КАЛЕНДАНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС ФГОС
календарно-тематическое планирование (7 класс) на тему

Притченко Наталья Николаевна

В ПЛАНИРОВАНИИ ОПРЕДЕЛЕНЫ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_7_klass_litra_pritchenko.docx99.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

Литература 7 класс

№ урока

Тема урока

Тип урока

Результаты

Деятельность

 обучающихся

Оценка результатов деятельности обучающихся

Личностные

Метапредметные

Предметные

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Формирование
«стартовой» моти-
вации к обучению

Познавательные: уметь искать и выделять
необходимую информацию из учебника,
определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь ставить вопросы
и обращаться за помощью к учебной литературе

Научиться определять основные идейно-нравственные
проблемы литера-
туры

чтение статьи учебника «Читайте не торопясь»; ответы на вопросы, рассказы о прочитанном, о писателе, заинтересовавшем учащихся; выразительное чтение

Самостоятельная работа по составлению плана (тезисов) вступительной статьи учебника и пособия «Читаем, думаем, спорим...»

Устное народное творчество

2

Предания как поэтическая автобиография народа.

Формирование
целостного, социальноориентированного взгляда
на мир в единстве
и разнообразии
природы, народов,
культур и религий

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного,
выбирать текст для чтения в зависимости
от поставленной цели, определять понятия.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой умственной
формах, использовать речь для регуляции
своих действий, устанавливать причинно-
следственные связи.

Коммуникативные: строить монологиче-
ские высказывания, овладеть умениями
диалогической речи

Научиться различать произведения
жанров фольклора,
использовать их
в устной и письмен-
ной речи

1

 чтение статьи учебника, преданий; пересказ, ответы на вопросы

Сформулировать самим вопросы по текстам преданий 

3

Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

Формирование
навыков иссле-
дования текста
с опорой не только
на информацию,
но и на жанр, ком-
позицию, вырази-
тельные средства

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.Регулятивные: уметь оценивать и форму-
лировать то, что уже усвоено.
Коммуникативные: уметь моделировать
монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать
ее с позициями партнеров при выработке
общего решения в совместной деятельности

Научиться владеть
изученной терми-
нологией по теме,
навыками устной
монологической
речи, составлять пе-
ресказы былин

чтение статей учебника «Былина», «О собирании, исполнении, значении былин», чтение былины;ответы на вопросы;выразительное чтение былин, устное словесное рисование; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; сравнение со сказкой

Ответить на вопрос: в чем «тайна всевластия» былин? Составить словарик «Так говорили былинные герои» 

4

Микула Селянинович - эпический герой

5

в/ч Былина «Садко»

6

в/ч. Былина Илья Муромец и Соловей -разбойник

7

в/ч «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

Формирование на-
выков исследова-
тельской деятель-
ности, готовности
и способности
вести диалог с дру-
гими людьми
и достигать в нем
взаимопонимания

Познавательные: уметь искать и выделять
необходимую информацию в предложенных текстах.
Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.
Коммуникативные: уметь определять об-
щую цель и пути ее достижения

Научиться находить
цитатные примеры
из эпоса, иллюст-
рирующие понятия
«героический па-
фос»

Чтение статьи учебника, ответы на вопросы

Цитатный план статьи учебника

8

Развитие речи. Сочинение «Мой любимый былинный герой»

Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью.

Написание сочинения на тему, связанную с проблематикой изученного произведения

Пишут сочинение

Сочинение

9

Пословицы и поговорки.

Формирование представлений об экзистенциальных ценностях гуманизма.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Формирование умений воспринимать, анализировать  прочитанное

Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы  и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов

 чтение статьи учебника, чтение пословиц и объяснение их прямого и переносного смысла; объединение пословиц в тематические группы; сочинение по пословице

Литературная викторина по изученным и самостоятельно прочитанным былинам или сочинение собственной былины.

Древнерусская литература

10

Древнерусская литература. «Повесть временных лет». «поучение Владимира Мономаха» (отрывок)

Формирование на-
выков самоанали-
за и самоконтроля,
готовности и спо-
собности вести
диалог с другими
людьми и достигать  понимания

Познавательные: уметь извлекать необхо-
димую информацию из прослушанного
или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии
с содержанием.

Регулятивные: уметь анализировать текст
жития; формировать ситуацию саморегуляции-

Научиться понимать
смысл произведения
древнерусской лите-
ратуры; применять
навыки проект-
ной деятельности
на практике

 чтение статьи учебника, текста «Поучения»; ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту; выразительное чтение; анализ текста

Ответить на вопрос: какие наставления Владимира Мономаха актуальны и сейчас? Составить план «Поучения»

11

«Повесть о Петре и Февронии  Муромских»

ответы на вопросы;  устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста; анализ текста «Повести...»

Составить план пересказа повести

12

р/р. Итоговая письменная работа по разделам «Устное народное творчество» и «Древнерусская литература»

Формирование
мотивации к самосовершенствованию

Познавательные: уметь узнавать, называть
и определять объекты в соответствии с со-
держанием (формировать умения работать
по алгоритмам).

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств.
Коммуникативные: формировать навыки
коллективного взаимодействия при самодиагнотике

Научиться самодиа-
гностике

рассуждение по избранной теме

Сочинение (тема – на выбор)

Произведения русских писателей 18 века.

13

МВ Ломоносов. Личность, судьба. Оды.

