Конспект урока по теме: ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР И ЕГО КОМЕДИЯ-БАЛЕТ «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ». ПРИРОДА КОМИЧЕСКОГО У МОЛЬЕРА
план-конспект урока (9 класс) на тему

Даваа Росина Олеговна

Урок для 9 класса по литературе. Познакомить еще с одной пьесой эпохи классицизма; попытаться распознать природу комического у Мольера; продолжать работу по развитию творческого воображения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_2.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР И ЕГО КОМЕДИЯ-БАЛЕТ
«МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ».
ПРИРОДА КОМИЧЕСКОГО У МОЛЬЕРА
(2 часа)

Цели: познакомить еще с одной пьесой эпохи классицизма; попытаться распознать природу комического у Мольера; продолжать работу по развитию творческого воображения учащихся.

Оборудование: портрет Мольера.

Методические приемы: литературный монтаж, слово учителя, литературоведческая справка, сообщения учащихся, инсценирование, чтение по ролям, беседа.

Словарная работа.

Комедия-балет – драматический жанр, появившийся у французских классицистов XVII века; соединял в себе канонический сюжет с рядом антре – балетных выходов, герои которых одеты в маски и костюмы аллегорических персонажей, изображающих сценки, о содержании которых рассказывалось в предшествующем выступлении певцов. Мольер заменил певцов театральным действием, сохранив антре.

Резонер – персонаж литературы XVII–XVIII веков (особенности комедий), не принимающий активного участия в развитии действия и призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с авторских позиций.

Интрига – соотношение персонажей и обстоятельств, обеспечивающее развитие действия в художественном произведении.

Ход урока

I. Слово учителя.

Первая попытка Мольера создать свой Блистательный театр в Париже закончилась бесславно. Осенью 1645 года театр разорился. Несколько дней Мольер провел в долговой тюрьме, а затем с остатком своей труппы отправился в провинцию. Что они могли тогда играть? Перелицовывали старые фарсы. Новым опытом было знакомство с итальянским театром масок, комедией дель арте. Как и французский фарс, она наследовала лучшие традиции народной площадной культуры, но, сформировавшаяся лишь XVI веке, представляла собой более высокий этап развития. В сценическом отношении эта комедия более предполагала создание ансамбля, состоящего из четырех масок: Панталоне – скупой купец; доктор и два простака: Бригелла – хитрый, изворотливый крестьянин и Арлекин – сначала глупец, позже – плут. Этот опыт заставил Мольера стать драматургом, поскольку комедия дель арте – театр импровизации. Существует общий сценарный план, а текст роли создается самим актерам. Мольер стал набрасывать роли, варьировать сюжеты, приспосабливать итальянские маски к французской жизни. В некоторых именах мольеровских персонажей и много позже угадывается их родословная: Сганарель происходит от Дзанарелло, оттуда же и влюбленный доктор, принесший первый парижский успех.

Успех подтвердил мастерство труппы, но в не меньшей степени и мастерство ее комедиографа, чье творение смешило узнаваемостью в масках типов реальной жизни. Для Мольера это был лишь один из первых набросков. Именно теперь он начинает подробно и обстоятельно писать типы с натуры. Отходя от канонов классицизма, он открывает дорогу реализму. Создает пьесы необычного жанра: комедия-балет.

II. Реализация домашнего задания.

1. Сообщение учащегося. «Комедия-балет» и «антре».

2. Литературный монтаж по пьесе М. А. Булгакова «Полоумный Журден» и инсценирование сценки.

(Заранее подготовлена.)

Бежар (сам актер труппы Мольера) в окружении других актеров: Юбер, Брэндавуан, Лагранж, госпожа Дебри, Дюкруази, госпожа Боваль, госпожа Мольер, господин Латорильер.

Юбер. В чем дело, хромой?

Бежар. Новая пьеса. Завтра спектакль у короля в Шамборе. Итак, Мольер болен. Я поведу репетицию. Я буду краток. Господин Мольер заболел, и я буду играть главную роль – Журдена. Соль в том, что я сошел с ума.

