Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы
статья на тему

Алексеева Валентина Георгиевна

Особенности развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_na_urokah_rus_yaz_i_lit-ry.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы

Алексеева Валентина Георгиевна, учитель русского языка и литературы

Практически на всех уроках в школе дети и говорят, и слушают, и читают, и пишут. Конечно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых слов, оценивают последовательность и выразительность ответа и т.п. Но только на уроках русского языка и литературы задача развития речи решается целенаправленно, в определенной системе, с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников.

При определении содержания работы по развитию речи нельзя не учитывать, что, приходя в школу, ученики практически уже владеют родным языком. Однако их речь требует совершенствования с самых различных точек зрения, если мы хотим решить воспитательно-образовательные задачи, поставленные перед современной школой государством и обществом.

 Стало ясно, что без усиленной систематической работы по развитию речи учащихся (на специальных уроках развития речи, при изучении других тем, во внеурочное время) ни о каком прочном усвоении знаний и приобретении устойчивых навыков не может идти и речи. Эта проблема стала актуальной ещё и потому, что выполнение экзаменационной работы по русскому языку, да и по другим предметам требует от выпускника школы следующих умений: анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности; оценивать языковые явления с точки зрения нормативности; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; использовать основные приёмы переработки текста, оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; осуществлять речевой самоконтроль. Поэтому целью моей работы по данной проблеме стало следующее: развитие устной и письменной речи учащихся.

Основные задачи:

  1. Диагностика знаний, умений и навыков учащихся в сфере речевой деятельности.
  2. Формирование и развитие основных компетенций.

1) коммуникативной:

  • овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
  • формирование осмысленных умений и речевых навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся.

2) языковой и лингвистической:

  • овладение основными нормами русского литературного языка;
  • обогащение словарного запаса, грамматического строя речи.

3) культуроведческой:

  • овладение нормами русского речевого этикета;
  • совершенствование владения различными видами речевой деятельности, повышение уровня грамотности учащихся.

Формирование правильной и хорошей речи связано с изучением основных языковых единиц (звук, слово, словоформа, словосочетание, предложение), что находит отражение в так называемых вторых пунктах программы школьного курса русского языка (традиционная программа, авторы – М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский). Существует программа (УМК Разумовской М.М., главной целью обучения является обеспечение языкового развития учащихся, формирование умений и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, а также умения свободно говорить и писать на родном языке), в которой усилена речевая направленность.

В ходе работы выяснилось, что наиболее целесообразным в данной ситуации оказалось следующее:

  • ежедневная работа со словом, словосочетанием, предложением, текстом (разных стилей и типов речи, особенно с текстами произведений, изучающихся на уроках литературы) на уроках русского языка и литературы;
  • использование элементов технологии активного обучения, включающей в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся;
  • внеклассная работа по русскому языку и литературе.

Вот некоторые из используемых мною на уроках упражнений и речевых задач, которые способствуют достижению поставленной цели:

  • диктанты: по памяти; “Угадай словечко”; "Реклама нового слова", лексический; "немой", зрительный и др.;
  • сочинение-миниатюра по опорным словам;
  • игра “Объясни разницу”;
  • построй (составь, сконструируй) словосочетания (предложения, текст) по графической схеме или по данному образцу;
  • "Собери мозаику" из рассыпанных слов, предложений.
  •  использование произведений живописи на уроках русского языка.
  •  тренировка артикуляционного аппарата.

Мне представляется, что наиболее полно соединению задач развития речи и знакомства с культурой народа отвечает использование произведений живописи на уроках русского языка. Картины, воздействуя на органы чувств, дают возможность воспринимать действительность более глубоко, способствуют развитию эмоциональной сферы человека, его мышления и на этой основе формированию мыслительных и речевых процессов. Работа по картине погружает учащихся в изображаемый художником мир, позволяет реализовать положение о соотношении языка и культуры, коммуникативности и культуроведения.

Использование произведений живописи на уроках русского языка способствует осуществлению важной социально-языковой функции: кумулятивной, накопительной, ведь, выступая в качестве источника отражения внешнего мира, картины способствуют фиксации и сохранению в языковых единицах информации о постигнутой человеком окружающей его действительности.

Обучение видам речевой деятельности (говорению и письму, во-первых) с использованием живописи осуществляется успешнее при помощи языковых упражнений.

