знаете, какую?

      Д.- Что его родителями были титан Иапет и океанида Климена.

      У.- Правильно! По другим версиям, Прометей был сыном Фемиды, богини правосудия. У Эсхила Прометей называет себя «сыном Геи и Фемиды», то есть как бы отождествляет Фемиду с Геей. Само имя Прометей означает «предвидящий», «прозорливый».

До появления пьесы Эсхила Прометей представлялся в сказаниях как хитроумный и ловкий обманщик, титан-покровитель жалкого рода людей, которых он сам и создал. А теперь на основе отрывка из драмы попробуйте понять, каким видит Прометея Эсхил, какие черты героя он подчеркивает, как их оценивает. Но сначала ответьте на один вопрос. Понравилась ли вам эта драма?

Д.- Да, очень легко читается.

4)   Анализ произведения:

   

      У.- Открываем трагедию, пролог. Прочитайте диалог Власти и Гефеста.

      Д.- (Читается выразительно диалог Власти и Гефеста, заранее подготовленный учениками.)  

     У.- За что Зевс велел приковать Прометея? Цитируйте.

 Д.- За гордость, за то, что «огонь похитил он для смертных». «Чтоб наконец признал главенство Зевсово / И чтоб зарекся дерзостно людей любить».

У.- Как относится Гефест к поручению Зевса?

Д.- «Всего опасней словом пренебречь отца», хотя «увы» — ему жалко Прометея, он действует против своей воли, но и осуждает Прометея: «Что ж, поделом; ты бог, но гнева божьего / Ты не боялся, а безмерно смертных чтил».

У.- Как Власть оценивает колебания Гефеста?

Д.- Упрекает за то, что Гефест медлит и «врагу богов беззлобно» соболезнует, «Ведь он же отдал смертным и твои права».

У.- Как оправдывается Гефест?

Д.- «Родство и дружбу не могу не чтить».

У.- В чем Гефест упрекает Власть?

Д.- «Ни мягкости не знаешь, ни сочувствия».

У.- Как характеризует Гефеста и Власть их диалог, происходящий в то время, когда Гефест приковывает Прометея?

Д.- У Власти нет жалости: «Где помочь нельзя, / Там и напрасно убиваться нечего». Власть жестока: «прибей покрепче», «сожми потуже». «Теперь шипом железным и безжалостным / Ему с размаху, с силой грудь насквозь проткни». Власть видит «лишь возмездье справедливое», издевается: «Вот здесь теперь и буйствуй», «имя прозорливца (перевод слова «Прометей») незаслуженно / Дано тебе богами». А Гефест жалеет Прометея: «Ах, Прометей, я плачу о беде твоей!». Он осуждает Власть: «Слова твои ужасны, как облик твой»; торопится уйти — ему невыносимо видеть прикованного Прометея.

      У.- Теперь обратите внимание на монолог Прометея.

      Д.- (Инсценировка учеником монолога Прометея.)

      У.- Как раскрывается Прометей в этом монологе?

Д.- Он взывает к стихиям, считает свою казнь «позорной», хотя и готов «с величайшей легкостью» принять «жребий свой», так как знает, «Что нет сильнее силы, чем всевластный рок». Он не жалеет, «что людям оказал почет. / В стволе нартека искру огнеродную / Тайком унес я: всех искусств учителем / Она для смертных стала и началом благ». Он понимает, что боги ненавидят его потому, что «меры не знал», «смертных любя». Но он не лишен и чувства страха: «От рокота крыл, / От мерного шелеста воздух дрожит. / Что б ни было это, мне страшно!»

У.- Итак, парод. На чьей стороне симпатии хора?

Д. На стороне Прометея: «Ободрись! Не бойся!», «с любовью», «Пеленой тумана слезы / Мне окутывают очи: / Горько глядеть мне, как тело твое / Сохнет в цепях стальных, / К камню прикованное позорно». Хор томится, страшится и советует Прометею не быть дерзким, «придержать язык», потому что «Непреклонно сердце Зевса, / Тверд и жесток рожденный Кроном». Хор осуждает Зевса, ибо он правит, «законов не ведая». Зевс, с точки зрения хора, упрям и дик, злобен, радуется чужой беде.

У.- Как вы понимаете фразу «Те, что великими слыли, ничтожны стали»?

Д.- Это титаны, низвергнутые Зевсом.

У.- Как раскрывается здесь Прометей?

