Ассоциативная память на уроках русского языка (или как помочь запомнить правила и исключения из них)
статья (5 класс) по теме

Кто-то из нас (взрослых) до сих пор помнит стишок для лучшего запоминания  падежей ещё с начальной школы:

ИВАН РОДИЛ ДЕВЧОНКУ , 
ВЕЛЕЛ ТАЩИТЬ ПЕЛЁНКУ.

Первая буква каждого слова этого весёлого двустишия соответствует первой букве в названии падежа:

И- именительный
Р- родительный
Д- дательный
В- винительный
Т-творительный
П- предложный

           Для тех, кто распрощался с изучением правил русского языка , закончив школу, не составит большого  труда и сейчас безошибочно вспомнить названия падежей и их порядок.  Честно говоря, мы тогда (будучи учениками) больших трудов и не прикладывали для запоминания этого стишка . Как-то само-собой с первого раза всё легко запомнилось. 
            В чем секрет?  В ассоциативной памяти. Памяти, благодаря которой помним и можем быстро воспроизвести информацию, связанную с правилами, событиями, датами и т. д.
           Что же такое ассоциативная память? В интернете есть масса научных определений , но если сказать кратко,  ЭТО ТО, С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО ЛЕГКО ЗАПОМИНАЕТСЯ ЛЮБАЯ ИНФОРМАЦИЯ: стихи, рисунки, схемы,цифры.
По типу схожести или несхожести предметов/явлений.

              Ассоциативная память не только помогает БЫСТРО запомнить, но и НАДОЛГО. Причем, даже если вам кажется, что вы забыли (к примеру этот стишок про Ивана), любой небольшой намёк (какой там был смешной стишок про падежи?) сработает как спусковой механизм, и вы вспомните порядок падежей снова.
К сожалению,таких удачных стишков для запоминания в русском языке не так уж и много. Ещё хочется отметить про спряжения:

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть. 

               Очень удачный стишок, большое спасибо автору (к сожалению, не знаю, кто такой замечательный стишок сочинил).
Правда, чтобы дети не запутались в -еть  и -ать, я дополнительно акцентирую ещё внимание на цифрах 7(-еть) и 4 (-ать).  Можно ещё добавить ассоциацию с погоней (смысловое значение глаголов), можно со смайликами  (у некоторых детей ,оказалось, этот вид рисунка идёт наравне со звуковым запоминанием).
            В общем, у каждого учителя есть свои секреты для запоминания. Секреты эти все разные не потому, что мы,учителя, ими не делимся и скрываем за семью печатями, а потому, что дети все разные. Кому-то лучше стихи, кому-то лучше система символов, кто-то в момент запоминания представляет картину из  Третьяковской галереи, а кто-то (!) в виде геометрических выражений или фигур.
Заставлять всех детей пользоваться только  своим методом ассоциативной памяти, думаю, нельзя. Как бы хуже не сделать,и не усложнить процесс запоминания.
А вот предложить свой для тех, кому он комфортен  можно. Причем, в проверочных и тестовых работах никогда не требую дословного воспроизведения стишков, схем, рисунков. Важно знание этих слов исключений, а в стишке они или нет, по порядку или нет-совсем  НЕ ВАЖНО.
После первых тестов становится очевидным скОльким детям этот принцип ассоциативной памяти помогает  (сколько начинает им пользоваться) и скольким неудобен.
Для этих детей можно предложить что-нибудь другое: не стишок, а рисунок или даже действие-ассоциацию.

1.Важно детям дать понять, что есть такая помощница в русском языке, как ассоциативная память,которая может очень сильно упростить процесс запоминания. 
2. Показать многообразие видов этой памяти.
3. Научить ей пользоваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyat.doc16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ассоциативная память на уроках русского языка (или как помочь запомнить правила и исключения из них)

Кто-то из нас (взрослых) до сих пор  помнит стишок для лучшего запоминания  падежей ещё с начальной школы :

ИВАН РОДИЛ ДЕВЧОНКУ , 
ВЕЛЕЛ ТАЩИТЬ ПЕЛЁНКУ.