Итак, вопросы для первичного восприятия картины:

  1. Что вы видите на картине?
  2. Что изображено в центре картины?
  3. Что вы видите на заднем плане?
  4. На каком фоне изображены предметы?
  5. Какое время года на картине изображено?
  6. Какой день показал художник?
  7. Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?
  8. Какие цвета использовал художник?
  9. Какой цвет преобладает?
  10. Кто главный герой картины? Как вы догадались?
  11. Что можно сказать о главном герое?
  12. Почему художник дал такое название картине?
  13. Как бы вы ее назвали?
  14. Нравится ли вам картина? Почему?
  15. Какое настроение она вызывает? Почему?

Для формирования монологической речи целесообразны следующие задания:

  1. Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на… Составьте предложения на тему этой картины.
  2. Назовите признаки предметов картины (цвет, объем, формы). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст.
  3. Составьте описание картины по плану, записанному на доске.
  4. Составьте описание картины по опорным словам, записанным на доске (можно попросить определить их самостоятельно).
  5. Выразите свое отношение к картине.
  6. Опишите ситуацию, изображенную на картине.
  7. Составьте план описания картины, выбрав подходящие фразы из предложенных.

На следующем этапе вопросно-ответные упражнения на говорение носят более творческий характер:

  1. Почему художник захотел изобразить именно эти предметы? (это время года, этот пейзаж…)
  2. Почему художник использовал контрастные цвета в изображении?
  3. Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение.
  4. К какому жанру живописи вы отнесете эту картину? Почему?

Необходимы упражнения и на развитие воображения, например:

  1. Составьте воображаемый диалог между персонажами картины.
  2. Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных художником.
  3. Расскажите о событиях, которые могли бы предшествовать изображенному на картине.
  4. В роли какого героя вы хотели бы оказаться и почему?

Эти упражнения готовят учащихся к составлению рассказа или сценария (ролевой игры) по картине.

На продвинутом этапе обучения можно организовать беседу по картине, в ходе которой отработать словарно-стилистический аспект высказываний; следует поощрять поиск наиболее подходящих слов, подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений.

Речевая подготовка позволяет организовать разнообразные формы работы на говорение:

  1. Подготовленное заранее самостоятельное сообщение учащегося о творчестве художника с описанием картины.
  2. Неподготовленное заранее высказывание: "Вы посетили выставку картин: расскажите о картине, которая изображает ваше любимое время года так, чтобы ваш собеседник захотел ее увидеть".
  3. Ситуативный диалог: вы пришли в картинную галерею и встретили там преподавателя изо и литературы. О чем вы будете говорить? Какие темы будут интересны вашим собеседникам?
  4. Ролевая игра: "Я — экскурсовод", "Картина заговорила", "Художник пишет картину".
  5. Интервью: журналист берет интервью у художника в день открытия его персональной выставки.

Интервью у посетителя выставки.

Интервью у директора музея.

Интервью у экскурсовода.

Безусловно, при такой работе обращается внимание не только на жанр, но и на стиль речи.

Таким образом, достаточно простая в методическом плане работа по картине готовит учащихся к публичным выступлениям в социально-культурной сфере, к общению в области искусства.

Я проводила работу со скороговорками (тренировка артикуляционного аппарата), высказываниями лингвистов, иллюстрированными поэтическими текстами, беседы для активизации речевой деятельности, предоставляла возможность детям самостоятельно формулировать тему и цель урока. Т.е., давала им возможность чаще и больше читать и говорить на уроке.

Кроме того, использовала ежедневно тренировочные упражнения, рекомендуемые для повышения скорости чтения: поиск непонятного слова, "Жужжащее чтение", "Буксир", многократное чтение, ежеурочные пятиминутки чтения.

На уроке литературы также использовала упражнения, рекомендуемые Зайцевым В.Н.: чтение по цепочке (по 1-2 предложению), беседа по прочитанному в парах, оценивание друг друга.

А чтобы не падала осмысленность чтения, использовала пересказ (самостоятельный, в парах) лингвистических (тексты брали из учебников М.М.Разумовской.) и художественных текстов.