Юбер. Я давно это стал замечать.

Бежар. Юбер!... Я хочу сказать, что я, то есть Журден, парижский мещанин, богатый человек, помешался на том, что он – знатный дворянин вот и все. (Госпоже Мольер.) Люсиль – его дочь. Очаровательна, впрочем, как вы и в жизни.

(Госпожа Мольер уходит.)

(Лагранжу.) Клеонт – возлюбленный.

(Лагранж уходит.)

Госпожа Дебри – Доримена, маркиза, хитрая, лживая женщина. Отнюдь не такая, как вы в жизни.

(Госпожа Дебри уходит.)

Господин Латорильер – маркиз Дорант, мошенник. Извините.

(Господин Латорильер уходит.)

Госпожа Боваль – Николь, служанка Люсиль, словом, все понятно.

(Госпожа Боваль уходит.)

Дюкруази – педант, философ Панкрасе.

Дюкруази. Позволь, ты слишком краток. Хотел бы я знать, в чем дело?

Бежар. Филибер, мне ли тебя учить? В чем сущность педанта? Парик, смешная шляпа, плащ. Провались, Дюкруази.

(Тот уходит и тут же возвращается в роли педанта.)

Вот, ты всегда славился быстротой своей работы.

(Дюкруази уходит.)

(Одному из актеров.) Ковьель – хитрый, умный слуга Клеонта.

(Ковьель уходит.)

(Трем актерам.) И, наконец, господин Дебри и вы двое – учитель фехтования, учитель музыки и театра и учитель танцев, присосались к бедному Журдену и тянут из него деньги, развлекая его всякими представлениями.

(Дебри и учителя исчезают. Остается один Юбер.)

Юбер. Я, стало быть, свободен?

Бежар.О, нет, дорогой Юбер. Ты – моя старая и верная жена. (Обнимает и целует Юбера.)

Юбер. (Уходя, поворачивается и говорит). О, как мне надоели женские роли!

3. Обмен мнениями и небольшая беседа.

– Понравилось ли вам, как представили ребята основных персонажей комедии?

– На что обратил внимание М. А. Булгаков в своей пьесе, прочитав комедию Мольера?

(М. А. Булгакова заинтересовала сатирическая направленность комедии Мольера.)

– Как сумел он это реализовать в своей пьесе?

(Каждого персонажа пьесы он наградил нелицеприятной характеристикой.)

4. Сообщение ученика «Из истории создания комедии».

Комедия была заказана Людвиком XIV Мольеру для праздников в загородном дворце Шамбор. В пьесе должны были обязательно быть музыка и танцы, а также турки. С Турцией у короля ухудшились дипломатические отношения, поводом для этого стал анекдотический случай. Зато возникла бессмертная комедия!

Турецкий посол при французском дворе как-то неосмотрительно заметил, что конь у турецкого султана украшен роскошнее, чем корона Людовика XIV. Разгневанный монарх приказал посадить посла под домашний арест, потом и вовсе выслать из Франции. Король еще пожелал, чтобы Мольер в одной из своих комедий выставил турок в смешном виде, а драматург написал одну из самых смешных пьес, где вдоволь поиздевался как над турецкой, так и над доморощенной французской помпезностью. Впервые пьеса была сыграна 14 октября 1670 года.

Учитель. Найдите и зачитайте эпизод, в котором Мольер высмеивает турок.

(Посвящение Журдена в мамамуши. Действие IV, явление 9–13.)

5. Словарная работа.

– Какая интрига движет действие комедии «Мещанин во дворянстве», как с ней связано название комедии?

(Вводится термин «интрига».)

III. Выразительное чтение по ролям сцен (действие II, явления 6, 8; действие III, явление 3) и беседа по вопросам.

– Как относится Журден к желанию стать похожим на аристократов?

– Что обеспечивает комизм героев и ситуаций? Какие моменты раскрывают нам несоответствие стремления Журдена занять высокое положение и его внутренних возможностей, умственного и духовного развития, вкуса?