Формирование на-
выков самоанали-
за и самоконтроля,
готовности и спо-
собности вести
диалог с другими
людьми

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного
или прочитанного текста.
Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух
и понимать прочитанное

Научиться анализи-
ровать текст стихо-
творения

чтение статьи учебника, чтение оды; выразительное чтение с учетом особенностей жанра оды; анализ текста оды

Практикум: определить, к каким стилям относятся прочитанные произведения М.В. Ломоносова. Выписать из отрывка «К статуе Петра Великого» слова, относящиеся к «высокому штилю», определить цель их использования

14

Г.Р. Державин поэт и гражданин.

Формирование на-
выков самоанали-
за и самоконтроля

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления
ответа (тест).

Регулятивные: уметь определять меры
усвоения изученного материала.
Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Научиться правильно и четко давать
ответы на постав-
ленные вопросы

 чтение статьи о Державине, чтение стихотворений, рассказ о поэте на основе дополнительных источников, ответы на вопросы;комментирование художественного текста;анализ текста

Ответить на вопросы: в чем «забавный русский слог» Державина способствовал обновлению поэзии? Что сближает двух великих поэтов - Ломоносова и Державина?

Произведения русских писателей 19 века

15

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Формирование
навыков взаимо-
действия в группе
по алгоритму вы-
полнения задачи
при консульта-
тивной помощи
учителя

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления
аргументированного ответа.
Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.Коммуникативные: уметь делать анализ
текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Научиться аргумен-
тировать свою точку
зрения

чтение летописного отрывка о смерти Олега, чтение «Песни...»;пересказ летописного отрывка, ответы на вопросы, сообщение о поэте; инсценирование «Песни о вещем Олеге», выразительное чтение,самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи;анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них своеобразных черт (летопись, баллада)

Ответить на вопросы: что общего и чем отличаются друг от друга летопись и баллада? Найти в «Песне...» средства воссоздания эпохи княжения Олега. Какова главная мысль этого произведения? Почему Пушкин обращается к далекой старине?

16

р/р Чтение наизусть баллады А.С.Пушника

Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием.Регултивные:формировать ситуацию сморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт.Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения

Научиться понимать, выразительно читать текст и выполнять устное рецензирование выразительного чтения

17

А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»)

Обучение выразительному чтению.

Ответы на вопросы

18

Поэма «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест).Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки

Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А. С. Пушкина»

Сочинение

19

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)

20

«Станционный смотритель»

выборочное чтение (описание комнаты смотрителя в начале и конце повести,ответы на вопросы, пересказ отдельных эпизодов;  устное словесное рисование «Три приезда на станцию», инсценирование эпизода «Первый приезд Самсона Вырина к ротмистру Минскому», рассказ по иллюстрациям;установление ассоциативных связей с произведениями живописи;анализ эпизодов, сопоставление повести и притчи о блудном сыне

Составить композиционный план повести: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Озаглавить пункты плана словами текста. Ответить на вопросы: какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми людьми привилегированного сословия»? Какова позиция отца в притче о блудном сыне и позиция Самсона Вырина? Кто оказался счастливее: блудный сын или Дуня?

21

М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения устанавливать аналогии.Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Научиться определять значение картин быта XVI века для понимания характеров и идеи поэмы

чтение стихотворений;  ответы на вопросы;  устное словесное рисование (пейзаж), рассказ о поэте, выразительное чтение; комментирование стихотворения «Молитва»

Составить Цветовую гамму стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива.

22

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Научиться сопоставлять литературных героев

выборочное чтение (описание портретов); ответы на вопросы, краткий пересказ «Жалобы Кирибеевича»; выразительное чтение поэмы, устное словесное рисование (описание внешнего вида царя);  самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская : сопоставление исторической ситуации и сюжета поэмы, сопоставление «Песни...» с произведениями устного народного творчества

Игра «Угадай героя» по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Проследить по тексту, как Кирибеевич нарушает принятые всеми условия жизни, за которыми по традиции должен наблюдать царь. Какие нравственные законы преступает Кирибеевич?

23

Нравственный поединок героев поэмы

выразительное чтение калачного боя, описания утра перед кулачным боем, рассказ о семейной драме Калашникова; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментированное чтение текста; анализ текста (эпизод поединка героев, диалоги купца Калашникова и Алены Дмитриевны, Грозного и Калашникова, Кирибеевича и Калашникова), сопоставление «Песни...» с произведениями устного народного творчества

Сравнительная характеристика героев: Калашникова и Кирибеевича. Ответить на вопросы: исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен в поэме кулачным бой? Зачем выходит на кулачный бой Кирибеевич? Почему бросает ему вызов купец Калашников? Отметить эпические способы изображения Калашникова

24

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел»

Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинноследственныесвязиКоммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Научиться анализировать поэтический текст

Совершенствование анализа лирического текста

25

р/р Чтение наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова

Выразительное чтение

26

Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба»

Формирование навыков самодиагностики исследовательской деятельности

Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

Научиться выявлять характерные художественные приемы повествования

чтение статьи учебника, сообщение - историческая справка; ответы на вопросы; устное словесное рисование: на основе прочитанного придумать «биографию» одного из героев картины И. Репина; : установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Викторина на знание творчества Н. В. Гоголя и первичное восприятие повести. Составить план учебной статьи

27

«Тарас Бульба»

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

 выборочный пересказ эпизодов: «Остап и Андрий в бурсе», «В светлице Тараса», «Мать у изголовья детей», ответы на вопросы; инсценировка эпизода «Встреча Тараса с сыновьями», выразительное чтение первых глав, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; сопоставительный анализ «Остап и Андрий», сопоставление текста с иллюстрациями П. Соколова

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (начало работы). Составление сравнительной таблицы. Составить цитатный план к теме «Образ матери в первой главе повести» Письменный ответ на вопрос: можно ли назвать Андрия предателем?

