Конспект интегрированного урока истории и литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Цели урока:
обучающая:
показать своеобразие русской литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны, роль и значение в общественной жизни страны;
познакомить учащихся с развитием музыкального искусства периода Великой Отечественной войны, с творчеством выдающихся композиторов.
развивающая:
развивать умение обучающихся работать с источниками, с различной справочной литературой;
воспитательная:
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrativnogo_uroka_istorii_i_literatury.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегративного урока истории и литературы

с использованием  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Тема: «Литература и искусство периода Великой Отечественной войны»

Предмет: русская литература, урок-лекция.

Продолжительность: 1 урок, 45 минут

Класс: 11- б

Учителя: Чернявская Г. М. (учитель русского языка и литературы), Дементеева Н. Н. (учитель истории).

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

Аннотация: урок проводится в форме обзорной лекции с элементами беседы.

Цели урока:

обучающая:

  • показать своеобразие русской литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны, роль и значение в общественной жизни страны;
  • познакомить учащихся с развитием музыкального искусства периода Великой Отечественной войны, с творчеством выдающихся композиторов.

развивающая:

  • развивать умение обучающихся работать с источниками, с различной справочной литературой;

воспитательная:

  • способствовать воспитанию эстетического вкуса, гражданской идейно-нравственной позиции обучающихся;
  • воспитывать гордость за создателей культурных ценностей, чувства восхищения за их трудолюбие, мужество, творчество, мастерство.

Ход урока:

Слайд 1 (Тема урока)

1. Вступительное слово учителя. Определение цели урока.

           Сегодня мы проведем не совсем обычное занятие. Наш урок соединил в себе и литературу, и историю. Его тема «Литература и искусство периода Великой Отечественной войны».

        Прошло уже немало лет, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, а она продолжает жить в памяти народной, в сердцах миллионов людей, в искусстве и песенном творчестве.

Слайд 2 (Песня «Журавли»).

Озвучиваются статистические данные:

1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война.

27 миллионов жизней она унесла.

В среднем ежедневно погибало 19 тысяч человек, в час – 800 человек, в минуту – 13.

Слайд 3. (В годы военных испытаний 1215 писателей ушли воевать с врагом, более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение Родины).

Слайд 4. (Колокола)

Гудят колокола памяти. Гудят они над тихими лесами Смоленщины, над Хатынью и Брестом, над малыми поселками и большими городами, всюду, где ступал кованый сапог фашиста. И в этом гуле слышится нам реквием и гимн. Реквием тысячам убитых, замученных, сожженных заживо и  гимн в честь устоявших, выживших в страшных условиях войны и победивших. И огромная роль в этой победе по праву принадлежит советской культуре. Деятели литературы и искусства почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу с первых же дней войны. Искусство укрепляло и закаляло дух народа, вдохновляло его на подвиги, поддерживало в нем уверенность в победе, оно само было сражающимся. Тысячи деятелей искусства встали в строй и с оружием в руках защищали независимость Родины.

Слайд 5. (Начало войны).

Учитель: Начало войны потрясло каждого человека. Вспомним строчки из стихов поэтов военных лет…

Ученик: Сквозь время – везде и всегда

Мучительно помним про это:

Пришла в сорок первом беда,

И лишь в сорок пятом – победа. (К. Ваншенкин)

Ученик: Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем. (А. Твардовский)

Учитель: 22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, развязала войну против СССР. В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Александр Фадеев сказал: «Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Поэзия надела военную шинель и шагнула в бой. Уже на третий день войны по всей стране как призыв зазвучала песня Александрова «Священная война» на стихи Лебедева – Кумач.

Слайд 6.(Портреты А. В. Александрова, Лебедева - Кумача)

Что вы знаете об истории создания этой  песни?

Ученик: Однажды утром к А. В. Александрову подошел политработник с газетой «Извести» в руках. Александр Васильевич взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Утром следующего дня, едва успев родиться, «Священная война» начала выполнять свой солдатский долг. На Белорусском вокзале, в людской тесноте и духоте, ее голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Эта песня сразу стала необходима людям. С этого памятного дня началась ее большая жизнь.

Звучит запись песни «Священная война».

Слайд 7. (Плакат Тоидзе «Родина Мать зовет»).

Знаете ли вы автора плаката?

Каким образом автор смог передать свои чувства?