– Как можно прокомментировать слова учителя музыки: «Деньги выпрямляют кривизну его суждений»?

– В каких сценах и ситуациях проявляется грубоватая, примитивная, но деятельная, живая и не лишенная здравого смысла натура Журдена? Можно ли считать их положительными полюсами пьесы?

– Каковы на самом деле аристократы, покорившие Журдена?

– Кто такой Клеонт? Как он выражает точку зрения автора на происходящее?

(Вводится термин «резонер».)

IV. Итог урока. Работа с терминами.

– Назовите характерные черты классицизма в комедии. Допускает ли Мольер отступления от рамок классицизма?

(Часто происходит смешение комического и трагического, так как Жан-Батист Мольер очень хорошо знал театральные законы и умел создавать комические ситуации. На протяжении всей пьесы он мастерски использует противоречие между видимостью (дворянин) и сущностью (мещанин) господина Журдена.)

Домашнее задание. Попытайтесь представить себя режиссером спектакля и опишите основные антре «Мещанина во дворянстве», не забывая и о пожеланиях короля Людовика XIV.

Приложение

БИОГРАФИЯ ЖАНА БАТИСТА МОЛЬЕРА

В книге парижской церкви Святого Евстахия запись о крещении младенца, который станет известным под именем Мольера, помечена 15 января 1628 года, новорожденного нарекли Жаном. Его отец, тоже Жан Поклен, и оба деда были обойщиками – мастерами по обивке тканями стен и мягкой мебели. У родителей Мольера собственный дом вблизи Рынка – знаменитого чрева Парижа, в бойком торгово-ремесленном квартале. Семья растет год от года, но и утраты ее не обходят: умирают в малолетстве дети, а вскоре, совсем молодой, мать, Мари Крессе. Дела идут, очевидно, неплохо, потому что незадолго до этого Жан Поклен покупает должность королевского обойщика и камердинера короля. Это профессиональная вершина для ремесленника. Когда Жану Батисту (после рождения брата Жана), первенцу и наследнику Ж. Поклена, исполнилось пятнадцать лет, он тоже вступает в цех обойщиков, отец добивается от короля привилегии назначить сына своим приемником.

Но к тому времени Жан-Батист уже два года как был учеником Клермонского коллежа, что для обойщика явно излишне и не нужно. Эта забота отца вызвана и социальными принципами – увеличивается прибыль и тогда появится возможность, если не для себя, то для сыновей, купить дворянство.

А потому богатый буржуа и лелеял мечту о дворянстве. Можно было или жениться на обедневшей дворянке, или получить (купить) такую должность (судья), которая сама по себе уже дает право на дворянство. Наверное, поэтому отец и послал учиться Жана-Батиста в Клермонский коллеж. Коллеж находился в ведении иезуитов – это было среднее учебное заведение, но оно давало знания по естественным наукам, древним языкам, философии – знания давались прочные и разнообразные. После окончания коллежа Жан-Батист получил степень лиценциата права и даже выступал несколько раз в суде как адвокат. Путь к чиновничьей карьере был открыт, а в случае неудачи можно возвратиться к родительскому ремеслу. Но ни стряпчим, ни обойщиком Жан Батист Поклен не стал. В двадцать один год он отказался от родительских прав, взял часть причитающихся ему денег и отдался без оглядки своей страсти – театру. В первой половине XVII века театр переходил с площадных подмостков на сцены специально оборудованные. Играли два жанра: трагедии и комедии. Трагедия имела уже во Франции прочную литературную основу, а комедия нет (Корнель). Министр Ришелье сам некогда пописывал произведения, стал уделять огромное внимание театру – построил специально здание в Пале-Рояле, где впоследствии будет играть труппа Мольера. Комедии не имели успеха, так как были основаны на балаганном итальянском юморе (безвкусно разрисованные маски, ученые обезьянки, фокусники проглатывают змей, сальные словечки – «сельский юмор» – эти комедии игрались после трагедий – дамы даже покидали зал). Мольер создал Блистательный театр (даже государством они стали охраняться, так как комедия еще не шла на сцене, поэтому над актерами часто насмехались, издевались). В основном в театре Мольера тоже шли трагедии. Мольер начинает в трагическом амплуа. Театр просуществовал 1,6 месяцев; не выдержал конкуренции с профессиональными театрами.