   Д.- Его беспокоит не столько сама казнь, сколько ее позор: «Ведь я ' на потеху заклятым врагам / Игралищем ветров повешен!» Но он уверен, что Зевс снимет оковы, потому что Прометей знает, что может лишить Зевса1 власти, и эту тайну Зевс захочет узнать. Прометей надеется, что Зевс все-таки смягчится и поспешит к нему «как к союзнику-другу».

    У.- Давайте теперь обратимся к эписодию первому.

    Д.- (Читается выразительно эписодий первый, заранее подготовленный учениками.)  

    У.- Итак, монолог Прометея. На чьей стороне в борьбе титанов с олимпийцами сначала выступал титан Прометей и почему перешел на другую сторону?

Д.- Будучи сам титаном, он сначала выступал вместе с титанами, но те хотели «грубой силой без труда» захватить власть, отвергали, «презирая вкрадчивость и всякое лукавство», «добрый совет» Прометея. Тогда Прометей вместе со своей матерью Геей-Фемидой перешел на сторону Зевса. Мать знала, что «победитель победит не силою, / А хитростью, коварством».

У.- Можно ли поступок Прометея назвать предательством?

Д.- Да, но он совершил предательство во благо. Для людей он – герой, а для богов – предатель.

    У.- В чем Прометей обвиняет Зевса?

Д. Зевс обязан Прометею властью, но не доверяет ему.

У.- За что Зевс мучил Прометея?

    Д.- Зевс хотел истребить людей, чтобы «новый род растить», а Прометей «племя смертное / От гибели в Аиде самовольно спас».

   У.- Как же Прометей спас людей?

    Д.- Зевс разгневался на преступления людей медного века и послал на землю потоп. Все люди погибли, спаслись только двое: сын Прометея Девкалион и его жена Пирра. По совету Прометея Девка-лион построил большой ящик («ковчег»), на котором он и Пирра спаслись во время девятидневного потопа, уничтожившего все человечество. На десятый день Дезкалион увидел гору Парнас и высадился на ней. Принеся жертвы Зевсу, он попросил Зевса опять населить землю людьми. Зевс велел Девкалиону и Пирре бросать через голову камни. Из камней, брошенных Девкалионом, возникали мужчины, из брошенных Пиррой — женщины.

    У.- Как заканчивается монолог Прометея?

   Д.- «Жалел и смертных, только самого меня / Не пожалели. Пытка беспощадная — / Удел мой. Зевсу славы не прибавит он». Диалог Прометея и Предводительницы хора.

    У.- Прометей надеется, что его мученьям придет конец, если Зевс смягчится. А считает ли Предводительница Хора Прометея виноватым?

   Д.- Она говорит «Иль не видишь ты, / Что виноват был?» У. (ЗК) Все боги обвиняют Прометея за то, что он отдал смертным права богов.

Синтез:

У.- Какие же черты Прометея выделяет Эсхил?

Д.- Он борец, любит свободу, не хочет подчиняться злой власти, которая «не ведает законов», любит людей, спас их от смерти, принес им огонь...

У.- У Эсхила Прометей уже не лукавый обманщик, а борец против несправедливой власти. Он — древнейший культурный герой, несущий людям «искусства», идущий ради людей на обман Зевса, на открытое неповиновние верховному богу и страдания.Но Прометей внутренне торжествует над Зевсом, так как знает его тайну. А как Эсхил оценивает эти качества Прометея?

   Д.- Эсхил на стороне Прометея. Ему не нравятся упрямые, жестокие и злые правители. Это видно из речи Прометея, который выглядит настоящим героем. Он не жалкий. И хор на стороне Прометея, и Гефест за него переживает. Только Власть на стороне Зевса. Они считают Прометея виноватым, ведь он передал людям права богов.

     У.- Эсхил подчеркивает силу духа Прометея всеми средствами драматического искусства — через речь героев, через их взаимохарактеристики и самохарактеристики. А главное — через слова хора, который в древнегреческой драме был своеобразным рупором автора, носителем его точки зрения. Прометей знает, что и дальше его ждут муки, но борется с тиранией.

После того как Эсхил создал свой образ Прометея, к Прометею стали относиться как к мудрому защитнику рода людского, борцу с злым, самовластным правителем. И з европейской культуре Прометей стал символом тираноборчества. Только заметьте: Прометей борется не против богов вообще (Ведь он и сам бог), а конкретно против Зевса и его неограниченной власти. С этой целью Эсхил даже изменяет сюжеты некоторых мифов. Так, например, согласно мифу, Ио страдает от преследований Геры, а у Эсхила (смотрите в конце фрагмента краткий пересказ дальнейших событий пьесы) виной всему — Зевс. Какие чувства, по-вашему, вызывало представление этой пьесы у древних греков?