28

Отец и сыновья. Характеры главных героев повести.

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.Коммуникативные:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи

29

Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю

Формирование мотивации к самосовершенствованию

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи

30

Подготовка к домашнему сочинению по повести «Тарас Бульба»

Формирование  ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

П: Структурируют знания.

 Р: Оценивают  достигнутый  результат.

К: Умеют создавать связный текст

Научиться определять  авторское отношение к героям

самостоятельный отбор материала для раскрытия темы сочинения, его систематизация, составление плана сочинения

Самостоятельная работа над сочинением

31

И.С Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Записки охотника» и их гуманистический пафос.

32

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

Формирование  осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению

П: Строят логические цепи рассуждений.

Р: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

К: Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.

Научиться понимать смысл произведения

чтение рассказа;  пересказ произведения, ответы на вопросы;  рассказ о писателе, сообщение об истории создания сборника «Записки охотника», художественный рассказ (описание избы Бирюка, инсценированное чтение), составление плана рассказа

Составить тезисный план ответа на вопрос: «Как автор относится к изображенному в рассказе?» Ответить на вопрос: в чем смысл названия рассказа?

33

Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

П: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Р: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

К: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Научиться понимать смысл произведения

чтение стихотворений и полноценное их восприятие; продуктивная, творческая: выразительное чтение, поисковая: комментированное чтение; исследовательская: анализ текста

Написать сочинение-рассуждение: «Почему характер языка - «свидетельство судьбы народа?»

34

Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о писателе

Формирование  осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению

Формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности

чтение первой части поэмы, репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рассказ о писателе, составление плана учебной статьи, выразительное чтение, инсценирование поэмы

Составить тезисный план статьи учебника и сообщения о поэте (отразить факты жизни и творчества писателя, отзывы современников, характеристику автора статьи).

35

Поэма «Русские женщины» «Княгиня Трубецкая»

Величие духа русской женщины.

Формирование  осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению

Формировать умение  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

Научиться определять  художественные особенности поэмы

чтение фрагмента воспоминаний А.Панаевой, чтение стихотворения;ответы на вопросы;

Ответить на вопросы: чем отличается документ, рассказывающий об историческом событии (восстание декабристов) от поэтического повествования Н.А. Некрасова? В чем сила княгини и почему ее не смог переубедить генерал?

36

«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом»

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Обобщить и систематизировать  полученные знания , закрепить умения  и навыки  по определению трехсложного размера стиха

устное словесное рисование с цитированием (описание ходоков), составление киносценария

Выстроить образный ряд, связанный с описанием мужиков, используя цитаты из текста. Создание киносценария «Парадный подъезд и его посетители»

37

р/р Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Размышления у парадного подъезда

Развитие  эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

П: Выделяют и формулируют проблему.

Р: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

К: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение

выразительное чтение

Выстроить образный ряд, связанный с описанием мужиков, используя цитаты из текста. Создание киносценария «Парадный подъезд и его посетители»

38

А.К. Толстой «Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

Развитие  эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Умение  оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Научиться владеть изученной терминологией по теме , навыками устной монологической речи

ответы на вопросы; выразительное чтение баллад; сообщение об одном из героев баллады; поисковая: комментирование текста художественного произведения; исследовательская: сопоставление художественных произведений

Составить краткий словарь устаревших слов, использованных автором в балладах. Объяснить, какова их роль в тексте? Ответить на вопросы: почему автор назвал баллады «Василий Шибанов» и Михайло Репнин»? Рассуждение «Бегство князя Курбского в Литву: измена Руси или Ивану Грозному?»

39

в/ч А.К. Толстой «Князь Cеребряный»

Ответить на вопросы учебника.

40

М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Формирование представлений о совершенстве как гуманистической ценности.

П: Устанавливают причинно-следственные связи.

Р: Составляют план и последовательность действий.

К: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

чтение статьи в учебнике, чтение сказки; репродуктивная: ответы на вопросы; выразительное чтение по ролям, инсценирование, поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: сопоставление народных сказок и «Повести...», ситуации, изображенной в «Робинзоне Крузо» Д.Дефо, и в «Повести...»

Составить цитатный план сказки. Ответить на вопросы: какие пороки общества обличает Салтыков- Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Почему Салтыков-Щедрин называл свою манеру писать «эзоповым языком»?

41

М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы  и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов

чтение сказки и полноценное ее восприятие; репродуктивная: пересказ сказки «Повесть о том...»;: чтение по ролям диалога между помещиком и капитаном-исправником («Дикий помещик»); поисковая: самостоятельная работа по таблице: «Кого, в чем и как обличает автор», комментирование художественного текста; исследовательская: анализ текста «Сказки...»

Есть ли что-то общее у сказки Салтыкова-Щедрина и басен И.А. Крылова? Что нового вносит эта сказка в ваше представление о литературной сказке?

42

Сказка «Дикий помещик»

Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма.

Умение самостоятельно  планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении

Понимание ключевых проблем изученных произведений

Понимание ключевых проблем изученных произведений

чтение сказки и полноценное ее восприятие; пересказ сказки «Повесть о том...»;  чтение по ролям диалога между помещиком и капитаном-исправником («Дикий помещик»);самостоятельная работа по таблице: «Кого, в чем и как обличает автор», комментирование художественного текста; анализ текста «Сказки...»

