Педагогические технологии работы с одарёнными детьми
статья на тему

В работе представлен опыт деятельности с одарёнными учащимися. Показаны работы детей, их достижения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odaryonnye_deti.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Королева Наталья Станиславовна

        Учитель русского языка и литературы МОУ  «СОШ ст. Курдюм»

Педагогические технологии работы с одарёнными детьми

       Традиционно педагогика всегда рассматривала  учителя как преподавателя какой-либо дисциплины и воспитателя подрастающего поколения. Учитель чаще всего являлся источником информации, а ученик- пассивным слушателем. Современным же обществом востребована творчески мыслящая личность, способная к принятию  нестандартных решений, самостоятельному пополнению знаний.

       Сегодня школа стремится формировать сознательное отношение обучающихся к интеллектуальному труду. Учитель в этих  условиях просто обязан использовать инновационные  формы работы. Особенно активно мы должны работать с высокомотивированными учениками, которых называем одарёнными.

      Кроме талантливых детей есть достаточно много просто способных обучающихся, которым учитель обязан помочь реализовать свои  способности, научить творчески мыслить и в конечном итоге достигать хороших результатов.

     Основой достижения высоких результатов является внедрение разнообразных форм и методов работы с одарёнными детьми: индивидуальный подход в объяснении и проверке знаний, консультации, собеседования, написание творческих работ, проекты.

       Одарёнными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке компетентных специалистов в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в области каких-либо знаний.

Считаю, что  особо способствуют выявлению одарённости и уроки развития речи.

      В 5-7 классах идёт практическое усвоение обучающимися системы речеведческих понятий : текст и его признаки; тема и основная мысль текста,  план текста , виды и способы связей предложений в тексте,  типы текста, стили речи, воспроизведение теста. В 8-9 классах приобретённые речевые умения  совершенствуются при решении  более сложных коммуникативных задач, связанных как с осмыслением прочитанного или прослушанного текста, так и с устным продуцированием своих высказываний. Уроки развития речи требуют соблюдения такого дидактического принципа, как от  простого к сложному.

       Постепенное нарастание сложности коммуникативных задач – необходимое условие успешности работы и с одарёнными детьми.

Также особое значение успешности уроков развития речи имеет учёт общепедагогических положений и принципов. Прежде всего хотелось бы остановиться на принципе креативности, который требует того, чтобы активность обучающихся  не носила репродуктивный (воспроизводящий) характер, а была продуктивной, творческой.

Поэтому на уроках развития речи важно  предлагать для решения коммуникативные задачи, с которыми  ученики могут встретиться в жизни,

в естественных условиях общения. Например, формируя у обучающихся умение строить текст типа описания (5,6 класс), целесообразно предложить им реальную ситуацию, в которой потребуется это умение: «У вас пропала собака. Необходимо написать объявление о пропаже, описав внешний вид животного».

       Или, работая над умением создавать тексты в разных жанрах: эссе, дневниковые записи, стихотворения в прозе на уроках литературы я ставлю перед ребятами задачу выступить в роли авторов в рубрике «Проба пера» Творческие работы по литературе учеников

МОУ «Средняя общеобразовательная школа станции Курдюм»

Учебник по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой

                   После прочтения стихотворений в прозе И.С. Тургенева

                                     Стихотворения в прозе

Сидорова Валентина -  7 класс, 2005 год

                                                   «Тишина»

Вечер. Тихо. Алые лучи заходящего солнца упали на белый снег. Пол неба закрыло розовым закатом. Первая вечерняя звезда блеснула в вышине. Зажглись первые фонари. За окном послышались гудки уходящего поезда. Наступила первоначальная тишина...

Сидорова Виктория, 7 класс 2005год

                                                «Первый снег»

Первый снег падал с неба на землю.

На улице было прохладно,

Но в душе всё как будто полыхало:

«Снег идёт!»

Большие хлопья облепили забор,

Крыши домов.

И ель стояла в белом платье.

Спокойно скользили с неба мелкие снежинки,

И к вечеру снег совсем перестал идти.

Но этот снег был для нас особенным.

Александрова Лилия, 7 класс 2005 год

                                                       «Дом»

На окраине улицы стоял высокий, красивый, расписной дом…

Он был похож на сказочный терем. Во дворе дома ходили счастливые люди в нарядных одеждах. В доме было чисто и уютно, людям было в нём хорошо, и дому было хорошо.

Но вот уехали хозяева.

И остался дом, как сирота:

Тёмные окна, тихий двор, мрачные стены…

Костина Елена. 7 класс, 2005 год

                                                   «Приход зимы»

Последние дни осени. Грязь, слякоть, туман. Но вот небо затягивают чёрные тучи. Ветер меняет направление, и начинает сыпать мелкая белая крупа. Незаметно, в один момент, крупа переходит в крупные хлопья, и вот уже  - настоящий снегопад!