     Д.- Возвышенное, восхищенное, скорбное, трагическое.

     У.- О страданиях Прометея написано так, что им нельзя не посочувствовать. Это не простые житейские, а титанические страдания — скорбь и, одновременно, торжество духа. Так Эсхил создал драматический жанр, получивший название трагедия. Задача трагедии, по выражению древнегреческого философа Аристотеля,  — очищать душу «страхом и состраданием». Эту задачу «отец трагедии» Эсхил и стремился решить в своем произведении. Что же касается происхождения самого слова трагедия, то у ученых существуют разные версии. В переводе с греческого слово звучит довольно смешно: «козлиная песнь». Но ничего смешного, как вы видели, этот жанр в себе не нес. Полагают, что трагопевец за победу на состязании получал козла.

У.- Сравните образ Прометея в трагедии Эсхила с богами в произведениях Гомера и Гесиода.

Д.- Его Прометей не такой, как капризные и самовластные боги Гомера. Прометей верит, что принесенный им огонь спасет людей, даст им науки, «научит их искусствам всяческим».

У.- Чем заканчивается пьеса — ясно из краткого пересказа фрагмента в ваших учебниках.

- А согласно мифам, Зевс в конце концов отправляет своего сына Геракла освободить Прометея в обмен на тайну. И Прометей открывает тайну: «Пусть громовержец не вступает в брак с морской богиней Фетидой, так как богини судьбы, вещие Мойры, вынули такой жребий Фетиде: кто бы ни был ее мужем, от него родится у нее сын, который будет могущественнее отца. Пусть боги отдадут Фетиду в жены герою Пелею». Так и случилось, и родился величайший из смертных героев Греции Ахилл.

  - А скажите, какое произведение русской литературы напоминает вам трагедию Эсхила «Прометей Прикованный»?

      Д.- Конечно же, это М. Горький «Старуха Изергиль». Главный герой Данко провел людей через лес, спас их жизни, пожертвовав своей, но никто из людей этого не оценил.

       У.- Молодцы! Оценки за урок…

Домашнее задание:

        У.- Домашним заданием вам будет:

1) Выучить наизусть несколько строк из монолога Прометея (по выбору учеников) или инсценировать любой понравившийся вам эпизод из трагедии Эсхила «Прометей Прикованный».

2) Подготовиться к тесту по трагедии Эсхила «Прометей Прикованный».

      3) Проанализировать оставшиеся эписодии по рядам: 2 эписодий – 1 ряд, 3 эписодий – 2 ряд, 4 эписодий – 3 ряд. Можно объединяться в группы. Урок окончен, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по трагедии "Ромео и Джульетта"

Конспект урока по трагедии Шекспира. Используется групповая работа, работа с видеофрагментами. Есть презентация, но отправить не могу, большой размер даже в архиве... Урок получился эмоциональный, инт...

План-конспект урока по литературе конца XX века Трагедия духовности или поиски выхода? (Размышления над рассказом П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи»).

Когда-то меня потрясли эти стихи, они были в моей голове, когда я читала рассказ П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи».Данная исследовательская работа посвящена доказательству того, что творчеств...

«Немцы Поволжья на Южном Урале. История трагедии народа» Конспект урока

На уроке «Немцы Поволжья на Южном Урале. История трагедии народа» реализуются цели:  формирование у учащихся навыков аналитической деятельности, закрепление умения собирать и анализировать матери...

План-конспект урока "Борис Годунов. Царь-убийца. Тема больной совести в трагедии"

На уроке подробно разбирается главная фигура трагедии- образ Бориса Годунова как человека, пошедшего против нравственных и христианских законов, придавшего эпохе трагическое содержание, положившего на...

Конспект урока "А ЛЮБОВЬ ОСТАЕТСЯ ЖИТЬ… " Урок-размышление по трагедии Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта»

                                 А ЛЮБОВЬ ОСТАЕТСЯ ЖИТЬ…Урок-размышление по трагедии Вильяма Шекспира «Ромео...

Урок-презентация по литературе "Древнегреческий театр. Эсхил и его трагедии"

В презентации представлен материал о древнегреческом театре, драматургах Древней Греции. Ярко и красочно работа знакомит с содержанием трагедии Эсхила "Эдип-царь"....