Интересно использование и такого приёма, как инверсия. Известно, что ребята часто теряются, если им задать вопрос не так, как они его ждут. Справиться с этим затруднение помогает применение инверсии при формулировке правил, изучаемых на уроке. Например, учащиеся знают, что "причастный оборот – это причастие с зависимыми словами". Вопрос может звучать следующим образом: Как называется причастие с зависимыми словами? Такое "инверсирование" (переворачивание, перефразирование ) помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Приведу примеры используемых мною приёмов, стимулирующих литературное творчество, развивающих творческое воображение: проблемное изложение теоретического материала; самостоятельное наблюдение учащихся над текстом, совершенствование рукописи (самостоятельное, коллективное редактирование); рецензирование работ учащихся (в том числе и взаимное); сообщения учащихся как результат проведённых наблюдений над произведением писателя и анализа прочитанной литературы; устные высказывания различного характера.

Немаловажную роль в достижении поставленных целей сыграла и внеклассная работа по русскому языку и литературе. Конкурс стихотворений и песен, посвящённых Великой Отечественной войне.

На уроках литературы необычайно важной стороной совершенствования устной речи учащихся являются упражнения по выразительному чтению художественных произведений, постепенное усложнение и разнообразие этих упражнений. Например: «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (выразительно прочитайте вслух отрывок, к которому относится рисунок. Прочитайте, как рассказывается... о трех сражениях Ивана — крестьянского сына) — задание настраивает на подготовку чтения фрагментов сказки, выборочное чтение, например прочитать описание природы, — в этом случае можно прибегнуть к более сложным упражнениям: во время подготовки выразительного чтения обратить внимание на описание природы, особенности этого описания.

      Неотъемлемой частью  моей работы  на каждом из уроков литературы является словарная работа. Она проводится и во время рассказа самого учителя, включающего трудные слова в ткань повествования, и во время чтения статей о писателях, и во время анализа художественного произведения или пересказов учащихся.

      Проводя словарную работу, необходимо различать слова активной и пассивной лексики. Например, слова, которые нужно объяснить (тролль, сочельник, рогатка, стречка и др.), чтобы был понят смысл прочитанного, и слова, которые могут быть введены в активную речь (затужили, своенравна, мимоходом, студеная пора и др.), требуют различного подхода. Первая группа слов нуждается только в объяснении, вторая — в дополнительных упражнениях (введение в предложение, в пересказ, рассказ и др.).

      Кроме того, важно проследить повторяющиеся в нескольких произведениях слова и обратить на них внимание учащихся. Например, слово «своенравная» впервые встретилось детям в пушкинской «Сказке о мертвой царевне...», затем в «Снежной королеве» Андерсена, впоследствии школьники активно используют это слово в работе с «Муму» Тургенева. Крайняя степень удивления передается словом «ахнул» и в «Царевне-лягушке», и в «Сказке о мертвой царевне...», и в «Кавказском пленнике». Вместе с тем каждый раз эти слова включают в себя особые смысловые оттенки.

      В ходе работы обращаю внимание на слова, которые помогают более глубоко и осмысленно воспринять художественное произведение, например: в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» объясните, почему Пушкин называет царицу сначала «царицей», потом «бабой гневной», «злою царицей», а затем «злой мачехой».

      В рассказе «Муму» учащимся дается задание: найдите и прочитайте однокоренные слова (двор, дворник, дворецкий, придворный, дворня, дворянин, дворовый). Объясните значение этих слов.      Изучая произведение, несколько усложняется словарная работа на первом уроке — это толкование новых слов, терминов, включение их в собственное предложение; на втором — внимание к словам, характерным для сказки, к словам, характеризующим героев уже прочитанных произведений (как эти слова можно объяснить, откуда они, кого характеризуют, как помогают раскрыть характер героев); на третьем уроке — осмысление многозначности слова, эпитетов в стихотворениях о природе, их роли в художественном произведении, введение в предложение; на четвертом уроке — осмысление сравнений и т. д.

.

      Художественные тексты, изучаемые в школе, дают неисчерпаемые возможности для упражнений учащихся в пересказах, т. е. для упражнений в монологической связной речи.

      На уроках литературы я использую различные виды пересказов: свободный (как запомнилось), художественный (с сохранением максимума из прочитанного текста, цитированием, передачей некоторых диалогов, правильным интонированием и др.), выборочный, краткий, от другого лица. Любой из перечисленных пересказов можно использовать при изучении любого произведения (кроме стихотворного). Например,«Царевну-лягушку» лучше использовать для художественного пересказа. «Снежную королеву», сказку объемную и переводную, уместнее пересказывать кратко.