Час, два, и осенний унылый пейзаж пропал под пушистым снежным покровом. Нет ни грязи, ни слякоти, а только белый пушистый снег.

 После прочтения повести В.Ф. Одоевского «Дневник гимназистки Маши»                                  

                                           Дневниковые записи

Ревина Елена, 6 класс, 2005 год

                         «Страничка из дневника кота Рыжика»

Я сегодня в хорошем настроении, потому что поймал мышку и съел её. Ведь я её ловил четыре дня! Гулял на холоде шесть часов. Все, наверное, про меня забыли, ушли куда-то. Я сколько раз подходил к окну, просил, чтобы меня впустили, но никто дверь не открыл. Нет, в следующий раз буду сидеть дома.

Яковлева Татьяна, 6 класс, 2005 год

                        «Страничка из дневника кошки Трёшки»

Меня зовут Трёшка. Хозяйка дала мне такое имя, потому что я трёхцветная, и это имя мне очень нравится. А хозяйку мою зовут Таня. Мне кажется, что она меня во всём понимает. Когда я хочу есть, Таня меня кормит, а когда я хочу играть, она играет со мной. Очень люблю сладкое, за это меня дразнят сластёной. После еды я люблю спать, а после сна я играю. Однажды я играла с клубками, и за это меня поругали и выгнали из дома. Потом Таня впустила меня, а ей за это попало. Несправедливые они, эти взрослые. Почему они нас с Таней ругают? Но всё равно я люблю своих хозяев!

Жихарев Владимир, 6 класс, 2005 год

                         «Страничка из дневника кошки Мими»

Я приехала из далёких стран. Кошка я необычная, породистая. И между прочим я не такая, как все. Бродить по улице – это не по мне. Я сижу дома, любуюсь собой. Люблю, когда меня хвалят. Ещё люблю вкусно поесть. Меня хозяева кормят только «Kiticat», я не буду есть что попало.

Вовка, мой хозяин, вздумал меня дрессировать. Я его за это покусала. Не потерплю такого обращения. Я всё-таки аристократка! А ещё я очень красивая. Мяу!

       Все мои призёры, получившие места на муниципальных состязаниях по предмету, впервые заявили о себе, проявив творческий талант после уроков развития речи.

       Развитие умения передавать информацию письменно позволяет создавать творческие работы в разных жанрах (сочинение в жанре дневника, сочинение-отзыв, рецензия и т.д.).

         Считаю, что уроки развития речи  развивают образное видение  окружающей действительности, воспитывают интерес к слову, способствуют творческим проявлениям речепроизводства. В процессе творчества должны удовлетворяться и коммуникативные запросы обучающихся, находить выход фантазия, воображение, стремление познать себя в окружающем мире. Моя работа направлена на повышение речевой культуры каждого ученика, на обучение высказываться в разных стилевых жанрах, на раскрытие их потенциальных возможностей, одарённости.

         У одарённых детей часто проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности- это одно из условий, которое позволяет погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает стремление к открытости, активному умственному труду и  самопознанию. Включение в научно-исследовательскую деятельность обучающихся существенно повышает у обучающихся мотивацию к учебной деятельности. Кроме того, педагог получает возможность планомерно и целенаправленно работать над развитием у школьников необходимых для этой деятельности умений и навыков, начиная с умения работать с литературой и заканчивая умением представить результаты своей работы компетентной аудитории.

       Каждому ребёнку важно предоставить сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании. К таким учащимся в полной мере необходим индивидуальный личностный подход.  Работу с одаренными детьми я веду  на уроках, предлагая им задания повышенной сложности или привлекая таких учащихся для консультаций своим одноклассникам, проверки полноты и правильности их ответов. Различные учебные конкурсы очень нравятся таким ребятам: учат уверенности в сложных ситуациях, позволяют проверить свои знания, дают опыт общения в ситуациях, когда можно рассчитывать только на себя, позволяют выявить креативные возможности учеников. Также для углубления знаний советую таким учащимся познакомиться с дополнительной литературой по предмету (по разделам «Этимология», «Фразеология», «История языка»), привлекаю к участию в олимпиадах, предметных неделях и конкурсах по предмету. Ученики под моим руководством  принимают активное участие во Всероссийском проекте для одарённых детей «Алые паруса», в фестивале-конкурсе юных дарований «Алмазные грани». Направляю моих учеников к ситуации успеха, так как знаю, что каждый ребёнок индивидуален и неповторим.