Работа по заполнению таблицы «Кого, в чем и как обличает Салтыков-Щедрин в сказке». Доказать на примере сказки «Дикий помещик», что источником как материальной, так и духовной культуры правящих классов является народ. Ответить на вопрос: что сближает сказку «Дикий помещик» со сказкой «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

43

Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Формировать умение  формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Понимание ключевых проблем изученных произведений

чтение и восприятие текста сказок;  рассказ с использованием цитат о жизни «просвещенного пискаря», краткий пересказ сказки «Медведь на воеводстве», ответы на вопросы; продуктивная, творческая: характеристика одного из героев сказки «Дикий помещик», защита сценария по этой сказке, презентация сказки, созданной в духе сказок Салтыко-ва-Щедрина; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование текста; исследовательская: анализ текста, сопоставление сказок

Групповое задание устное сочинение-рассуждение на темы: 1 . Какой была бы жизнь, если бы сбылись слова щуки: «Вот кабы все так жили, как этот премудрый пискарь живет»? 2. «Удивительно, как иногда причины самые ничтожные к самым серьезным последствиям приводят» (по сказке «Медведь на воеводстве»)

44

Л.Н Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна»

Формирование  осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению

Формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

чтение и восприятие художественного текста;сжатый пересказ, ответы на вопросы, краткий пересказ главы «Ивины»;инсценирование главы «Классы», устное словесное рисование (Николеньки, Карла Ивановича, Натальи Савишны); поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ глав «Классы», «Наталья Савишна», «Детство»; сопоставление произведений художественной литературы (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой)

чтение и восприятие художественного текста; выборочный пересказ, ответы на вопросы; продуктивная,  сообщение о писателе: Толстой и Ясная Поляна; Толстой и дети; поисковая: комментирование глав: «Maman», «Что за человек был мой отец»; исследовательская: анализ глав повести

Выборочный пересказ, комментирование

45

Вн.чт.«Уроки добра и милосердия» И.А. Бунин «Рассказ Лапти»

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

П: Выделяют и формулируют проблему.

Р: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

К: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

чтение статьи о писателе, составление плана; выборочное чтение, наблюдение над психологическим состоянием взрослых и ребенка (гл. 2-5), чтение лирического отступления (гл.6), финала рассказа;  ответы на вопросы, комментированное чтение глав рассказа, написание отзыва на произведение; : сопоставление произведений художественной литературы о детстве (рассказы А.П.Чехова, повесть Л.Н. Толстого «Детство»)

Написать отзыв на рассказ «Лапти» или составить план рассказа (по выбору).

46

Развитие речи. Итоговое тестирование по творчеству Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого

Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма.

Формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью.

Выполняют тестовые задания

Написать продолжение Рассказа «Лапти». Ответить на вопрос: почему рассказ сюжетно не завершен? В чем смысл рассказа? Как связаны между собой, по мысли Бунина, жизнь и смерть человека?

47

А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон»

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Формировать умение  формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIX века.

чтение и восприятие текста рассказа, чтение статей в учебнике о писателе;  ответы на вопросы;выразительное чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; : анализ текста

Тест по рассказу «Хамелеон». Ответить на вопрос: чем страшно и опасно раболепие, лицемерие, хамелеонство (Очумелова, толпы)?

48

Рассказы: «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»

Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Причины столкновения личности и общества. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

П: Устанавливают причинно-следственные связи.

Р: Составляют план и последовательность действий.

К: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы  и культуры. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту

чтение и восприятие текста рассказа, чтение отрывка «Литературная жизнь» из очерка А.М. Горького «А.П.Чехов»; выразительное чтение рассказа, чтение по ролям, характеристика главных действующих лиц по плану; развернутый ответ на вопрос: над чем смеется автор в рассказе «Злоумышленник» и что его огорчает?

Объяснить смысл слов И. Бунина: «Грустно видеть, как много страданий, и тоски, и нужды на Руси» (на примере рассказов А.П. Чехова)

49

И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры»

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой  деятельности.

П: Выделяют и формулируют проблему.

Р: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

К: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Определение в произведении  элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа).

чтение статьи о писателе, составление плана; выборочное чтение, наблюдение над психологическим состоянием взрослых и ребенка (гл. 2-5), чтение лирического отступления (гл.6), финала рассказаответы на вопросы,комментированное чтение глав рассказа, написание отзыва на произведение;  сопоставление произведений художественной литературы о детстве (рассказы А.П.Чехова, повесть Л.Н. Толстого «Детство»)

Написать продолжение Рассказа «Лапти». Ответить на вопрос: почему рассказ сюжетно не завершен? В чем смысл рассказа? Как связаны между собой, по мысли Бунина, жизнь и смерть человека?

50

Анализ стихотворения И.А. Бунина.

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы  и культуры. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства

чтение стихотворений, статьи учебника; устное рисование; анализ лирического произведения по плану; сравнение произведений художественной литературы («Молитва» М.Ю.Лермонтова - «Благовест» А.К.Толстого); поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопросы: почему возможно сравнение произведений поэзии, живописи и даже музыки? Что роднит стихотворение А.К. Толстого «Благовест» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Молитва»?

51

«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе.

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

Формировать умение  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы  и культуры. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

чтение стихотворений, статьи учебника; устное рисование;анализ лирического произведения по плану; сравнение произведений художественной литературы установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопросы: почему возможно сравнение произведений поэзии, живописи и даже музыки? Что роднит стихотворение А.К. Толстого «Благовест» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Молитва»?

Из литературы 20 века

52

Лирика поэтов Русского Севера. К. Случевский «Здесь в заливе, будто в сказке…», В. Семёнов «Иван-дурак», Н. Колычев «Лесная сказка», О. Большакова «Подарок чайки» (по выбору)

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. Осмысление реальной жизни в совокупности её различных сфер и граней, стремление увидеть прекрасное будущее.

