Конспект урока по литературе "Герои "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина"
план-конспект урока (7 класс) по теме

Петрова Ирина Анатольевна

Конспект урока по литературе в 7 классе по программе Коровиной В.Я.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова- Щедрина.

Ход  урока.

Ι. Введение.

 Чтение учителем стихотворения А.Т.Твардовского.

Есть книги - волею приличий
Они у века не в тени,
Из них цитаты брать - обычай -
Во все положенные дни.
В библиотеке иль читальне
Любой - уж так заведено -
Они на полке персональной
Как бы на пенсии давно.
На них печать почтенной скуки
И давность пройденных наук;
Но, взяв одну такую в руки,
Ты, время,
Обожжешься вдруг…

Обожжешься? Не слишком ли сильное выражение употребил Александр Твардовский? Да, действительно, читая «сказки для детей изрядного возраста» убеждаешься: герои и слова в них необычны, а полны загадок, а слова беспощадны.

  • В чем заключается необычность сказок этого сатирика? (повторение д\з)

Они имеют признаки не только сказки, но и повести.

Признаки сказки
(официально-бытовая)

Признаки повести

- Начинается с зачина ("Жили - были…")
- Словесные формулы ("Долго ли коротко ли…", "…мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!"
- Два плана: реальный и фантастический
- Разговорная речь
- Краткость, ограниченное число действующих лиц
- Раскрытие жизненной правды, высмеивание людских пороков
- Приемы: эзопов язык, иносказание, сатира, юмор

- Реальная исходная ситуация ("Робинзон Крузо")
- Словесные формулы употребляются в несвойственной для них функции (например, "мёд-пиво пил" - в сказке концовка, не оказывающая влияния на сюжет. В "Повести" эта фраза является смыслообразующей, т.к. указывает на то, что мужику на Подъячей "ничего не перепало"
- Слова, которые в сказке использоваться не могут: "примите уверение", "упразднили", "школа военных кантонистов"
- В сказке все происходит в некотором царстве, в некотором государстве (ситуация безвременья); в повести, хотя события и происходят на острове, читатель знает, что родом генералы из Петербурга, живут там в "Подъяческой улице". О времени повествования можно узнать из слов генерала, который жалеет о своем мундире "четвертого класса" (табель о рангах введен Петром I)

Обычно в сказках изображаются самые разные герои. Каковы же герои Салтыкова - Щедрина?

А.М.Горький писал: "Щедрин шел в ногу с жизнью, ни на шаг не отставал от нее, он пристально смотрел в лицо ей и - горько пророчески хохотал надо всеми и всем".

 Вместе с писателем "пристально посмотрим" на его героев и мы.

ΙΙ. Объявление темы, постановка целей и задач.

  • Запишите число и тему урока.  Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова - Щедрина.
  • Как вы думаете, какие вопросы мы должны рассмотреть и для себя выяснить на уроке?
  1. Портрет
  2. Характер
  3. Жизненные цели
  4. Отношение героев друг к другу
  5. Авторское отношение

Учитель.   Конечно, самое главное, сегодня мы попытаемся открыть,   какой важный человеческий смысл кроется за образами героев сказки.

  • Назовите героев сказки. Почему же автор не дает имена своим героям?
  • Как же генералы оказались на острове?

Учитель.

Это, конечно не случайно. Генералы часть государственной системы, которая узаконила существование одних сословий за счет других. Для героев Щедрина, оказавшихся на необитаемом острове, беспечное жилье неожиданно оборвалось. Им пришлось задуматься: кто является тем «злодеем», по вине которого им приходится испытывать такие затруднения.

  • Кто же виноват в лишениях генералов?

Социальные реформы 1860 годов, в первую очередь – отмена крепостного права, были восприняты большинством дворян-помещиков как катастрофа. Они оказались в тупике, на необитаемом острове.

  •  Какие аналогии вызывает у вас упоминание о необитаемом острове? Какую роль играет этот образ?

Понять авторское отношение помогут некоторые художественные детали. Обратимся  к эпизоду на стр. 341-342 (пересказ).

  • Как ведут себя генералы, оказавшись в столь необычной для них ситуации?

Генералы и легкомысленны,  и глупы, и беспомощны, и не приспособлены, и ленивы.

Обратимся еще к одному эпизоду.  Стр.342 – 343(Чтение по ролям).

  • Какую роль играет эпизод в раскрытии характеров генералов?

Последняя степень одичания этих глупых невежественных людей.

Салтыков Щедрин тщательно относится к выбору каждого слова. Посмотрим, как он работал над деталью.

Слайд.

1 вариант

.. .Они начали медленно подползать друг к другу и в дно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у другого кончик уха и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их.

2 вариант

.. .Они начали медленно подползать друг к другу и в дно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища палец и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их.

3 вариант

.. .Они начали медленно подползать друг к другу и в дно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их.

  • Как вы думаете, почему автор исправил текст в окончательном варианте? Что это ему дало?

Возможно потому, что орден стал для них частью тела, так как генералы с ним никогда не расставались, даже ночью.

Не случайно автор делает акцент на ордене генералов. Послушайте историческую справку об этой награде.

 

Как вы думаете, почему Салтыков – Щедрин подробно останавливается на состоянии голода генералов?