В труппе Мольера только одна актриса Мадлен Бежар обладала трагическим дарованием; театр терпит финансовый крах, а Мольер, ставший ответственным, даже угодил на несколько дней в долговую тюрьму. С помощью родителей уладили эту неувязку, и Мольер со своей труппой уезжает в провинцию. Тринадцать лет странствий по всей Франции сначала в качестве рядового актера, а затем уже и руководителя были для Мольера суровой школой. Нужно было угождать публике, которая соберется, а это трудно, она была разноликой. Но именно здесь Мольер понял: в нем дар комедийного артиста. Именно фарсовыми представлениями они завоевали славу лучшей провинциальной труппы. Репертуар приходилось постоянно обновлять, и руководителю кочующей труппы лучшим выходом было самому писать пьесы. Поднакопив опыта и денег, в 1658 году Мольер и его товарищи решили вернуться в Париж: но там правильная речь, тонкий вкус, изящные манеры, поэтому трудно провинциалам утвердиться в столице. Мольер заручился покровительством брата короля, Месье, получил право называться «Труппой Месье» и добился милости: разрешения показать свое искусство в Лувре самому королю. Двадцатилетнему Людови-ку XIV это понравилось, он был в восторге от мольеровского фарса «Влюбленный доктор», до нас не дошедшего, и обласкал Мольера и его друзей: отныне они станут частыми гостями в королевских замках. Кроме двора, нужно было заслужить еще расположение парижской публики. Пока шли трагедии (в основном корнелевские), их освистывали, но когда он показал «Шалого», «Любовную досаду», получили полное одобрение, так как французская публика стосковалась по веселью.

Мольер женился на сестре Мадлен Бежар – Арманде – моложе его более чем на двадцать лет (говорят, что даже это дочь Мадлен, а сам Мольер – ее отец) – но это злопыхательство, наговор, все это доказано по документам: она сестра Мадлен. По воспоминаниям современников – ее дочь. По характеру Мольер был меланхоличен, раздражителен, а Арманда – легкомысленна, кокетлива, хотя и не ослепительно красива, но по-своему привлекательна. Безоблачного супружеского согласия такой брак не сулил.

17 февраля 1673 года в Пале-рояль шел спектакль «Мнимый больной» – уже четвертый раз. Мольер с утра чувствовал себя хуже обычного, но все-таки вышел на сцену, хотя его упрашивали близкие не выходить, играл Аргана, поражая публику мнимыми хворями, сражаясь со своей смертью. Во время церемонии посвящения в доктора его охватили конвульсии, кое-кто из публики заметил, но все-таки спектакль был доведен до конца. Мольера отнесли домой. Через час он умер от кровохарканья. Священники из ближайшей церкви отказались к нему идти: он не успел получить отпущения грехов и отречься от своего богомерзкого ремесла лицедея – такое требование для актеров еще было в силе. Архиепископ запретил хоронить Мольера по обряду, в освященной земле. Арманда кинулась к королю: король помог, но все же погребение прошло почти тайно, ночью, при свете факелов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)

План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...

Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...

План-конспект урока по теме"Повторение по теме "Деепричастие" в 7 классе

Целью данного урока является обобщение и систематизация знаний учащихся по теме "Деепричастие", поэтапная подготовка к ЕГЭ по русскому языку, так как считаю, что подготовку к ЕГЭ нужно начинать с 5 кл...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Конспект урока по теме "Контрольная работа по теме «Использование метода координат в пространстве для решения заданий С2 ЕГЭ»"

Цель урока:Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Использование метода координат в пространстве для решения заданий С2 ЕГЭ».Планируемые образовательные результаты:Учащиеся демонстрируют: ...