      В выборе пересказа для соответствующего произведения следует исходить из того, насколько дети подготовлены к нему, насколько сам текст дает материал для того или иного пересказа.

      Свободный пересказ — самый простой для учащихся, поэтому с него и начинается работа.

      К выборочному пересказу обращаемся в сказке, впоследствии берется текст большого произведения (расскажите историю Костылина из «Кавказского пленника»).

      Осторожнее всего следует относиться к пересказу от другого лица. Он нужен, чтобы определить, насколько понята учащимися психология героя, такое переключение очень сложно для детей данного возраста.

      Следует учитывать постепенное нарастание трудностей в совершенствовании пересказов. Например, краткий пересказ для учащихся труден, поэтому подготовка к нему ведется исподволь: выбор главного из того или иного абзаца, подробный и краткий план прочитанного, краткий пересказ эпизода, главы, сопоставление большого рассказа и формулирование его основной мысли пословицей и т. д.

      Для обогащения устной речи важны художественные пересказы, но к ним также следует идти постепенно: сначала элементы такого пересказа во время выборочного или свободного, затем художественный пересказ фрагментов, глав и т. д.

      Постепенно требования к пересказам учащихся усложняются: вводятся элементы описаний, рассуждений: расскажите, как Жилин и Костылин (из рассказа «Кавказский пленник») попали в плен. Сравните, как вели себя они в плену. Прочитайте описание природы.

      Обратим внимание на то, что в работе над пересказом этого произведения от учащихся требуется рассуждение и умение включить в рассказ описание, понять его роль в произведении.

      Элементы описания, рассуждения войдут в пересказы учащихся и при работе с рассказом Тургенева «Муму». Несколько усложняется словарная работа на первом уроке — это толкование новых слов, терминов, включение их в собственное предложение; на втором — внимание к словам, характерным для сказки, к словам, характеризующим героев уже прочитанных произведений (как эти слова можно объяснить, откуда они, кого характеризуют, как помогают раскрыть характер героев); на третьем уроке — осмысление многозначности слова, эпитетов в стихотворениях о природе, их роли в художественном произведении, введение в предложение; на четвертом уроке — осмысление сравнений и т. д.

      То же следует сказать и о пересказах: на первом уроке — свободный, выборочный, художественный, на втором — краткий пересказ, на третьем — рассказ по личным наблюдениям, выразительное чтение стихотворений, на четвертом — пересказ с элементами рассуждения, описания, собственный рассказ и т. д.

   В своей работе я большое внимание уделяю выразительному чтению стихотворных произведений.

      На уроках литературы я использую иллюстрации с целью углубления работы над художественным произведением3.

      Подбирая текст к иллюстрации, рассказывая о впечатлении, которое она производит, сопоставляя ее с другой иллюстрацией, школьникам приходится отвечать на вопросы, формулировать ответы, пересказывать текст, следовательно, совершенствовать устную речь.

      Не менее интересно использовать картины. Известно, например, что портрета Арины Родионовны — няни Пушкина — не сохранилось, но картины «Пушкин слушает сказки своей няни» В. Кузнецова, «Пушкин и няня» Н. Ульянова, «Пушкин и няня» Ю. Непринцева, несомненно, сделают рассказ учителя о поэте значительно ярче и нагляднее, позволят провести беседу с учащимися по картине.

Таким образом, целенаправленная и планомерная работа над развитием речи школьников помогает не только развить мышление учащихся, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову, способствовала формированию общей культуры, но и внесла существенный вклад в развитие всесторонней, социально активной личности выпускника школы, помогла формированию и развитию ключевых компетенций, его социальной адаптации, что и определяет качество современного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи  учащихся на уроках русского языка и литературы...

Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя ...

Обобщение работы по теме "Работа по развитию устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы"

В обобщении представленыформы и методы работы по развитию устной и письменной речи учащихся, которые я применяю на уроках русского языка и литературы....

Система работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы

Данные рекомендации позволяют вести сситемную работу над устной и письменной речью учащихся....

Реферат на тему " Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах"

Представление в виде презентации реферата по теме самообразования...