Первая буква каждого слова этого весёлого двустишия соответствует первой букве в названии падежа:

И- именительный
Р- родительный
Д- дательный
В- винительный
Т-творительный
П- предложный

           Для тех, кто распрощался с изучением правил русского языка , закончив школу, не составит большого  труда и сейчас безошибочно вспомнить названия падежей и их порядок.  Честно говоря, мы тогда (будучи учениками) больших трудов и не прикладывали для запоминания этого стишка . Как-то само-собой с первого раза всё легко запомнилось. 
            В чем секрет?  В ассоциативной памяти. Памяти, благодаря которой помним и можем быстро воспроизвести информацию, связанную с правилами, событиями, датами и т. д.
           Что же такое ассоциативная память? В интернете есть масса научных определений , но если сказать кратко, то ноты(!),цветы(!) и т. д. 
ЭТО ТО, С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО ЛЕГКО ЗАПОМИНАЕТСЯ ЛЮБАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Стихи, рисунки, схемы.
По типу схожести или несхожести предметов/явлений.

              Ассоциативная память не только помогает БЫСТРО запомнить, но и НАДОЛГО. Причем, даже если вам кажется, что вы забыли (к примеру этот стишок про Ивана), любой небольшой намёк (какой там был смешной стишок про падежи?) сработает как спусковой механизм, и вы вспомните порядок падежей снова.
К сожалению,таких удачных стишков для запоминания в русском языке не так уж и много. Ещё хочется отметить про спряжения:

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть. 

               Очень удачный стишок, большое спасибо автору (к сожалению, не знаю, кто такой замечательный стишок сочинил).
Правда, чтобы дети не запутались в -еть  и -ать, я дополнительно акцентирую ещё внимание на цифрах 7(-еть) и 4 (-ать).  Можно ещё добавить ассоциацию с погоней (смысловое значение глаголов), можно со смайликами  (у некоторых детей ,оказалось, этот вид рисунка идёт наравне со звуковым запоминанием).
            В общем, у каждого учителя есть свои секреты для запоминания. Секреты эти все разные не потому, что мы,учителя, ими не делимся и скрываем за семью печатями, а потому, что дети все разные. Кому-то лучше стихи, кому-то лучше система символов, кто-то в момент запоминания представляет картину из  Третьяковской галереи, а кто-то (!) в виде геометрических выражений или фигур.
Заставлять всех детей пользоваться только  своим методом ассоциативной памяти, думаю, нельзя. Как бы хуже не сделать,и не усложнить процесс запоминания.
А вот предложить свой для тех, кому он комфортен  можно. Причем, в проверочных и тестовых работах никогда не требую дословного воспроизведения стишков, схем, рисунков. Важно знание этих слов исключений, а в стишке они или нет, по порядку или нет-совсем  НЕ ВАЖНО.
После первых тестов становится очевидным скОльким детям этот принцип ассоциативной памяти помогает  (сколько начинает им пользоваться) и скольким неудобен.
Для этих детей можно предложить что-нибудь другое: не стишок, а рисунок или даже действие-ассоциацию.

     1.Важно детям дать понять, что есть такая помощница в русском языке, как ассоциативная память,которая может очень сильно упростить процесс запоминания. 
2. Показать многообразие видов этой памяти.
3. Научить ей пользоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ассоциативные рисунки на уроках русского языка

Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и поэтому нелюбимым предметом школьного курса. А  главная задача каждо...

Презентация к уроку русского языка "Фонетические процессы и орфографические правила". 10 класс.

Презентация сопровождает урок, способствует его оптимизации, включает в себя теоретические сведения, практические и тестовые задания ЕГЭ, словарную работу....

Применение ассоциативного рисунка на уроках русского языка в условиях специального( коррекционного) учебного заведения

Описание опыта работы по использованию метода ассоциативного рисунка на уроках русского языка в условиях специального (коррекционного) учебного заведения...

Технологическая карта урока английского языка по теме " Множественное число существительных. Слова-исключения"

Методическая разработка урока английского языка по теме "Множественное число существительных. Слова-исключения"УМК: «Английский с удовольствием» (EnjoyEnglish) М.З. Биболетова, О...

"Ассоциативный метод обучения на уроках русского языка и литературы как инновационный способ формирования УУД обучающихся".

Статья на тему "Ассоциативный метод обучения на уроках русского языка и литературы как инновационный способ формирования УУД обучающихся"....

Мнемоника на уроках русского языка, или как быстро запомнить трудное

Презентация включает слайды, которые помогают ученикам быстро запомнить,  как правильно произносятся слова, как правильно склонять числительные. (Мнемотехника (то же, что...