Ежегодно ученики принимает участие в областном детском литературном конкурсе «Живая земля». В 2008-09 учебном году работы учащихся 9 класса: Ревиной Елены (в номинации «Сценарии экологических праздников, спектаклей»), Яковлевой Татьяны ( в номинации «Экологические рассказы и стихи») отмечены дипломами победителей, вошли в число призеров Саратовской области и были отправлена на всероссийский конкурс, в 2011 году работа ученицы 5 класса Болдыревой Валерии была отмечена Почётной грамотой, в 2013 году ученица 7 класса Юрьева Яна стала призёром в номинации «Никогда не забудем», а коллектив учащихся 6 класса занял 1 место в данной номинации. В 2009 году ученица 10 класса Сидорова Валентина стала дипломантом Всероссийского Фестиваля-конкурса «Алмазные грани» в номинации «Литературное творчество», проводимым Министерством Культуры Свердловской области. В 2010 году Валентина заняла 2 место по Саратовской области во Всероссийском детском литературном конкурсе «Истории победы», посвящённом 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. В 2010 году Ревина Елена, ученица 10 класса, стала победителем по Российской Федерации Всероссийского литературного конкурса «Моя мечта», посвящённого 130-летию со дня рождения А. Грина. Яковлева Татьяна, ученица 10 класса стала победителем по Приволжскому Федеральному округу в этом же конкурсе. Болдырева Валерия отмечена дипломом 1 степени в региональном этапе Всероссийского конкурса детских и юношеских работ литературно-художественного творчества. Ежегодно ученики принимают участие в областном слёте юных журналистов «Серебряное перо Губернии». В 2009 году ученик 10 класса Петрухин Александр занял 3 место в номинации «Я – Гражданин».  На протяжении нескольких лет учащиеся с 5 по 11 класс участвуют в Международных конкурсах «Золотое руно» и «Русский медвежонок» и одерживают победы.  Так, в 2010-2011 учебном году  Юрьева Яна ( 5 класс) заняла 1 место в Международном конкурсе «Золотое руно», набрав 98, 12%, в 2012-2013 у.г. Яковлев Леонид (6 кл) получил 1 место в данном конкурсе. Помимо творческих работ ученики под руководством  Королевой Н.С. занимаются научно-исследовательской деятельностью. Так в 2008 году Ревина Елена заняла 3 место на II областной научно-практической конференции «Русский язык в XXI веке». Работа Петрухина Александра «Загадка личности М.Ю. Лермонтова» отмечена Дипломом Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся ИД «Первое сентября» «Портфолио»

Большое внимание уделяю организации внеурочной социально-значимой деятельности. Каждый год по традиции в МОУ «Средняя общеобразовательная школа ст. Курдюм» проходит предметная «Неделя Русского языка и Литературы». Разнообразие мероприятий, современный подход к организации внеурочной занятости обучающихся привлекают школьников к участию в предметной Неделе. Ребята совершают виртуальные экскурсии в литературные музеи нашей страны, создают творческие работы, иллюстрации к произведениям художественной литературы, декламируют стихотворения, соревнуются в словарных турнирах, фразеологических марафонах, совершают путешествия в страны Языкознания. Кроме виртуальных экскурсий организовываем выезды в музеи г. Саратова. Ежегодно вместе с учениками посещаем Музей Редкой книги, который находится в СГУ им. Н.Г. Чернышевского, музей Л.А. Кассиля в г.Энгельсе,

  Ученики МОУ «СОШ ст. Курдюм» являются членами районного творческого объединения «Вдохновение» при МУК «Библиотека Татищевского муниципального образования». Ребята участвуют в заседаниях данного творческого объединения, представляют опыт литературоведческих исследований, а также являются непосредственными участниками мероприятий, проводимых  в рамках деятельности творческого объединения «Вдохновение».

Реформы, происходящие в отечественной системе образования за последние годы, их направленность на  гуманистические, личностно- ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к  обучающимся  с неординарными способностями. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные  организации  и фонды, ставящие основной своей целью выявление, обучение и развитие одарённых детей. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоёмких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми.

1.    Описание поведения «трудных» детей.                     2....

педагогический совет "Работа с одарёнными детьми в современных условиях"

данный материал поможет педагогам в работе детьми, раскрыть их способности и таланты...

Педагогический проект "Работа с одарёнными детьми"

Организация работы с одарёнными детьми - одна из центральных задач современного образования.При обновлении содержания образования с одаренными детьми в условиях массовой школы речь должна идти о созда...

Педагогические технологии работы с одаренными детьми в школе.

Педагогические технологии работы с одоренными детьми в школе...

Педагогический проект: "Работа с одарёнными детьми"

Педагогический проект рассматривает проблемы в организации учебно-воспитательной деяельности педагога в работе с одарёнными детьми....

Статья " Наиболее эффективные педагогические приёмы работы с одарёнными детьми в основной школе."

Статья содержит описание опыта работы с одаренными детьми -и приемы и достижения....

Презентация к августовской районной педагогической конференции "Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы"

Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы.Статистика утверждает, что только 4% детей являются одаренными, т.е. яркие детские таланты...