Ученик: Одна фигура приковывает к себе внимание зрителя: это простая русская женщина. Она сурова и гневна, она обращается к каждому из нас. Страстно зовет Родина- Мать своих сыновей стать в ряды ее защитников. Женщина изображена в красном, а – это цвет крови и цвет советского знамени. Небо над ней не голубое, а серое – это цвет хмари воны, заволокшей нашу Родину. За ее спиной – штыки, они символизируют оружие, которое ты обязан взять в руки, чтобы защитить сою Родину- Мать.

Если ты фашисту с ружьем

Не желаешь навек отдать

Дом, где жил ты, жену и мать,

Все, что Родиной мы зовем, -

Знай: никто ее не спасет,

Если ты ее не спасешь,

Знай: никто его не убьет,

Если ты его не убьешь.   (К. Симонов)

Учитель: Какую роль играли плакаты в годы Великой Отечественной войны?

Слайд 8. (Кукрыниксы).

Ученик: Плакат Великой Отечественной войны – одно из средств агитации в военное время, которое вместе с радио и газетами побуждало людей к действию: боевым и трудовым подвигам. Первым плакатом, который увидели граждане Советского Союза на своих домах 23 июня 1941 года, был плакат художников Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», на котором был изображен Гитлер, нарушивший Пакт о ненападении, и красноармеец, вонзающий штык в его голову. Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянов и Крылов, а также первых трех букв имени и первой  буквы фамилии Николая Соколова. Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски выполненные карикатуры и шаржи.

Учитель: Что еще вы можете рассказать об известных вам плакатах?

Слайд 9. («Отомсти!» Д. Шмаринова).

Ученик: Возрождаются традиции «Окон РОСТА», у истоков которых, как вы знаете, стоял В. Маяковский, которые теперь именуются «Окна ТАСС». Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942 г.), А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942 г.), С.В. Герасимова «Мать партизана» (1943 г.). С плаката художника Д. Шмаринова «Отомсти!» смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее руках – тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование – «Отомсти!».

Учитель: Поэзия военных лет – это и летопись жизни народной, и лирический дневник одновременно. Она сразу выразила всю гамму чувств, которую переживали  люди, она поддерживала, помогала, вдохновляла. Именно поэзия отразила необыкновенную душу нашего человека. Поэты прославляли ратные подвиги соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.

Назовите поэтов этой тяжелой поры.

Слайд 10. (Портрет А. Твардовского).

Многие известные литераторы работали военными корреспондентами. Стихотворные истории А. Т. Твардовского про смелого и удалого солдата Теркина со временем превратились в одно из лучших произведений советской литературы, воспевших подвиг рядового солдата Великой Отечественной войны, - «Книгу про бойца – Василий Теркин».

Слайд 11. (Портрет К. Симонова).

Ученик: одним из наиболее ярких поэтов этой поры стал Константин Симонов. Начало войны потрясло Симонова и наложило отпечаток на все его последующее творчество. Он сразу же отправился на фронт и в течение всей войны работал в качестве корреспондента газеты «Красная Звезда». Он бывал в окопах вместе с солдатами, дружил с офицерами, очень хорошо знал тех людей, которые командовали полками и дивизиями, разрабатывали военные операции. Войне и ее героям он посвятил большое количество стихотворений так, «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» он посвятил своему фронтовому другу поэту Алексею Суркову.

Учитель: …Жди меня.…Вспомните эти строки Симонова…

Ученик:

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.

Жди, когда снега метут,

жди когда жара,

жди, когда других не ждут,

позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

 писем не придет.

 Жди, когда уж надоест всем,

 кто вместе ждет.


Эти слова стали заклинанием, призывом для всех, кто оставался в тылу и кто сражался на передовой. «Жди меня» - это стихотворение Константин  Симонов посвятил своей жене, актрисе В. Серовой и всем, кто ждал своих любимых.

Слайд 12. (Портреты О. Бергольц, Ю. Друниной).

Учитель: Говорят, у войны не женское лицо, но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, были снайперами, летчиками… Они были солдатами. Слово их тоже было оружием.

Кого из них называли «Блокадной  поэтессой»?

Ученик: Ольга Бергольц – «блокадная» поэтесса, влюбленная в свой город, в свой народ. Большие и тяжелые испытания выпали на долю поэтессы. В годы войны Бергольц создала свои лучшие произведения: «Ленинградскую поэму», «Февральский дневник», стихотворения, вошедшие в книгу «Ленинградская тетрадь». Голос Бергольц, который звучал по радио в осажденном городе, внушал веру в победу, рассказывал о стойкости и мужестве ленинградцев.