П. Осуществление поиск и выделение необходимой информации.

Р. Сличение способов и результатов своих действий с заданным эталоном.

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Формирование навыка осмысленного чтения и адекватного восприятия

Восприятие и выразительное чтение стихотворения, устный анализ стихотворения

53

М. Горький. Краткий рассказ о писателе.

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

П. Ориентировка в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

формулирование ответов на вопросы учителя.

К. Осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации: а) участвовать в диалоге на уроке и в  жизненных ситуациях; б) отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы  и культуры. Умение вести диалог. Формирование эстетического вкуса

Составление цитатной статьи учебника

С помощью цитаты раскрыть понятие «свинцовые мерзости жизни». Какая картина русской жизни открывается со страниц повести? «И ведь не про себя я рассказываю», - писал Горький во второй главе. О чем же рассказывает писатель в повести о детстве? Чем обстановка в доме деда Каширина отличается от атмосферы дома, описанной Л.Н. Толстым в повести «Детство»?

54

М.Горький «Детство»

Осознание  значения семьи в жизни человека и общества

П.Строят логические цепи рассуждений.

Р.Осознают качество и уровень усвоения.

К. Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания

Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Чтение, ответы на вопросы, анализ

Ответить на вопросы: в чем смысл бабушкиного «все хорошо»? Что это - «слава богу, что мы пока живы»? В чем вы видите источник веры писателя в «возрождение наше к жизни светлой, человеческой»?

55

р/р Анализ эпизода «Пожар» из повести М.Горького «Детство»

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверст-
никами,

П.Строят логические цепи рассуждений.

Р.Осознают качество и уровень усвоения.

К. Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.

определение в произведении элементов сюже-
та, композиции, изобразительно-выразительных
средств языка, понимание их роли в раскрытии
идейно-художественного содержания произ-
ведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой
терминологией при анализе литературного про-
изведения

Осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы

Письменная работа по анализу эпизода «Пожар»

56

М. Горький «Данко»

Формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. Осмысление причин трагического одиночества человека.

  П.  Выделяют и формулируют познавательную цель.

Р.  Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

К.  Учатся управлять поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Прослушивание отрывка из рассказа в исполнении актера, выборочное чтение и восприятие рассказа,  осмысление сюжета, событий, характеров героев рассказа, художественный пересказ эпизода, ответы на вопросы,  устное словесное рисование, устное сообщение о писателе, комментирование отдельных фрагментов текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи, анализ текста

Устное словесное рисование (или собственная иллюстрация) «Памятник горьковскому герою». Ответить на вопросы: в чем сходство и отличие сюжета библейской истории и легенды о Данко? Проследить по тексту, как соединяется в единое целое тема гибели «гордого смельчака Данко» и поведения людей, ступивших на свободную землю.

57

Б. Шергин «Мурманские зуйки», «Грумаланский песенник», «Круговая помощь (по выбору)

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверст-
никами,

П: Устанавливают причинно-следственные связи.

Р: Составляют план и последовательность действий.

К: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения

Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства

ответы на вопросы,  устное словесное рисование, устное сообщение о писателе, комментирование отдельных фрагментов текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи, анализ текста

58

В.В. Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

П. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

Р. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

К. Понимают возможность различных точек зрения.

 

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа

Анализ различных форм выражения авторской позиции, характеристика персонажей

Тест на знание содержания стихотворения «Необычное приключение». Составить таблицу «Лексический анализ стихотворения» (разговорная лексика, просторечия, неологизмы, слова, употребленные в переносном значении). Ответить на вопросы: чем интересен поэтический словарь Маяковского? Как поэту  удается совместить шутку, игру, «житейское правдоподобие» и поэтическую фантазию?

59

р/р Чтение наизусть

60

В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Формирование навыка вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

П .Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.

Р. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

К. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

Научиться определять языковые и композиционные особенности лирического произведения

Прослушивание стихотворения в исполнении мастера художественного слова, чтение и восприятие художественного текста, осмысление сюжета, событий, характеров персонажей, ответы на вопросы, выразительное чтение, устное словесное рисование, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки, анализ текста

Мини-сочинение по начальной фразе: «Мне нравятся (не нравятся) стихи В.В. Маяковского, потому что...»

61

Л.Н. Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака»

Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма.

П. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Р. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

К. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения  и делать выбор.

Л. Позитивная моральная самооценка.

. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы  и культуры. Умение вести диалог. Эстетическое восприятие произведения; формирование эстетического вкуса

устное сообщение о писателе, комментирование отдельных фрагментов текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи, анализ текста

 Цитатный или вопросный план статьи учебника

Составление цитатного плана произведения

62

в/ч Мы в ответе за тех, кого приручили

выборочное чтение и восприятие рассказа,  осмысление сюжета, событий, характеров героев рассказа, художественный пересказ эпизода, ответы на вопросы,  устное словесное рисование

63

А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка»

Формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма. Постижение истоков чувств и переживаний. Размышления о вечности, человеческой доброте, любви.

     П.  Определяют основную и второстепенную информацию.

Р.  Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

К.  Умеют слушать и слышать друг друга.

Л.  Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика.

Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Понимание русского слова и его эстетической функции.

приобщение к духовно-нравственным ценно-
стям русской литературы и культуры

Сообщение о жизни Платонова ; прослушивание стихотворений; осмысление содержания произведения анализ текста прозаического произведения.

Тест по рассказу «Юшка» (с вариантами ответов). Ответить на вопрос: как писатель объясняет несправедливое и грубое отношение взрослых к Юшке? Что общего между горьковским Данко и Юшкой?