Я думаю, что он хочет проучить генералов за их легкомыслие и желание жить чужими трудами;

Сатирику кажется, что такое существование естественно для крепостников и чиновников, к которым принадлежат генералы. Об этом говорят и найденный «старый нумер газеты» «Московские ведомости».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (окошко-кружочек)

Но, как всегда бывает в сказках, герои нашли выход из данной жизненной ситуации.

Инсценировка  эпизода. «Сцена с мужиком» стр.344 – 345.

Чем отличается в данном эпизоде поведение мужика от поведения генералов?

Учитель: В отличие от генералов, впавших в панику и уныние от пребывания на острове, мужик совершенно спокоен — он отдыхает от трудов. Но даже отдых его воспринимается генералами как вина, и негодованию их нет предела. Сатирик для усиления эффекта как бы переходит на сторону генералов, которые набрасываются на мужика с обвинениями в том, что они бедствуют. “Спишь, лежебок! — накинулись они на него. — Небось и ухом не ведёшь, что тут два генерала вторые сутки с голоду умирают! Сейчас марш работать!”

Как оказалось, недолго пользовался “волей” мужичина. “Строгие генералы” крепко вцепились в него, дать стречка, как хотел он вначале, не удалось.

  • Каким же изображен в сказке мужик? Рассмотрим вопрос, обсуждая в группах.

1 группа: Портрет мужика.

2 группа: Художественные детали,  раскрывающие характер мужика.

3 группа: Отношение генералов к мужику.

4 группа: Отношение мужика к генералам.

Итак, ребята,  почему, сатирику не симпатичны, ни генералы, ни даже трудолюбивый, ловкий мужик?

В сказках Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой, даже в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" мужик, который умеет работать, проявляет смекалку, никакая ситуация не может поставить его в тупик, — не является тем героем, который должен быть примером. А почему? Потому что он всегда готов подчиняться, работать на того, кто того не заслуживает, он безразличен к самому себе, своему "я", готов гнуть спину под постоянными упреками ленивых и легкомысленных генералов. Он не может оценить свой труд. Почему же тогда два никчемных человека должны ценить его? Русский мужик заслуживает того, что "заработал": "рюмку водки да пятак серебра".

Учитель.  Здесь на место сказки приходит реальность – то, что особенно трогало и волновало сатирика. А именно: низкий уровень гражданственности, самосознания, умения постоять за свои, пусть даже ограниченные права.

Как гражданин и патриот Салтыков - Щедрин страдал от того, что народ не понимает своей важности в государственной системе. Своей сказкой сатирик  наглядно показал, сколько еще генералов готово вскочить на шею раскрепощенному мужику и продиктовать им после реформы свои условия жизни.

ΙΙΙ. Работа над иллюстрациями художников.

  1. Работа в парах.

 Перед вами иллюстрации художников.  Какой эпизод изображен в иллюстрации? Так ли себе вы представляли эпизоды и героев? На что обращают  внимание читателей художники-иллюстраторы?

1 ряд. Работа над илл. Кукрыниксы

2 ряд. Работа над илл. Н.Муратова

3 ряд. Работа над илл. М.Черемных

  1. Ответы учащихся.

ΙV. Подведение итогов.

  • Подведем итоги. Какую роль в сказке играют образы генералов и мужика.

Главные пороки генералов и мужика - лень, паразитизм и излишняя покорность. Мир, в котором ничего не умеющие делать генералы управляют государством, а трудолюбивый мужик прозябает в нищете, существовать не может.
Салтыков - Щедрин становится защитником "униженных и оскорбленных", борцом против духовного рабства.

Учитель:
Но с тех пор, как жил и творил Щедрин, прошло много лет. Та эпоха ушла в далекое прошлое, закончилась борьба народа с самодержавно-крепостническим и помещичье-буржуазным строем. 

  • Может быть, "Сказкам" и впрямь "пора на пенсию"?


Учитель: Писатель убеждает, что самое важное для человека - найти свое место в жизни, реализовать свои возможности. Отказавшись от своего предназначения, человек теряет, уродует себя и свой облик. 


Салтыков-Щедрин обличает, судит враждебную ему действительность. Для этого он использует особые приемы сатиры.
Аллегория,  гипербола, эзопов язык.
Один из излюбленных приемов Щедрина - гротеск.

 V. Домашнее задание.

Вспомните определения этих понятий и заполните 3 столбец таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Е. Салтыков-Щедрин. Урок по произведению "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Мастер - класс для учителей русского языка и литературы в рамках "Школы молодого педагога"....

Урок-исследование по литературе в 10 классе по теме: "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина

В материале показано, как можно построить урок-исследование с учащимися 10 класса при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....

Конспект урока литературы в 7 классе по произведению М.Е.Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Тип урока: урок закрепления  знаний.Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, просмотр презентации к уроку.Цели урокаобразовательные:  рассмотреть ...

Конспект урока литературы в 7 классе по теме: Приёмы и объекты сатиры в рассказе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1.     выявить детали «оружия» сатиры2.     нарисовать это «оружие»                3.     посмотреть, в кого и...

Конспект урока литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Урок на тему "Взгляд современного читателя на сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Цель урока:  выяснить актуальность произведения в эпоху его со...

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...