Учитель: Расскажите о Юлии Друниной.

Ученик: Поэтесса Юлия Друнина прошла всю войну и сохранила о ней память на всю жизнь в характере «Светлокосого солдата России наиболее яркими чертами были решительность и твердость. Юля была медсестрой, санитаркой в пехоте, самом неблагоустроенном роде войск, и не где-нибудь в госпитале, а на передовой, в пекле, где под огнем приходилось слабыми девичьими руками вытаскивать тяжелораненых. Смертельная опасность и тяжкий труд шли рядом:

Я только раз видала рукопашный,

Раз - наяву! И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

То ничего не знает о войне.

Физминутка. (Вспомним даты Великой Отечественной войны).

Учитель: Тема Великой Отечественной войны предстает и в творчестве нескольких поколений ставропольских поэтов.

Кого из них вы знаете?

Ученики называют: А. Исаков, В. Марьинский, И. Кашпуров, В. Ащеулов, В. Гнеушев, И. Романов, Я. Бернард, Г. Фатеев, В. Ходарев, А. Екимцев, И. Булкин.

Учитель: Их произведения о войне объединяют темы Родины, героизма народа в борьбе за ее свободу, памяти, материнской любви, интернациональной дружбы, связи поколений, фронта и тыла. Давайте вспомним некоторые из них.

Слайд 13. (Портрет А. М. Исакова).

Ученик: Андрей Максимович Исаков (1902 - 1971 гг.). в годы войны был корреспондентом фронтовой печати. За боевые заслуги награжден орденом Красной Звезды. В его стихотворении «Пробивает солнце храмы…» любовь к Родине сливается с ненавистью к фашистам, с призывом отомстить им:

Собирайтесь, партизаны,

Стариной тряхнем,

По захватчикам - фашистам

Сталью полоснем.

Слайд 14. (Портрет В. Д. Марьинского).

Ученик: Валентин Данилович Марьинский (1924 - 1972 гг.). Наиболее известна его баллада «Не пришедший с войны» с посвящением командиру роты:

За стеной, который, не ведая год,

Человек, не вернувшийся с фронта, живет.

За высокой кирпичной больничной стеной

Слышен крик по ночам:

«В наступленье! За мной!»,

«Не робейте, ребята! Ребята, вперед!» -

Слышен крик вот уже восемнадцатый год.

Слайд 15. (Портрет В. А. Ащеулова).

Ученик: Вениамин Абрамович Ащеулов (1929 - 1998). Великую отечественную войну встретил курсантом полковой школы. Боевое крещение получил под Москвой в июле 1941 года. Трижды ранен, награжден орденами Отечественной войны и 15 - тью медалями. В стихотворении «Если б я погиб на фронте…» В. Ащеулов нарисовал обаятельный образ фронтового друга:

Все его любили в роте,

Потому что дрался храбро

И всегда с мечтою жил.

Учитель: На линию огня мы уезжаем

Быть воинами в этот грозный час.

О Родина! Сердечно провожая,

Благослови на светлый подвиг нас.

Кому принадлежат эти строки?

Слайд 16. (Портрет И. Г. Булкина).

Ученик: Эти строки принадлежат старшему лейтенанту Ивану Гурьяновичу Булкину. Юноша писал стихи в короткие передышки между боями. Январским утром 1943 года он первым с группой разведчиков входил в пылающий Ставрополь. Разведчики ворвались в город с восточной стороны. Минуя засады, отстреливаясь, пробирались к центру. Отступавшие оккупанты старались как можно больше взорвать, сжечь, уничтожить. Отряд смельчаков уже приближался к Ворошиловскому проспекту, как вдруг появилась вражеская машина. Из нее выскочили фашисты. Булкин, уже дважды раненный, едва успел дать боевую команду, как пулеметная очередь врага скосила его. Отважный воин - поэт был посмертно награжден орденом Красного Знамени. А ставропольцы хранят память об Иване Булкине в названии небольшой улицы в центре города.

Учитель: Выдающееся место в культуре периода Великой Отечественной войны заняли также стихи, ставшие песнями. Песни войны… как необходимы они были воинам, как тянулись к ним  тысячи сердец…

Кто сказал, что надо бросить песни на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне.

Слайд 17. (Бойцы на привале).