64

А.П. Платонов «Неизвестный цветок»

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Формировать умение  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения

Пересказ эпизодов рассказа, устный рассказ о писателе, устное словесное рисование, устный рассказ об одном из героев, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, анализ текста,

Самостоятельная работа: объяснить название рассказа (письменно). Ответить на вопросы: с какой целью писатель ввел в рассказ фигуру следователя? В каком отношении находятся мир людей и мир природы в рассказе? В ком находит поддержку и единственную опору в противостоянии стихийным и враждебным силам «прекрасный и яростный мир» и человек Платонова?

65

Развитие речи. По рассказам А.Платонова и Л. Андреева.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию

П. Структурируют знания.

Р. Оценивают  достигнутый  результат.

К. Умеют создавать связный текст

Формулирование собственного отношения
к произведениям литературы, их оценки

Групповое выполнение заданий, письменный ответ на вопрос

Творческая работа

66

в/ч В.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»

формирование осознанного, уважительного
и доброжелательного отношения к другому че-
ловеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценно-
стям народов России и народов мира; готовно-
сти и способности вести диалог с другими людь-
ми и достигать в нем взаимопонимания

П.Выделяют и формулируют проблему.

Р.Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

К.Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью

умение анализировать литературное произве-
дение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать
и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений

Осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы.  

67

Итоговый тест по творчеству В. Маяковского, М. Горького, Л. Андреева, А.Платонова

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию

П. Структурируют знания.

Р. Оценивают  достигнутый  результат.

К. Умеют создавать связный текст

Формулирование собственного отношения
к произведениям литературы, их оценки

Выполняют тест

тест

68

Ф.А. Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади»

Нравственно-

Этическая ориентация.

Понимание ключевых

проблем изученного

произведения

, соотнесение

их с личным

жизненным

опытом

Р. Определять цель выполнения  заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;

организация своего рабочего места под руководством учителя.

П. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач.

Умение анализировать

литературное

произведение:

понимать и

формулировать тему, идею,

нравственный

пафос

характеризовать

сюжет и героев

Осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы.  

Ответить на вопрос: «Какие раздумья вызвал у вас рассказ?» Составить план рассказа

69

р/р «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Формулирование

собственного

отношения к

произведениям

русской и

зарубежной

литературы, их

оценка,

обобщение и

систематизация

изученного.

П:Уметь устанавливать

аналогии, ориентироваться в

способах решения  задач.

Р:формулировать и удерживать

учебную задачу.

К:Умение

формулировать

собственное

мнение и свою

позицию.

Совершенствование

Навыков самодиагностики по алгоритму выполнения

задачи при консультативной помощи   учителя.

Письменный  развёрнутый ответ на вопрос

70

Е.И. Носов «Кукла». «Радуга» - сюжет, завязка, развязка

Нравственно-

Этическая ориентация.

Понимание ключевых

проблем изученного

произведения

, соотнесение

их с личным

жизненным

опытом.

Р. Определять цель выполнения  заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;

организация своего рабочего места под руководством учителя.

П. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач.

Умение анализировать

литературное

произведение:

понимать и

формулировать тему, идею,

нравственный

пафос

характеризовать

сюжет и героев

Готовят устный ответ. Передавать личное отношение, размышлять.

Тест по рассказам Е.И. Носова «Кукла». Ответить на вопросы: как можно объяснить различные названия произведения: «Кукла», «Акимыч»; какое из них кажется вам наиболее удачным?  

71

Е.И.Носов «Живое пламя»

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Р. Определять цель выполнения  заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;

организация своего рабочего места под руководством учителя;

определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

П. Формулировать ответы на вопросы учителя.

Умение анализировать

литературное

произведение:

понимать и

формулировать тему, идею,

нравственный

пафос

характеризовать

сюжет и героев

ответы на вопросы, импровизированный рассказ о героях, художественный пересказ

Ответить на вопросы: сумел ли Е.Носов на страницах небольшого рассказа показать жестокость войны? Почему образ маков является в рассказе ключевым? В чем, по-вашему, основная идея рассказа?

72

Ю.П. Казаков «Тихое утро»

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Р. Определять цель выполнения  заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;

организация своего рабочего места под руководством учителя;

определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

П. Формулировать ответы на вопросы учителя.

Умение анализировать

литературное

произведение:

понимать и

формулировать тему, идею,

нравственный

пафос

характеризовать

сюжет и героев

самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями других писателей,  анализ художественного текста

Составить: цитатный план своего рассказа о мальчиках или тест по рассказу «Тихое утро» (по выбору)

73

В. С. Маслов «Зырьянова бумага»

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Р. Определять цель выполнения  заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;

организация своего рабочего места под руководством учителя;

определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

П. Формулировать ответы на вопросы учителя.

Умение анализировать

литературное

произведение:

понимать и

формулировать тему, идею,

нравственный

пафос

характеризовать

сюжет и героев

самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями других писателей,  анализ художественного текста

Выразительное чтение отрывка

74

В. С. Маслов «Восьминка»

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Р. Определять цель выполнения  заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;

организация своего рабочего места под руководством учителя;

определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

П. Формулировать ответы на вопросы учителя.

Умение анализировать

литературное

произведение:

понимать и

формулировать тему, идею,

нравственный

пафос

характеризовать

сюжет и героев

самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями других писателей,  анализ художественного текста

75

А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная…», «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета»,  «На дне моей жизни»

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознан-
ному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

П.Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Р.Составляют план и последовательность действий.

К.Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

формулирование собственного отношения
к произведениям литературы, их оценки;

умение интерпретировать (в отдельных случаях)
изученные литературные произведения;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней

Чтение статьи учебника, прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы,  выразительное чтение стихотворений, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с музыкальным произведением, анализ текста

Выразительное чтение стихотворений наизусть. Подготовить рассказ с пользованием лексики А.Т. Твардовского и ассоциативной лексики

76

Н. А. Заболоцкий «Седов»

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознан-
ному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

П.Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Р.Составляют план и последовательность действий.

К.Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

формулирование собственного отношения
к произведениям литературы, их оценки;

умение интерпретировать (в отдельных случаях)
изученные литературные произведения;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней

Чтение статьи учебника, прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы,  выразительное чтение стихотворений, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с музыкальным произведением, анализ текста

Подготовить сообщение на тему «Искусство моего родного края», использовать советы автора из главы «Учиться говорить и писать»

77

На дорогах войны. Стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н.Тихонова

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознан-
ному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

П.Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Р.Составляют план и последовательность действий.

К.Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

формулирование собственного отношения
к произведениям литературы, их оценки;

умение интерпретировать (в отдельных случаях)
изученные литературные произведения;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней

Чтение статьи учебника, прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы,  выразительное чтение стихотворений, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с музыкальным произведением, анализ текста

78

К. Симонов. Очерки «Мурманское направление», стихи, написанные на Севере

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознан-
ному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

П.Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Р.Составляют план и последовательность действий.

К.Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

формулирование собственного отношения
к произведениям литературы, их оценки;

умение интерпретировать (в отдельных случаях)
изученные литературные произведения;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней

Чтение статьи учебника, прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы,  выразительное чтение стихотворений, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с музыкальным произведением, анализ текста

79

Мурманские поэты о войне. Творчество А. Подстаницкого, В. Смирнова, В. Семёнова, А. Миланова, О. Вороновой, В. Тимофеева.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознан-
ному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

П.Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Р.Составляют план и последовательность действий.

К.Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

формулирование собственного отношения
к произведениям литературы, их оценки;

умение интерпретировать (в отдельных случаях)
изученные литературные произведения;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней

Чтение статьи учебника, прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы,  выразительное чтение стихотворений, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с музыкальным произведением, анализ текста

80

А.Вампилов. Свидание. Сценка из нерыцарских времен.

Совершенствование

духовно-нравственных

качеств личности,

воспитание уважительного отношения к русской

литературе

П.Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Р.Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

К.Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Отработка

навыков анализа

художественного

текста:

определение

темы, идеи,

жанровых

особенностей,

художественных

средств,

характеристика

героев,

элементов

сюжета.

Пересказ, ответы на вопросы,

выразительное чтение  текста,.

81

В. Каверин «Два капитана»

Совершенствование

духовно-нравственных

качеств личности,

воспитание уважительного отношения к русской

литературе, к культурам

других народов

П.Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

К.Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической речью.

.

Отработка

навыков анализа

художественного

текста:

определение

темы, идеи,

жанровых

особенностей,

художественных

средств,

характеристика

героев,

элементов

сюжета.

Определять тему и идею произведения, читать выразительно текст.

82

«Тихая моя родина….»

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознан-
ному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

П.Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Р.Составляют план и последовательность действий.

К.Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

формулирование собственного отношения
к произведениям литературы, их оценки;

умение интерпретировать (в отдельных случаях)
изученные литературные произведения;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней

Чтение статьи учебника, прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы,  выразительное чтение стихотворений, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с музыкальным произведением, анализ текста

83

Творчество Н. Рубцова

формирование осознанного, уважительного
и доброжелательного отношения к другому че-
ловеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценно-
стям народов России и народов мира; готовно-
сти и способности вести диалог с другими людь-
ми и достигать в нем взаимопонимания

П.Устанавливают причинно-следственные связи.

Р.Оценивают  достигнутый  результат.

К.Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции.

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями
других народов

Чтение статьи учебника, прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы,  выразительное чтение стихотворений, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с музыкальным произведением,  анализ текста

Из зарубежной литературы

84

«Кто честным кормится трудом – таких зову я знатью» Р. Бернс. «Честная бедность»

Совершенствование

духовно-нравственных

качеств личности,

воспитание уважительного отношения к русской

литературе, к

культурам других народов

 П:Умение оценивать

правильность

выполнения

учебной задачи,

собственные

возможности еѐ

решения;

Р выбирать действия

в соответствии с

поставленной

задачей.

К: умение

организовывать

учебное

сотрудничество и

совместную

деятельность с

учителем и

сверстниками;

работать

индивидуально и в

группе

Отработка

навыков анализа

художественного

текста:

определение

темы, идеи,

жанровых

особенностей,

художественных

средств,

характеристика

героев,

элементов

сюжета.

Осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы.  

Ответить на вопросы: как вы понимаете слова Р.Бернса: «Душа человека - его королевство»? Почему многие песни  Р.Бернса считаются народными? Какие русские афоризмы совпадают по мысли с афоризмами Р. Бернса? Найти художественно-изобразительные средства языка, отражающие идейный смысл стихотворения: метафоры, антитезу

85

«Властитель наших дум» Д.Г. Байрон.

Совершенствование

духовно-нравственных

качеств личности,

воспитание уважительного отношения к русской

литературе, к

культурам других народов

 П:Умение оценивать

правильность

выполнения

учебной задачи,

собственные

возможности еѐ

решения;

Р выбирать действия

в соответствии с

поставленной

задачей.