Ученик: в годы войны массовая песня - самый распространенный жанр советской музыки. Она одной из первых отразила события войны и стала ее музыкальной летописью. Четыре года войны стали знаменательным периодом, утвердившим новый песенный стиль, характеризующийся взаимопроникновением лирики и героики. Песня была могучим духовным оружием на фронте и в тылу.

Учитель: Было написано, исполнено, прочувствовано и принято множество песен: «Заветный камень» Мокроусова и Жарова, «Вечер на рейде» Соловьева- Седова и Чуркина, «В землянке» Листова и Суркова и другие. Их пели в тылу и на фронте, на поле боя и в короткие минуты отдыха.  Они звучали в исполнении концертных бригад и отдельных бригад. Выдающимися исполнителями были Лидия Русланова, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко…

А песня «Бьется в тесной печурке огонь» стала, чуть ли не самой первой лирической песней, рожденной в пламени войны.

Знаете ли вы, как была создана эта песня?

Ученик: Эта песня родилась случайно, и даже не для печати. Это было шестнадцать «домашних»  строк из письма жене. Написаны они были после тяжелого боя. Так бы и остались эти стихи частью личного письма, если бы не появился во фронтовой редакции композитор Константин Листов. Через неделю композитор вновь появился в редакции фронтовой газеты, попросил гитару и спел свою песню «В землянке».

(Звучит песня «В землянке», исполняют два ученика).

Слайд 19.  (Видеозапись «Блокадный Ленинград»).

Учитель: 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Около миллиона человеческих жизней унесла она. Люди гибли от бомбежек, голода, холода. В дни блокады, живя в Ленинграде, композитор Дмитрий Шостакович написал Седьмую симфонию. Она была посвящена героической борьбе ленинградцев. Сначала Шостаковичу хотелось, чтобы здесь были слова, и чуть было сам не начал их писать. Позже он был рад, что обошелся без текста. Музыка в данном случае выражает все значительно сильнее.

9 августа 1942 года состоялась премьера седьмой симфонии Шостаковича. Первое исполнение симфонии стало особым торжеством, оно состоялось в филармонии при переполненном зале.

(Тихо звучит Седьмая симфония Шостаковича).

Учитель (на фоне музыки): К тому времени симфонию уже слушали в Нью-Йорке, Филадельфии, Лондоне. И вот партитура симфонии возвратилась домой, в Ленинград - горд своего рождения. Когда день исполнения был назначен, военный совет фронта поставил задачу перед командиром артиллерийского полка: на несколько часов, пока будет исполняться симфония, прикрыть город от артиллерийского огня противника.

9 августа командующий артиллерией фронта отдал приказ начать операцию «Шквал». Батареи, орудия передавали эстафету огня, исполняя свою партитуру боя. Город был закрыт огневым щитом. А в зале филармонии звучала Седьмая симфония.…Только вдумайтесь в этот факт. И тогда вы поймете, почему наш народ победил фашизм.

(Громко звучит Седьмая симфония Шостаковича).

Учитель: Сегодня, возвращаясь к той поре, мы отчетливо видим, что деятели советской литературы и искусства еще раз доказали свое единство с народом. И это дает основание говорить о весомом вкладе поэтов, художников, артистов, музыкантов в общую Победу.

Блиц - опрос по теме урока (презентация).

Учитель: Наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

(Рефлексия).

Домашнее задание:

Литература: выучить любое стихотворение периода Великой Отечественной войны.

История: повторить §25, решить часть С1 - С4 ЕГЭ (задание раздается).

Итог урока, комментирование оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей."

На уроке совершается путешествие в современную Грецию, чтобы отыскать следы прошлого. Происходит краткое  ознакомление с атрибутами Греции и, как эти символы связаны с Древней Грецией. Дети знако...

Презентация к интегрированному уроку (история, география, литература) на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей".

Презентация составлена, как добавочный материалл к уроку на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей". Может использоваться  на уроках географии, истории, литературы и мировой художественной ку...

Конспект интегрированного урока – размышления по литературе и истории в 11 классе «ПРАВО НА ПАМЯТЬ»

Урок о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве; истории народного мученичества; политике беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком. ...

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...

Интегрированный урок история и литература Тема урока «Гроза 1812г.»

Цели урока:- образовательная -  систематизировать знания учащихся и создать целостную картину событий войны 1812 года; - развивающая – способствовать  развитию у учащихся логическ...