К: умение

организовывать

учебное

сотрудничество и

совместную

деятельность с

учителем и

сверстниками;

работать

индивидуально и в

группе

Отработка

навыков анализа

художественного

текста:

определение

темы, идеи,

жанровых

особенностей,

художественных

средств,

характеристика

героев,

элементов

сюжета.

Осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы.  

Тезисы сообщения учителя о жизни и творчестве Байрона. Выразительное чтение. Письменный ответ на вопрос: что обрекает героя на бессмертие?

86

Чтение наизусть стихотворений зарубежных писателей

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Р.Определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

П. Овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями
других народов

Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному.

наизусть

87

Японские хокку (хайку).

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Р.Определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

П. Овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями
других народов

Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному.

Составить хокку на разные темы

88

Д. Олридж «Отец и сын» (из повести «Последний дюйм»

Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Отношение человека и общества, причины несправедливого социального устройства. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

П. Выделение и формулирование проблемы.

Р. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

К. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами

Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы . Приобщение  к духовно-нравственным ценностям зарубежной культуры и литературы. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести, устные ответы на вопросы

89

Д. Олридж «Отец и сын» (из повести «Последний дюйм»

90

О. Генри. «Дары волхвов»

Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Отношение человека и общества, причины несправедливого социального устройства. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

П. Выделение и формулирование проблемы.

Р. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

К. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами

Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIX века. Приобщение  к духовно-нравственным ценностям русской культуры и литературы. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести, устные ответы на вопросы

91

О. Генри. «Дары волхвов»

Составить синквейн по теме «Любовь» или план рассказа (на выбор)

92

Л. Пиранделло «Черепаха».

Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Отношение человека и общества, причины несправедливого социального устройства. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

П. Формулирование ответов на вопросы учителя;

подробное пересказывание прочитанного или прослушанного.

К. Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Умение анализировать литературное произведение: формулировать тему, идею. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней..

Устные ответы на вопросы,  анализ сюжетно-композиционных особенностей

Ответы на вопросы( учебник)

93

Л. Пиранделло «Черепаха» Комментированное чтение.

Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Отношение человека и общества, причины несправедливого социального устройства. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Формировать умение смыслового чтения

Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста. Понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Устные ответы на вопросы,  анализ сюжетно-композиционных особенностей

Письменный ответ на вопрос

94

Р.Д. Брэдбери. «Каникулы»

П. Формулирование ответов на вопросы учителя; подробное пересказывание прочитанного или прослушанного.

К. Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Устные ответы на вопросы,  анализ сюжетно-композиционных особенностей

Письменный ответ на вопрос: как вы думаете, о чем мальчик написал в записке? О чем писатель предупреждает человечество в рассказе «Каникулы»?  

95

Резервный урок в/ч Каверин «Два Капитана» Отзыв о любимой книге.

Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма

П: Выделяют и формулируют проблему.

Р: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

К: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Умение анализировать литературное произведение: формулировать тему, идею. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста.

Восприятие и выразительное чтение фрагментов повестей, анализ произведений

Отзыв о книге

96

Викторина по изученным произведениям

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

П. Извлечение необходимой информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Р.  Самостоятельное формулирование познавательной цели и построение действия в соответствии с ней.

К.  Развитие умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

.

Научиться пректировать и корректировать индивидуальный маршрут  восполнения проблемных зон в изученных темах

Выполняют задания викторины

Составить кроссворд по любой теме

97

Теория литературы (герой, персонаж, сюжет, юмор, сатира, публицистика)

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию

П. Структурируют знания.

Р. Оценивают  достигнутый  результат.

К. Умеют создавать связный текст

Формулирование собственного отношения
к произведениям литературы, их оценки

Чтение текста учебника, структурирование знаний, заполнение таблицы

Подготовиться к проверочной работе

98

Виртуальная экскурсия к памятнику Кирилла и Мефодия

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Р. Определять цель выполнения  заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;

организация своего рабочего места под руководством учителя.

П. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач.

Формулирование собственного отношения
памятникам культуры, их оценки

Просмотр экскурсии, ответы на вопросы. Работа в группе.

Составление итогового теста по изученным за учебный год произведениям

99

Литература Народов России. Расул Гамзатов.  Заключительный урок

Формулирование

Собственного отношения к

произведениям

русской и зарубежной

литературы, их

оценка, обобщение и

систематизация изученного.

П:

Уметь устанавливать

аналогии, ориентироваться в

способах решения  задач.

Р:

формулировать и удерживать

учебную задачу.

К:Умение

формулировать

собственное

мнение и свою

позицию.

Совершенствование

Навыков самодиагностики по алгоритму выполнения

задачи при консультативной помощи   учителя.

Готовят  устный ответ. Передавать личное отношение, размышлять

100-102

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование для 2 класса(ФГОС)

Программа рассчитана на 2 часа в неделю для лицеев и гимназий, работающих по УМК И.Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко "Английский язык 2 класс"...

Календарно-тематическое планирование Музыка 1 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование составлено  в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразоват...

Календарно-тематическое планирование Музыка 2 класс ФГОС

Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразовательн...

Календарно-тематическое планирование Музыка 3 класс ФГОС

Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразовательн...

Календарно-тематическое планирование для 5 класса ФГОС по УМК "Spotlight"

Календарно-тематическое планирование составленно в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения для среднего звена....

Учебно-тематическое планирование География 5 класс. ФГОС (линия "Полярная звезда")

Учебно-тематическое планирование по географии в 5 класс ФГОС...

календарно-тематическое планирование для 5 класса ФГОС

календарно - тематическое планирование для 5 класса составлено на основе ФГОС второго поколения....